Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.06.2024

Орел шестого легиона

Юлия Тарабарина

С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.

Основу выставки составляет коллекция гравюр архитектора Максима Атаянца с изображениями Рима. Коллекция эта очень большая и, по ощущениям, составляет подавляющую часть экспонатов. Они дополнены вещами, в основном из ГМИИ: тоже графикой, живописными ведутами, в том числе Каналетто, и небольшими фрагментами из довольно обширной античной коллекции музея. 

Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В колоннаде лестницы и двух примыкающих залах – место проведения выставок для музея обычное, и в данном случае задействованы все соседние пространства – все это выглядит впечатляюще и масштабно. Тем более что через них все выстроена визуальная ось: с одной стороны ее держит надпись ROMA на стенке перед экседрой Белого зала – как заметил кто-то на открытии, если ее обойти и прочитать зеркальные буквы с другой стороны, то можно получить всеми любимое слово AMOR. Но если посмотреть проще, то, развернувшись, в дальней перспективе над лестницей читаем «Картина Рима».
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Добравшись туда по галереям, видим в последнем маленьком зале, действительно, картины маслом, действительно, Рима – в некотором роде апофеоз просмотренных гравюр, поскольку ракурсы и памятники те же, но крупнее и цветные. И понимаем, что у кураторов и экспозиционистов – очень тонкое, культурное до незаметности, но чувство юмора присутствует. А может быть и нет. 

Тем не менее объемное и насыщенное экспонатами пространство выставки умело выстроено вокруг идеи показать не столько разные этапы развития Рима как городского пространства и даже не столько его памятники, а погрузить зрителя в Рим и рассказать о нем, прежде всего как об архитектурном явлении, как-то с разных сторон. Поэтому текстов довольно много, и много подразделов, но логика этапов, о которых кураторы говорили на открытии: античность, средние века, Ренессанс, барокко, – не прослеживается жестко. Поскольку сами этапы разделены на какие-то части, и «перебиты» какими-то отдельными не всегда даже темами, а словами, за которыми, конечно стоит некий смысл, в данном случае данный в текстовых пояснениях. Слева от входа в Белый зал читаю, к примеру – VANITAS. По центральному нефу – ОБЕЛИСКИ И КОЛОННЫ, под присмотром моего любимого героя этой выставки, мраморного орла. Орел, как водится, отбрасывает занимательную тень. Куда ни приду, он везде ее отбрасывает; рискну предположить, хотя могу быть не права, что так из одноголового орла делается двухголовый. 
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, есть ощущение, что авторы выстраивают выставочное пространство как подобие собственно Рима: там тоже всего много, и довольно сложно сразу усвоить, зато легко убедить себя, что все это сразу – ты точно знать не будешь. Этакую «экскурсию по Риму» с насыщенной программой, и обращенную, в некотором роде вспять, экскурсию для путешественников XVI, а больше XVIII века. Здание, площадь, колонна, обелиск, площадь, фасад... Фонтан. Почему вокруг фонтана на живописном изображении площади Навона потоп? Загадка. На гравюре с тем же ракурсом нет никакого потопа.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Опять же, обязательны для утомленного туриста – карты. Здесь из несколько и они большие, особенно одна, напечатанный на 12 досках Новый план Рима Джовании Баттиста Нолли 1748 года.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И вот, ходишь, приглядываешься к памятнику, потом поднимаешь усталые глаза и видишь панораму города, которая только и позволяет отдохнуть, тоже сродни путешествую туриста. И здесь уже помогают не столько графические панорамы, сколько интерьеры Клейна, вот они-то не подводят никогда, активно участвуют во всех  выставках. Не хватает только запахов цветов и воды, ну так для этого, как шутили на открытии, снаружи есть Третий Рим, то есть Москва. 

Тут можно порассуждать об эффекте матрешки: внутрь третьего Рима поместили первый, внутрь классической архитектуры музея поместили гравюры самых что ни на есть известных ее образцов. Но любопытнее другое – сейчас эта выставка выполняет задачу сродни замыслу Цветаева: он, как мы помним, делал музей слепков для студентов, которые не имели возможности изучать античные подлинники. Здесь, по выставке, вчера ходили люди, не меньше одного рада видевшие Рим, и не для всех из них, сужу по себе, сейчас легко попасть туда опять. Ходили и рассматривали изображения, которые, в основном, исторически для того и были предназначены: вспомнить город и его ключевые памятники. В сущности же эти гравюры – предшественники открыток, которые туристы покупают на память. Только, конечно, старше и лучше. 
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дополнять и миксовать в наше время стало почти обязательным, а если имеешь дело с рядом гравюр, то не дополнить их почти не возможно. В данном случае «микс» более чем деликатен, его не много. Там, где речь о руинах и раскопках – фрагмент стукового декора и фресок античных вилл, к слову сказать, презанятные. Капитель, довольно заметно похожая на капители московского Архангельского собора, но только мраморная, сахарно-прозрачная, в паре в орлом довольно отчетливо дает понять, что приблизиться к уровню расцвета римской империи I века не так-то просто. 
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее особенную радость вызывает еще один вид дополнительного к гравюрам материала – мелкая пластика, монеты и фигурки, причем все фигурки, выставленные в экседре – из коллекции Максима Атаянца. 
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как и половина монет и медалей, а монеты подобраны с изображениями архитектуры. Их рассматривать не менее, а может быть, и более увлекательно, нежели даже гравюры. 
Круглый храм Марса со штандартом легиона в нем; изображение на кистофоре (серебряная монета)  27-20 гг. до н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Круглый храм Марса со штандартом легиона в нем; изображение на кистофоре (серебряная монета) 27-20 гг. до н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Пилонада входа на форум Трояна на обороте ауреума (тоже монета, только золотая) 112-117 гг. н.э., отчеканена практически в год завершения строительства форума. Собрание Максима Атаянца. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Пилонада входа на форум Трояна на обороте ауреума (тоже монета, только золотая) 112-117 гг. н.э., отчеканена практически в год завершения строительства форума. Собрание Максима Атаянца. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Храм Януса на обороте бронзового сестерция 64-66 гг. н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Храм Януса на обороте бронзового сестерция 64-66 гг. н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Круглый храм Марса Мстителя с орлом легиона и штандартами на обороте денария начала I в. н.э. Собрание Максима Атаянца. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Круглый храм Марса Мстителя с орлом легиона и штандартами на обороте денария начала I в. н.э. Собрание Максима Атаянца. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Триумфальная арка с квадригой на обороте кистофора 19-18 г. до н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Триумфальная арка с квадригой на обороте кистофора 19-18 г. до н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Церковь Иль Джезу на обороте бронзовой медали в честь кардинала Алессандро Фарнезе. Джованни Виченцо Мелоне. 1575. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Церковь Иль Джезу на обороте бронзовой медали в честь кардинала Алессандро Фарнезе. Джованни Виченцо Мелоне. 1575. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Иными словами, самое интересное на этой выставке – погружение в детали; тут только главное не переборщить, поскольку иные экспонаты, особенно карты и панорамы, где можно начать выискивать знакомые памятники и опознавать известные улицы, провоцируют остаться рядом с ними подольше, пока не разгадаешь все. Выручает медиа-панорама, подсказка, к которой так привык современный зритель.

С другой стороны, обилие гравюр, особенно если пробежаться вдоль них несколько раз, убеждает в их повторяемости – не всех, но многих, в устойчивости правильных ракурсов; да и вообще, как известно, эти виды рисовали одни с других. В тиражности, если подумать, тоже есть что-то завораживающее... Зачем в коллекции еще одна, к примеру, Санта Мария Маджоре? А затем! Много не бывает. 

Тут интересно рассматривать, по пятому разу узнавать знакомые здания. Можно немного и по ностальгировать – хотя тот факт, что виды представлены гравюрами значительной давности, создает неплохую дистанцию и не дает впасть в лиризм. Удалось ли авторам выставки погрузить зрителя в атмосферу Рима? А вот чтобы это понять, надо идти на выставку. Но ни в коем случае не пропустить монеты. 
  
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Максим Атаянц, архитектор и коллекционер. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Максим Атаянц, архитектор и коллекционер. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Елизавета Лихачева, директор ГМИИ и куратор выставки. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Елизавета Лихачева, директор ГМИИ и куратор выставки. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Максим Атаянц и Елизавета Лихачева. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Максим Атаянц и Елизавета Лихачева. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Василий Успенский и Александр Конец, кураторы выставки. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Василий Успенский и Александр Конец, кураторы выставки. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024 Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру