Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше 2023

Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.

Для московского уха Казаныш звучит как-то в духе «сына Казани», но на самом деле всё иначе: «казаныш» переводится как «достижение» – так написано в гугле, и так же было написано на худи волонтеров, которые работали на форуме. 
Майка с переводом слова «Казаныш», 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я на Казаныше второй раз и оба раза выставки на нем минимальны, сам форум – то есть не картинки, а разговоры, – намного заметнее. Но форум это несколько залов, очутиться повсюду одновременно никак нельзя, и даже не пропустить что-то из собственноручно отмеченного в программе – тоже довольно сложная задача. Остается общение и присутствие на тех сессиях, куда успел попасть, «урывками».

Так что людей особенно дотошных или, наоборот, ничего не успевших, выручает трансляция и запись. Ссылки на запись и программу мы поместили в аттаче к статье, но повторим и здесь: 
записи трансляции по дням и по залам; 
программа форума;

Строго говоря, чтобы по-настоящему освоить все сказанное или, кому нужно, заполнить лакуны, этих двух ссылок достаточно. 
Термин 
Тема этого года – идентичность, вернее «Отражение идентичности». Так что формулировку начали критиковать сразу же, с первого дня.

Потому что – ну как идентичность может отражаться? В чем? Чем она станет после того, как отразилась? Перестанет быть собой? Впрочем, к девизам больших мероприятий следует относиться как к некоему знаку, отчасти формальному, – не стоит искать там истин. 

Кроме того, у каждого свой взгляд. Вот например главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в ответ на главную тему форума сосредоточился на том, как современный архитектор создает знаковые объекты и таким образом формирует идентичность места – казалось бы, этот взгляд противоположен традиционному.
Первый кадр из сообщения Сергея Кузнецова. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

...здравствуйте, мы к вам с нашей идентичностью, – можно ведь и так? – монастыри с их уставом в данном смысловом разрезе нежелательно, впрочем, вспоминать. Хотя! Когда Иван Грозный завоевал Казань в своем XVI веке, он насаждал свою идентичность вместо прежней, ордынской, именно через строительство монастырей, ну, еще и крепостей. Но это было давно, теперь так не принято, и мы, кажется, ушли в сторону. 

В чем-то противоположную, хотя тоже радикальную позицию озвучила Наринэ Тютчева, сказав примерно следующее – что такое идентичность? – Это «тождественность», идентичный – значит одинаковый. А следует, в ее точки зрения, говорить, скорее, о самобытности, культуре, контексте. И показала результат исследования с проектом приспособления двора в Старотатарской слободе, очень детального, апеллирующего к целостности комплекса. 
Кадр из сообщения Наринэ Тютчевой. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С детальным подходом к работе с наследием, пропагандируемым Наринэ Тютчевой и ее Ре-Школой, которая в прошедшем году много поработала в Казани, сложно не согласиться, хотя дальше необходимо исследовать нюансы: а вдруг можно было пойти и дальше? Тем не менее, подробность изучения деревянного домика, пережившего и гниение, и пожар, впечатляет. 

А вот относительно терминологии – лично я бы предложила все же не переходить с «идентичности» на «самобытность» – второе понятие дискредитировано многократным использованием, давно и надежно. И «тождественность» – это только первое значение слова identity, которое давно получило ряд других смыслов (тут ссылка на словарь), вот к примеру: подлинность, личность, отличительные черты, самооценка, равно как и – даже! – национальное самосознание. Так что, восхищаясь самим подходом Тютчевой, ориентированным на исследование города в целом и памятников в отдельности, с предложенной трактовкой понятий согласиться никак нельзя. 

Между тем сколько ни упоминай тему крупного мероприятия, во рту слаще не станет, – и, конечно же, все разговоры распадаются на много других тем и часто сосредотачиваются на озвучивании стратегических планов и показе проектов, в том числе мега-. 
Союз
Так, в этом году Казаныш впервые стал международным, в преддверии саммита БРИКС, который должен быть в Казани в 2024 году. На форум пригласили архитекторов, планировщиков и чиновников градостроительной сферы из Китая, ОАЭ, Ирана и пр.

Заодно мэр Казани Ильсур Метшин озвучил план создания Архитектурной ассоциации стран БРИКС, куда планируется пригласить союзы архитекторов этих стран. Задачей ее будет обмениваться профессиональным опытом и проводить конкурсы, вероятно, на звучные крупные – международные – заказы. Намеком прозвучала уверенность, что центром ассоциации станет Казань, как расположенная между Востоком и Западом. 

Но форум все-таки в Казани, и хотя там показывали и китайские, и иранские, и московские проекты, а также Сочи, Хабаровск и прочее; но информация по столице Татарстана там ощущается как укорененная и самая уместная. Повторюсь, все охватить невозможно, и тут мы выбрали два мега-сюжета. 
Вода / Город на воде
В Казани очень много водных поверхностей, и каналы, и озера, и после появления в пятидесятые годы Куйбышевского водохранилища – самого большого в Европе и третьего по площади в мире – река Казанка стала, перед ее впадением в Волгу, совершенно огромной, так что несведущий человек запросто может их перепутать, особенно зимой.

Воды много, а используют ее не очень активно: даже причалов в советское время в городе было больше. 
Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, представляет проект «Город на воде»
Фотография © Даниил Шведов / предоставлена форумом Казаныш 2023

Так что актуальность большого проекта развития инфраструктуры отдыха на воде, который на форуме показала главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина, вполне очевидна. Объекты называют «речными маринами». Запланировано 11 городских марин, в том числе с поминутной оплатой швартовки, прямо как парковки, в центре города по берегам реки Казанки: тут мы узнаем, что 15 минут такой швартовки стоят 1000 рублей.

А также несколько туристических марин, центры водных видов спорта, в том числе для детей, и, самые периферийные и небольшие – «зеленые стоянки» для полудиких байдарочников.

Один из крупных и, вероятно, ресурсоемких проектов задуманной сети – судостроительный кластер с удивительным топонимическим названием «Победилово». 
  
 

Любопытно наблюдать, как причалы появляются и в центре, и на западном берегу Волги, и в существующих жилых комплексах, и в планах новых девелоперских проектов – например, на месте Южного речного порта, где свои ЖК уже спроектировали и АБ ЦЛП, и WALL. 

В то же время нельзя не заметить, что весь причальный потенциал – рекреационного плана, а о водных видах транспорта речи пока вроде бы нет. Но, вероятно, такова специфика города. 
Мосты / М-12
Магистраль М-12 идет от Москвы до Казани и дальше через Екатеринбург в Тюмень. Дорогу до Екатеринбурга обещают достроить в 2024 году. Проезд до Казани планируют открыть сейчас, в декабре – два участка между Казанью и Москвой: от Арзамаса до Чувашии и прямо перед Казанью, включая мост через Волгу.

Уже очень хочется проехать по ней. Хотя до центра Казани от развязки платной дороги надо будет добираться даже чуть дольше, чем от аэропорта – 40 километров. Но, с другой стороны, до Нижнего Новгорода от новой трассы – еще больше, порядка 100 км. 

В лекции представителя компании «Автодор» Виталия Шмарова было довольно много интересных вещей. В частности, на трассе планируются многофункциональные зоны, не просто заправки и не просто стоянки, а места отдыха для всех, через приблизительно 60 км друг от друга – сейчас между Муромом и границей Татарстана их нет вовсе, а там – расстояние 450 км; на его протяжении обещают построить по 6 зон отдыха и заправки с каждой стороны дороги.
  • zooming
    1 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    2 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    3 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    4 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    5 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    6 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Любопытно, что у нас сначала запускают трассу, а уже потом строят заправки на ней. Мы как-то по новой Ленинградке едва доехали до живой заправки. 

С трассой больше всего повезло Мурому, она прошла прямо мимо него, и теперь, как пишет Автодор, Муром это первый в мире город по количеству вантовых мостов на человека (! такую аналитику я еще не встречала). А дело в том, что в Муроме уже был один вантовый мост через Оку, и теперь они встали рядом, рифмуются, как близнецы-братья. 
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Первый муромский мост признан самым красивым в России, хотя даже в голосе выступавшего сквозило по этому поводу какое-то легкое удивление. Новый мост украшен оранжевыми арочками, интерпретирующими логотип Автодора. Муромский мост проектировали, как было сказано на лекции – абстрактно – архитекторы из Петербурга. В ответ на мой вопрос имя руководителя авторского коллектива, однако, назвали, и даже с видимым уважением – Андрей Евгеньевич Горюнов.

Автодор подчеркивает, что особенное внимание было уделено архитектурному решению, рифмовке двух мостов и простоте решения нового. 

Теперь хочется узнать, кто спроектировал вантовый мост, который строят сейчас в Новосибирске. Вообще говоря, вантовые мосты мы уже освоили, во многих городах они есть, и – судя по лекции – импортозамещение тоже готово почти во всем, дело только «за вантовой прядью». 

Но вот как же хочется, в рамках импортозамещения, вырастить в наших степях каких-нибудь Калатравов. Или дать работу тем, которые уже есть. Вдруг есть? 

Поскольку и вантовые мосты, и обычные, пусть и протяженные, – при всех приведенных числовых характеристиках – на уровень творческого произведения тянут, мягко говоря, лишь чуть-чуть. Тогда как, глядя, ну хотя бы на римские акведуки, от дорожных сооружений ждешь чего-то большего. Вы бы, к примеру, конкурс провели? Вдруг получится? 

***

Как всегда на форумах, сюжетов разных много, и как всегда, сам город многое берет на себя. Казаныш проходил в модернистском театре Камала, он очень интересен, прежде всего, в отличие от МХАТа, своей сохранностью, там целы и акустические панели в зале, и живая зелень над переходами. Неподалеку строится новый театр, выбранный по конкурсу, но актуальные картинки обещают только в феврале. 

Или вот, улица Баумана, на которой сделала акцент в своем исследовании Наринэ Тютчева – очень туристическая и очень странная. Начинается с монастыря, с метро, с магистрата и с руины, а продолжается массой ресторанов с их вполне искренней, но бутафорией.
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». На фоне – здание 2012 года постройки. Фотография 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тютчева и ее студены поначалу – и как решились – думали предложить сделать ее из пешеходной обратно проезжей. Но потом не стали предлагать. Опыт разговоров с их коллегами, архитекторами из других бюро, говорит, что может, и правильно сделали.
Начало улицы Баумана, 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Однако центр Казани пока что остается некомфортным местом. Для туристов на автобусах и для посетителей бань и ресторанов, а не для других людей, которые просто любят гулять по историческому центру. В какой-то момент, лет 10–15 назад, в исторической застройке появилась масса вкраплений не самого архитектурного свойства, он такой, весь залатанный. Трассы разрезают его очень жестко, вместе с перепадами высот, так что погулять от Казанского монастыря до Никольского через Предтеченский (кто-то скажет: опять монастыри) – случае, без пассионарного влечения, а просто с удовольствием, – мягко говоря, несколько проблематично. А ведь это самый центр. 

Казань и республика Татарстан в целом за последние десятилетия прославились парками, общественными пространствами, благоустройствами набережных, все они хорошо известны. А что с городскими улицами, к примеру? Может быть, следующий виток усилий надо отнести к ним? 

14 Декабря 2023

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Поэтика кирпичной стены
Бюро WALL представило проект реконструкции одного из зданий бывшего свечного завода в Казани. Архитекторы предлагают зафиксировать ощущение руины и спрятать внутри нее отчетливо современный бетонный объем, который сам по себе достоин внимания. Программа здания помимо апартаментов и термального комплекса включает археологический парк.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.