Хосе Асебильо на «Зодчестве»

В рамках архитектурного фестиваля «Зодчество 2008» прошла лекция всемирно известного урбаниста и главного архитектора Барселоны – Хосе Асебильо Марина. Темой лекции стали сохранение архитектурных памятников и инновация – два противоречащих друг другу фактора современного градостроения. Асебильо проектирует для Краснодара и для Казани.

Автор текста:
Анна Герасименко

24 Октября 2008
mainImg
Архитектор:
Хосе Асебильо

По мнению Хосе Асебильо, реставрация и инновация – вопрос не столько архитектурный, сколько политический. Реставрировать или сносить здание зависит от решения властей. Вот, например, разбор гостиницы Москва было политическим решением. Или восстановление центра Варшавы после войны также было решением сверху.

Хосе Асебильо Марин. Фотография с сайта www.pbase.com
«Зодчество-2008». Мастер-класс главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо (Испания). Фото: Н.Вышинская, Архи.ру

То же самое относится и к новому строительству. Старое и новое в современных европейских городах всегда находится в противоречии. Это противоречие становится особенно явным, когда дело касается строительства высотных зданий. Многие считают высотки следствием глобализации, но Хосе Асебильо иного мнения. В средние века возводили высокие готические соборы, чтобы подчеркнуть силу церкви, феодалы строили высокие замки, как символ своей власти. Религиозная, политическая, а на сегодняшний день экономическая мощь – все они нуждаются в выражении посредством высотных зданий. Сейчас миром правят экономические силы, поэтому современные высотки – это офисные здания.

«Зодчество-2008». Мастер-класс главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо (Испания). Фото: Н.Вышинская, Архи.ру

Еще один аспект в отношениях сохранения и инновации – повторное использование зданий. Ярким примером этого является галерея Тейт Модерн, здание которой никак не использовалось до реконструкции, а теперь является одной из ведущих галерей Лондона. Хосе Асебильо считает, что в больших городах одни и те же проблемы, но их решения должны быть разными, важно сохранять идентичность города. В своих работах он придерживается именно этого принципа. Так при проектировании городского района в Краснодаре архитектор выдвинул на первый план зеленый ландшафт города, для него было важным охранить деревья, нежели здания. Это решение специфично именно для Краснодара и не будет иметь смысла, например, для Барселоны. В Краснодаре строится три новых высотных здания, задачей архитектора в данном случае было объединить их с существующей городской застройкой, гораздо меньшей по масштабу. Идея Асебильо заключается в создании еще 4 зданий, которые вместе с существующей застройкой создадут пояса вокруг башен, и тем самым вступят в диалог с ними.

«Зодчество-2008». Мастер-класс главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо (Испания). Анализ архитектурных памятников Казани Фото: Н.Вышинская, Архи.ру

Как главный архитектор Барселоны, Хосе Асебильо создал несколько проектов для этого города, отличных также специфичными именно для Барселоны решениями. 5 лет назад был создан проект по восстановлению жизни в одном из районов, который заключался в добавлении в разновременную застройку, сочетающую готику и ар-нуво, здания гостиницы эллиптической формы со стеклянными фасадами. В итоге здание получилось вполне нейтральное и – вступило в диалог с исторической застройкой.

«Зодчество-2008». Мастер-класс главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо (Испания). Градостроительное предложение для Казани. Обоснованные новые включения. Фото: Н.Вышинская, Архи.ру

Еще один проект для Барселоны – трансформация промышленной зоны в пространства для экономической деятельности. Идея проекта заключалась в разработке новой политики для общественных пространств – это большое количество площадей, парков и общественных зданий. Один из последних проектов в Барселоне представляет собой новый центральный район железнодорожного вокзала. Как современный транспортный узел, вокзал спроектирован в пяти уровнях – автобусная станция, региональные поезда, метро, жилые и офисные пространства и большой парк, который примыкает к вокзалу.

«Зодчество-2008». Мастер-класс главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо (Испания). Фото: Н.Вышинская, Архи.ру

Новый урбанистический проект Хосе Асебильо разработал для города Казани – этот проект проходит под лозунгом «Назад к центру». Дело в том – рассказывает Хосе Асебильо, что исторический центр Казани сейчас представляет собой пустыню, а люди живут в 20 км от него в ужасных условиях. Периферия города застроена зданиями советского периода. Задачей архитектора стало объединение центра и периферии. Асебильо увидел это объединение через решение проблемы передвижения, т.е. создание дорог и парковок для автомобилей. Также было продумано зонирование жилых и коммерческих территорий и создан большой бульвар, поднятый над землей вследствие близости воды.

«Зодчество-2008». Мастер-класс главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо. Проектное предложение «Зона Б». Фото: Н.Вышинская, Архи.ру

Хосе Асебильо – архитектор, чуткий к интересам города и его обитателей. Каждый город для него индивидуален, не похож на другой и никогда не будет похож. К каждому городу у него свой подход, хорошо продуманный и направленный на комплексное решение проблем этого города. Старое и новое в проектах Асебильо вступают в диалог, а сохранение и инновация дополняют друг друга.



Архитектор:
Хосе Асебильо

24 Октября 2008

Автор текста:

Анна Герасименко
comments powered by HyperComments
Пресса: Обнадеживающий кризис. Третий выпуск Клуба архитектурной...
Газета «Время новостей» и агентство P-Arch («Пи-Арх») представляют третий выпуск Клуба архитектурной критики, в котором известные обозреватели оценивают события в российской архитектурной жизни последних трех месяцев.
Пресса: Остатки пиршества. С Фестиваля «Зодчество-2008»
В Манеже прошел XVI Международный Фестиваль «Зодчество». Разразившийся финансовый кризис провел жирную черту между сегодняшним и вчерашним днем, содействовав нынешнему выходу в рефлексивную позицию. Было любопытно наблюдать за местом нашего последнего исторического пребывания и тем, что мы после себя оставили.
Пресса: Зодчество – архитектурные впечатления
Завершился XVI Международный фестиваль «Зодчество-2008». Его программа была настолько информационно и эмоционально насыщенной, что единственный способ рассказать об увиденном — это просто поделиться наиболее яркими впечатлениями
Пресса: Тверская область награждена дипломом Союза архитекторов...
Тверская область получила на прошедшем в Москве XVI международном фестивале "Зодчество-2008" диплом Союза архитекторов России за достижения в градостроительстве и архитектуре, сообщили во вторник "Интерфаксу" в пресс-службе обладминистрации.
Европейская Архитектурная Сеть (ENA) и исторический...
Тема взаимоотношений исторического города и современной архитектуры красной нитью прошла через все мероприятия архитектурного фестиваля «Зодчество 2008». В ее контексте лекция Мануэля Шуппа, немецкого архитектора и теоретика, одного из основателей Европейской Архитектурной Сети (ENA), стала громким манифестом –«Историю невозможно построить, с историей можно творить».
Хосе Асебильо на «Зодчестве»
В рамках архитектурного фестиваля «Зодчество 2008» прошла лекция всемирно известного урбаниста и главного архитектора Барселоны – Хосе Асебильо Марина. Темой лекции стали сохранение архитектурных памятников и инновация – два противоречащих друг другу фактора современного градостроения. Асебильо проектирует для Краснодара и для Казани.
Пресса: Перекос исправить можно
Таунхаусы для многодетных семей, парковки с элементами музея и благоустроенные набережные — кризис не должен помешать строительству качественных социальных объектов в Москве.
Пресса: Господин Небоскреб. Современная архитектура начинает...
В минувшие выходные в Центральном Манеже проходил смотр-фестиваль «Зодчество». Само место и экспозиции мастерских не предвещали никаких откровений. У нас это и так перед глазами каждый день: офисные мраморы с редкими вкраплениями архитекторских причуд...
Взламывая почву // прокладывая путь
Лекция Даниэля Либескинда, организованная Ц:СА и RHEINZINK оказалась самым популярным мероприятием фестиваля «Зодчество». Нам же в лекции всемирной знаменитости почудилась игра со словами и со смыслами.
Пресса: Привязка к неуместности. "Зодчество" в Манеже
В Москве в Манеже в 16-й раз прошел главный архитектурный фестиваль страны "Зодчество". Главный приз — "Хрустальный Дедал" — получил Сергей Гнедовский за Театр-мастерскую Петра Фоменко в Москве. ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН рассматривал сотни построенных в России зданий и думал о кризисе.
Пресса: Тесно не будет. Архитекторы делают ставку на "социалку"
ХVI международный фестиваль "Зодчество-2008" в московском Манеже прошел под девизом "Исторический город и новая архитектура". Как отметил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, этот девиз касается практически всех городов России, а столицы - в особенности.
Пресса: Исторический город просит защиты. Завершается XVI Международный...
Сегодня завершает свою работу XVI Международный фестиваль «Зодчество-2008», открывшийся в минувшую пятницу в ЦВЗ «Манеж». Ему предшествовала научно-практическая конференция на тему «Исторический город и новая архитектура. Общество, государство, бизнес».
Фестиваль стандартизировался
В Манеже открылся ежегодный фестиваль союза российских архитекторов «Зодчество». Беглый осмотр экспозиции свидетельствует, что она очень похожа на прошлогоднюю, разве что немного скромнее.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.