Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.12.2023

Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше 2023

Юлия Тарабарина

Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.

Для московского уха Казаныш звучит как-то в духе «сына Казани», но на самом деле всё иначе: «казаныш» переводится как «достижение» – так написано в гугле, и так же было написано на худи волонтеров, которые работали на форуме. 

Майка с переводом слова «Казаныш», 2023
Майка с переводом слова «Казаныш», 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я на Казаныше второй раз и оба раза выставки на нем минимальны, сам форум – то есть не картинки, а разговоры, – намного заметнее. Но форум это несколько залов, очутиться повсюду одновременно никак нельзя, и даже не пропустить что-то из собственноручно отмеченного в программе – тоже довольно сложная задача. Остается общение и присутствие на тех сессиях, куда успел попасть, «урывками».

Так что людей особенно дотошных или, наоборот, ничего не успевших, выручает трансляция и запись. Ссылки на запись и программу мы поместили в аттаче к статье, но повторим и здесь: 
записи трансляции по дням и по залам; 
программа форума;

Строго говоря, чтобы по-настоящему освоить все сказанное или, кому нужно, заполнить лакуны, этих двух ссылок достаточно. 
Термин 
Тема этого года – идентичность, вернее «Отражение идентичности». Так что формулировку начали критиковать сразу же, с первого дня.

Потому что – ну как идентичность может отражаться? В чем? Чем она станет после того, как отразилась? Перестанет быть собой? Впрочем, к девизам больших мероприятий следует относиться как к некоему знаку, отчасти формальному, – не стоит искать там истин. 

Кроме того, у каждого свой взгляд. Вот например главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в ответ на главную тему форума сосредоточился на том, как современный архитектор создает знаковые объекты и таким образом формирует идентичность места – казалось бы, этот взгляд противоположен традиционному.
Первый кадр из сообщения Сергея Кузнецова. Казаныш 2023
Первый кадр из сообщения Сергея Кузнецова. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

...здравствуйте, мы к вам с нашей идентичностью, – можно ведь и так? – монастыри с их уставом в данном смысловом разрезе нежелательно, впрочем, вспоминать. Хотя! Когда Иван Грозный завоевал Казань в своем XVI веке, он насаждал свою идентичность вместо прежней, ордынской, именно через строительство монастырей, ну, еще и крепостей. Но это было давно, теперь так не принято, и мы, кажется, ушли в сторону. 

В чем-то противоположную, хотя тоже радикальную позицию озвучила Наринэ Тютчева, сказав примерно следующее – что такое идентичность? – Это «тождественность», идентичный – значит одинаковый. А следует, в ее точки зрения, говорить, скорее, о самобытности, культуре, контексте. И показала результат исследования с проектом приспособления двора в Старотатарской слободе, очень детального, апеллирующего к целостности комплекса. 
Кадр из сообщения Наринэ Тютчевой. Казаныш 2023
Кадр из сообщения Наринэ Тютчевой. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С детальным подходом к работе с наследием, пропагандируемым Наринэ Тютчевой и ее Ре-Школой, которая в прошедшем году много поработала в Казани, сложно не согласиться, хотя дальше необходимо исследовать нюансы: а вдруг можно было пойти и дальше? Тем не менее, подробность изучения деревянного домика, пережившего и гниение, и пожар, впечатляет. 

А вот относительно терминологии – лично я бы предложила все же не переходить с «идентичности» на «самобытность» – второе понятие дискредитировано многократным использованием, давно и надежно. И «тождественность» – это только первое значение слова identity, которое давно получило ряд других смыслов (тут ссылка на словарь), вот к примеру: подлинность, личность, отличительные черты, самооценка, равно как и – даже! – национальное самосознание. Так что, восхищаясь самим подходом Тютчевой, ориентированным на исследование города в целом и памятников в отдельности, с предложенной трактовкой понятий согласиться никак нельзя. 

Между тем сколько ни упоминай тему крупного мероприятия, во рту слаще не станет, – и, конечно же, все разговоры распадаются на много других тем и часто сосредотачиваются на озвучивании стратегических планов и показе проектов, в том числе мега-. 
Союз
Так, в этом году Казаныш впервые стал международным, в преддверии саммита БРИКС, который должен быть в Казани в 2024 году. На форум пригласили архитекторов, планировщиков и чиновников градостроительной сферы из Китая, ОАЭ, Ирана и пр.

Заодно мэр Казани Ильсур Метшин озвучил план создания Архитектурной ассоциации стран БРИКС, куда планируется пригласить союзы архитекторов этих стран. Задачей ее будет обмениваться профессиональным опытом и проводить конкурсы, вероятно, на звучные крупные – международные – заказы. Намеком прозвучала уверенность, что центром ассоциации станет Казань, как расположенная между Востоком и Западом. 

Но форум все-таки в Казани, и хотя там показывали и китайские, и иранские, и московские проекты, а также Сочи, Хабаровск и прочее; но информация по столице Татарстана там ощущается как укорененная и самая уместная. Повторюсь, все охватить невозможно, и тут мы выбрали два мега-сюжета. 
Вода / Город на воде
В Казани очень много водных поверхностей, и каналы, и озера, и после появления в пятидесятые годы Куйбышевского водохранилища – самого большого в Европе и третьего по площади в мире – река Казанка стала, перед ее впадением в Волгу, совершенно огромной, так что несведущий человек запросто может их перепутать, особенно зимой.

Воды много, а используют ее не очень активно: даже причалов в советское время в городе было больше. 
Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, представляет проект  «Город на воде»
Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, представляет проект «Город на воде»
Фотография © Даниил Шведов / предоставлена форумом Казаныш 2023

Так что актуальность большого проекта развития инфраструктуры отдыха на воде, который на форуме показала главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина, вполне очевидна. Объекты называют «речными маринами». Запланировано 11 городских марин, в том числе с поминутной оплатой швартовки, прямо как парковки, в центре города по берегам реки Казанки: тут мы узнаем, что 15 минут такой швартовки стоят 1000 рублей.

А также несколько туристических марин, центры водных видов спорта, в том числе для детей, и, самые периферийные и небольшие – «зеленые стоянки» для полудиких байдарочников.

Один из крупных и, вероятно, ресурсоемких проектов задуманной сети – судостроительный кластер с удивительным топонимическим названием «Победилово». 
  
 
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде» © Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина
Кадр из презентации. «Казань. Город на воде»
© Институт развития города Казань / Ильсияр Тухватуллина

Любопытно наблюдать, как причалы появляются и в центре, и на западном берегу Волги, и в существующих жилых комплексах, и в планах новых девелоперских проектов – например, на месте Южного речного порта, где свои ЖК уже спроектировали и АБ ЦЛП, и WALL. 

В то же время нельзя не заметить, что весь причальный потенциал – рекреационного плана, а о водных видах транспорта речи пока вроде бы нет. Но, вероятно, такова специфика города. 
Мосты / М-12
Магистраль М-12 идет от Москвы до Казани и дальше через Екатеринбург в Тюмень. Дорогу до Екатеринбурга обещают достроить в 2024 году. Проезд до Казани планируют открыть сейчас, в декабре – два участка между Казанью и Москвой: от Арзамаса до Чувашии и прямо перед Казанью, включая мост через Волгу.

Уже очень хочется проехать по ней. Хотя до центра Казани от развязки платной дороги надо будет добираться даже чуть дольше, чем от аэропорта – 40 километров. Но, с другой стороны, до Нижнего Новгорода от новой трассы – еще больше, порядка 100 км. 

В лекции представителя компании «Автодор» Виталия Шмарова было довольно много интересных вещей. В частности, на трассе планируются многофункциональные зоны, не просто заправки и не просто стоянки, а места отдыха для всех, через приблизительно 60 км друг от друга – сейчас между Муромом и границей Татарстана их нет вовсе, а там – расстояние 450 км; на его протяжении обещают построить по 6 зон отдыха и заправки с каждой стороны дороги.
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023 © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023 © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023 © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023 © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023 © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023 © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Любопытно, что у нас сначала запускают трассу, а уже потом строят заправки на ней. Мы как-то по новой Ленинградке едва доехали до живой заправки. 

С трассой больше всего повезло Мурому, она прошла прямо мимо него, и теперь, как пишет Автодор, Муром это первый в мире город по количеству вантовых мостов на человека (! такую аналитику я еще не встречала). А дело в том, что в Муроме уже был один вантовый мост через Оку, и теперь они встали рядом, рифмуются, как близнецы-братья. 
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Первый муромский мост признан самым красивым в России, хотя даже в голосе выступавшего сквозило по этому поводу какое-то легкое удивление. Новый мост украшен оранжевыми арочками, интерпретирующими логотип Автодора. Муромский мост проектировали, как было сказано на лекции – абстрактно – архитекторы из Петербурга. В ответ на мой вопрос имя руководителя авторского коллектива, однако, назвали, и даже с видимым уважением – Андрей Евгеньевич Горюнов.

Автодор подчеркивает, что особенное внимание было уделено архитектурному решению, рифмовке двух мостов и простоте решения нового. 

Теперь хочется узнать, кто спроектировал вантовый мост, который строят сейчас в Новосибирске. Вообще говоря, вантовые мосты мы уже освоили, во многих городах они есть, и – судя по лекции – импортозамещение тоже готово почти во всем, дело только «за вантовой прядью». 

Но вот как же хочется, в рамках импортозамещения, вырастить в наших степях каких-нибудь Калатравов. Или дать работу тем, которые уже есть. Вдруг есть? 

Поскольку и вантовые мосты, и обычные, пусть и протяженные, – при всех приведенных числовых характеристиках – на уровень творческого произведения тянут, мягко говоря, лишь чуть-чуть. Тогда как, глядя, ну хотя бы на римские акведуки, от дорожных сооружений ждешь чего-то большего. Вы бы, к примеру, конкурс провели? Вдруг получится? 

***

Как всегда на форумах, сюжетов разных много, и как всегда, сам город многое берет на себя. Казаныш проходил в модернистском театре Камала, он очень интересен, прежде всего, в отличие от МХАТа, своей сохранностью, там целы и акустические панели в зале, и живая зелень над переходами. Неподалеку строится новый театр, выбранный по конкурсу, но актуальные картинки обещают только в феврале. 

Или вот, улица Баумана, на которой сделала акцент в своем исследовании Наринэ Тютчева – очень туристическая и очень странная. Начинается с монастыря, с метро, с магистрата и с руины, а продолжается массой ресторанов с их вполне искренней, но бутафорией.
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». На фоне – здание 2012 года постройки. Фотография 12.2023
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». На фоне – здание 2012 года постройки. Фотография 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». 12.2023
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тютчева и ее студены поначалу – и как решились – думали предложить сделать ее из пешеходной обратно проезжей. Но потом не стали предлагать. Опыт разговоров с их коллегами, архитекторами из других бюро, говорит, что может, и правильно сделали.
Начало улицы Баумана, 12.2023
Начало улицы Баумана, 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Однако центр Казани пока что остается некомфортным местом. Для туристов на автобусах и для посетителей бань и ресторанов, а не для других людей, которые просто любят гулять по историческому центру. В какой-то момент, лет 10–15 назад, в исторической застройке появилась масса вкраплений не самого архитектурного свойства, он такой, весь залатанный. Трассы разрезают его очень жестко, вместе с перепадами высот, так что погулять от Казанского монастыря до Никольского через Предтеченский (кто-то скажет: опять монастыри) – случае, без пассионарного влечения, а просто с удовольствием, – мягко говоря, несколько проблематично. А ведь это самый центр. 

Казань и республика Татарстан в целом за последние десятилетия прославились парками, общественными пространствами, благоустройствами набережных, все они хорошо известны. А что с городскими улицами, к примеру? Может быть, следующий виток усилий надо отнести к ним?