Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше 2023

Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.

Для московского уха Казаныш звучит как-то в духе «сына Казани», но на самом деле всё иначе: «казаныш» переводится как «достижение» – так написано в гугле, и так же было написано на худи волонтеров, которые работали на форуме. 
Майка с переводом слова «Казаныш», 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я на Казаныше второй раз и оба раза выставки на нем минимальны, сам форум – то есть не картинки, а разговоры, – намного заметнее. Но форум это несколько залов, очутиться повсюду одновременно никак нельзя, и даже не пропустить что-то из собственноручно отмеченного в программе – тоже довольно сложная задача. Остается общение и присутствие на тех сессиях, куда успел попасть, «урывками».

Так что людей особенно дотошных или, наоборот, ничего не успевших, выручает трансляция и запись. Ссылки на запись и программу мы поместили в аттаче к статье, но повторим и здесь: 
записи трансляции по дням и по залам; 
программа форума;

Строго говоря, чтобы по-настоящему освоить все сказанное или, кому нужно, заполнить лакуны, этих двух ссылок достаточно. 
Термин 
Тема этого года – идентичность, вернее «Отражение идентичности». Так что формулировку начали критиковать сразу же, с первого дня.

Потому что – ну как идентичность может отражаться? В чем? Чем она станет после того, как отразилась? Перестанет быть собой? Впрочем, к девизам больших мероприятий следует относиться как к некоему знаку, отчасти формальному, – не стоит искать там истин. 

Кроме того, у каждого свой взгляд. Вот например главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в ответ на главную тему форума сосредоточился на том, как современный архитектор создает знаковые объекты и таким образом формирует идентичность места – казалось бы, этот взгляд противоположен традиционному.
Первый кадр из сообщения Сергея Кузнецова. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

...здравствуйте, мы к вам с нашей идентичностью, – можно ведь и так? – монастыри с их уставом в данном смысловом разрезе нежелательно, впрочем, вспоминать. Хотя! Когда Иван Грозный завоевал Казань в своем XVI веке, он насаждал свою идентичность вместо прежней, ордынской, именно через строительство монастырей, ну, еще и крепостей. Но это было давно, теперь так не принято, и мы, кажется, ушли в сторону. 

В чем-то противоположную, хотя тоже радикальную позицию озвучила Наринэ Тютчева, сказав примерно следующее – что такое идентичность? – Это «тождественность», идентичный – значит одинаковый. А следует, в ее точки зрения, говорить, скорее, о самобытности, культуре, контексте. И показала результат исследования с проектом приспособления двора в Старотатарской слободе, очень детального, апеллирующего к целостности комплекса. 
Кадр из сообщения Наринэ Тютчевой. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С детальным подходом к работе с наследием, пропагандируемым Наринэ Тютчевой и ее Ре-Школой, которая в прошедшем году много поработала в Казани, сложно не согласиться, хотя дальше необходимо исследовать нюансы: а вдруг можно было пойти и дальше? Тем не менее, подробность изучения деревянного домика, пережившего и гниение, и пожар, впечатляет. 

А вот относительно терминологии – лично я бы предложила все же не переходить с «идентичности» на «самобытность» – второе понятие дискредитировано многократным использованием, давно и надежно. И «тождественность» – это только первое значение слова identity, которое давно получило ряд других смыслов (тут ссылка на словарь), вот к примеру: подлинность, личность, отличительные черты, самооценка, равно как и – даже! – национальное самосознание. Так что, восхищаясь самим подходом Тютчевой, ориентированным на исследование города в целом и памятников в отдельности, с предложенной трактовкой понятий согласиться никак нельзя. 

Между тем сколько ни упоминай тему крупного мероприятия, во рту слаще не станет, – и, конечно же, все разговоры распадаются на много других тем и часто сосредотачиваются на озвучивании стратегических планов и показе проектов, в том числе мега-. 
Союз
Так, в этом году Казаныш впервые стал международным, в преддверии саммита БРИКС, который должен быть в Казани в 2024 году. На форум пригласили архитекторов, планировщиков и чиновников градостроительной сферы из Китая, ОАЭ, Ирана и пр.

Заодно мэр Казани Ильсур Метшин озвучил план создания Архитектурной ассоциации стран БРИКС, куда планируется пригласить союзы архитекторов этих стран. Задачей ее будет обмениваться профессиональным опытом и проводить конкурсы, вероятно, на звучные крупные – международные – заказы. Намеком прозвучала уверенность, что центром ассоциации станет Казань, как расположенная между Востоком и Западом. 

Но форум все-таки в Казани, и хотя там показывали и китайские, и иранские, и московские проекты, а также Сочи, Хабаровск и прочее; но информация по столице Татарстана там ощущается как укорененная и самая уместная. Повторюсь, все охватить невозможно, и тут мы выбрали два мега-сюжета. 
Вода / Город на воде
В Казани очень много водных поверхностей, и каналы, и озера, и после появления в пятидесятые годы Куйбышевского водохранилища – самого большого в Европе и третьего по площади в мире – река Казанка стала, перед ее впадением в Волгу, совершенно огромной, так что несведущий человек запросто может их перепутать, особенно зимой.

Воды много, а используют ее не очень активно: даже причалов в советское время в городе было больше. 
Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, представляет проект «Город на воде»
Фотография © Даниил Шведов / предоставлена форумом Казаныш 2023

Так что актуальность большого проекта развития инфраструктуры отдыха на воде, который на форуме показала главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина, вполне очевидна. Объекты называют «речными маринами». Запланировано 11 городских марин, в том числе с поминутной оплатой швартовки, прямо как парковки, в центре города по берегам реки Казанки: тут мы узнаем, что 15 минут такой швартовки стоят 1000 рублей.

А также несколько туристических марин, центры водных видов спорта, в том числе для детей, и, самые периферийные и небольшие – «зеленые стоянки» для полудиких байдарочников.

Один из крупных и, вероятно, ресурсоемких проектов задуманной сети – судостроительный кластер с удивительным топонимическим названием «Победилово». 
  
 

Любопытно наблюдать, как причалы появляются и в центре, и на западном берегу Волги, и в существующих жилых комплексах, и в планах новых девелоперских проектов – например, на месте Южного речного порта, где свои ЖК уже спроектировали и АБ ЦЛП, и WALL. 

В то же время нельзя не заметить, что весь причальный потенциал – рекреационного плана, а о водных видах транспорта речи пока вроде бы нет. Но, вероятно, такова специфика города. 
Мосты / М-12
Магистраль М-12 идет от Москвы до Казани и дальше через Екатеринбург в Тюмень. Дорогу до Екатеринбурга обещают достроить в 2024 году. Проезд до Казани планируют открыть сейчас, в декабре – два участка между Казанью и Москвой: от Арзамаса до Чувашии и прямо перед Казанью, включая мост через Волгу.

Уже очень хочется проехать по ней. Хотя до центра Казани от развязки платной дороги надо будет добираться даже чуть дольше, чем от аэропорта – 40 километров. Но, с другой стороны, до Нижнего Новгорода от новой трассы – еще больше, порядка 100 км. 

В лекции представителя компании «Автодор» Виталия Шмарова было довольно много интересных вещей. В частности, на трассе планируются многофункциональные зоны, не просто заправки и не просто стоянки, а места отдыха для всех, через приблизительно 60 км друг от друга – сейчас между Муромом и границей Татарстана их нет вовсе, а там – расстояние 450 км; на его протяжении обещают построить по 6 зон отдыха и заправки с каждой стороны дороги.
  • zooming
    1 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    2 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    3 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    4 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    5 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    6 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Любопытно, что у нас сначала запускают трассу, а уже потом строят заправки на ней. Мы как-то по новой Ленинградке едва доехали до живой заправки. 

С трассой больше всего повезло Мурому, она прошла прямо мимо него, и теперь, как пишет Автодор, Муром это первый в мире город по количеству вантовых мостов на человека (! такую аналитику я еще не встречала). А дело в том, что в Муроме уже был один вантовый мост через Оку, и теперь они встали рядом, рифмуются, как близнецы-братья. 
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Первый муромский мост признан самым красивым в России, хотя даже в голосе выступавшего сквозило по этому поводу какое-то легкое удивление. Новый мост украшен оранжевыми арочками, интерпретирующими логотип Автодора. Муромский мост проектировали, как было сказано на лекции – абстрактно – архитекторы из Петербурга. В ответ на мой вопрос имя руководителя авторского коллектива, однако, назвали, и даже с видимым уважением – Андрей Евгеньевич Горюнов.

Автодор подчеркивает, что особенное внимание было уделено архитектурному решению, рифмовке двух мостов и простоте решения нового. 

Теперь хочется узнать, кто спроектировал вантовый мост, который строят сейчас в Новосибирске. Вообще говоря, вантовые мосты мы уже освоили, во многих городах они есть, и – судя по лекции – импортозамещение тоже готово почти во всем, дело только «за вантовой прядью». 

Но вот как же хочется, в рамках импортозамещения, вырастить в наших степях каких-нибудь Калатравов. Или дать работу тем, которые уже есть. Вдруг есть? 

Поскольку и вантовые мосты, и обычные, пусть и протяженные, – при всех приведенных числовых характеристиках – на уровень творческого произведения тянут, мягко говоря, лишь чуть-чуть. Тогда как, глядя, ну хотя бы на римские акведуки, от дорожных сооружений ждешь чего-то большего. Вы бы, к примеру, конкурс провели? Вдруг получится? 

***

Как всегда на форумах, сюжетов разных много, и как всегда, сам город многое берет на себя. Казаныш проходил в модернистском театре Камала, он очень интересен, прежде всего, в отличие от МХАТа, своей сохранностью, там целы и акустические панели в зале, и живая зелень над переходами. Неподалеку строится новый театр, выбранный по конкурсу, но актуальные картинки обещают только в феврале. 

Или вот, улица Баумана, на которой сделала акцент в своем исследовании Наринэ Тютчева – очень туристическая и очень странная. Начинается с монастыря, с метро, с магистрата и с руины, а продолжается массой ресторанов с их вполне искренней, но бутафорией.
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». На фоне – здание 2012 года постройки. Фотография 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тютчева и ее студены поначалу – и как решились – думали предложить сделать ее из пешеходной обратно проезжей. Но потом не стали предлагать. Опыт разговоров с их коллегами, архитекторами из других бюро, говорит, что может, и правильно сделали.
Начало улицы Баумана, 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Однако центр Казани пока что остается некомфортным местом. Для туристов на автобусах и для посетителей бань и ресторанов, а не для других людей, которые просто любят гулять по историческому центру. В какой-то момент, лет 10–15 назад, в исторической застройке появилась масса вкраплений не самого архитектурного свойства, он такой, весь залатанный. Трассы разрезают его очень жестко, вместе с перепадами высот, так что погулять от Казанского монастыря до Никольского через Предтеченский (кто-то скажет: опять монастыри) – случае, без пассионарного влечения, а просто с удовольствием, – мягко говоря, несколько проблематично. А ведь это самый центр. 

Казань и республика Татарстан в целом за последние десятилетия прославились парками, общественными пространствами, благоустройствами набережных, все они хорошо известны. А что с городскими улицами, к примеру? Может быть, следующий виток усилий надо отнести к ним? 

14 Декабря 2023

Похожие статьи
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Поэтика кирпичной стены
Бюро WALL представило проект реконструкции одного из зданий бывшего свечного завода в Казани. Архитекторы предлагают зафиксировать ощущение руины и спрятать внутри нее отчетливо современный бетонный объем, который сам по себе достоин внимания. Программа здания помимо апартаментов и термального комплекса включает археологический парк.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.