Сладкая селедка на крыше

Репортаж из Орхуса о центре культурного производства «Годсбанен» бюро 3XN.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

02 Октября 2013
mainImg
«Годсбанен» (Godsbanen) в переводе с датского значит «грузовые железнодорожные перевозки». Именно так называется культурно-производственный центр, построенный по проекту бюро 3XN в Орхусе – втором по величине городе Дании. Свое название здание получило потому, что находится на месте железнодорожного депо.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Орхус и Копенгаген в Дании – это как Москва и Санкт-Петербург в России, Рим и Милан в Италии, Мюнхен и Берлин в Германии. Когда Дания победила на «Евровидении» в этом году, жители Орхуса были возмущены, что Копенгаген, а не их город, будет принимать в 2014 этот конкурс песни. В общем, отношения между городами – самые сопернические.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
В Орхусе находится самый известный архитектурный институт Дании, и большинство выпускников первое время остаются в городе. Позже некоторые уезжают в Копенгаген, но остальные всю жизнь так и работают в Орхусе, совершенно не чувствуя желания и необходимости переезжать в датскую столицу. И в этом нет ничего удивительного: сегодня работы у архитектора в Орхусе ничуть не меньше, а, может быть, даже больше, чем в Копенгагене.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Дело в том, что Орхус поставил себе задачу стать культурной столицей страны. Была разработана специальная программа, методично реализуя которую, жители и власти Орхуса планируют сделать свой город местом проведения всех основных культурных мероприятий и точкой притяжения туристов.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
А началось все с архитектуры. Город Орхус – промышленный, и, естественно, как в любом подобном центре, многие предприятия со временем закрываются, и индустриальные объекты стоят заброшенными. Именно так в развивающемся городском районе старое железнодорожное депо пустовало, привлекая нежелательный контингент, совсем не вписывающийся в радужную картину «Орхуса будущего». Поэтому из депо было решено сделать культурно- производственный центр Был объявлен конкурс, который выиграли архитекторы 3XN, первый офис которых был, кстати, открыт именно в Орхусе. Выиграли они потому, что их проект, по мнению жюри, связывал городскую ткань с исторической, функциональной и пространственной точки зрения.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
«Годсбанен» – проект особенный: он целиком и полностью предназначен для общества. Сюда можно прийти в любое время, бесплатно или за символический взнос посетить различные курсы или просто поболтать с друзьями, поесть в кафе, полежать на диване с ноутбуком, сделать уроки и так далее. Здесь бывают люди разного возраста, которые с удовольствием общаются друг с другом. А ведь датчане – народ замкнутый и не самый коммуникабельный, для свободного общения им нужны определенные условия, и в «Годсбанен» они есть.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Также здесь можно найти дух истории. О стоявшем на этом месте депо напоминают ангары, служившие раньше как хранилища грузов. Сейчас в них проводят различные мероприятия, в том числе – дискотеки. Не сразу заметная деталь – старинные весы: они находятся в отличном состоянии и работают до сих пор. Оставили их в центре в память о прошлом.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Основной, центральный объем «Годсбанен» – современная постройка. В интерьере все очень просто и демократично: много фанеры, керамической плитки, открытых конструктивных элементов. Но хороша ли такая постоянная «архитектурная демократичность» – это большой вопрос; в Дании ее можно встретить практически везде, однако не всегда она к месту. Но здесь, в «Годсбанен», она более, чем уместна.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Мебель в холле поддерживает «идею демократии». Ее сюда собрали из разных жилых домов, поэтому у каждого стула и шкафа здесь свой стиль и своя история. И эта разнородная мебель придает месту шарм и уют.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Из кафе центра «Годсбанен» можно попасть во внутренний двор, где периодически размещают инсталляции или проводят выставки произведений, которые сделали слушатели местных курсов. Мастерские расположены по периметру комплекса и почти во всех случаях могут менять свой размер в зависимости от поставленный задач. Это особенно важно для курсов актерского мастерства, также проходящих в «Годсбанен».
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Ключевой, самый красивый элемент проекта – это крыша, объединяющая все части комплекса. По ней можно свободно ходить, а с ее самой высокой точки открывается прекрасный вид на весь Орхус. Здесь всегда много народа: кто-то присел, прислонившись к световым люкам, и делает эскизы, кто-то катается на скейтборде, кто-то ест сладкую датскую селедку, наслаждаясь панорамой окрестностей.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Упомянутые люки обеспечивают интерьер естественным светом. Предполагалось, что с крыши через них можно будет наблюдать за тем, что происходит внутри здания, но в датском климате они быстро становятся грязными, и помещения видны плохо, как в тумане. В облицовке экстерьера применены солнечные батареи, которые вполне успешно работают – что немного неожиданно при таком климате.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Жители Орхуса «Годсбанен» оценили по достоинству. Если вы спросите любого горожанина, что он думают об этом проекте, то вам обязательно расскажут о том, что их дочь, сестра, папа, дедушка или они сами здесь частые гости. Но самое главное – сюда приезжают специально из Копенгагена, а это уже маленькая архитектурная победа Орхуса.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN


02 Октября 2013

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.

Сейчас на главной

Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.