Польза+. Награды Арх Москвы

Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.

mainImg
Арх Москва – очень большая, и ее всегда найдется, в чем упрекнуть. В этом году, к примеру, упрекали в хаотичности, путанице и перенасыщенности. Тут, правда, несложно было заблудиться, по словам Марины Игнатушко, даже имея разряд по спортивному ориентированию, – или пройти что-то мимо, даже ходя со схемой в руках по нескольку раз туда-сюда. Надо думать насыщенность выставки отражает парадоксальный рост рынка в последние годы. Стало много больше стендов архитектурных бюро, многие из них стремятся выстроить павильоны, показать объекты, кто-то даже делает проекты-фантазии для выставки. Словом, это ой какой базар, хотя: иногда войдешь в архитектурный павильон – поймаешь эмоциональную паузу. А иногда перегрузишься информацией. В общем-то, как справедливо заметила Мария Элькина, научились наши архитекторы делать выставочные павильоны – но смысл то, смысл он где? Отвечу вопросом на вопрос: а нужен? Такой итоговый, высший, к которому все стремятся? Правда? 
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем и тема у выставки была: Польза, из витрувианской триады, и многие откликнулись, но либо формально, либо от противного – стали доказывать, что красота и есть настоящая польза. С ними сложно спорить когда речь идет об архитектуре.

Архитектура, она, когда некрасивая, то какая-то бесполезная. 

Хотя! В далекой-предалекой галактике можно было бы запросто представить себе, что с темой Польза выставка превратится в экспозицию социального жилья и школ для бедных, так же как и экономичных решений, к примеру, «нулёвых» по энергетике, оптимальных по организации пространства и экологии материалов, решений для маломобильных и прочих групп населения и по спасению африканских и прочих племен. Страшно представить себе, как могла бы развернуться на эту тему венецианская биеннале – поставила бы все эти вопросы ребром и заточила бы как острый ножик.

И представьте себе – ничего, ну ничего подобного не было на Арх Москве с темой Польза. Никто и не подумал. Разве что бюро GA, ранее известное как Гинзбург Архитектс, в разделе Мастера размышляло о пазле объемного построения жилого дома, ну да это у них в крови. 
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И то, в общем, больше о красоте. Представляю себе Моисея Гинзбурга, который отливает свои ячейки типа F из цветного мыла и подсвечивает фонариком. Хотя нет, не представляю. 
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Чувствую, что через пару часов или дней ко мне придет десяток сообщений от авторов стендов – доказывать, что их не поняли или поняли не так, и что на самом деле тему Польза они раскрыли. Не надо! Впечатление от выставки остается прежним, не особенно вы думали о пользе, зато разными путями уклонялись от таких размышлений. Это не хорошо и не плохо. 

Но какая-то в этом ощущается, местная специфика, что ли. Какую тему ни дай – они о красоте. За что и любим. 

Хотя Арх Москву любим не только за это. В будущем году ей 30 лет – неужели с 1995 года :-)? – и она во многом последовательна и устойчива. Делит внимание между продукцией производителей, что, к слову сказать, не просто «унитазы», а важная составляющая итогового архитектурного образа – и девелоперами, архитекторами, исследованиями и даже графикой. Для всех находит место, выстраивает в своем ярмарочном порыве баланс и дает срез. Действительно дает. За что, как говорится, большой респект и уважение. 

Придумывает новые проекты и номинации. В этом году – жюри оценивало в плюс к остальному фотографов и аудитории для круглых столов и лекций, которых тоже, как и стендов архитекторов, было рекордное количество. 

А мы, вкратце высказавшись, публикуем список наград Арх Москвы, – чем тоже занимаемся уже не первый год. 

Архитектор года

Для начала надо сказать, что Архитектором года мастера (раньше их называли участники Арх Каталога) выбрали, как сказал Василий Бычков, с большим отрывом, Юлия Борисова и UNK. Компания в этом году переехала в новый офис в чудесном особняке романтического модерна неорюс, а Юлию Борисову на днях исполнится 50 лет, так что все один к одному. 
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
 
В этом году куратора у Арх Москвы не было, а был кураторский совет, плюс Илья Мукосей как креативный директор. 

В будущем году куратор будет – и это Николай Полисский. Говорят, он даже тему уже предложил, но тема пока секрет. 

NEXT

Бюро NOMADO, Якутия
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Для победителя, кажется, впервые (UPD: правда впервые), предусмотрена существенная денежная премия – 500 000 рублей. 

Уточним (тоже UPD). Премию дала компания Архитайл; между тем каждый из 10 финалистов  и участников выставки заплатил регистрационный взнос – 85 000 р. – за экспозицию. Вроде бы тонкость, но интересно.
Вручение приза NEXT. Арх Москва 2024
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк

Подробнее о NEXT здесь

Победитель NEXT должен будет сделать на Арх Москве 2025 свою экспозицию, как и Архитектор года. Раньше эти сюжеты чередовались, а теперь из-за сбоя в период пандемии идут плечо к плечу. 

Лучшее архитектурное высказывание

Послезавтра
Архитектурная школа МАРШ
  • zooming
    Послезавтра. Школа МАРШ. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Послезавтра. Школа МАРШ. Арх Москва 2024
    Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
Мастера
Wowhaus
  • zooming
    Стенд Wowhaus в разделе Мастера
    Фотография © Алексей Лифанов
  • zooming
    Стенд Wowhaus в разделе Мастера
    Фотография © Алексей Лифанов

Вот удивлюсь решению жюри, я голосовала за других, Wowhaus был лишь пятым в моем списке приоритетов. На мой взгляд лидируют: стол с крашеной белой краской едой от Panacom, стенд Остоженки с черно-белой спиралью и рукописным текстом Александра Скокана, Megabudka с инициативным проектом благоустройства территории вокруг пирамид, упомянутые выше AG с объемным квартирным тетрисом, и Nowadays с карточной игрой, в которую, впрочем, для торопливых незнаек было не очень понятно, как играть...
Panacom. Мастера. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
АБ «Остоженка». Мастера. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Megabudka. Мастера. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тезисы
Бюро ГОРА, Нижний Новгород

В рамках проекта Тезисы каждое из девяти бюро, распределив проекты методом жеребьевки, работало над рефлексией доставшегося им проекта коллег. АБ ГОРА достался общественный центр АБ ХВОЯ на Финском заливе. Они представили его в виде аквариума с живыми рыбками. 
  • zooming
    Проект ГОРы в Тезисах
    Фотография © АБ ГОРА
  • zooming
    Общественный центр на Финском заливе, предмет рефлексии архитекторов ГОРА в рамках проекта Тезисы
    © ХВОЯ

На церемонии сказали: вообще-то ГОРе запретили наливать воду в аквариум, а они не послушались. Думали, что их накажут, а их наградили. За смелость? Но и рыбки отличные. 

Кураторский проект

I.
Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь. Партнер компания Surface Lab
  • zooming
    Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.р
  • zooming
    Экспозиция «Павильон элементов обратного времени» / Авторы Александр Пономарев и Алексей Козырь
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.р
II.
Проект «Тезисы» Кураторы Михаил Микадзе, ХОРА, Юлия Ардабьевская, Saga, Наталья Масталерж, NOWADAYS office
  • zooming
    Проект Тезисы. Выстказывание ГОРА – зеленоватый бассейн с рыдками на первом плане. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Проект Тезисы. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проект-исследование

I.
КОНТЕКСТ’24Куратор Юлия Шишалова
Проект был посвящен анализу архитектурно-градостроительных тенденций стран БРИКС и экспонировался на столбах при входе. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
II.
Содружество проектов «Свет в городе» и «Природа в городе» / Кураторы Иван Федянин, Виктория Гавалиди, бюро GAFA, Елена Кончакова, TEGOLA
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самый полезный стенд

Москомархитектура
  • zooming
    Стенд МКА. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд МКА. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дизайн стенда был сделан командой MAP architects, а экспонировал он три кампуса: МГТУ имени Баумана /Сергей Кузнецов и Прайд/, кластер Ломоносов /Сергей Кузнецов и KAMEN/ и самый малоизвестный пока что проект – МГСУ на Ярославском шоссе /мастер-план ATRIUM/.

Три дня на стенде проводили хакатон Института Генплана по проектированию кампуса для МГПУ, московского городского педагогического университета, и тут тоже разыгрывали денежный приз – одна из трех команд получила 150 000 рублей. 

Подробнее о стенде здесь.   

Архитектура / стенды архбюро

I.
WALL
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Подробнее здесь.
II.
Цимайло, Ляшенко и партнеры
  • zooming
    Павильон АБ ЦЛП. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон АБ ЦЛП. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Борисов Архитектс
  • zooming
    Стенд Борисов Архитектс. Арх Москва 2024
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлено BORISOV architects
  • zooming
    Стенд Борисов Архитектс. Арх Москва 2024
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлено BORISOV architects
III.
Chado
  • zooming
    Павильон АБ CHADO. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон АБ CHADO. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

ТИМЗ-Проект
Стенд ТИМЗ. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Спецноминации

За самую архитектурную подачу 3D-технологий
СПИЧ
  • zooming
    Павильон АБ СПИЧ. Арх Москва 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Павильон АБ СПИЧ. Арх Москва 2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена СПИЧ
За самое фотографически точное воплощение образа пользы
ARCHINFORM, Екатеринбург
  • zooming
    Archinform. Лицо Пользы. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Archinform. Лицо Пользы. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Девелопмент

I.
Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS

Павильон сделан по мотивам проекта благоустройства набережной в жилом комплексе City Bay. Он был очень атмосферный, но в него постоянно стояла очередь... Поэтому тут показываем рендеры. 
  • zooming
    1 / 4
    Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
    © BASIS
  • zooming
    2 / 4
    Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
    © BASIS
  • zooming
    3 / 4
    Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
    © BASIS
  • zooming
    4 / 4
    Экспозиция MR GROUP, созданная совместно с бюро BASIS
    © BASIS

Экспозиция компании «Парковые кварталы», созданная совместно с бюро Megabudka
Экспозиция компании «Парковые кварталы», созданная совместно с бюро Megabudka/ Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
II.
«Галс-Девелопмент»
  • zooming
    «Галс-Девелопмент». Павильон с конкурсом графики. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    «Галс-Девелопмент». Павильон с конкурсом графики. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
III.
«Брусника», Екатеринбург
  • zooming
    Стенд компании Брусника. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд компании Брусника. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
За нестандартную и яркую архитектуру дискуссий 
Группа компаний Самолет, Красногорск

Он был синим, в виде ущелья среди гор. Надо сказать, что внешне был привлекателен, а сидеть и общаться там было крайне неудобно. 
Стенд ГК Самолет
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк

Пространство для дискуссий 

Практикум домов А-класса, Москва / 
Программный директор Оксана Надыкто.

Фотографы


Рустам Шагиморданов, Ольга Алексеенко
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Свет в архитектуре

I.
Eclat Group
Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
II.
Maytony
 

Материя архитектуры

I.
Алютех и бюро Skuratov Architects
  • zooming
    Стенд Алютех и бюро Skuratov Architects. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд Алютех и бюро Skuratov Architects. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Made и бюро Т+Т Architects
  • zooming
    Стенд Made и бюро Т+Т Architects. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд Made и бюро Т+Т Architects. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
II.
Юникерамикс совместно с бюро Липман и Оганина
  • zooming
    Стенд Юникерамикс совместно с бюро Липман и Оганина. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Стенд Юникерамикс совместно с бюро Липман и Оганина. Арх Москва 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

ДИАТ совместно с бюро p.m.

На этом стенде помимо любопытного керамического панно были очень грамотно и наглядно показаны подсистемы крепления.
  • zooming
    Стенд ДИАТ совместно с бюро p.m.
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено ДИАТ
  • zooming
    Стенд ДИАТ совместно с бюро p.m.
    Фотография © Даниил Анненков. Предоставлено ДИАТ
III.
Остклинкер совместно с Борисов Архитектс
Стенд Остклинкер совместно с Борисов Архитектс. Арх Москва 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рабберфлекс

Книжная премия

Журнал по архитектуре
Проект Россия, №1 2023 «100 лучших проектов России»/ Главный редактор Юлия Шишалова, издательство «Проект Россия»
Журнал о дизайне
Интерьер+дизайн, 2023 / Шеф-редактор Татьяна Белохина, заместитель главного редактора Ольга Божко, издательство «И+Д»
Исследовательское издание по архитектуре
Книга «Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы городов мира» / Автор Андрей Иванов, издательство «Слово»
Издание по истории архитектуры
Книга «Параллельная архитектура» оттепели и застоя» / Автор Андрей Боков, издательство «Гараж»
Андрей Боков представляет свою книгу на Арх Москве. Арх Москва 2024
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк
Издание по современной архитектуре
Книга «Студия 44. Проекты и постройки 2017–2022» / Редакторы Никита Явейн, Маргарита Явейн, дизайнер Маргарита Явейн, издательство TATLIN
Переводное издание
«Уроки Лас-Вегаса. Забытый символизм архитектурной формы» / Дениз Скотт Браун, Роберт Вентури, Стивен Айзенур, переводчик Иван Третьяков, редактор Сергей Ситар, издательство Ad Marginem
Путеводитель
Книга «Отдых и еда на ВДНХ» / Автор Василий Хорст, издательство «Бослен»
Детское издание
Книга «Кто все это построил?» / Автор Полина Фадеева, художник Анна Алямова, издательство Ad Marginem
Вручение Книжной премии. Арх Москва 2024
Фотография: Владимир Лаврищев, предоставлено компанией Экспо-Парк

27 Мая 2024

Похожие статьи
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.