Орел шестого легиона

С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.

mainImg
Основу выставки составляет коллекция гравюр архитектора Максима Атаянца с изображениями Рима. Коллекция эта очень большая и, по ощущениям, составляет подавляющую часть экспонатов. Они дополнены вещами, в основном из ГМИИ: тоже графикой, живописными ведутами, в том числе Каналетто, и небольшими фрагментами из довольно обширной античной коллекции музея. 
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В колоннаде лестницы и двух примыкающих залах – место проведения выставок для музея обычное, и в данном случае задействованы все соседние пространства – все это выглядит впечатляюще и масштабно. Тем более что через них все выстроена визуальная ось: с одной стороны ее держит надпись ROMA на стенке перед экседрой Белого зала – как заметил кто-то на открытии, если ее обойти и прочитать зеркальные буквы с другой стороны, то можно получить всеми любимое слово AMOR. Но если посмотреть проще, то, развернувшись, в дальней перспективе над лестницей читаем «Картина Рима».
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Добравшись туда по галереям, видим в последнем маленьком зале, действительно, картины маслом, действительно, Рима – в некотором роде апофеоз просмотренных гравюр, поскольку ракурсы и памятники те же, но крупнее и цветные. И понимаем, что у кураторов и экспозиционистов – очень тонкое, культурное до незаметности, но чувство юмора присутствует. А может быть и нет. 

Тем не менее объемное и насыщенное экспонатами пространство выставки умело выстроено вокруг идеи показать не столько разные этапы развития Рима как городского пространства и даже не столько его памятники, а погрузить зрителя в Рим и рассказать о нем, прежде всего как об архитектурном явлении, как-то с разных сторон. Поэтому текстов довольно много, и много подразделов, но логика этапов, о которых кураторы говорили на открытии: античность, средние века, Ренессанс, барокко, – не прослеживается жестко. Поскольку сами этапы разделены на какие-то части, и «перебиты» какими-то отдельными не всегда даже темами, а словами, за которыми, конечно стоит некий смысл, в данном случае данный в текстовых пояснениях. Слева от входа в Белый зал читаю, к примеру – VANITAS. По центральному нефу – ОБЕЛИСКИ И КОЛОННЫ, под присмотром моего любимого героя этой выставки, мраморного орла. Орел, как водится, отбрасывает занимательную тень. Куда ни приду, он везде ее отбрасывает; рискну предположить, хотя могу быть не права, что так из одноголового орла делается двухголовый. 
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, есть ощущение, что авторы выстраивают выставочное пространство как подобие собственно Рима: там тоже всего много, и довольно сложно сразу усвоить, зато легко убедить себя, что все это сразу – ты точно знать не будешь. Этакую «экскурсию по Риму» с насыщенной программой, и обращенную, в некотором роде вспять, экскурсию для путешественников XVI, а больше XVIII века. Здание, площадь, колонна, обелиск, площадь, фасад... Фонтан. Почему вокруг фонтана на живописном изображении площади Навона потоп? Загадка. На гравюре с тем же ракурсом нет никакого потопа.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Опять же, обязательны для утомленного туриста – карты. Здесь из несколько и они большие, особенно одна, напечатанный на 12 досках Новый план Рима Джовании Баттиста Нолли 1748 года.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И вот, ходишь, приглядываешься к памятнику, потом поднимаешь усталые глаза и видишь панораму города, которая только и позволяет отдохнуть, тоже сродни путешествую туриста. И здесь уже помогают не столько графические панорамы, сколько интерьеры Клейна, вот они-то не подводят никогда, активно участвуют во всех  выставках. Не хватает только запахов цветов и воды, ну так для этого, как шутили на открытии, снаружи есть Третий Рим, то есть Москва. 

Тут можно порассуждать об эффекте матрешки: внутрь третьего Рима поместили первый, внутрь классической архитектуры музея поместили гравюры самых что ни на есть известных ее образцов. Но любопытнее другое – сейчас эта выставка выполняет задачу сродни замыслу Цветаева: он, как мы помним, делал музей слепков для студентов, которые не имели возможности изучать античные подлинники. Здесь, по выставке, вчера ходили люди, не меньше одного рада видевшие Рим, и не для всех из них, сужу по себе, сейчас легко попасть туда опять. Ходили и рассматривали изображения, которые, в основном, исторически для того и были предназначены: вспомнить город и его ключевые памятники. В сущности же эти гравюры – предшественники открыток, которые туристы покупают на память. Только, конечно, старше и лучше. 
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дополнять и миксовать в наше время стало почти обязательным, а если имеешь дело с рядом гравюр, то не дополнить их почти не возможно. В данном случае «микс» более чем деликатен, его не много. Там, где речь о руинах и раскопках – фрагмент стукового декора и фресок античных вилл, к слову сказать, презанятные. Капитель, довольно заметно похожая на капители московского Архангельского собора, но только мраморная, сахарно-прозрачная, в паре в орлом довольно отчетливо дает понять, что приблизиться к уровню расцвета римской империи I века не так-то просто. 
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее особенную радость вызывает еще один вид дополнительного к гравюрам материала – мелкая пластика, монеты и фигурки, причем все фигурки, выставленные в экседре – из коллекции Максима Атаянца. 
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как и половина монет и медалей, а монеты подобраны с изображениями архитектуры. Их рассматривать не менее, а может быть, и более увлекательно, нежели даже гравюры. 
  • zooming
    1 / 6
    Круглый храм Марса со штандартом легиона в нем; изображение на кистофоре (серебряная монета) 27-20 гг. до н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Пилонада входа на форум Трояна на обороте ауреума (тоже монета, только золотая) 112-117 гг. н.э., отчеканена практически в год завершения строительства форума. Собрание Максима Атаянца. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Храм Януса на обороте бронзового сестерция 64-66 гг. н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Круглый храм Марса Мстителя с орлом легиона и штандартами на обороте денария начала I в. н.э. Собрание Максима Атаянца. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Триумфальная арка с квадригой на обороте кистофора 19-18 г. до н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Церковь Иль Джезу на обороте бронзовой медали в честь кардинала Алессандро Фарнезе. Джованни Виченцо Мелоне. 1575. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Иными словами, самое интересное на этой выставке – погружение в детали; тут только главное не переборщить, поскольку иные экспонаты, особенно карты и панорамы, где можно начать выискивать знакомые памятники и опознавать известные улицы, провоцируют остаться рядом с ними подольше, пока не разгадаешь все. Выручает медиа-панорама, подсказка, к которой так привык современный зритель.

С другой стороны, обилие гравюр, особенно если пробежаться вдоль них несколько раз, убеждает в их повторяемости – не всех, но многих, в устойчивости правильных ракурсов; да и вообще, как известно, эти виды рисовали одни с других. В тиражности, если подумать, тоже есть что-то завораживающее... Зачем в коллекции еще одна, к примеру, Санта Мария Маджоре? А затем! Много не бывает. 

Тут интересно рассматривать, по пятому разу узнавать знакомые здания. Можно немного и по ностальгировать – хотя тот факт, что виды представлены гравюрами значительной давности, создает неплохую дистанцию и не дает впасть в лиризм. Удалось ли авторам выставки погрузить зрителя в атмосферу Рима? А вот чтобы это понять, надо идти на выставку. Но ни в коем случае не пропустить монеты. 
  

18 Июня 2024

Похожие статьи
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Технологии и материалы
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.