С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Основу выставки составляет коллекция гравюр архитектора Максима Атаянца с изображениями Рима. Коллекция эта очень большая и, по ощущениям, составляет подавляющую часть экспонатов. Они дополнены вещами, в основном из ГМИИ: тоже графикой, живописными ведутами, в том числе Каналетто, и небольшими фрагментами из довольно обширной античной коллекции музея.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
В колоннаде лестницы и двух примыкающих залах – место проведения выставок для музея обычное, и в данном случае задействованы все соседние пространства – все это выглядит впечатляюще и масштабно. Тем более что через них все выстроена визуальная ось: с одной стороны ее держит надпись ROMA на стенке перед экседрой Белого зала – как заметил кто-то на открытии, если ее обойти и прочитать зеркальные буквы с другой стороны, то можно получить всеми любимое слово AMOR. Но если посмотреть проще, то, развернувшись, в дальней перспективе над лестницей читаем «Картина Рима».
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Добравшись туда по галереям, видим в последнем маленьком зале, действительно, картины маслом, действительно, Рима – в некотором роде апофеоз просмотренных гравюр, поскольку ракурсы и памятники те же, но крупнее и цветные. И понимаем, что у кураторов и экспозиционистов – очень тонкое, культурное до незаметности, но чувство юмора присутствует. А может быть и нет.
Тем не менее объемное и насыщенное экспонатами пространство выставки умело выстроено вокруг идеи показать не столько разные этапы развития Рима как городского пространства и даже не столько его памятники, а погрузить зрителя в Рим и рассказать о нем, прежде всего как об архитектурном явлении, как-то с разных сторон. Поэтому текстов довольно много, и много подразделов, но логика этапов, о которых кураторы говорили на открытии: античность, средние века, Ренессанс, барокко, – не прослеживается жестко. Поскольку сами этапы разделены на какие-то части, и «перебиты» какими-то отдельными не всегда даже темами, а словами, за которыми, конечно стоит некий смысл, в данном случае данный в текстовых пояснениях. Слева от входа в Белый зал читаю, к примеру – VANITAS. По центральному нефу – ОБЕЛИСКИ И КОЛОННЫ, под присмотром моего любимого героя этой выставки, мраморного орла. Орел, как водится, отбрасывает занимательную тень. Куда ни приду, он везде ее отбрасывает; рискну предположить, хотя могу быть не права, что так из одноголового орла делается двухголовый.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Словом, есть ощущение, что авторы выстраивают выставочное пространство как подобие собственно Рима: там тоже всего много, и довольно сложно сразу усвоить, зато легко убедить себя, что все это сразу – ты точно знать не будешь. Этакую «экскурсию по Риму» с насыщенной программой, и обращенную, в некотором роде вспять, экскурсию для путешественников XVI, а больше XVIII века. Здание, площадь, колонна, обелиск, площадь, фасад... Фонтан. Почему вокруг фонтана на живописном изображении площади Навона потоп? Загадка. На гравюре с тем же ракурсом нет никакого потопа.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Опять же, обязательны для утомленного туриста – карты. Здесь из несколько и они большие, особенно одна, напечатанный на 12 досках Новый план Рима Джовании Баттиста Нолли 1748 года.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
И вот, ходишь, приглядываешься к памятнику, потом поднимаешь усталые глаза и видишь панораму города, которая только и позволяет отдохнуть, тоже сродни путешествую туриста. И здесь уже помогают не столько графические панорамы, сколько интерьеры Клейна, вот они-то не подводят никогда, активно участвуют во всех выставках. Не хватает только запахов цветов и воды, ну так для этого, как шутили на открытии, снаружи есть Третий Рим, то есть Москва.
Тут можно порассуждать об эффекте матрешки: внутрь третьего Рима поместили первый, внутрь классической архитектуры музея поместили гравюры самых что ни на есть известных ее образцов. Но любопытнее другое – сейчас эта выставка выполняет задачу сродни замыслу Цветаева: он, как мы помним, делал музей слепков для студентов, которые не имели возможности изучать античные подлинники. Здесь, по выставке, вчера ходили люди, не меньше одного рада видевшие Рим, и не для всех из них, сужу по себе, сейчас легко попасть туда опять. Ходили и рассматривали изображения, которые, в основном, исторически для того и были предназначены: вспомнить город и его ключевые памятники. В сущности же эти гравюры – предшественники открыток, которые туристы покупают на память. Только, конечно, старше и лучше.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Дополнять и миксовать в наше время стало почти обязательным, а если имеешь дело с рядом гравюр, то не дополнить их почти не возможно. В данном случае «микс» более чем деликатен, его не много. Там, где речь о руинах и раскопках – фрагмент стукового декора и фресок античных вилл, к слову сказать, презанятные. Капитель, довольно заметно похожая на капители московского Архангельского собора, но только мраморная, сахарно-прозрачная, в паре в орлом довольно отчетливо дает понять, что приблизиться к уровню расцвета римской империи I века не так-то просто.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тем не менее особенную радость вызывает еще один вид дополнительного к гравюрам материала – мелкая пластика, монеты и фигурки, причем все фигурки, выставленные в экседре – из коллекции Максима Атаянца.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Как и половина монет и медалей, а монеты подобраны с изображениями архитектуры. Их рассматривать не менее, а может быть, и более увлекательно, нежели даже гравюры.
Круглый храм Марса со штандартом легиона в нем; изображение на кистофоре (серебряная монета) 27-20 гг. до н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руПилонада входа на форум Трояна на обороте ауреума (тоже монета, только золотая) 112-117 гг. н.э., отчеканена практически в год завершения строительства форума. Собрание Максима Атаянца. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руХрам Януса на обороте бронзового сестерция 64-66 гг. н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руКруглый храм Марса Мстителя с орлом легиона и штандартами на обороте денария начала I в. н.э. Собрание Максима Атаянца. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руТриумфальная арка с квадригой на обороте кистофора 19-18 г. до н.э. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИФотография © Юлия Тарабарина, Архи.руЦерковь Иль Джезу на обороте бронзовой медали в честь кардинала Алессандро Фарнезе. Джованни Виченцо Мелоне. 1575. Собрание ГМИИ. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИФотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Иными словами, самое интересное на этой выставке – погружение в детали; тут только главное не переборщить, поскольку иные экспонаты, особенно карты и панорамы, где можно начать выискивать знакомые памятники и опознавать известные улицы, провоцируют остаться рядом с ними подольше, пока не разгадаешь все. Выручает медиа-панорама, подсказка, к которой так привык современный зритель.
С другой стороны, обилие гравюр, особенно если пробежаться вдоль них несколько раз, убеждает в их повторяемости – не всех, но многих, в устойчивости правильных ракурсов; да и вообще, как известно, эти виды рисовали одни с других. В тиражности, если подумать, тоже есть что-то завораживающее... Зачем в коллекции еще одна, к примеру, Санта Мария Маджоре? А затем! Много не бывает.
Тут интересно рассматривать, по пятому разу узнавать знакомые здания. Можно немного и по ностальгировать – хотя тот факт, что виды представлены гравюрами значительной давности, создает неплохую дистанцию и не дает впасть в лиризм. Удалось ли авторам выставки погрузить зрителя в атмосферу Рима? А вот чтобы это понять, надо идти на выставку. Но ни в коем случае не пропустить монеты.
Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руМаксим Атаянц, архитектор и коллекционер. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руЕлизавета Лихачева, директор ГМИИ и куратор выставки. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руМаксим Атаянц и Елизавета Лихачева. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руВасилий Успенский и Александр Конец, кураторы выставки. Открытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руОткрытие выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», ГМИИ, 17.06.2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
|