Сладкая селедка на крыше

Репортаж из Орхуса о центре культурного производства «Годсбанен» бюро 3XN.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

02 Октября 2013
mainImg
«Годсбанен» (Godsbanen) в переводе с датского значит «грузовые железнодорожные перевозки». Именно так называется культурно-производственный центр, построенный по проекту бюро 3XN в Орхусе – втором по величине городе Дании. Свое название здание получило потому, что находится на месте железнодорожного депо.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk

Орхус и Копенгаген в Дании – это как Москва и Санкт-Петербург в России, Рим и Милан в Италии, Мюнхен и Берлин в Германии. Когда Дания победила на «Евровидении» в этом году, жители Орхуса были возмущены, что Копенгаген, а не их город, будет принимать в 2014 этот конкурс песни. В общем, отношения между городами – самые сопернические.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk

В Орхусе находится самый известный архитектурный институт Дании, и большинство выпускников первое время остаются в городе. Позже некоторые уезжают в Копенгаген, но остальные всю жизнь так и работают в Орхусе, совершенно не чувствуя желания и необходимости переезжать в датскую столицу. И в этом нет ничего удивительного: сегодня работы у архитектора в Орхусе ничуть не меньше, а, может быть, даже больше, чем в Копенгагене.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk

Дело в том, что Орхус поставил себе задачу стать культурной столицей страны. Была разработана специальная программа, методично реализуя которую, жители и власти Орхуса планируют сделать свой город местом проведения всех основных культурных мероприятий и точкой притяжения туристов.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова

А началось все с архитектуры. Город Орхус – промышленный, и, естественно, как в любом подобном центре, многие предприятия со временем закрываются, и индустриальные объекты стоят заброшенными. Именно так в развивающемся городском районе старое железнодорожное депо пустовало, привлекая нежелательный контингент, совсем не вписывающийся в радужную картину «Орхуса будущего». Поэтому из депо было решено сделать культурно- производственный центр Был объявлен конкурс, который выиграли архитекторы 3XN, первый офис которых был, кстати, открыт именно в Орхусе. Выиграли они потому, что их проект, по мнению жюри, связывал городскую ткань с исторической, функциональной и пространственной точки зрения.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk

«Годсбанен» – проект особенный: он целиком и полностью предназначен для общества. Сюда можно прийти в любое время, бесплатно или за символический взнос посетить различные курсы или просто поболтать с друзьями, поесть в кафе, полежать на диване с ноутбуком, сделать уроки и так далее. Здесь бывают люди разного возраста, которые с удовольствием общаются друг с другом. А ведь датчане – народ замкнутый и не самый коммуникабельный, для свободного общения им нужны определенные условия, и в «Годсбанен» они есть.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk

Также здесь можно найти дух истории. О стоявшем на этом месте депо напоминают ангары, служившие раньше как хранилища грузов. Сейчас в них проводят различные мероприятия, в том числе – дискотеки. Не сразу заметная деталь – старинные весы: они находятся в отличном состоянии и работают до сих пор. Оставили их в центре в память о прошлом.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова

Основной, центральный объем «Годсбанен» – современная постройка. В интерьере все очень просто и демократично: много фанеры, керамической плитки, открытых конструктивных элементов. Но хороша ли такая постоянная «архитектурная демократичность» – это большой вопрос; в Дании ее можно встретить практически везде, однако не всегда она к месту. Но здесь, в «Годсбанен», она более, чем уместна.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова

Мебель в холле поддерживает «идею демократии». Ее сюда собрали из разных жилых домов, поэтому у каждого стула и шкафа здесь свой стиль и своя история. И эта разнородная мебель придает месту шарм и уют.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова

Из кафе центра «Годсбанен» можно попасть во внутренний двор, где периодически размещают инсталляции или проводят выставки произведений, которые сделали слушатели местных курсов. Мастерские расположены по периметру комплекса и почти во всех случаях могут менять свой размер в зависимости от поставленный задач. Это особенно важно для курсов актерского мастерства, также проходящих в «Годсбанен».
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова

Ключевой, самый красивый элемент проекта – это крыша, объединяющая все части комплекса. По ней можно свободно ходить, а с ее самой высокой точки открывается прекрасный вид на весь Орхус. Здесь всегда много народа: кто-то присел, прислонившись к световым люкам, и делает эскизы, кто-то катается на скейтборде, кто-то ест сладкую датскую селедку, наслаждаясь панорамой окрестностей.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk

Упомянутые люки обеспечивают интерьер естественным светом. Предполагалось, что с крыши через них можно будет наблюдать за тем, что происходит внутри здания, но в датском климате они быстро становятся грязными, и помещения видны плохо, как в тумане. В облицовке экстерьера применены солнечные батареи, которые вполне успешно работают – что немного неожиданно при таком климате.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk

Жители Орхуса «Годсбанен» оценили по достоинству. Если вы спросите любого горожанина, что он думают об этом проекте, то вам обязательно расскажут о том, что их дочь, сестра, папа, дедушка или они сами здесь частые гости. Но самое главное – сюда приезжают специально из Копенгагена, а это уже маленькая архитектурная победа Орхуса.
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Центр культурного производства «Годсбанен» © Adam Mørk
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
Центр культурного производства «Годсбанен» © Елизавета Клепанова
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN
zooming
Центр культурного производства «Годсбанен» © 3XN


02 Октября 2013

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.