Польза+. Награды Арх Москвы

Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.

mainImg
Арх Москва – очень большая, и ее всегда найдется, в чем упрекнуть. В этом году, к примеру, упрекали в хаотичности, путанице и перенасыщенности. Тут, правда, несложно было заблудиться, по словам Марины Игнатушко, даже имея разряд по спортивному ориентированию, – или пройти что-то мимо, даже ходя со схемой в руках по нескольку раз туда-сюда. Надо думать насыщенность выставки отражает парадоксальный рост рынка в последние годы. Стало много больше стендов архитектурных бюро, многие из них стремятся выстроить павильоны, показать объекты, кто-то даже делает проекты-фантазии для выставки. Словом, это ой какой базар, хотя: иногда войдешь в архитектурный павильон – поймаешь эмоциональную паузу. А иногда перегрузишься информацией. В общем-то, как справедливо заметила Мария Элькина, научились наши архитекторы делать выставочные павильоны – но смысл то, смысл он где? Отвечу вопросом на вопрос: а нужен? Такой итоговый, высший, к которому все стремятся? Правда? 
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем и тема у выставки была: Польза, из витрувианской триады, и многие откликнулись, но либо формально, либо от противного – стали доказывать, что красота и есть настоящая польза. С ними сложно спорить когда речь идет об архитектуре.

Архитектура, она, когда некрасивая, то какая-то бесполезная. 

Хотя! В далекой-предалекой галактике можно было бы запросто представить себе, что с темой Польза выставка превратится в экспозицию социального жилья и школ для бедных, так же как и экономичных решений, к примеру, «нулёвых» по энергетике, оптимальных по организации пространства и экологии материалов, решений для маломобильных и прочих групп населения и по спасению африканских и прочих племен. Страшно представить себе, как могла бы развернуться на эту тему венецианская биеннале – поставила бы все эти вопросы ребром и заточила бы как острый ножик.

И представьте себе – ничего, ну ничего подобного не было на Арх Москве с темой Польза. Никто и не подумал. Разве что бюро GA, ранее известное как Гинзбург Архитектс, в разделе Мастера размышляло о пазле объемного построения жилого дома, ну да это у них в крови. 
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И то, в общем, больше о красоте. Представляю себе Моисея Гинзбурга, который отливает свои ячейки типа F из цветного мыла и подсвечивает фонариком. Хотя нет, не представляю. 
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Чувствую, что через пару часов или дней ко мне придет десяток сообщений от авторов стендов – доказывать, что их не поняли или поняли не так, и что на самом деле тему Польза они раскрыли. Не надо! Впечатление от выставки остается прежним, не особенно вы думали о пользе, зато разными путями уклонялись от таких размышлений. Это не хорошо и не плохо. 

Но какая-то в этом ощущается, местная специфика, что ли. Какую тему ни дай – они о красоте. За что и любим. 

Хотя Арх Москву любим не только за это. В будущем году ей 30 лет – неужели с 1995 года :-)? – и она во многом последовательна и устойчива. Делит внимание между продукцией производителей, что, к слову сказать, не просто «унитазы», а важная составляющая итогового архитектурного образа – и девелоперами, архитекторами, исследованиями и даже графикой. Для всех находит место, выстраивает в своем ярмарочном порыве баланс и дает срез. Действительно дает. За что, как говорится, большой респект и уважение. 

Придумывает новые проекты и номинации. В этом году – жюри оценивало в плюс к остальному фотографов и аудитории для круглых столов и лекций, которых тоже, как и стендов архитекторов, было рекордное количество. 

А мы, вкратце высказавшись, публикуем список наград Арх Москвы, – чем тоже занимаемся уже не первый год. 

Архитектор года

Для начала надо сказать, что Архитектором года мастера (раньше их называли участники Арх Каталога) выбрали, как сказал Василий Бычков, с большим отрывом, Юлия Борисова и UNK. Компания в этом году переехала в новый офис в чудесном особняке романтического модерна неорюс, а Юлию Борисову на днях исполнится 50 лет, так что все один к одному. 
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
 
В этом году куратора у Арх Москвы не было, а был кураторский совет, плюс Илья Мукосей как креативный директор. 

В будущем году куратор будет – и это Николай Полисский. Говорят, он даже тему уже предложил, но тема пока секрет. 

NEXT

Бюро NOMADO, Якутия
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Для победителя, кажется, впервые (UPD: правда впервые), предусмотрена существенная денежная премия – 500 000 рублей. 

Уточним (тоже UPD). Премию дала компания Архитайл; между тем каждый из 10 финалистов  и участников выставки заплатил регистрационный взнос – 85 000 р. – за экспозицию. Вроде бы тонкость, но интересно.
Вручение приза NEXT. Арх Москва 2024
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк

Подробнее о NEXT здесь

Победитель NEXT должен будет сделать на Арх Москве 2025 свою экспозицию, как и Архитектор года. Раньше эти сюжеты чередовались, а теперь из-за сбоя в период пандемии идут плечо к плечу. 

Лучшее архитектурное высказывание

Послезавтра
Архитектурная школа МАРШ
  • zooming
    Послезавтра. Школа МАРШ. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Послезавтра. Школа МАРШ. Арх Москва 2024
    Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Мастера
Wowhaus
  • zooming
    Стенд Wowhaus в разделе Мастера
    Фотография © Алексей Лифанов
  • zooming
    Стенд Wowhaus в разделе Мастера
    Фотография © Алексей Лифанов

Вот удивлюсь решению жюри, я голосовала за других, Wowhaus был лишь пятым в моем списке приоритетов. На мой взгляд лидируют: стол с крашеной белой краской едой от Panacom, стенд Остоженки с черно-белой спиралью и рукописным текстом Александра Скокана, Megabudka с инициативным проектом благоустройства территории вокруг пирамид, упомянутые выше AG с объемным квартирным тетрисом, и Nowadays с карточной игрой, в которую, впрочем, для торопливых незнаек было не очень понятно, как играть...
Panacom. Мастера. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
АБ «Остоженка». Мастера. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Megabudka. Мастера. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тезисы
Бюро ГОРА, Нижний Новгород

В рамках проекта Тезисы каждое из девяти бюро, распределив проекты методом жеребьевки, работало над рефлексией доставшегося им проекта коллег. АБ ГОРА достался общественный центр АБ ХВОЯ на Финском заливе. Они представили его в виде аквариума с живыми рыбками. 
  • zooming
    Проект ГОРы в Тезисах
    Фотография © АБ ГОРА
  • zooming
    Общественный центр на Финском заливе, предмет рефлексии архитекторов ГОРА в рамках проекта Тезисы
    © ХВОЯ

На церемонии сказали: вообще-то ГОРе запретили наливать воду в аквариум, а они не послушались. Думали, что их накажут, а их наградили. За смелость? Но и рыбки отличные. 

Кураторский проект

I.
Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь. Партнер компания Surface Lab
  • zooming
    Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.р
  • zooming
    Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.р
II.
Проект «Тезисы» Кураторы Михаил Микадзе, ХОРА, Юлия Ардабьевская, Saga, Наталья Масталерж, NOWADAYS office
  • zooming
    Проект Тезисы. Выстказывание ГОРА – зеленоватый бассейн с рыдками на первом плане. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Проект Тезисы. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проект-исследование

I.
КОНТЕКСТ’24Куратор Юлия Шишалова
Проект был посвящен анализу архитектурно-градостроительных тенденций стран БРИКС и экспонировался на столбах при входе. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
II.
Содружество проектов «Свет в городе» и «Природа в городе» / Кураторы Иван Федянин, Виктория Гавалиди, бюро GAFA, Елена Кончакова, TEGOLA
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самый полезный стенд

Москомархитектура
  • zooming
    Стенд МКА. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд МКА. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дизайн стенда был сделан командой MAP architects, а экспонировал он три кампуса: МГТУ имени Баумана /Сергей Кузнецов и Прайд/, кластер Ломоносов /Сергей Кузнецов и KAMEN/ и самый малоизвестный пока что проект – МГСУ на Ярославском шоссе /мастер-план ATRIUM/.

Три дня на стенде проводили хакатон Института Генплана по проектированию кампуса для МГПУ, московского городского педагогического университета, и тут тоже разыгрывали денежный приз – одна из трех команд получила 150 000 рублей. 

Подробнее о стенде здесь.   

Архитектура / стенды архбюро

I.
WALL
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Подробнее здесь.
II.
Цимайло, Ляшенко и партнеры
  • zooming
    Павильон АБ ЦЛП. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон АБ ЦЛП. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Борисов Архитектс
  • zooming
    Стенд Борисов Архитектс. Арх Москва 2024
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлено BORISOV architects
  • zooming
    Стенд Борисов Архитектс. Арх Москва 2024
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлено BORISOV architects
III.
Chado
  • zooming
    Павильон АБ CHADO. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон АБ CHADO. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

ТИМЗ-Проект
Стенд ТИМЗ. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Спецноминации

За самую архитектурную подачу 3D-технологий
СПИЧ
  • zooming
    Павильон АБ СПИЧ. Арх Москва 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Павильон АБ СПИЧ. Арх Москва 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена СПИЧ
За самое фотографически точное воплощение образа пользы
ARCHINFORM, Екатеринбург
  • zooming
    Archinform. Лицо Пользы. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Archinform. Лицо Пользы. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Девелопмент

I.
Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS

Павильон сделан по мотивам проекта благоустройства набережной в жилом комплексе City Bay. Он был очень атмосферный, но в него постоянно стояла очередь... Поэтому тут показываем рендеры. 
  • zooming
    1 / 4
    Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
    © BASIS
  • zooming
    2 / 4
    Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
    © BASIS
  • zooming
    3 / 4
    Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
    © BASIS
  • zooming
    4 / 4
    Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
    © BASIS

Экспозиция компании «Парковые кварталы», созданная совместно с бюро Megabudka
Экспозиция компании «Парковые кварталы», созданная совместно с бюро Megabudka/ Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
II.
«Галс-Девелопмент»
  • zooming
    «Галс-Девелопмент». Павильон с конкурсом графики. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    «Галс-Девелопмент». Павильон с конкурсом графики. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
III.
«Брусника», Екатеринбург
  • zooming
    Стенд компании Брусника. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд компании Брусника. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
За нестандартную и яркую архитектуру дискуссий 
Группа компаний Самолет, Красногорск

Он был синим, в виде ущелья среди гор. Надо сказать, что внешне был привлекателен, а сидеть и общаться там было крайне неудобно. 
Стенд ГК Самолет
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк

Пространство для дискуссий 

Практикум домов А-класса, Москва / 
Программный директор Оксана Надыкто.

Фотографы


Рустам Шагиморданов, Ольга Алексеенко
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Свет в архитектуре

I.
Eclat Group
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
II.
Maytony
 

Материя архитектуры

I.
Алютех и бюро Skuratov Architects
  • zooming
    Стенд Алютех и бюро Skuratov Architects. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд Алютех и бюро Skuratov Architects. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Made и бюро Т+Т Architects
  • zooming
    Стенд Made и бюро Т+Т Architects. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд Made и бюро Т+Т Architects. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
II.
Юникерамикс совместно с бюро Липман и Оганина
  • zooming
    Стенд Юникерамикс совместно с бюро Липман и Оганина. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд Юникерамикс совместно с бюро Липман и Оганина. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

ДИАТ совместно с бюро p.m.

На этом стенде помимо любопытного керамического панно были очень грамотно и наглядно показаны подсистемы крепления.
  • zooming
    Стенд ДИАТ совместно с бюро p.m.
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено ДИАТ
  • zooming
    Стенд ДИАТ совместно с бюро p.m.
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено ДИАТ
III.
Остклинкер совместно с Борисов Архитектс
Стенд Остклинкер совместно с Борисов Архитектс. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рабберфлекс

Книжная премия

Журнал по архитектуре
Проект Россия, №1 2023 «100 лучших проектов России»/ Главный редактор Юлия Шишалова, издательство «Проект Россия»
Журнал о дизайне
Интерьер+дизайн, 2023 / Шеф-редактор Татьяна Белохина, заместитель главного редактора Ольга Божко, издательство «И+Д»
Исследовательское издание по архитектуре
Книга «Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы городов мира» / Автор Андрей Иванов, издательство «Слово»
Издание по истории архитектуры
Книга «Параллельная архитектура» оттепели и застоя» / Автор Андрей Боков, издательство «Гараж»
Андрей Боков представляет свою книгу на Арх Москве. Арх Москва 2024
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк
Издание по современной архитектуре
Книга «Студия 44. Проекты и постройки 2017–2022» / Редакторы Никита Явейн, Маргарита Явейн, дизайнер Маргарита Явейн, издательство TATLIN
Переводное издание
«Уроки Лас-Вегаса. Забытый символизм архитектурной формы» / Дениз Скотт Браун, Роберт Вентури, Стивен Айзенур, переводчик Иван Третьяков, редактор Сергей Ситар, издательство Ad Marginem
Путеводитель
Книга «Отдых и еда на ВДНХ» / Автор Василий Хорст, издательство «Бослен»
Детское издание
Книга «Кто все это построил?» / Автор Полина Фадеева, художник Анна Алямова, издательство Ad Marginem
Вручение Книжной премии. Арх Москва 2024
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк

27 Мая 2024

Похожие статьи
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.