АрхиWOOD-15: душевный

Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.

mainImg
Пятнадцатую юбилейную премию АрхиWOOD вручали торжественно: в по-своему прекрасном кинотеатре «Художественнный», главный зал которого был почти полон – пригласили всех, включая жюри прошлых лет. А учитывая, что состав жюри, согласно идее Николая Малинина, меняется каждый год, это уже немалое количество человек. Показали поздравительно-резюмирующие ролики, вспомнили ушедших и призвали всех говорить добрые слова АрхиWOODу. Все и говорили, лейтмотивом звучало, со сцены и в кулуарах: «самая душевная премия».
Церемония вручения премии АрхиWOOD 2024
Фотография © Анна Гончарова / предоставлена АрхиWood

Другим лейтмотивом стало изменение состава экспертного совета, который отбирает заявки, прежде чем передать их для окончательного судейства жюри. Раньше, в отличие от жюри, совет почти не менялся, сейчас же сокураторы Николай Малинин и Юлия Шишалова его состав обновили. И, поскольку право вручения самого первого в регламенте церемонии приза досталось Владимиру Кузьмину, он превратил выступление в пронзительную речь о своем «увольнении» из экспертного совета, определив, по обыкновению, повестку многих последующих выступлений. Мария Помелова из бюро «Чехарда», которая участвовала в работе совета впервые, вскользь упомянула, что она, вероятно, из тех, кто «занял чье-то место». Юлия Тарабарина высказала готовность уволиться, как только попросят. Кто-то назвал экспертный совет общественным, и чувствовалось, что оговорился неспроста.

Все это породило некоторую сумятицу, но поддержало уверенность в том, что совет обновился радикально: теперь там больше нового поколения, а должно быть – опять же, по словам Кузьмина – еще больше. То есть еще не вечер. Со слуха было не очень понятно, остался ли в совете Тотан Кузембаев (как выяснилось – не остался) – но зато он развернул обсуждение премии другой стороной, сказав со сцены, что дерева среди рассматриваемых объектов почти не осталось. После чего выступающие переключились на обещания следить за чистотой материи, подавая на рассмотрение жюри только самые подходящие к тематике объекты. И только Анна Мартовицкая, которая тоже участвовала в работе совета впервые, а выступала ближе к завершению церемонии, поставила жирную точку в дискуссии, пообещав никуда не уходить. 
Церемония вручения премии АрхиWOOD 2024
Фотография © Анна Гончарова / предоставлена АрхиWood

Кажется, ни на одной премии, какой бы сложной ни была ее процедура судейства – к примеру, у «Золотой капители» она заметно заковыристее – состав экспертного совета не обсуждается так живо и прилюдно. А как же, премия-то душевная.  

Итак, итоги.

Специальный приз жюри

ГЭС на Нерли
amor
Ксения Раковская в коллаборации с Mette Lange Architects и мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко


Как будто вторя сомнениям Тотана Кузембаева в части отклонения от матчасти, жюри отдало «премию жюри» самому парадоксальному объекту – реновации ГЭС на Нерли. Эта работа не была отмечена в своей гибридной номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание», но зато ее наградил спецпризом Владимиро-Суздальский музей-заповедник. И жюри. Впрочем, вручая приз, Илья Мукосей оговорился, что это – не гран-при, то есть не награда выше всех. Понизив таким образом статус похвалы, но соблюдя справедливость.
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood

Парадоксальность объекта заключается в том, что это – реконструкция, но не деревянного здания, а кирпичного. Но с помощью дерева, которое было использовано для дополнения необходимых и утраченных элементов. Чего впрочем не достаточно, чтобы считать объект новой деревянной постройкой… Ну то есть, в название бывшей реставрационной номинации теперь следует добавить: «Реконструкция с помощью дерева». Потому что определить жанр, и, главное – отношение к матчасти – в этом случае затруднительно. Но дерево-то есть, дает и цвет, и запах. Ну и объект, правда же, душевный.
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood

Специальный приз АрхиWood

Домик яхтсмена
Архитектурная мастерская Гринберг
Илья Гринберг, Денис Дацюк


Награда по существу напоминает гран-при прежних лет, но опять же – этот приз не главный. Хотя и выбран загородный дом, и дерева в нем предостаточно, и чувствуется легкость руки авторов. Мысленно греясь на просторной террасе и любуясь водной гладью из окон гостиной, не станешь думать о каких-то там ограничениях, над которыми бились архитекторы. А они ведь, наверняка, бились: участок-трапеция, всего четыре сотки, близость водоема и других усадеб. Однако результат не выдает никакой натужности: линии правильны и элегантны, материал явлен во всей своей красе и тактильной притягательности – как снаружи, так и внутри дома. Не обошлось без изюминок: скругленных наличников, чередования тонкого и более широкого планкена. Однако основное, что транслируют стены дома – это аскеза, умеренность и взвешенность. Которым здесь и хочется немедленно соответствовать.   
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood

Загородный дом / жюри

Дом-обелиск
KATARSIS ab
Петр Советников, Вера Степанская

 
В первые годы АрхиWood награда была несомненной вершиной всей этой деревянной истории. Пока не начали, все чаще, давать гран-при, – ну, обходя слона с фланга.

С другого фланга прошли, уже в последние три-четыре года, бойкие представители индустрии модульных домов и отельные домики «выходного дня». Общее впечатление как в пьесе Чехова «Вишневый сад»: уходит крепкая русская усадьба, где наряду с вальяжностью, праздностью, барством и самодурством процветало созерцание и меценатство, а дом небезуспешно спорил с храмом, – сменяют их эффективные хозяйственники, нарезают на кусочки, и ударение в слове вишневый меняет свое место. Потом еще Татьяна Толстая пародию на это написала, подчеркнув цикличную повторяемость процесса.

Тем не менее победитель по мнению жюри – определенно хорош, хотя вокруг него было много споров, даже побольше, чем вокруг ГЭС, и в экспертном совете, и в жюри. Кто-то сказал, что не переночевал бы там никогда (сразу захотелось), на заседании совета рассказали, что в домике жарко и душно, и с гидроизоляцией пришлось повозиться. Может и так, но дом – объект, высказывание, не «просто качественный гостевой дом», пусть и симпатичный. Строго говоря, для домов-объектов – другие правила, они не для комфорта появляются, для комфорта – все другие дома. Они – для интереса, для, собственно, искусства. Все остальное вторично, и для искусства можно постараться, подогнать технологии: спрятать незнамо где кондиционер, найти пропитку и далее по списку. Искусство, оно же заключается не только в том, чтобы умело «оседлать» технику, но еще и в умении нарисовать так, чтобы объект был высказыванием.
 

Загородный дом / народ


Паленки
Исматулаева и партнеры
Константин Ларин, Сергей Авилов, Сергей Дмитриев, Наида Исматулаева

 
Народ сделал выбор в пользу единственного в шорт-листе дома с традиционной скатной кровлей. У номинанта Nord Domos, впрочем, она тоже скатная, но облик в целом куда более модерновый. А тут – уютная терраса, окна-ромбики, фонарики протянуты меж столетних деревьев. В общем: «Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка». Как и в случае выбора жюри, этот проект не совсем проходит по категории «загородный дом»: «скворечников» на берегу Дона стоит три, их можно арендовать
Паленки, Исматулаева и партнеры
Фотография © Сергей Авилов / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Загородный дом:

Белая башня, spirin architects
Birdland House, архитектурно бюро Романа Леонидова
Жилой дом в Румянцево, Ppershin.com
DOM 70, Woodbox
Дом Палуба, архитектурная мастерская Антона Литовского
Дача успешного москвича, Сценарии загородной жизни
ROTE House, Норд Домос
Scout 130, Scout House
Villa Elementis, Elementis Development
Домик Яхтсмена, Архитектурная мастерская Гринберг

Общественное сооружение / жюри


Общественный центр. Культурно-рекреационный кластер «Алтын Дага»
Проектная организация «Детали»
Проектная группа «8 линий»: Антон Кочуркин, Ольга Мостинская, Александра Кулагина, Олег Чедия, Яна Алиаскарова, Александра Ковалёва 
Куратор: Институт развития городов Татарстана

 
Парк «Алтын Дага» уже несколько лет растет рядом с большой исторической достопримечательность Татарстана – раскопками Биляра, одной из древних столиц Волжской Булгарии. Место притягивает не только любителей истории, но и паломников, поэтому проект помогает распределить потоки людей и снизить антропогенную нагрузку на ландшафты. Общественный центр, как и другие объекты кластера, интерпретирует образы традиционной архитектуры Булгара и Биляра – он напоминает ханскую юрту, в оформлении используются традиционные татарские орнаменты. Характерная отделка деревянным гонтом перекликается с решениями первой очереди – «Святого ключа»
Общественный центр. Культурно-рекреационный кластер «Алтын Дага». Проектная организация «Детали», Проектная группа «8 линий», Институт развития городов Татарстана
Фотография © Айназ Ярмиев / предоставлена АрхиWood
  

Общественное сооружение / народ


Амфитеатр в парке «Изумрудный» в городе Барнауле
MDVA архбюро
Дмитрий Индюков, Максим Максименко, Олеся Петухова, Данил Новых, Юлия Титова


Старейший парк Барнаула «Изумрудный» недавно реконструировали, дополнив новыми объектами. Один из них – деревянный амфитеатр: аккуратный, симметричный, наглядно-честный в своей конструкции, поскольку в нем нет декоративных или скрытых элементов. Всё на виду и участвует в формировании классически-идилличного объекта, одновременно весьма функционального: за деревянной аркадой умещаются три сцены с хорошей акустикой и защитой от дождя.
Амфитеатр в парке «Изумрудный» в Барнауле, MDVA архбюро
Фотография © Максим Наземцев / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Общественное сооружение»:

Баня-бублик, KUB House
Павильон «Цветочный-сад», Do buro
Сценический комплекс Woodz, АБ «Эсквайр»

Дизайн среды / жюри


Бетонные сады Острогожска
Citizenstudio / «Новая Земля»
Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Олег Шулика, Никита Асеев, Джульетта Боброва, Григорий Соломин, Максим Чеколаев, Мария Сынкова, Ксения Николаева, Александр Двужилов, Альмира Гаймалетдинова

 
Рыжевато-ржавое дерево в этом проекте напоминает кортеновскую сталь, подчеркивая природу места – «кладбище» из бетонных конструкций недостроенного цеха. Архитекторы решили отказаться от дорогостоящей утилизации руин, превратив «баг» в «фичу»: конструкции используются как фундаменты, арт-объекты, мафы и игровое оборудование. Без инъекций новых элементов, конечно, не обошлось, самым масштабным включением стала как раз деревянная платформа с павильонами и амфитеатром.  
Бетонные сады Острогожска, Citizenstudio / «Новая Земля»
Фотография © Константин Добровицкий / предоставлена АрхиWood

Дизайн среды / народ


Игровой комплекс «Рыба в водорослях»
Проектная группа 8 и АНО «Институт развития городов Башкортостана»
Надежда Снигирева, Никита Карюк


В основе идеи детской площадки – городская легенда об огромном соме, который живет в озере и утаскивает на дно зазевавшихся купальщиков. Архитекторы «расколдовали» чудище, превратив его в игровой элемент.
Игровой комплекс «Рыба в водорослях»,Проектная группа 8 и АНО «Институт развития городов Башкортостана»
Фотография © Владислав Третьяков / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Дизайн среды:

О'берег, dot.bureau
Благоустройство внутреннего двора Республиканской детской библиотеки, ludi_architects
The jumping stairs, Денис Гаврилин
Тени берез или Лавка над ручьем, архитектурная мастерская Антона Литовского

Малый объект / жюри


Павильон храма в Териберке
Цимайло Ляшенко & Партнеры
Реализация проекта: компания АРХИВУД


Проект, которому несмотря на внешнюю скромность, суждено стать громким. Даже его макет, представленный на Арх Москве, спровоцировал любопытство и очереди. Внутри павильона из клееного бруса архитекторы установили глыбу вулканической породы весом в 2,5 тонны. Вместе со мхом и камнями поменьше этот постамент помог легко перенестись в ландшафты Териберки и представить силуэт шатровой церкви-маяка на фоне северного сияния. Вторя храму, павильон транслирует идею проницаемости и открытости свету.  
  • zooming
    Павильон храма в Териберке, Цимайло Ляшенко & Партнеры
    Фотография © Павел Тютюнник, Никита Субботин / предоставлена АрхиWood
  • zooming
    Павильон храма в Териберке, Цимайло Ляшенко & Партнеры
    Фотография © Павел Тютюнник, Никита Субботин / предоставлена АрхиWood
 

Малый объект / народ


Храм Воды
АА СТАДО
Владимир Гришин, Николай Гедеванишвили, Александра Нужная, Гор Овсепян, Ахмед Омаров, Ани Хачатурян, Дмитрий Бурмистров, Елизавета Тренина, Виталина Туманова, Ваче Хачатурян

 
Выбор народа пал на объект попроще и подемократичнее. Павильон построили в рамках практикума «Древолюции» у родника, в нескольких шагах от тропы, где часто проводятся спортивные соревнования. Внутри заботливо предусмотрена скамеечка и полочка с кружкой и черпаком. Чтобы напиться, вошедшему нужно преклонить колени и заглянуть в зеркало воды. Прямых отсылок к культовым сооружениям в домике нет, но его принадлежность миру сакрального считывается безошибочно. 
Храм воды, АА Стадо
Фотография © Гедеванишвили Николай; Гришин Владимир; Хачатурян Ани; Бурмистров Дмитрий / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Малый объект»:

3House, ООО "ЛёАртХаус"
Сельская единица, Артем Гаврилов
Навес над тандыром, Gikalo Kuptsov Architects
Домик в лесу, Анастасия Разгильдеева, Андрей Беломутский
Childmemory house, BЙR BÜRO

Реставрация, реконструкция, воссоздание / жюри


Офис АБ «Гордеев–Демидов»
Архитектурное бюро «Гордеев–Демидов»
П.В. Гордеев, Б.А. Демидов, Н.Б. Демидов, М.А. Герт, А.В. Склярова, М. А. Ивлева, А.Ю. Зейферт


Небольшой усадебный дом в центре Екатеринбурга архитекторы бюро «Гордеев-Демидов» приспосабливали с любовью – в комнатах памятника регионального значения разместился их собственный офис. Деревянный, на каменном основании, с пристройками разных лет дом очистили от «улучшений» предшественников, и обнаружили сокровища, ставшие главным украшением рабочих будней: лепнину, кирпичную кладку, венцы сруба и деревянные двери.
Офис АБ «Гордеев–Демидов», Архитектурное бюро «Гордеев–Демидов»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена АрхиWood
   

Реставрация, реконструкция, воссоздание / народ


Служебная постройка
ООО «Валбэк-ру», Дизайн-студия «DESIGN BURO», ООО «Поморская плотницкая школа», ООО «Модуль-Р»
Лукин В.Н., Самойлова А.В., Пьянкова Н.С., Воробьев С.Н., Альтапова А.А., Баранова Т.А., Цыкина М.Ю., Кузнецов С.Е., Тропова М.А., Гамлешко М.В.


Народ отдал предпочтение скромной постройке 1940 года, далеко не такой эффектной, как другие представители короткого списка. Однако есть в ней немало очарования: несуразная геометрия кровли, красиво состарившиеся стены, перегородки из дранки, уютная вернакулярность и, наконец, функция – внутри разместились экспозиции «Архангельский пряник» и «Артель«Красный обувщик», где проходят интерактивные занятия для детей и взрослых.
Служебная постройка, ООО «Валбэк-ру», Дизайн-студия «DESIGN BURO», ООО «Поморская плотницкая школа», ООО «Модуль-Р»
Фотография © Альтапова А.А., Лукин В.Н./ предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание»:

ГЭС на Нерли, amor
Реставрация дома Пановых, ООО «БизнесКонсалт», ООО «Вологодские реставраторы», ООО «АЛЬКОР-2»
Дореволюционный дом в Краснодаре, SOFA SecondInterior

Дерево в экстерьере / жюри


Заонежье ретрит
Rhizome
Евгений Решетов, Татьяна Синельникова, Яна Демина, Екатерина Ростова, Илья Беляков, Ольга Маркина


Без Rhizome уже сложно представить премию, однако в этот раз бюро выступило в несвойственной номинации, которая кажется не такой престижной как, например, общественное сооружение. Тем более, что помимо разнообразных видов деревянной отделки архитекторы демонстрирую и владение разными сопутствующими техниками – в зданиях ретрит-центра, например, есть «волоковые окна», зеленые кровли и лемех.
Заонежье ретрит, Rhizome
Фотография © Дмитрий Чебаненко/ предоставлена АрхиWood
  

Дерево в экстерьере / народ


Палисад
ООО «НПО Энергосервис»
Вячеслав Титов, Михаил Горбушко, Антон Ларионов (Bioclimatic), Мартун Кастандян, Татьяна Королева, Василий Карандашев, Татьяна Королева, Марина Гуревич

 
Народ продолжает голосовать за простые понятные радости – деревянная ширма с названием палисад отгораживает пространство беседки для банкетов от зоны санузлов. Ячейки, напоминающие полки для книг, заполнены сращенной сосной – ее предпочли строганной доске, которая не выдержала бы влажности заливных лугов. 
Палисад, ООО НПО Энергосервис
Фотография © Богдан Зиновьев, Виталий Боев/ предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в экстерьере»:

Дом-макет, ООО «Финский дом»
Загородный комплекс коммерческих зданий, Уникальные здания
Площадка «Морской змей», АБ «Чехарда»

Дерево в интерьере / жюри 


Кофейня «Глина»
amor
Ксения Раковская, Идрис Сулиман


То же бюро, что отметилось с ГЭС на Нерли. Светлая уютная кофейня явно работает на контраст – пространство открылось в одном из коммерческих помещений ЖК «Композиция» с черными-пречерными фасадами.
Кофейня «Глина», amor
Фотография © Даниил Анненков/ предоставлена АрхиWood

 
Дерево в интерьере / народ

 
Экстрим-отель «Аврора»
FANTALIS
Александр Гвоздиков, Ангелина Филимонова, Екатерина Чернышева, Роман Фанталис, Анна Куликова


В этот камчатский отель постояльцев забрасывают на вертолете, чтобы они четыре часа не тряслись по бездорожью. И там, в совершенно дикой глуши, их поджидает высокая кухня, баня с бассейном, массаж, а также – роскошные интерьеры с толикой брутальности и этники, соответствующих контексту. 
Экстрим-отель «Аврора», Fantalis
Фотография © Елизавета Гуровская / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в интерьере»:

Ржаной хлеб и молоко, АТ_Архитектура, дизайн
Фанерная квартира в Алматы, Петр Костелов
Kafeterija, KIDZ
Дом на краю леса, Horomystudio
Индивидуальное рабочее место, nefa

  
Предметный дизайн / жюри 


Книжный шкаф Pandemonium
Citizenstudio
Михаил Бейлин, Иван Ермолаев, Даниил Никишин


Шкаф-тотем как хранилище памяти и жилище для духов и покровителей дома. Объект был сделан совместно с мастерскими «Своды» Дома культуры ГЭС–2.
  • zooming
    Книжный шкаф Pandemonium, Citizenstudio
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  • zooming
    Книжный шкаф Pandemonium, Citizenstudio
    © Фотография предоставлена АрхиWood

Предметный дизайн / народ


Табурет
Наталья Соколова

Нескучная супрематическая табуретка, у которой каждая ножка – в разном «носке»: с сечением круга, треугольника, прямоугольника. Для круглой ножки в мастерской нашелся черенок от лопаты. 
Табурет, Наталья Соколова
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Предметный дизайн»:

Табурет/столик/подставка Penyok, the.lazy.architect 
Стол и стулья, Valkeda
PIE stool, Михаил Любецкий
Игрушка-головоломка Пенза, АБ «Вещь!»
Wave, delo design
Lark, АНО-ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Оловский мужик и калужский мужик, Невская перспектива

  
Арт-объект / жюри


За́кром
Коллектив Троица
Анастасия Разгильдеева, Андрей Беломутский, Ольга Сизенцева


Объект создавался в арх-резиденции URALRUIN для фестиваля «Не пустое место». Согласно условиям – своими руками и из неликвидных пиломатериалов. За́кром – это отгороженное место для засыпки зерна или муки. Объект построен на том месте, где раньше стояла купеческая мельница. Издалека он напоминает промышленную постройку, а вблизи – скорее руины. Присев на скамейку, можно полюбоваться рекой и поразмышлять о течении времени. 

  • zooming
    За́кром, коллектив «Троица»
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  • zooming
    За́кром, коллектив «Троица»
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  

Арт-объект / народ


Стела «and-ШПИЛЬ»
Елизавета Росс, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова

Стела, покрытая горбылем, располагается на возвышенности и служит ориентиром на тропе, рядом с которой проходят различные соревнования. 
Стела «and-ШПИЛЬ», Елизавета Росс, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова
Фотография © Елизавета Росс, Алексей Беспалов / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Арт-объект: 

Соляной столб, Саша Покатович, Полина Шевчук
Антитектон, glubinka_ab
Смотровая площадка «Факел», Дмитрий Рогачиков, Максим Кузнецов, Николай Смирнов, Юлия Сорокина, Юлия Гаевая, Екатерина Денисюк, Любовь Кидинова, Иван Кидинов, Елизавета Айрапетян
Дома земли, Андрей Сяйлев, Алена Ярмольчук
На юг, команда «Завтра»
Восход, Полина Бидыло, Елизавета Гусева, Михаил Икрянников, Мария Карпушина, Олеся Андреева, Степан Гордиенко, Дарья Лисенкова, Алена Орехина, Елизавета Сытова
Златник, проект «Обло»
Бесконечность, Александра Белоусова, Дарья Казарина, Елизавета Ярославцева, Мария Ярославцева

23 Сентября 2024

Похожие статьи
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.