По мнению Хосе Асебильо, реставрация и инновация – вопрос не столько архитектурный, сколько политический. Реставрировать или сносить здание зависит от решения властей. Вот, например, разбор гостиницы Москва было политическим решением. Или восстановление центра Варшавы после войны также было решением сверху.
То же самое относится и к новому строительству. Старое и новое в современных европейских городах всегда находится в противоречии. Это противоречие становится особенно явным, когда дело касается строительства высотных зданий. Многие считают высотки следствием глобализации, но Хосе Асебильо иного мнения. В средние века возводили высокие готические соборы, чтобы подчеркнуть силу церкви, феодалы строили высокие замки, как символ своей власти. Религиозная, политическая, а на сегодняшний день экономическая мощь – все они нуждаются в выражении посредством высотных зданий. Сейчас миром правят экономические силы, поэтому современные высотки – это офисные здания.
Еще один аспект в отношениях сохранения и инновации – повторное использование зданий. Ярким примером этого является галерея Тейт Модерн, здание которой никак не использовалось до реконструкции, а теперь является одной из ведущих галерей Лондона. Хосе Асебильо считает, что в больших городах одни и те же проблемы, но их решения должны быть разными, важно сохранять идентичность города. В своих работах он придерживается именно этого принципа. Так при проектировании городского района в Краснодаре архитектор выдвинул на первый план зеленый ландшафт города, для него было важным охранить деревья, нежели здания. Это решение специфично именно для Краснодара и не будет иметь смысла, например, для Барселоны. В Краснодаре строится три новых высотных здания, задачей архитектора в данном случае было объединить их с существующей городской застройкой, гораздо меньшей по масштабу. Идея Асебильо заключается в создании еще 4 зданий, которые вместе с существующей застройкой создадут пояса вокруг башен, и тем самым вступят в диалог с ними.
Как главный архитектор Барселоны, Хосе Асебильо создал несколько проектов для этого города, отличных также специфичными именно для Барселоны решениями. 5 лет назад был создан проект по восстановлению жизни в одном из районов, который заключался в добавлении в разновременную застройку, сочетающую готику и ар-нуво, здания гостиницы эллиптической формы со стеклянными фасадами. В итоге здание получилось вполне нейтральное и – вступило в диалог с исторической застройкой.
Еще один проект для Барселоны – трансформация промышленной зоны в пространства для экономической деятельности. Идея проекта заключалась в разработке новой политики для общественных пространств – это большое количество площадей, парков и общественных зданий. Один из последних проектов в Барселоне представляет собой новый центральный район железнодорожного вокзала. Как современный транспортный узел, вокзал спроектирован в пяти уровнях – автобусная станция, региональные поезда, метро, жилые и офисные пространства и большой парк, который примыкает к вокзалу.
Новый урбанистический проект Хосе Асебильо разработал для города Казани – этот проект проходит под лозунгом «Назад к центру». Дело в том – рассказывает Хосе Асебильо, что исторический центр Казани сейчас представляет собой пустыню, а люди живут в 20 км от него в ужасных условиях. Периферия города застроена зданиями советского периода. Задачей архитектора стало объединение центра и периферии. Асебильо увидел это объединение через решение проблемы передвижения, т.е. создание дорог и парковок для автомобилей. Также было продумано зонирование жилых и коммерческих территорий и создан большой бульвар, поднятый над землей вследствие близости воды.
Хосе Асебильо – архитектор, чуткий к интересам города и его обитателей. Каждый город для него индивидуален, не похож на другой и никогда не будет похож. К каждому городу у него свой подход, хорошо продуманный и направленный на комплексное решение проблем этого города. Старое и новое в проектах Асебильо вступают в диалог, а сохранение и инновация дополняют друг друга.