АрхиWOOD-15: душевный

Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.

mainImg
Пятнадцатую юбилейную премию АрхиWOOD вручали торжественно: в по-своему прекрасном кинотеатре «Художественнный», главный зал которого был почти полон – пригласили всех, включая жюри прошлых лет. А учитывая, что состав жюри, согласно идее Николая Малинина, меняется каждый год, это уже немалое количество человек. Показали поздравительно-резюмирующие ролики, вспомнили ушедших и призвали всех говорить добрые слова АрхиWOODу. Все и говорили, лейтмотивом звучало, со сцены и в кулуарах: «самая душевная премия».
Церемония вручения премии АрхиWOOD 2024
Фотография © Анна Гончарова / предоставлена АрхиWood

Другим лейтмотивом стало изменение состава экспертного совета, который отбирает заявки, прежде чем передать их для окончательного судейства жюри. Раньше, в отличие от жюри, совет почти не менялся, сейчас же сокураторы Николай Малинин и Юлия Шишалова его состав обновили. И, поскольку право вручения самого первого в регламенте церемонии приза досталось Владимиру Кузьмину, он превратил выступление в пронзительную речь о своем «увольнении» из экспертного совета, определив, по обыкновению, повестку многих последующих выступлений. Мария Помелова из бюро «Чехарда», которая участвовала в работе совета впервые, вскользь упомянула, что она, вероятно, из тех, кто «занял чье-то место». Юлия Тарабарина высказала готовность уволиться, как только попросят. Кто-то назвал экспертный совет общественным, и чувствовалось, что оговорился неспроста.

Все это породило некоторую сумятицу, но поддержало уверенность в том, что совет обновился радикально: теперь там больше нового поколения, а должно быть – опять же, по словам Кузьмина – еще больше. То есть еще не вечер. Со слуха было не очень понятно, остался ли в совете Тотан Кузембаев (как выяснилось – не остался) – но зато он развернул обсуждение премии другой стороной, сказав со сцены, что дерева среди рассматриваемых объектов почти не осталось. После чего выступающие переключились на обещания следить за чистотой материи, подавая на рассмотрение жюри только самые подходящие к тематике объекты. И только Анна Мартовицкая, которая тоже участвовала в работе совета впервые, а выступала ближе к завершению церемонии, поставила жирную точку в дискуссии, пообещав никуда не уходить. 
Церемония вручения премии АрхиWOOD 2024
Фотография © Анна Гончарова / предоставлена АрхиWood

Кажется, ни на одной премии, какой бы сложной ни была ее процедура судейства – к примеру, у «Золотой капители» она заметно заковыристее – состав экспертного совета не обсуждается так живо и прилюдно. А как же, премия-то душевная.  

Итак, итоги.

Специальный приз жюри

ГЭС на Нерли
amor
Ксения Раковская в коллаборации с Mette Lange Architects и мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко


Как будто вторя сомнениям Тотана Кузембаева в части отклонения от матчасти, жюри отдало «премию жюри» самому парадоксальному объекту – реновации ГЭС на Нерли. Эта работа не была отмечена в своей гибридной номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание», но зато ее наградил спецпризом Владимиро-Суздальский музей-заповедник. И жюри. Впрочем, вручая приз, Илья Мукосей оговорился, что это – не гран-при, то есть не награда выше всех. Понизив таким образом статус похвалы, но соблюдя справедливость.
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood

Парадоксальность объекта заключается в том, что это – реконструкция, но не деревянного здания, а кирпичного. Но с помощью дерева, которое было использовано для дополнения необходимых и утраченных элементов. Чего впрочем не достаточно, чтобы считать объект новой деревянной постройкой… Ну то есть, в название бывшей реставрационной номинации теперь следует добавить: «Реконструкция с помощью дерева». Потому что определить жанр, и, главное – отношение к матчасти – в этом случае затруднительно. Но дерево-то есть, дает и цвет, и запах. Ну и объект, правда же, душевный.
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood

Специальный приз АрхиWood

Домик яхтсмена
Архитектурная мастерская Гринберг
Илья Гринберг, Денис Дацюк


Награда по существу напоминает гран-при прежних лет, но опять же – этот приз не главный. Хотя и выбран загородный дом, и дерева в нем предостаточно, и чувствуется легкость руки авторов. Мысленно греясь на просторной террасе и любуясь водной гладью из окон гостиной, не станешь думать о каких-то там ограничениях, над которыми бились архитекторы. А они ведь, наверняка, бились: участок-трапеция, всего четыре сотки, близость водоема и других усадеб. Однако результат не выдает никакой натужности: линии правильны и элегантны, материал явлен во всей своей красе и тактильной притягательности – как снаружи, так и внутри дома. Не обошлось без изюминок: скругленных наличников, чередования тонкого и более широкого планкена. Однако основное, что транслируют стены дома – это аскеза, умеренность и взвешенность. Которым здесь и хочется немедленно соответствовать.   
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood

Загородный дом / жюри

Дом-обелиск
KATARSIS ab
Петр Советников, Вера Степанская

 
В первые годы АрхиWood награда была несомненной вершиной всей этой деревянной истории. Пока не начали, все чаще, давать гран-при, – ну, обходя слона с фланга.

С другого фланга прошли, уже в последние три-четыре года, бойкие представители индустрии модульных домов и отельные домики «выходного дня». Общее впечатление как в пьесе Чехова «Вишневый сад»: уходит крепкая русская усадьба, где наряду с вальяжностью, праздностью, барством и самодурством процветало созерцание и меценатство, а дом небезуспешно спорил с храмом, – сменяют их эффективные хозяйственники, нарезают на кусочки, и ударение в слове вишневый меняет свое место. Потом еще Татьяна Толстая пародию на это написала, подчеркнув цикличную повторяемость процесса.

Тем не менее победитель по мнению жюри – определенно хорош, хотя вокруг него было много споров, даже побольше, чем вокруг ГЭС, и в экспертном совете, и в жюри. Кто-то сказал, что не переночевал бы там никогда (сразу захотелось), на заседании совета рассказали, что в домике жарко и душно, и с гидроизоляцией пришлось повозиться. Может и так, но дом – объект, высказывание, не «просто качественный гостевой дом», пусть и симпатичный. Строго говоря, для домов-объектов – другие правила, они не для комфорта появляются, для комфорта – все другие дома. Они – для интереса, для, собственно, искусства. Все остальное вторично, и для искусства можно постараться, подогнать технологии: спрятать незнамо где кондиционер, найти пропитку и далее по списку. Искусство, оно же заключается не только в том, чтобы умело «оседлать» технику, но еще и в умении нарисовать так, чтобы объект был высказыванием.
 

Загородный дом / народ


Паленки
Исматулаева и партнеры
Константин Ларин, Сергей Авилов, Сергей Дмитриев, Наида Исматулаева

 
Народ сделал выбор в пользу единственного в шорт-листе дома с традиционной скатной кровлей. У номинанта Nord Domos, впрочем, она тоже скатная, но облик в целом куда более модерновый. А тут – уютная терраса, окна-ромбики, фонарики протянуты меж столетних деревьев. В общем: «Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка». Как и в случае выбора жюри, этот проект не совсем проходит по категории «загородный дом»: «скворечников» на берегу Дона стоит три, их можно арендовать
Паленки, Исматулаева и партнеры
Фотография © Сергей Авилов / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Загородный дом:

Белая башня, spirin architects
Birdland House, архитектурно бюро Романа Леонидова
Жилой дом в Румянцево, Ppershin.com
DOM 70, Woodbox
Дом Палуба, архитектурная мастерская Антона Литовского
Дача успешного москвича, Сценарии загородной жизни
ROTE House, Норд Домос
Scout 130, Scout House
Villa Elementis, Elementis Development
Домик Яхтсмена, Архитектурная мастерская Гринберг

Общественное сооружение / жюри


Общественный центр. Культурно-рекреационный кластер «Алтын Дага»
Проектная организация «Детали»
Проектная группа «8 линий»: Антон Кочуркин, Ольга Мостинская, Александра Кулагина, Олег Чедия, Яна Алиаскарова, Александра Ковалёва 
Куратор: Институт развития городов Татарстана

 
Парк «Алтын Дага» уже несколько лет растет рядом с большой исторической достопримечательность Татарстана – раскопками Биляра, одной из древних столиц Волжской Булгарии. Место притягивает не только любителей истории, но и паломников, поэтому проект помогает распределить потоки людей и снизить антропогенную нагрузку на ландшафты. Общественный центр, как и другие объекты кластера, интерпретирует образы традиционной архитектуры Булгара и Биляра – он напоминает ханскую юрту, в оформлении используются традиционные татарские орнаменты. Характерная отделка деревянным гонтом перекликается с решениями первой очереди – «Святого ключа»
Общественный центр. Культурно-рекреационный кластер «Алтын Дага». Проектная организация «Детали», Проектная группа «8 линий», Институт развития городов Татарстана
Фотография © Айназ Ярмиев / предоставлена АрхиWood
  

Общественное сооружение / народ


Амфитеатр в парке «Изумрудный» в городе Барнауле
MDVA архбюро
Дмитрий Индюков, Максим Максименко, Олеся Петухова, Данил Новых, Юлия Титова


Старейший парк Барнаула «Изумрудный» недавно реконструировали, дополнив новыми объектами. Один из них – деревянный амфитеатр: аккуратный, симметричный, наглядно-честный в своей конструкции, поскольку в нем нет декоративных или скрытых элементов. Всё на виду и участвует в формировании классически-идилличного объекта, одновременно весьма функционального: за деревянной аркадой умещаются три сцены с хорошей акустикой и защитой от дождя.
Амфитеатр в парке «Изумрудный» в Барнауле, MDVA архбюро
Фотография © Максим Наземцев / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Общественное сооружение»:

Баня-бублик, KUB House
Павильон «Цветочный-сад», Do buro
Сценический комплекс Woodz, АБ «Эсквайр»

Дизайн среды / жюри


Бетонные сады Острогожска
Citizenstudio / «Новая Земля»
Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Олег Шулика, Никита Асеев, Джульетта Боброва, Григорий Соломин, Максим Чеколаев, Мария Сынкова, Ксения Николаева, Александр Двужилов, Альмира Гаймалетдинова

 
Рыжевато-ржавое дерево в этом проекте напоминает кортеновскую сталь, подчеркивая природу места – «кладбище» из бетонных конструкций недостроенного цеха. Архитекторы решили отказаться от дорогостоящей утилизации руин, превратив «баг» в «фичу»: конструкции используются как фундаменты, арт-объекты, мафы и игровое оборудование. Без инъекций новых элементов, конечно, не обошлось, самым масштабным включением стала как раз деревянная платформа с павильонами и амфитеатром.  
Бетонные сады Острогожска, Citizenstudio / «Новая Земля»
Фотография © Константин Добровицкий / предоставлена АрхиWood

Дизайн среды / народ


Игровой комплекс «Рыба в водорослях»
Проектная группа 8 и АНО «Институт развития городов Башкортостана»
Надежда Снигирева, Никита Карюк


В основе идеи детской площадки – городская легенда об огромном соме, который живет в озере и утаскивает на дно зазевавшихся купальщиков. Архитекторы «расколдовали» чудище, превратив его в игровой элемент.
Игровой комплекс «Рыба в водорослях»,Проектная группа 8 и АНО «Институт развития городов Башкортостана»
Фотография © Владислав Третьяков / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Дизайн среды:

О'берег, dot.bureau
Благоустройство внутреннего двора Республиканской детской библиотеки, ludi_architects
The jumping stairs, Денис Гаврилин
Тени берез или Лавка над ручьем, архитектурная мастерская Антона Литовского

Малый объект / жюри


Павильон храма в Териберке
Цимайло Ляшенко & Партнеры
Реализация проекта: компания АРХИВУД


Проект, которому несмотря на внешнюю скромность, суждено стать громким. Даже его макет, представленный на Арх Москве, спровоцировал любопытство и очереди. Внутри павильона из клееного бруса архитекторы установили глыбу вулканической породы весом в 2,5 тонны. Вместе со мхом и камнями поменьше этот постамент помог легко перенестись в ландшафты Териберки и представить силуэт шатровой церкви-маяка на фоне северного сияния. Вторя храму, павильон транслирует идею проницаемости и открытости свету.  
  • zooming
    Павильон храма в Териберке, Цимайло Ляшенко & Партнеры
    Фотография © Павел Тютюнник, Никита Субботин / предоставлена АрхиWood
  • zooming
    Павильон храма в Териберке, Цимайло Ляшенко & Партнеры
    Фотография © Павел Тютюнник, Никита Субботин / предоставлена АрхиWood
 

Малый объект / народ


Храм Воды
АА СТАДО
Владимир Гришин, Николай Гедеванишвили, Александра Нужная, Гор Овсепян, Ахмед Омаров, Ани Хачатурян, Дмитрий Бурмистров, Елизавета Тренина, Виталина Туманова, Ваче Хачатурян

 
Выбор народа пал на объект попроще и подемократичнее. Павильон построили в рамках практикума «Древолюции» у родника, в нескольких шагах от тропы, где часто проводятся спортивные соревнования. Внутри заботливо предусмотрена скамеечка и полочка с кружкой и черпаком. Чтобы напиться, вошедшему нужно преклонить колени и заглянуть в зеркало воды. Прямых отсылок к культовым сооружениям в домике нет, но его принадлежность миру сакрального считывается безошибочно. 
Храм воды, АА Стадо
Фотография © Гедеванишвили Николай; Гришин Владимир; Хачатурян Ани; Бурмистров Дмитрий / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Малый объект»:

3House, ООО "ЛёАртХаус"
Сельская единица, Артем Гаврилов
Навес над тандыром, Gikalo Kuptsov Architects
Домик в лесу, Анастасия Разгильдеева, Андрей Беломутский
Childmemory house, BЙR BÜRO

Реставрация, реконструкция, воссоздание / жюри


Офис АБ «Гордеев–Демидов»
Архитектурное бюро «Гордеев–Демидов»
П.В. Гордеев, Б.А. Демидов, Н.Б. Демидов, М.А. Герт, А.В. Склярова, М. А. Ивлева, А.Ю. Зейферт


Небольшой усадебный дом в центре Екатеринбурга архитекторы бюро «Гордеев-Демидов» приспосабливали с любовью – в комнатах памятника регионального значения разместился их собственный офис. Деревянный, на каменном основании, с пристройками разных лет дом очистили от «улучшений» предшественников, и обнаружили сокровища, ставшие главным украшением рабочих будней: лепнину, кирпичную кладку, венцы сруба и деревянные двери.
Офис АБ «Гордеев–Демидов», Архитектурное бюро «Гордеев–Демидов»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена АрхиWood
   

Реставрация, реконструкция, воссоздание / народ


Служебная постройка
ООО «Валбэк-ру», Дизайн-студия «DESIGN BURO», ООО «Поморская плотницкая школа», ООО «Модуль-Р»
Лукин В.Н., Самойлова А.В., Пьянкова Н.С., Воробьев С.Н., Альтапова А.А., Баранова Т.А., Цыкина М.Ю., Кузнецов С.Е., Тропова М.А., Гамлешко М.В.


Народ отдал предпочтение скромной постройке 1940 года, далеко не такой эффектной, как другие представители короткого списка. Однако есть в ней немало очарования: несуразная геометрия кровли, красиво состарившиеся стены, перегородки из дранки, уютная вернакулярность и, наконец, функция – внутри разместились экспозиции «Архангельский пряник» и «Артель«Красный обувщик», где проходят интерактивные занятия для детей и взрослых.
Служебная постройка, ООО «Валбэк-ру», Дизайн-студия «DESIGN BURO», ООО «Поморская плотницкая школа», ООО «Модуль-Р»
Фотография © Альтапова А.А., Лукин В.Н./ предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание»:

ГЭС на Нерли, amor
Реставрация дома Пановых, ООО «БизнесКонсалт», ООО «Вологодские реставраторы», ООО «АЛЬКОР-2»
Дореволюционный дом в Краснодаре, SOFA SecondInterior

Дерево в экстерьере / жюри


Заонежье ретрит
Rhizome
Евгений Решетов, Татьяна Синельникова, Яна Демина, Екатерина Ростова, Илья Беляков, Ольга Маркина


Без Rhizome уже сложно представить премию, однако в этот раз бюро выступило в несвойственной номинации, которая кажется не такой престижной как, например, общественное сооружение. Тем более, что помимо разнообразных видов деревянной отделки архитекторы демонстрирую и владение разными сопутствующими техниками – в зданиях ретрит-центра, например, есть «волоковые окна», зеленые кровли и лемех.
Заонежье ретрит, Rhizome
Фотография © Дмитрий Чебаненко/ предоставлена АрхиWood
  

Дерево в экстерьере / народ


Палисад
ООО «НПО Энергосервис»
Вячеслав Титов, Михаил Горбушко, Антон Ларионов (Bioclimatic), Мартун Кастандян, Татьяна Королева, Василий Карандашев, Татьяна Королева, Марина Гуревич

 
Народ продолжает голосовать за простые понятные радости – деревянная ширма с названием палисад отгораживает пространство беседки для банкетов от зоны санузлов. Ячейки, напоминающие полки для книг, заполнены сращенной сосной – ее предпочли строганной доске, которая не выдержала бы влажности заливных лугов. 
Палисад, ООО НПО Энергосервис
Фотография © Богдан Зиновьев, Виталий Боев/ предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в экстерьере»:

Дом-макет, ООО «Финский дом»
Загородный комплекс коммерческих зданий, Уникальные здания
Площадка «Морской змей», АБ «Чехарда»

Дерево в интерьере / жюри 


Кофейня «Глина»
amor
Ксения Раковская, Идрис Сулиман


То же бюро, что отметилось с ГЭС на Нерли. Светлая уютная кофейня явно работает на контраст – пространство открылось в одном из коммерческих помещений ЖК «Композиция» с черными-пречерными фасадами.
Кофейня «Глина», amor
Фотография © Даниил Анненков/ предоставлена АрхиWood

 
Дерево в интерьере / народ

 
Экстрим-отель «Аврора»
FANTALIS
Александр Гвоздиков, Ангелина Филимонова, Екатерина Чернышева, Роман Фанталис, Анна Куликова


В этот камчатский отель постояльцев забрасывают на вертолете, чтобы они четыре часа не тряслись по бездорожью. И там, в совершенно дикой глуши, их поджидает высокая кухня, баня с бассейном, массаж, а также – роскошные интерьеры с толикой брутальности и этники, соответствующих контексту. 
Экстрим-отель «Аврора», Fantalis
Фотография © Елизавета Гуровская / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в интерьере»:

Ржаной хлеб и молоко, АТ_Архитектура, дизайн
Фанерная квартира в Алматы, Петр Костелов
Kafeterija, KIDZ
Дом на краю леса, Horomystudio
Индивидуальное рабочее место, nefa

  
Предметный дизайн / жюри 


Книжный шкаф Pandemonium
Citizenstudio
Михаил Бейлин, Иван Ермолаев, Даниил Никишин


Шкаф-тотем как хранилище памяти и жилище для духов и покровителей дома. Объект был сделан совместно с мастерскими «Своды» Дома культуры ГЭС–2.
  • zooming
    Книжный шкаф Pandemonium, Citizenstudio
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  • zooming
    Книжный шкаф Pandemonium, Citizenstudio
    © Фотография предоставлена АрхиWood

Предметный дизайн / народ


Табурет
Наталья Соколова

Нескучная супрематическая табуретка, у которой каждая ножка – в разном «носке»: с сечением круга, треугольника, прямоугольника. Для круглой ножки в мастерской нашелся черенок от лопаты. 
Табурет, Наталья Соколова
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Предметный дизайн»:

Табурет/столик/подставка Penyok, the.lazy.architect 
Стол и стулья, Valkeda
PIE stool, Михаил Любецкий
Игрушка-головоломка Пенза, АБ «Вещь!»
Wave, delo design
Lark, АНО-ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Оловский мужик и калужский мужик, Невская перспектива

  
Арт-объект / жюри


За́кром
Коллектив Троица
Анастасия Разгильдеева, Андрей Беломутский, Ольга Сизенцева


Объект создавался в арх-резиденции URALRUIN для фестиваля «Не пустое место». Согласно условиям – своими руками и из неликвидных пиломатериалов. За́кром – это отгороженное место для засыпки зерна или муки. Объект построен на том месте, где раньше стояла купеческая мельница. Издалека он напоминает промышленную постройку, а вблизи – скорее руины. Присев на скамейку, можно полюбоваться рекой и поразмышлять о течении времени. 

  • zooming
    За́кром, коллектив «Троица»
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  • zooming
    За́кром, коллектив «Троица»
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  

Арт-объект / народ


Стела «and-ШПИЛЬ»
Елизавета Росс, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова

Стела, покрытая горбылем, располагается на возвышенности и служит ориентиром на тропе, рядом с которой проходят различные соревнования. 
Стела «and-ШПИЛЬ», Елизавета Росс, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова
Фотография © Елизавета Росс, Алексей Беспалов / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Арт-объект: 

Соляной столб, Саша Покатович, Полина Шевчук
Антитектон, glubinka_ab
Смотровая площадка «Факел», Дмитрий Рогачиков, Максим Кузнецов, Николай Смирнов, Юлия Сорокина, Юлия Гаевая, Екатерина Денисюк, Любовь Кидинова, Иван Кидинов, Елизавета Айрапетян
Дома земли, Андрей Сяйлев, Алена Ярмольчук
На юг, команда «Завтра»
Восход, Полина Бидыло, Елизавета Гусева, Михаил Икрянников, Мария Карпушина, Олеся Андреева, Степан Гордиенко, Дарья Лисенкова, Алена Орехина, Елизавета Сытова
Златник, проект «Обло»
Бесконечность, Александра Белоусова, Дарья Казарина, Елизавета Ярославцева, Мария Ярославцева

23 Сентября 2024

Похожие статьи
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.