Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше 2023

Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.

Для московского уха Казаныш звучит как-то в духе «сына Казани», но на самом деле всё иначе: «казаныш» переводится как «достижение» – так написано в гугле, и так же было написано на худи волонтеров, которые работали на форуме. 
Майка с переводом слова «Казаныш», 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я на Казаныше второй раз и оба раза выставки на нем минимальны, сам форум – то есть не картинки, а разговоры, – намного заметнее. Но форум это несколько залов, очутиться повсюду одновременно никак нельзя, и даже не пропустить что-то из собственноручно отмеченного в программе – тоже довольно сложная задача. Остается общение и присутствие на тех сессиях, куда успел попасть, «урывками».

Так что людей особенно дотошных или, наоборот, ничего не успевших, выручает трансляция и запись. Ссылки на запись и программу мы поместили в аттаче к статье, но повторим и здесь: 
записи трансляции по дням и по залам; 
программа форума;

Строго говоря, чтобы по-настоящему освоить все сказанное или, кому нужно, заполнить лакуны, этих двух ссылок достаточно. 
Термин 
Тема этого года – идентичность, вернее «Отражение идентичности». Так что формулировку начали критиковать сразу же, с первого дня.

Потому что – ну как идентичность может отражаться? В чем? Чем она станет после того, как отразилась? Перестанет быть собой? Впрочем, к девизам больших мероприятий следует относиться как к некоему знаку, отчасти формальному, – не стоит искать там истин. 

Кроме того, у каждого свой взгляд. Вот например главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в ответ на главную тему форума сосредоточился на том, как современный архитектор создает знаковые объекты и таким образом формирует идентичность места – казалось бы, этот взгляд противоположен традиционному.
Первый кадр из сообщения Сергея Кузнецова. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

...здравствуйте, мы к вам с нашей идентичностью, – можно ведь и так? – монастыри с их уставом в данном смысловом разрезе нежелательно, впрочем, вспоминать. Хотя! Когда Иван Грозный завоевал Казань в своем XVI веке, он насаждал свою идентичность вместо прежней, ордынской, именно через строительство монастырей, ну, еще и крепостей. Но это было давно, теперь так не принято, и мы, кажется, ушли в сторону. 

В чем-то противоположную, хотя тоже радикальную позицию озвучила Наринэ Тютчева, сказав примерно следующее – что такое идентичность? – Это «тождественность», идентичный – значит одинаковый. А следует, в ее точки зрения, говорить, скорее, о самобытности, культуре, контексте. И показала результат исследования с проектом приспособления двора в Старотатарской слободе, очень детального, апеллирующего к целостности комплекса. 
Кадр из сообщения Наринэ Тютчевой. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С детальным подходом к работе с наследием, пропагандируемым Наринэ Тютчевой и ее Ре-Школой, которая в прошедшем году много поработала в Казани, сложно не согласиться, хотя дальше необходимо исследовать нюансы: а вдруг можно было пойти и дальше? Тем не менее, подробность изучения деревянного домика, пережившего и гниение, и пожар, впечатляет. 

А вот относительно терминологии – лично я бы предложила все же не переходить с «идентичности» на «самобытность» – второе понятие дискредитировано многократным использованием, давно и надежно. И «тождественность» – это только первое значение слова identity, которое давно получило ряд других смыслов (тут ссылка на словарь), вот к примеру: подлинность, личность, отличительные черты, самооценка, равно как и – даже! – национальное самосознание. Так что, восхищаясь самим подходом Тютчевой, ориентированным на исследование города в целом и памятников в отдельности, с предложенной трактовкой понятий согласиться никак нельзя. 

Между тем сколько ни упоминай тему крупного мероприятия, во рту слаще не станет, – и, конечно же, все разговоры распадаются на много других тем и часто сосредотачиваются на озвучивании стратегических планов и показе проектов, в том числе мега-. 
Союз
Так, в этом году Казаныш впервые стал международным, в преддверии саммита БРИКС, который должен быть в Казани в 2024 году. На форум пригласили архитекторов, планировщиков и чиновников градостроительной сферы из Китая, ОАЭ, Ирана и пр.

Заодно мэр Казани Ильсур Метшин озвучил план создания Архитектурной ассоциации стран БРИКС, куда планируется пригласить союзы архитекторов этих стран. Задачей ее будет обмениваться профессиональным опытом и проводить конкурсы, вероятно, на звучные крупные – международные – заказы. Намеком прозвучала уверенность, что центром ассоциации станет Казань, как расположенная между Востоком и Западом. 

Но форум все-таки в Казани, и хотя там показывали и китайские, и иранские, и московские проекты, а также Сочи, Хабаровск и прочее; но информация по столице Татарстана там ощущается как укорененная и самая уместная. Повторюсь, все охватить невозможно, и тут мы выбрали два мега-сюжета. 
Вода / Город на воде
В Казани очень много водных поверхностей, и каналы, и озера, и после появления в пятидесятые годы Куйбышевского водохранилища – самого большого в Европе и третьего по площади в мире – река Казанка стала, перед ее впадением в Волгу, совершенно огромной, так что несведущий человек запросто может их перепутать, особенно зимой.

Воды много, а используют ее не очень активно: даже причалов в советское время в городе было больше. 
Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, представляет проект «Город на воде»
Фотография © Даниил Шведов / предоставлена форумом Казаныш 2023

Так что актуальность большого проекта развития инфраструктуры отдыха на воде, который на форуме показала главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина, вполне очевидна. Объекты называют «речными маринами». Запланировано 11 городских марин, в том числе с поминутной оплатой швартовки, прямо как парковки, в центре города по берегам реки Казанки: тут мы узнаем, что 15 минут такой швартовки стоят 1000 рублей.

А также несколько туристических марин, центры водных видов спорта, в том числе для детей, и, самые периферийные и небольшие – «зеленые стоянки» для полудиких байдарочников.

Один из крупных и, вероятно, ресурсоемких проектов задуманной сети – судостроительный кластер с удивительным топонимическим названием «Победилово». 
  
 

Любопытно наблюдать, как причалы появляются и в центре, и на западном берегу Волги, и в существующих жилых комплексах, и в планах новых девелоперских проектов – например, на месте Южного речного порта, где свои ЖК уже спроектировали и АБ ЦЛП, и WALL. 

В то же время нельзя не заметить, что весь причальный потенциал – рекреационного плана, а о водных видах транспорта речи пока вроде бы нет. Но, вероятно, такова специфика города. 
Мосты / М-12
Магистраль М-12 идет от Москвы до Казани и дальше через Екатеринбург в Тюмень. Дорогу до Екатеринбурга обещают достроить в 2024 году. Проезд до Казани планируют открыть сейчас, в декабре – два участка между Казанью и Москвой: от Арзамаса до Чувашии и прямо перед Казанью, включая мост через Волгу.

Уже очень хочется проехать по ней. Хотя до центра Казани от развязки платной дороги надо будет добираться даже чуть дольше, чем от аэропорта – 40 километров. Но, с другой стороны, до Нижнего Новгорода от новой трассы – еще больше, порядка 100 км. 

В лекции представителя компании «Автодор» Виталия Шмарова было довольно много интересных вещей. В частности, на трассе планируются многофункциональные зоны, не просто заправки и не просто стоянки, а места отдыха для всех, через приблизительно 60 км друг от друга – сейчас между Муромом и границей Татарстана их нет вовсе, а там – расстояние 450 км; на его протяжении обещают построить по 6 зон отдыха и заправки с каждой стороны дороги.
  • zooming
    1 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    2 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    3 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    4 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    5 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    6 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Любопытно, что у нас сначала запускают трассу, а уже потом строят заправки на ней. Мы как-то по новой Ленинградке едва доехали до живой заправки. 

С трассой больше всего повезло Мурому, она прошла прямо мимо него, и теперь, как пишет Автодор, Муром это первый в мире город по количеству вантовых мостов на человека (! такую аналитику я еще не встречала). А дело в том, что в Муроме уже был один вантовый мост через Оку, и теперь они встали рядом, рифмуются, как близнецы-братья. 
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Первый муромский мост признан самым красивым в России, хотя даже в голосе выступавшего сквозило по этому поводу какое-то легкое удивление. Новый мост украшен оранжевыми арочками, интерпретирующими логотип Автодора. Муромский мост проектировали, как было сказано на лекции – абстрактно – архитекторы из Петербурга. В ответ на мой вопрос имя руководителя авторского коллектива, однако, назвали, и даже с видимым уважением – Андрей Евгеньевич Горюнов.

Автодор подчеркивает, что особенное внимание было уделено архитектурному решению, рифмовке двух мостов и простоте решения нового. 

Теперь хочется узнать, кто спроектировал вантовый мост, который строят сейчас в Новосибирске. Вообще говоря, вантовые мосты мы уже освоили, во многих городах они есть, и – судя по лекции – импортозамещение тоже готово почти во всем, дело только «за вантовой прядью». 

Но вот как же хочется, в рамках импортозамещения, вырастить в наших степях каких-нибудь Калатравов. Или дать работу тем, которые уже есть. Вдруг есть? 

Поскольку и вантовые мосты, и обычные, пусть и протяженные, – при всех приведенных числовых характеристиках – на уровень творческого произведения тянут, мягко говоря, лишь чуть-чуть. Тогда как, глядя, ну хотя бы на римские акведуки, от дорожных сооружений ждешь чего-то большего. Вы бы, к примеру, конкурс провели? Вдруг получится? 

***

Как всегда на форумах, сюжетов разных много, и как всегда, сам город многое берет на себя. Казаныш проходил в модернистском театре Камала, он очень интересен, прежде всего, в отличие от МХАТа, своей сохранностью, там целы и акустические панели в зале, и живая зелень над переходами. Неподалеку строится новый театр, выбранный по конкурсу, но актуальные картинки обещают только в феврале. 

Или вот, улица Баумана, на которой сделала акцент в своем исследовании Наринэ Тютчева – очень туристическая и очень странная. Начинается с монастыря, с метро, с магистрата и с руины, а продолжается массой ресторанов с их вполне искренней, но бутафорией.
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». На фоне – здание 2012 года постройки. Фотография 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тютчева и ее студены поначалу – и как решились – думали предложить сделать ее из пешеходной обратно проезжей. Но потом не стали предлагать. Опыт разговоров с их коллегами, архитекторами из других бюро, говорит, что может, и правильно сделали.
Начало улицы Баумана, 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Однако центр Казани пока что остается некомфортным местом. Для туристов на автобусах и для посетителей бань и ресторанов, а не для других людей, которые просто любят гулять по историческому центру. В какой-то момент, лет 10–15 назад, в исторической застройке появилась масса вкраплений не самого архитектурного свойства, он такой, весь залатанный. Трассы разрезают его очень жестко, вместе с перепадами высот, так что погулять от Казанского монастыря до Никольского через Предтеченский (кто-то скажет: опять монастыри) – случае, без пассионарного влечения, а просто с удовольствием, – мягко говоря, несколько проблематично. А ведь это самый центр. 

Казань и республика Татарстан в целом за последние десятилетия прославились парками, общественными пространствами, благоустройствами набережных, все они хорошо известны. А что с городскими улицами, к примеру? Может быть, следующий виток усилий надо отнести к ним? 

14 Декабря 2023

Похожие статьи
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Поэтика кирпичной стены
Бюро WALL представило проект реконструкции одного из зданий бывшего свечного завода в Казани. Архитекторы предлагают зафиксировать ощущение руины и спрятать внутри нее отчетливо современный бетонный объем, который сам по себе достоин внимания. Программа здания помимо апартаментов и термального комплекса включает археологический парк.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Конгресс и кампус
В Кировске подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.