*В заголовке статьи использована цитата из песни Бориса Гребенщикова «Железнодорожная вода»
Третья очередь ЖК «Лиговский Сити» – второй совместный проект голландского консорциума KCAP + Orange Architects и петербургского «А.Лен». Их творческий союз сложился в работе над ЖК Golden City по результатам международного конкурса 2015 года – тогда жюри присудило 2 первых места и предложило объединить участников для совместной работы. Строительство крупного жилого комплекса, увенчанного впечатляющими золотистыми конструкциями, сейчас активно продвигается, некоторые его части близятся к завершению. Взаимодейтвие оказалась успешным, и в прошлом году тот же заказчик, Glorax Development, пригласил консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» к проектированию третьей очереди крупного жилого комплекса в составе «серого пояса» Петербурга. На данный момент концепция завершена, на ее основе согласован ППТ участка.
Golden City, жилой комплекс на намывных территориях – то есть таких, каких еще совсем недавно не существовало – апеллирует к genius loci Петеребурга вообще, салютуя золотыми решетками и шпилями Петропавловке и Адмиралтейству. Нерв проекта ЖК «Лиговский Сити» – тоже в истории места, но его сюжет обоснован несколько иначе.
Участок немалой площади в 30 га, по форме напоминающий лепесток, – часть серого пояса; до 2018 года его занимала Товарно-Витебская железнодорожная станция. Специалисты бюро «А.Лен» рассказывают, что в начале XVIII века неподалеку был прорыт Лиговский канал, который снабжал фонтаны Летнего сада и служил транспортной артерией, в 1837 году к югу от участка проложили пути Царскосельский железной дороги, в 1900 построили станцию Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Территория хоть и была размежевана под жилую застройку, так и не была обжита, долгие годы оставаясь промышленной окраиной с огородами и редкими особняками.
«Лиговский Сити» – первый, пожалуй, проект для серого пояса, в котором архитекторы не стирают прошлое места, преображая хаотично застроенные земли в линейные высотные кварталы, а стремятся так или иначе сохранить дух прошлого. В частности, для строительства двух предыдущих очередей того же микрорайона – кварталов «Первого» и «Второго», полностью снесли Колбасный завод 1905 года; новые дома индифферентно-нейтральной архитектуры и не пытаются сообщить что-либо о прошлом.
В основе концепции новой, третьей очереди – сохранение рисунка железнодорожного полотна. Рельсы превращаются в линейные парки и бульвары, а на месте платформ вырастают дома, напоминающие вагоны и грузовые контейнеры. Поскольку сохраняется пространственная организация территории, архитекторы называют свой подход «адаптивным повторным использованием».
Справедливости ради стоит отметить, что схожую идею домов-вагонов, поставленных на «рельсы», предлагала для этого участка в 2016 году в рамках конкурса на концепцию преобразования южной части серого пояса «Студия-44». На градсовете, где «Лиговский Сити» приняли очень тепло, Никита Явейн одобрил идею: «Архитекторы вышли на композиционный принцип, который вытекает из истории и контекста. Это создает реальное разнообразие форм. Будет неприятно, если серый пояс окажется застроен так, как будто здесь всегда была жилая застройка. Идеологически мне проект очень нравится».
Сергей Орешкин о проекте и о его рассмотрении на градсовете:
Проект микрорайона «Лиговский Сити» разработан большой группой архитекторов: командой «А.Лен» и нашими многолетними партнерами – двумя известными на международном рынке проектирования компаниями KCAP & Orange Architects из Роттердама. Наше бюро принимало участие в разработке проекта на всех стадиях: от рождения идеи до принятия решения о реализации. Больше года назад лидеры архитектурного консорциума собрались на воркшоп и по результатам мозгового штурма выявили выигрышную идею коллег из Orange – концепцию линейной застройки, вдохновленную красотой линий железнодорожных путей, вдоль которых располагаются дома и зеленые коридоры с приватными дворами и общественными пространствами. Было решено сохранить в качестве элементов технического дизайна предметы, транслирующие значимость дореволюционного «серого пояса». Большинство членов Градостроительного совета по достоинству оценило концепцию – на данный момент в Петербурге нет подобных проектов, выполненных в европейских традициях реновации промышленных территорий. Спроектированный зеленый городской остров «Лиговский Сити» еще раз доказывает эффективность консорциумов, особенно с международными коллегами.
Ерун Схиппер, партнер Orange Architects
В проекте Лиговский Сити мы начали работать вместе с самого начала. Архитекторы «А.Лен» не только поддерживали развитие проекта с позиции их знаний в области местного законодательства, но и принимали полноценное участие в работе над концепцией. Мы используем опыт трех офисов для создания очень особенного проекта, и все участники дополняют друг друга своими подходами и специализацией.
Когда мы были в Петербурге еще до начала работы, нам удалось погулять по участку около двух часов, проникаясь духом места – присутствие истории все еще чувствуется здесь очень явственно. Было интересно сохранить это ощущение, даже кардинально меняя функцию места – с железнодорожной грузовой станции на яркий жилой район. Усиливая характер места, мы стараемся сделать его достойным Санкт-Петербурга.
Исторический центр Петербурга великолепен, он хорошо сохранился и представляет собой классический пример европейского города. Но чем дальше вы отдаляетесь от центра города, тем менее человечной, понятной и связанной становится застройка. Мы посчитали, что важно довериться идентичности именно этого места и создать нечто новое для Петербурга: опираясь не на классическое, а скорее на промышленное наследие города.
Когда мы были в Петербурге еще до начала работы, нам удалось погулять по участку около двух часов, проникаясь духом места – присутствие истории все еще чувствуется здесь очень явственно. Было интересно сохранить это ощущение, даже кардинально меняя функцию места – с железнодорожной грузовой станции на яркий жилой район. Усиливая характер места, мы стараемся сделать его достойным Санкт-Петербурга.
Исторический центр Петербурга великолепен, он хорошо сохранился и представляет собой классический пример европейского города. Но чем дальше вы отдаляетесь от центра города, тем менее человечной, понятной и связанной становится застройка. Мы посчитали, что важно довериться идентичности именно этого места и создать нечто новое для Петербурга: опираясь не на классическое, а скорее на промышленное наследие города.
Маша Пидодня, ассоциированный партнер КСАР
«А.Лен» знает город, знает нормы, которые в Петербурге отличаются особой сложностью и запутанностью, знает, как их соблюдать. Сложность градостроительного законодательства в Петербурге сказывается на облике современных жилых комплексов – к сожалению, нужно быть очень креативным, чтобы предложить что-то другое. Кроме того, Сергей Орешкин – член градостроительного совета и знает как презентовать проекты, подготовить без его помощи презентацию для КГА было бы невозможно. Все это помогало команде принимать правильные решения.
Еще один плюс: с помощью бюро «А.Лен» нам легче было рассказать историю, что также очень важно для выстраивания диалога с заказчиком и городом, это залог того, что концепция будет реализована без больших изменений. Мы всегда стараемся изучить контекст, найти сильные стороны, почувствовать атмосферу места. Но мы смотрим под другим углом, исходя из нашего заграничного опыта и другого культурного багажа.
Принято считать, что Санкт-Петербург – это прежде всего кварталы исторического центра. Мы тоже часто работаем с квартальным типом застройки, как, например, на Васильевском острове. Но в данном случае мы вдохновлялись линиями железной дороги и сохранившимися на участке грузовыми контейнера.
Еще один плюс: с помощью бюро «А.Лен» нам легче было рассказать историю, что также очень важно для выстраивания диалога с заказчиком и городом, это залог того, что концепция будет реализована без больших изменений. Мы всегда стараемся изучить контекст, найти сильные стороны, почувствовать атмосферу места. Но мы смотрим под другим углом, исходя из нашего заграничного опыта и другого культурного багажа.
Принято считать, что Санкт-Петербург – это прежде всего кварталы исторического центра. Мы тоже часто работаем с квартальным типом застройки, как, например, на Васильевском острове. Но в данном случае мы вдохновлялись линиями железной дороги и сохранившимися на участке грузовыми контейнера.
Итак, на местах бывших грузовых платформ вырастают здания высотой от 6 до 15 этажей. Из-за необычного фактора градоформирования конфигурация кварталов действительно очень разнообразна и ни с чем не сравнима, у микрорайона проявляется сразу несколько измерений.
Первое измерение – высотное. Первые два этажа во всех корпусах до определенной степени унифицированы и отвечают за масштаб улицы. Разнообразия и уюта здесь добавляют пристройки не выше четырех этажей с контрастной отделкой и формами – сухость перпендикулярных линий может разбавить скатная кровля, например, а индустриальный дух кирпичной отделки – теплое дерево. Уровень средней и все еще комфортной высоты акцентируется широкими секциями, а верхний уровень – это либо светлые башни, либо яркие «контейнеры», «погруженные» друг на друга.
Второе измерение – «осевое», задается вектором зеленых коридоров и бульваров, линейное движение которых прерывает только школа на 1250 детей. Упомянутый «контейнерный» прием постановки объемов позволяет уйти от коридора с глухими стенами в сторону «галереи»: фасады, выходящие на внутренние улицы, разнообразны по рисунку и материалам отделки, жильцам легко идентифицировать свою секцию.
Гуляя по линейным паркам помимо привычных детских и спортивных площадок, можно будет встретить и артефакты – свидетелей прошлого, от которых, увы, чаще пока принято избавляться. Но в проекте третьей очереди всё иначе: в общественные пространства и парки планируется интегрировать сохранившиеся краны, столбы, рельсы и пакгаузы, а единственный объект культурного наследия на участке – дом станционного смотрителя по проекту Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала, планируют отреставрировать и приспособить под новую функцию. Общественные парки расположены вдоль основных железнодорожных путей, а между зданиями прячутся более уютные приватные внутренние дворы, которые соединяются в единый пешеходный маршрут.
Наконец, третья позиция, с которой можно рассмотреть комплекс – более широкая, градостроительная. Весь участок разделит поперек примерно по центру только одна автомобильная дорога. У северной части «лепестка» в скором времени должна открыться станция метро «Боровая», здесь формируется дружелюбный ансамбль небольшой высоты с «приглашающей» площадью – новая точка притяжения района. К югу участка высота застройки нарастает, в последней точке завершаясь кульминацией – ансамблем из трех башен, напоминающих мощные ворота.
Весь комплекс рассчитан на 8600 человек, включает четыре детских сада, большую школу, подземные и наземные парковки. Третья очередь «Лиговского Сити» будет строиться в четыре этапа, начиная от кварталов рядом со станцией метро «Боровая». Несмотря на то, что концепция, подразумевающая большое разнообразие жилых секций, в принципе располагает к проведению конкурсов, на градостроительном совете заказчик объявил о намерении доверить последущее проектирование консорциуму KCAP & Orange Architects & «А.Лен».