Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Считается, что Венецианская биеннале – главное событие в мире архитектуры, определяющее направление ее развития на ближайшее время. В наибольшей степени это ощущается не в путешествии по национальным павильонам, а в «дебрях» кураторской экспозиции – там концентрация идей такова, что чувствуешь себя в каком-то суперглобальном НИИ. Не имея опыта поездок на биеннале предыдущих лет, не могу сравнить и сказать – происходит так каждый год, или же ощущение того, что мир стоит на пороге чего-то нового, сильно зависит от куратора. Карло Ратти выбрал тему актуальную и широкую, но формулировка ее такова, что отсекает лишнее, заставляя сосредоточиться на важном. Intelligens. Natural. Artificial. Collective – эти четыре слова отражают главные болевые точки мира, которые одновременно являются и точками роста.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Выставка в Арсенале организована в соответствии со звучанием темы: большая ее часть посвящена естественному интеллекту, за этим разделом следует интерлюдия в виде подборки инновационных строительных материалов, далее – коллективный и искусственный разум, последняя часть – выход в космос. Признаться честно, обозреть все планшеты и инсталляции показалось невозможным, уровень концентрации и способность критически осмыслять быстро истощается. Поэтому обзор не будет линейным: он выхватывает некоторые темы и закономерности, которые должны дать представление о целом.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Что нас ждет, если мы решим не лететь в сторону экологической катастрофы, экстремальной жары, а также дефицита пресной воды, чистого воздуха и биоразнообразия? Возможно, архитектура станет частью природы, нормальным зданием будет считаться декарбонизирущее, успешной стратегией – симбиотическая. Городские пространства будут восстанавливать среду, а не истощать, помимо человека в них будет на равных жить множество других видов. Агентом формационных сдвигов способна выступить именно архитектура – стоящая задача для амбициозных творцов.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Итак, предлагаем посмотреть, какие шаги уже сделаны на этом захватывающем пути. Тепловая волнаПрежде всего нужно рассказать о том, как выставка начинается – первая строка или реплика всегда имеет значение. Зал, в который попадаешь после яркого света и красок Венеции – страшный. Там удушающе тепло, темно, водоемы с затхлой водой черны и напоминают цистерны густой нефти. На паутину проводов подвешены назойливо гудящие кондиционеры – конструкции, способные изуродовать кирпичную кладку Арсенала и выталкивающие отработанное тепло наружу, чтобы сделать помещение прохладным для тех, кто может заплатить за комфорт. Кондиционер символизирует неравенство в распределении ресурсов, а также постоянно откладывает видимость угрозы потепления – перебегая из одного прохладного помещения в другое, легко не думать о жаре.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
В лабиринтах этого помещения тревожно и нехорошо. Поскорее убегая, выходишь к блочной стене – еще не зная, что она символизирует рост по экспоненте и демографический коллапс, продолжаешь ощущать тупик и безысходность. Однако за стеной наконец открываются заполненные инсталляциями залы, а саму ее, оказывается, освоила колония микробов – их популяция не меньше нашей, но предлагает иные способы адаптации и формы городов. Огромное грязное облако, закрывающее солнце, – последний объект с назидательным эффектом.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Живые камниОдна из стратегий – видеть и не уничтожать то, что уже работает. Стенд Epidermitecture, например, рассказывает о биопатине – ценном слое на каменной кладке, который состоит из цианобактерий, грибков, водорослей, лишайников и живущих на них насекомых. Биопатина появляется естественным образом как результат первичной сукцессии и способна фильтровать воздух, регулировать температуру, защищать материал, который закрывает. Но этот слой часто уничтожают, добиваясь чистоты и лоска. Как тут не вспомнить про стрижку газонов и уборку прошлогодней листвы.
То же послание у инсталляции с камнями, в которые встроены форсунки, распыляющие раствор, содержащий ДНК определенных микробов: со временем на поверхности образуется ценная «лито-экосистема». Если вырастить ее на всех каменных фасадах, то дома станут частью масштабной инфраструктуры для декарбонизации и восстановления климата планеты.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Еще один пример – бриккола: дубовые сваи, на которых держится вся Венеция. На протяжении столетий ее стабилизировал микробиом. Сейчас он разрушается под воздействием климата, но человек способен внедрить микробиом синтетический. Скрытые ресурсыОдин из величайших коллективных ресурсов – подземные воды: почти половина людей на земле каждый день пьет из этого источника, от него же зависит значительный объем орошаемых сельскохозяйственных культур. Индия предлагает новый вид урбанизации, основанный на пополнении водоносных горизонтов с помощью улучшения инфильтрационных свойств почвы и трубчатых колодцев. Эти же технологии предлагает и «гипергубка» из Кулуар-Лумпура, но для решения проблемы наводнений.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
В Неаполе предлагается вернуть к жизни систему подземных резервуаров, забытых в 1885 году: они способны хранить трехмесячный запас воды для населения в 600 000 человек. Сейчас эти воды можно использовать для обогащения вулканической почвы и увеличения биоразнообразия.
Мощный инструмент находится на дне океана – морская трава (доминирующий вид – posidonia oceanica), которая произрастает и в венецианской лагуне, поглощают в 15 раз больше СО2, чем тропические леса. Также ее листья кодируют климатические и гидрологические условия среды. Сейчас трава покрывают площадь, примерно равную Испании – раньше она была значительно шире.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Столица биоразнообразияВ XIII веке Франциск Ассизский написал «Песнь творению» – актуальный и сегодня гимн, восхваляющий разнообразие видов, живущих под сонечным светом. Деятельностью святого покровителя животных вдохновлена аудиовизуальная инсталляция, которая исследует возможность Рима стать к 2050 году столицей биоразнообразия через развитие отношений с рекой Тибр.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Исследований, которые находят способы решения многих наших проблем в мире природы – множество. Поэтому важно как продолжать изучать его, развивая такие дисциплины как нейроботаника, так и восстанавливать биоразнообразие: например, с помощью напечатанных на 3D-принтере коралловых рифов или интеграции в городскую среду домиков для птиц, насекомых и летучих мышей.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руВырастить зданиеНекоторые концепции заставляют задуматься о том, что архитектора вместе со всей строительной бригадой может заменить оператор 3D-принтера и ландшафтный инженер, который выберет семена для «заправки» основного материала – почвы. По мере роста цветов и трав стены будут укрепляться корневой системой, а фасады – меняться в течение сезона. Такие постройки будут жить определенный цикл времени, затем вновь становясь землей. Это произойдет и с построенным для выставки павильоном из Швейцарии, который после биеннале вернут на родину, где он безопасно будет разлагаться.
Многим знакомы почти фантастические фотографии мостов, образованных переплетенными корнями деревьев. В Индии предлагается управлять этим процессом, чтобы создавать переправы, которые помогут безопасно пересекать ущелья, реки, связывать дома, поля и деревни. Некоторые идут дальше, считая, что растения вполне могут выполнять роль инженерных узлов, становясь неотъемлемой частью рукотворных строений. Если вы смотрели фильм «Куда ты пропала, Бернадетт?», то вспомните про ежевичные кусты, которые столетиями укрепляли старый дом.
Еще более фантастическая концепция – библиотеки с растениями, в ДНК которых кодируются архитектурные знания.Растения служат живыми архивами: их можно извлекать из капсул и использовать для оспаривания загрязняющих методов строительства или поиска оптимальной формы.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руМусора не существуетОдин из лозунгов выставки – «ноль отходов». Некоторые объекты показывают, что это возможно. Например, прочная и красивая «часовня», сложенная из кирпичей, сделанных на основе слоновьего навоза. Высота павильона – 3,5 метра, каждый кирпич армирован стальными трубами диаметром около 40 мм.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Макет метаболического жилища демонстрирует, как отходы одного пространства преобразуются в ресурсы для другого. Например, серая вода и органические отходы кухни питают гидропонный сад, а искусственный интеллект регулирует микроклимат прачечной, направляя влажный и прохладный воздух через световую шахту, которая служит местом для выращивания мицелия. Все, от кровати до одежды, в этом доме сделано из отходов.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру А вот далеко не полный список материалов, из которых будут строить в будущем: мицелий, осколки ракушек как биокерамика, кожура ананасов, кофейная гуща, корни растений. Также вспененные геополимерные кирпичи из строительных отходов – легкие, способные увеличиваться в три раза, адаптируясь к форме. Также пепел, оставшийся после лесных пожаров и превращенный в нить для 3D-печати.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руКосмический садКосмическое пространство нам понадобится не для побега, а для деиндустриализации поверхности земли: в орбитальных автономных теплицах будут расти овощи и фрукты, используя солнечную энергию. Управление питательными веществами может происходить с помощью данных датчиков и гидропонного мониторинга На биеннале представлена модель такой теплицы – она состоит из камер с контролируемым климатом, внутри которых растут новые плодовые культуры со свойствами, подходящими для условий гравитации. Полномасштабная модель секции камеры, внутри которой растет сочный салат, делает такое будущее реальным.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру Материалы, которые используются в космосе, могут пригодиться в архитектуре: американские специалисты предлагают накидывать высокотехнологичные ткани на старые дома, чтобы они защищали их, как скафандр защищает человека от всех возможных вредных воздействий.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
А когда первые колонии людей появятся на Марсе, то жить они будут в подводных городах, построенных в кратерах: вода станет жидким небом и защитным экраном для 10 000 человек.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Возможности и вероятностиУстойчивых практик так же много, как стран, языков и сообществ. Люди ищут ответы в археологических находках пещер и вернакулярных постройках, исследуют потенциал 3D-печати и других роботизированных процессов, создают инновационные системы, подражая свойствам еловых шишек или тростника. Одновременно мир заполнен сложными процессами: идиллические реки превращаются в отравленные потоки, беженцы кочуют целыми городами, а урбанизация стирает ландшафты, биоразнообразие и память. И последствия, и возможные решения должны быть увидены.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру***Одно из главных ощущений, которое возникает после выставки, – человек уже знает невероятно много о том, как жить в согласии с природой, а почти все новое, экологичное и полезное – это хорошо забытое старое. Новейшие технологии на биеннале идут рука об руку с ремеслом, ритуалом и вековыми традициями, не вытесняя или замещая их, а усиливая полезный эффект. Некоторые концепции обещают новый Эдем и невероятно воодушевляют. Одновременно мельтешит мысль, что заменить бетон мицелием или внедрить в многоквартирное жилье системы переработки и самообеспечения – может быть дорого, невыгодно, небезопасно, затратит другие ресурсы, будет доступно лишь небольшому количеству людей. Кажется, что для глобальной смены парадигмы нужно изменить сознание и привычки. В этом смысле выставка не однобока – Карло Ратти берет в фокус не один лишь вопрос экологии, поскольку решить его без изменений в других областях невозможно. Станет ли человек думать об озоновой дыре, когда не доедает, ночует в бомбоубежище, не может обеспечить своим детям образование, испытывает влияние дискриминации? Зеленая повестка легко может превратиться в политический инструмент, ранжируя страны и нации по умению быть экологичными: разжечь ненависть против людей, засоряющих океан и воздух, кажется, достаточно просто. Поэтому из темы выставки нельзя убрать ни одного слова, каждое, в том числе collective, является краеугольным камнем. В этом смысле, вероятно, продолжается еще одна выдающаяся тема биеннале, выбранная в 2020 году – «Как нам жить вместе». Ответственность за будущее планеты – коллективная, а успех возможен только в содействии.
XIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.руXIX Архитектурная биеннале Венеции, 2025. Кураторская экспозиция в АрсеналеФотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
|