Это постройки без эффектных жестов, с вниманием к материалу (в трех из шести это кирпич) и к деталям, в человеческом масштабе и с гуманистическим, социальным измерением. При этом в них нет жёсткой утилитарности или нарочитой экономии средств: архитекторы в каждом случае нашли элегантные и даже остроумные решения.
«Дом для художников», Лондон
Apparata ArchitectsБлаготворительная организация Create London выступила заказчиком доступного жилья, предназначенного для представителей творческих профессий. На пяти этажах размещены квартиры (в основном с двумя спальнями) и мастерские для 12 художников (в широком смысле слова). Большую роль играют общие помещения, поэтому здесь можно говорить о коллективном жилье или даже о коммуне.
Художники в свою очередь устраивают творческие программы для местных жителей: для этого предназначены общественный центр с остекленным уличным фасадом и выставочное пространство под открытым небом.
Центральный общественный центр района Сомерс-Таун и многоквартирный дом, Лондон
Adam Khan ArchitectsСомерс-таун – неблагополучный район в центре Лондона, рядом с вокзалом Сент-Панкрас. Комплекс по проекту Adam Khan Architects возведен в зоне новой застройки, которая призвана дать району больше ресурсов и энергии.
На первом этаже размещены досуговый центр для детей от 4 до 11 лет (к нему прилагаются футбольное поле на крыше 6-этажки и «приключенческая» детская площадка) и благотворительный центр театрального образования, который посещают 400 детей. Основную часть здания занимают квартиры социальной аренды. Главный мотив проекта – арки, то охватывающие окна-витрины первого этажа, то превращенные в зубцы на самом верху постройки (они ограждают футбольное поле).
Центр Джона Мордена, Лондон
Mae ArchitectsКолледж Джона Мордена в Гринвиче – это благотворительный жилой комплекс для пожилых, основанный в конце XVII века: его проект приписывается Кристоферу Рену.
Сейчас все дополнительные функции собраны здесь в новом центре дневного пребывания: медицинский блок, кафе и гостиные, административные помещения. Кирпичные фасады скрывают за собой деревянные каркас и интерьеры. Планировка включает уютные уголки и неожиданные перспективы, пространства для отдыха и общения. Особое внимание было уделено удобству пользователей с их особыми потребностями (поручни, разнообразные сидения, в том числе встроенные) и их защите от посторонних взглядов.
Жилой дом Лавендер-хилл, Лондон
Sergison Bates architectsДом с внутренним двором искусно вписан в плотную жилую застройку викторианской эпохи. На его месте раньше находилась мастерская для работы по металлу.
Главная идея проекта – контраст между скромным фасадом и просторным двором, куда выходят спальни на первом этаже. Кирпич (новый и частью старый, от разобранной мастерской – он пошел на ограду сада) использован творчески: из него выложены почти классические по профилю детали, ажурные фасады верхнего этажа и изящный карниз. Архитекторы предполагают, что их постройку тоже можно будет разобрать, когда закончится ее срок службы, и использовать кирпич повторно.
Проект Courtauld Connects в Институте Курто, Лондон
Witherford Watson Mann ArchitectsИнститут Курто, учебный и научный центр по истории искусства, владеет собственным музейным собранием. Он располагается в комплексе Сомерсет-хауса конца XVIII века, и выделенные под экспозицию пространства были сейчас реконструированы. Выровнен уровень пола, созданы новые и расширены старые дверные проемы, появились новые выставочные залы и увеличились существовавшие, возникли новая лестница и лифт, обновлен вестибюль. Все это сделало музей более удобным и доступным для всех категорий любителей искусства.
Факультет искусств Университета Уорика, Ковентри
Feilden Clegg Bradley StudiosФакультет размещен посреди парка, и расположение старых деревьев повлияло на план постройки. Она состоит из четырех павильонов с фасадами из терракотовых панелей: их насыщенный цвет напоминает о местной почве. Павильоны соединены прозрачным атриумом со скульптурной лестницей из древесины лиственницы.