Взламывая почву // прокладывая путь

Лекция Даниэля Либескинда, организованная Ц:СА и RHEINZINK оказалась самым популярным мероприятием фестиваля «Зодчество». Нам же в лекции всемирной знаменитости почудилась игра со словами и со смыслами.

mainImg
Архитектор:
Даниэль Либескинд
0

Вокруг небольшого партера в Манеже образовалась нешуточная толпа, состоявшая в основном из студентов. Хотя, надо сказать, жаль, что Даниэль Либескинд превратил свою лекцию в какое-то очень стандартное выступление – попросту показал подряд некоторые свои работы, не сопроводив показ сколько-нибудь увлекательным комментарием. Слова, произносимые автором знаменитых еврейских музеев в Берлине и Сан-Франциско и не менее известного проекта на месте башен-близнецов в Нью-Йорке, были какими-то стандартными, любой архитектор смог бы прокомментировать свои проекты похожим образом. Он как будто бы ничего не сказал, во всяком случае, не сказал ничего особенного. А ведь Даниэль Либескинд – теоретик, мыслитель, это одна из самых оригинальных «звезд» на глобальном небосклоне.

Даниэль Либескинд на лекции в Манеже. Фотография Ю.Тарабариной
Даниэль Либескинд на лекции в Манеже. Фотография Ю.Тарабариной

Судьба Либескинда-архитектора весьма необычна. Начав с карьеры профессионального музыканта, он круто поворачивает свою жизнь, решив стать архитектором. Правда, по его словам, между архитектурой и музыкой вполне можно поставить знак равенства, ведь проектируя, вы всегда думаете об акустике, считает Даниэль Либескинд. Как и в музыке, здесь нельзя ограничится лишь интеллектуальной идеей – это также сфера эмоционального. Второй крутой поворот в его судьбе связан с  эмиграцией из прокоммунистической Польши в демократический рай под названием Соединенные Штаты. Но и здесь Либескинд решил искать свой оригинальный путь в профессии. Он не смог работать в чужой мастерской и решил быть независимым в самом начале своей карьеры архитектора. Это принесло плоды – первым же построенным объектом Либескинда стало грандиозное здание Еврейского музея в Берлине. Тогда на международном конкурсе его проект оставил позади многих знаменитостей.

zooming
Даниэль Либескинд на лекции в Манеже. Фотография предоставлена Ц:СА

Даниэль Либескинд – обладатель докторской степени по теории архитектуры. На вопрос о своих теоретических работах он заметил, что в этом смысле не похож на других архитекторов – которые обычно вначале строят, а во второй половине жизни подводят итоги, пишут книги и теоретические работы. Он же делал все наоборот – в начале много писал, курировал выставки, занимался исследованиями и только теперь начал строить. Тем не менее, подчеркнул Даниэль Либескинд, «не писать нельзя», поскольку архитектура – он в этом уверен – все-таки синтетическое искусство, в основе которого лежит память.

zooming
Даниэль Либескинд на лекции в Манеже. Фотография предоставлена Ц:СА

Даниэль Либескинд начал свою лекцию с важного лично для него проекта на месте Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В 2003-м бюро Либескинда выбрали в качестве генпроектировщика для разработки концепции будущего мемориального комплекса. Его партнерами в этой работе стали Норманн Фостер, Ричард Роджерс, Сантьяго Калатрава, SOM, проектировавшие отдельные части этого грандиозного ансамбля. В центре комплекса находится «башня Свободы» – символ нерушимости ценностей американской демократии. Но, с другой стороны, по словам Даниэля Либескинда этот проект имеет особенное значение и для него лично, в нем заложено переживание самого Либескинда – образ нового свободного мира, который он открыл для себя, эмигрировав в Америку из Польши в 19 лет. Увенчанная шпилем прямоугольная башня со срезанными углами формирует, по замыслу архитектора, силуэт нового Манхеттэна, воплощая не только память о произошедшем, но и движение вперед, обновление. Половину гигантской площадки Либескинд намеренно оставил пустой – его займет обширный парк на месте разрушенных башен. Чтобы войти в парк, надо будет пройти сквозь башню. Ключевыми в композиции комплекса становятся два момента: первый – это лучи света, направленные на те точки, где стояли небоскребы-«близнецы». А второе – рисунок генплана, напоминающий лучи от факела статуи свободы. 

zooming
Даниэль Либескинд на лекции в Манеже. Фотография предоставлена Ц:СА

В американском городе Денвер Даниэль Либескинд спроектировал комплекс художественного музея. Его острые геометрические формы имитируют окружающие скалистые образования – ключевым для понимания образа, по мнению архитектора, является взаимосвязь природного и культурного. Фасады стоящих рядом прямоугольных корпусов, в отличие от металлических поверхностей музея, в основном остеклены. Композиционно они поддерживают геометрическую вакханалию музейного объема за счет похожих во структуре ломаных «вставок» остекленных переходов и «лоджий». Повторяя судьбу Бильбао, Денвер сильно изменился после открытия этого уникального музея, к нему потекли инвестиции, развернулось жилое строительство, город получил свой новый символ.

zooming
Аудитория на лекции Даниэля Либескинда в Манеже. Фотография предоставлена Ц:СА

Проект выставочного центра для Милана Fiera Milano, над генпланом которого Даниэль Либескинд работает начиная с 2004 г. совместно с Захой Хахид и Арата Исодзаки – долгоиграющая затея, его окончательная реализация запланирована на 2014 г.  В самом центре города, на месте старых выставочных построек спроектирован многофункциональный комплекс, состоящий из разновысотных объемов офисной, жилой, торговой и музейной частей, расположенных вокруг центрального парка и круглой пьяццы. Его площадь в 4 раза превышает упоминавшийся Ground Zero в Нью-Йорке. Этот проект по замыслу Либескинда предъявляет новую форму взаимосвязи исторического центра и современных девелоперских проектов, каким является грандиозный  Fiera Milano. Силуэтную доминанту комплекса формирует композиция из трех изгибающихся и «разговаривающих между собой» небоскребов, пониженного центрального с вогнутым фасадом и двух развернутых к нему «призм». Это почти что скульптуры, одну из которых проектирует сам Либескинд. Между прочим, он утверждает, что такого рода сооружения не дороже в исполнении, чем обычные стеклянные прямоугольники. Однако – «не столь важно строить высоко», считает Либескинд, главное, чтобы в результате в городе появилось новое общественное пространство.

zooming
Еврейский музей в Берлине. 1999

Проекты Даниэля Либескинда реализуются также и в Азии, например, в Сингапуре в настоящее время строится высотный жилой комплекс Reflections at Keppel Bay. Здесь архитектор попытался, как и в предыдущем миланском проекте, предложить новый образ  жилья: как в виде высотных корпусов с апартаментами очень высокой плотности, так и пониженных блоков. Потрясающий силуэт из разновысотных башен со сложным изгибом можно сравнить с симфонией архитектурных форм, играющих своими кривыми поверхностями с солнечным светом. Они поставлены попарно и соединены открытыми озелененными переходами. На сложной формы крышах разбиты сады, прикрытые стеклянными колпаками, а на земле устроены променады и бульвары.

zooming
Memory Foundations. Проект мемориального комплекса на месте Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке. 2003

Однако среди исключительно масштабных проектов в портфолио Даниэля Либескинда имеются также и частные жилые дома. Здесь архитектор, по его словам, обратился к теме 'prefabricated houses', знакомой россиянам в основном по примеру пятиэтажек. Однако в архитектуре виллы, которую показал Даниэль Либескинд на своей лекции, штамповка не приводит к однообразию и скуке – напротив, эта вилла, как и Денверский музей и многие другие работы Либескинда, похожа на перевернутую и порядком перекореженную пирамиду. Дело, вероятно, в качестве завода, который производит типовые элементы – и в фантазии архитектора, который таковыми пользуется. По мнению автора, сложная пластика этого отражает перипетии современной жизни. Архитектор, надо заметить, многократно подчеркнул, что дом покрыт цинковыми панелями и указал на плакат спонсора лекции - RHEINZINK. Затем архитектор столь же изящно продемонстрировал публике ссылку на интернет-проект, посвященный этому 'prefabricated house' – www.libeskind-villa.com. Но по адресу идти бессмысленно, сайт этот пока не работает.

zooming
Memory Foundations. Проект мемориального комплекса на месте Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке. 2003

Для Даниэля Либескинда архитектура – это не только игра форм и технологий, даже самый скучный стеклянный фасад, по его словам, «рассказывает какую-то историю». Каждое место уникально, поэтому Даниэль Либескинд считает задачей архитектора создание такой формы, которая была бы привязана к своему конкретному месту. Которую было бы сложно переставить с места на место даже в воображении. Настоящая архитектура, по словам Даниэля Либескинда, призвана осуществлять эту «осязаемую связь» с местом и в тоже время быть направленной в будущее, что особенно важно в эпоху глобализации. С этой позицией не поспоришь – но вот почему здания Либескинда все время ведут себя похожим образом – либо перекручиваются, либо изображают перевернутую и расколотую на куски пирамиду – сложно сказать.

zooming
Memory Foundations. Проект мемориального комплекса на месте Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке. 2003

Кстати – название лекции 'Breaking ground' – довольно-таки двойственно. Организаторы лекции перевели его мягко и солидно – «Прокладывая путь», но ведь основное значение слова break – ломать и разбивать. Если же попробовать перевести подстрочно получится – взламывая поверхность земли, или что-то похожее. Дальше можно обратить внимание на то, что здания Либескинда сами выглядят перекрученными и переломанными – неискушенному зрителю может показаться, что они выросли как грибы из-под земли в результате какого-то катаклизма вроде землетрясения (простите, одни – выросли, другие – вывинтились). Здания Либескинда прокладывают себе путь, взламывая почву. А еще можно вспомнить, что Либескинд, до какой-то степени – хороший знаток еврейской культуры, основанной на Книге и Тексте. И его сайт до недавнего времени состоял из текста (что выглядело интересно, лучше, чем сейчас).

zooming
Художественный музей в Денвере. 2006

Итак – в душу закрадывается подозрение, что этот теоретик, знаток слов и форм – попросту поиграл словами, сопоставив название лекции со своей архитектурой, показанной (для чистоты сопоставления) в нарочито суховатой манере. Поиграл словами и формами, а его не все (кажется) поняли. Хотя может, это и не так. Жаль все же, что Даниэль Либескинд так мало рассказал о своих воззрениях.

zooming
Художественный музей в Денвере. 2006
zooming
Fiera Milano. Проект многофункционального комплекса в Милане. 2014
zooming
Fiera Milano. Проект многофункционального комплекса в Милане. 2014
zooming
Fiera Milano. Проект многофункционального комплекса в Милане. 2014
zooming
Жилой комплекс в Keppel Bay, Сингапур. 2011
zooming
Жилой комплекс в Keppel Bay, Сингапур. 2011
Архитектор:
Даниэль Либескинд

21 Октября 2008

Наталья Коряковская Юлия Тарабарина

Авторы текста:

Наталья Коряковская, Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Пресса: Обнадеживающий кризис. Третий выпуск Клуба архитектурной...
Газета «Время новостей» и агентство P-Arch («Пи-Арх») представляют третий выпуск Клуба архитектурной критики, в котором известные обозреватели оценивают события в российской архитектурной жизни последних трех месяцев.
Пресса: Остатки пиршества. С Фестиваля «Зодчество-2008»
В Манеже прошел XVI Международный Фестиваль «Зодчество». Разразившийся финансовый кризис провел жирную черту между сегодняшним и вчерашним днем, содействовав нынешнему выходу в рефлексивную позицию. Было любопытно наблюдать за местом нашего последнего исторического пребывания и тем, что мы после себя оставили.
Пресса: Зодчество – архитектурные впечатления
Завершился XVI Международный фестиваль «Зодчество-2008». Его программа была настолько информационно и эмоционально насыщенной, что единственный способ рассказать об увиденном — это просто поделиться наиболее яркими впечатлениями
Пресса: Тверская область награждена дипломом Союза архитекторов...
Тверская область получила на прошедшем в Москве XVI международном фестивале "Зодчество-2008" диплом Союза архитекторов России за достижения в градостроительстве и архитектуре, сообщили во вторник "Интерфаксу" в пресс-службе обладминистрации.
Европейская Архитектурная Сеть (ENA) и исторический...
Тема взаимоотношений исторического города и современной архитектуры красной нитью прошла через все мероприятия архитектурного фестиваля «Зодчество 2008». В ее контексте лекция Мануэля Шуппа, немецкого архитектора и теоретика, одного из основателей Европейской Архитектурной Сети (ENA), стала громким манифестом –«Историю невозможно построить, с историей можно творить».
Хосе Асебильо на «Зодчестве»
В рамках архитектурного фестиваля «Зодчество 2008» прошла лекция всемирно известного урбаниста и главного архитектора Барселоны – Хосе Асебильо Марина. Темой лекции стали сохранение архитектурных памятников и инновация – два противоречащих друг другу фактора современного градостроения. Асебильо проектирует для Краснодара и для Казани.
Пресса: Перекос исправить можно
Таунхаусы для многодетных семей, парковки с элементами музея и благоустроенные набережные — кризис не должен помешать строительству качественных социальных объектов в Москве.
Пресса: Господин Небоскреб. Современная архитектура начинает...
В минувшие выходные в Центральном Манеже проходил смотр-фестиваль «Зодчество». Само место и экспозиции мастерских не предвещали никаких откровений. У нас это и так перед глазами каждый день: офисные мраморы с редкими вкраплениями архитекторских причуд...
Взламывая почву // прокладывая путь
Лекция Даниэля Либескинда, организованная Ц:СА и RHEINZINK оказалась самым популярным мероприятием фестиваля «Зодчество». Нам же в лекции всемирной знаменитости почудилась игра со словами и со смыслами.
Пресса: Привязка к неуместности. "Зодчество" в Манеже
В Москве в Манеже в 16-й раз прошел главный архитектурный фестиваль страны "Зодчество". Главный приз — "Хрустальный Дедал" — получил Сергей Гнедовский за Театр-мастерскую Петра Фоменко в Москве. ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН рассматривал сотни построенных в России зданий и думал о кризисе.
Пресса: Тесно не будет. Архитекторы делают ставку на "социалку"
ХVI международный фестиваль "Зодчество-2008" в московском Манеже прошел под девизом "Исторический город и новая архитектура". Как отметил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, этот девиз касается практически всех городов России, а столицы - в особенности.
Пресса: Исторический город просит защиты. Завершается XVI Международный...
Сегодня завершает свою работу XVI Международный фестиваль «Зодчество-2008», открывшийся в минувшую пятницу в ЦВЗ «Манеж». Ему предшествовала научно-практическая конференция на тему «Исторический город и новая архитектура. Общество, государство, бизнес».
Фестиваль стандартизировался
В Манеже открылся ежегодный фестиваль союза российских архитекторов «Зодчество». Беглый осмотр экспозиции свидетельствует, что она очень похожа на прошлогоднюю, разве что немного скромнее.
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Жизнь в лесу
Комплекс апартаментов в Рощино от бюро GAFA по своему устройству напоминает глэмпинг: жильцы наслаждаются нетронутой природой карельского перешейка, при этом располагают городскими удобствами и возможностями для общественной жизни.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.