English version

Борис Левянт, Борис Стучебрюков. Интервью Григория Ревзина

ABD architects – участник экспозиции российского павильона XI венецианской биеннале архитектуры

mainImg
Архитектор:
Борис Левянт
Борис Стучебрюков
Мастерская:
ABD architects

Вы – специфическая мастерская. При том, что у вас очень заметные в городе постройки, в своем имидже вы как-то подчеркиваете не художественную, а бизнес-составляющую.

Борис Левянт: Это сознательно. Бюро «АБД» – это не творческая мастерская Бориса Левянта. Со мной работают разные архитекторы, и у каждого из них, вероятно, свое творческое кредо.

Но есть некие общие принципы бюро?

Борис Стучебрюков: Если они есть, то они действительно общие, ничьи конкретно. У нас нет системы, когда, скажем, я или Борис что-то рисуем, а потом мастерская это разрабатывает. У нас есть главные и ведущие архитекторы, они со своей командой разрабатывают объекты.

То есть вы, руководитель мастерской, не участвуете в творческом процессе мастерской «АБД»?

Б. Л.: Как правило, нет. Только если возникает какая-то экстремальная, тупиковая ситуация, и нужен мозговой штурм. Такое бывает, но я рассматриваю это как сбой в нормальной работе.

И вы не контролируете итоговый продукт?

Б. Л.: Контролирую, но не навязываю команде своего видения. Есть какие-то общие принципы, которые разделяются мастерской, и если они соблюдены, то я в здание не вмешиваюсь.

То есть о стиле мастерской спрашивать бессмысленно?

Б. Л.: Думаю, да. Слово «рационализм» для меня говорит достаточно. Мастерская создает современную рациональную архитектуру. Я хочу, чтобы это было понятно – зданий экстремальных, как Заха Хадид или Даниэль Либескинд, мы не делаем и делать, вероятно, не будем. Для меня есть некие принципиальные категории, прежде всего – масштаб. Масштаб обеспечивает уместность здания в городе. Я не разделяю принципов контекстуальности, как это сегодня понимается Москомархитектурой, когда для соблюдения контекста нужны какие-то исторические детали. Если здание вписывается в масштаб города, оно уместно.

Проект ABD architects. Многофункциональное высотное здание в Новосибирске. Конкурсное предложение
Многофункциональное здание с выставочным комплексом «Mercedes-Plaza» © ABD architects

Ваше неприятие средового подхода выглядит несколько неожиданно – ведь вы работали с человеком, создавшем в 80-е годы всю архитектурную программу сегодняшней Москвы, с Алексеем Гутновым.

Б. Л.: Да, и это для меня – самый значимый профессиональный опыт. Но вовсе не тот «средовой подход», который сегодня приписывают Гутнову, особенно в том виде, в каком мы сталкиваемся с ним сегодня. Для меня самым главным был опыт создания команды. Гутнов обладал способностью объединить в одну команду людей самых разных специализаций и взглядов. Творческих людей, менеджеров, ученых, инженеров – всех. И этому я у него учился в первую очередь. Мастерская «АБД» устроена именно по этому образцу. У нас в команде есть творческое подразделение, архитекторы, которые занимаются объемным проектированием, и те, которые занимаются интерьерами. Есть менеджеры, которые ведут проект в юридическом и административном отношении. Это очень серьезный аспект, потому что для людей творческих экономика, юридические аспекты, отношения с заказчиком, с городом, с подрядчиками – это задачи, с которыми они плохо справляются по определению. Взаимодействие творческого, управленческого звена, взаимодействие с инженерами, конструкторами – это серьезные управленческие задачи. Сегодня они в «АБД» выстроены, и это я считаю своим главным достижением.

Б. С.: По моему мнению, это идеальная ситуация. Архитектор освобожден от выполнения несвойственных ему задач по менеджменту. Он проектирует здание от концепции до рабочей документации, сопровождает процесс строительства, но при этом не занимается административными функциями.

Архитекторы творческого склада часто пеняют на сложности в исполнении менеджерских функций. Это понятно и естественно. И все же, я позволю себе задать такой вопрос. Из отношений с городом и заказчиком ведь чрезвычайно много проясняется в самом характере здания. Они определяют рамочные условия работы. Архитектор и заказчик, чиновник и подрядчик – все говорят на разных языках, все очень плохо друг друга понимают. Бесконечные перетряски, переговоры, переделки – то, что позволяет в итоге найти общий язык. Если вы освобождаете ваших «творцов» от всего этого, то как вам удается находить общий язык со всеми контрагентами?

Б. Л.: Это как раз самое важное. Бесконечные переговоры между людьми, которые друг друга не понимают -- не самый эффективный способ работы. Первый пункт нашего договора с любым заказчиком – составление программы-задания. По сути, мы делаем то, что должен давать городской регламент, что, собственно, пытался внедрить Гутнов – регламент на каждый участок. Для заказчика это необходимо. Но недостаточно. Нужен общий язык между ним и архитектором, и поэтому следующая наша задача – интерпретировать регламент в терминах бизнеса. И нам, и заказчику нужен грамотный бизнес-план использования участка. К сожалению, у нас не только город не достаточно цивилизован, но и заказчик тоже, и, как правило, девелоперы слабо себе представляют, как конкретно они будут использовать приобретенную территорию. Мы должны это для них придумать. Должен сказать, что после прохождения этих стадий взаимоотношения между архитектором, городом и заказчикам становятся куда более эффективными.

И в этой стадии вступает архитектор?

Б. С.: Архитектор вступает на самой ранней стадии, можно сказать, что здесь появляется грамотное задание на проектирование. И если оно действительно отвечает требованиям заказчика, то далее степень вмешательства в архитектуру резко уменьшается. Конечно, полностью исключить это невозможно, иногда заказчик хочет все упростить, иногда сделать что-то покрасивее, побогаче. Нас заставляли делать то, что мы не хотели, и не давали делать того, что нам казалось правильным – все это было. Но в идеале система сводит эти вмешательства к минимуму.

Позвольте с другой стороны. Здания, выстроенные «АБД», достаточно четко опознаются. Их свойство – европейское качество, это вещи, которые без всяких поправок на местную специфику могли бы находиться в Европе. Причем это касается и жилых интерьеров, и бизнес-интерьеров, и торговых зданий – всего, что вы делаете. Это самый высокий уровень цивилизованности, современности в смысле современной западной цивилизации. Нельзя ли все-таки сказать, что это и есть ваше кредо?

Б. Л.: Масштаб, рациональность, современность. Больше я добавить ничего не могу. Мне кажется, это не мое дело. Сочинять стили и придумывать их интерпретации – дело критиков.

Многофункциональный торгово-развлекательный центр и бизнес-парк «Метрополис»

У нас потребители предпочетают все западное. Одежду, еду, машины – все вещи. Вещи можно импортировать. Но архитектура не перевозится. Я думаю, что создание здесь, в России, проектной машины, позволяющей создавать западный уровень цивилизации – это задача сверхсложная. По сути, все российские государственный структуры и даже бизнес работали на это в течение последних десяти лет. Вам это удалось, и именно под эту задачу и создана ваша проектная машина. Правильно?

Б. Л.: Ну, это уже и есть интерпретации критика.

Б. С.: Почему западный уровень? Я делал свою персональную ретроспективную выставку «русский рационализм» в Политехническом музее в качестве российского художника рационалистического направления, можно сказать, наследника нашего рационализма 20-х гг. В то время идеи наших художников и архитекторов не заимствовались и не уступали уровню мышления их коллег с Запада, а во многом и опережали их. Многочисленные каталоги, выпущенные в до- и постперестроечное время – яркое тому свидетельство. Нет такой задачи – пересадить сюда, в Россию, западную цивилизацию. Есть задача выйти здесь на современный уровень цивилизованности.

zooming
Коммерческий деловой центр «Белая площадь». Проект. Вид на Заставный переулок (который предполагается сделать пешеходной улицей) со стороны Лесной улицы
© ABD architects

Развлекательный комплекс «Фристайл Парк» © ABD architects
Многофункциональный торгово-развлекательный центр и бизнес-парк «Метрополис»
Бизнес-центр «Западные ворота»
© ABD architects
Бизнес-центр «Западные ворота»
© ABD architects
Бизнес-парк «Крылатские холмы» © ABD architects
Многофункциональное здание с выставочным комплексом «Mercedes-Plaza» © ABD architects
Многофункциональный торговый комплекс «Европарк» © ABD architects
Многофункциональный торговый комплекс «Европарк» © ABD architects
Архитектор:
Борис Левянт
Борис Стучебрюков
Мастерская:
ABD architects

15 Августа 2008

Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.