Три стихии плюс

Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.

mainImg
Архитектор:
Борис Шаталов
Олег Шурыгин
Проект:
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Россия, Красноярск, ул. Перенсона, 2

Авторский коллектив:
Консорциум «А2+МВП»

КПМ А-2: Дарья Афанасьева, Иван Денисов, Владислав Иванов, Антон Кулаковский, Анастасия Кушнир, Андрей Лукьянов, Василий Матюшкин, Алексей Соков, Дмитрий Соломатин, Борис Шаталов, Артём Элли, Дарья Ягутьева

MB-Проект: Елена Андреева, Михаил Воронков, Дмитрий Куваев, Дмитрий Шурыгин, Олег Шурыгин.

При участии АМТ-Групп: Владимир Агафонов, Алексей Корендясов, Александр Малыгин

1.2023 — 3.2023

Заказчик: Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Авторы всех трех проектов, занявших призовые места на конкурсе по реконструкции Красноярского театра оперы и балета, сохраняют стены стены сценической коробки и главного театрального зала – подковообразный объем, который сейчас хорошо видим над стеклянным фойе театра архитектора Ивана Михалева 1966–1978 годов. Помещения вокруг – сносят и обстраивают ядро разными способами. Можно даже предположить, что трех победителей выбрали именно исходя из заявленного принципа сохранения ядра с его расширением. Но ценности в каждом проекте – свои.

Если проект Wowhaus, занявший 1 место, старательно сохраняет высоту, минимально повышает здание, но углубляет площадь и вкапывается в землю под театром, внешний образ строит на реминисцентном воспроизведении старого театра, зато внутри предлагает совершенно новый остро-современный зрительный зал, а проект Студии 44, наоборот, растет вверх, минимально затрагивает площадь и предлагает яркий, совершенно новый, да еще и красный, авангардный образ здания, акцентируя тему его обстройки / обрастания новыми объемами, зато интерьер зала сохраняет первозданным, – то проект красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект, получивший 3 место, делает подобные шаги сохранения и расширения, но своим способом. 

Прежде всего, авторы декларируют важность сохранения градостроительных осей и визуальных прострелов, которые формируют, по их собственным словам, «традиционную красноярскую перспективу». Речь, прежде всего, о сохранении вида на Николаевскую сопку к западу от города, где сейчас горнолыжный курорт. Поэтому A2 и МВ не расширяют здание по бокам, как то делает Wowhaus, а увеличивают его по 6 метров вперед и назад – итого 12 м в длину, и на те же 6 метров в высоту. Театр становится высоким и длинным. 
Аксонометрический разрез. Сравнение реконстрируемого здания и проекта. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП
Аксонометрический разрез. Проект. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП
Схема демонтируемых и усиливаемых частей здания. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП
Схема демонтируемых и усиливаемых частей здания. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП

В точки зрения образа авторы собирают свое здание из четырех материй: мраморная облицовка сцены и объемов за ней призвана напоминать о монолите старого модернистского здания. Хотя, напомним, стены ядра сохраняются, а облицовка новая и выглядит иначе. Зато скульптуры девушек-муз старые, их в проекте переносят на новое место над служебным входом со стороны реки. Этот каменный объем авторы называют «интровертом». 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Фрагмент фасада со стороны ул. Перенсона
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вид с ул. Перенсона
© А2+МВП

Контрастный объем-«экстраверт» – стеклянное фойе – должно напоминать о волнах Енисея и его стихия, соответственно, вода. Для лучшего сходства с водой стекло собрано в три ряда ритмичных, чередующихся в шахматном порядке складок – на боковых стенах и по сторонам главного фасада. По центру волны сглажены штилем ровной стеклянной поверхности, которая над входом плавно приподнята раструбом стеклянного козырька. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Дневной вид с улицы Вейнбаума
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вид от ресторана «Фон Барон»
© А2+МВП

Кажется, что такое действие мог бы совершить былинный Садко или русалочка из мульфильма – буквально приподнять пленку поверхностного натяжения, чтобы войти внутрь подводного царства, ассоциация ощущается как достаточно прямая и буквальная. Сходство с кубом воды, «вырезанным» из своей привычной стихии поддерживает отсутствие цокольных и карнизных тяг: стеклянная поверхность где ее «отрезали», там и обрывается. 

И надо признать, стекло здесь понадобилось бы самое качественное, структурное, даже интересно, как авторы предполагали конструкцию его несения с тыльной стороны фойе – пока на картинках оно было показано в самых общих чертах. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вестибюль
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вестибюль
© А2+МВП

Третья стихия – дерево, апеллирует к красноярским лесам, сибирской тайге. Это деревянная облицовка балконов фойе, которые образуют эффектное многоярусное кружение вокруг подковы зала и облицованные деревом же фасады верхней части округлого объема, надстроенного, но перенимающего форму старого зала под  ним: вверху авторы предлагают разместить музей, а над музеем студию звукозаписи. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Ночной вид с улицы Вейнбаума
© А2+МВП

Ну и, наконец, четвертая стихия – воздух, – за нее отвечает гигантский козырек с консолями 14.5 м – над фойе и до 11.2 м в других частях. Облицованная блестящим металлом гигантская рамка с прямоугольным вырезом посередине взлетает к торцам, напоминая козырек Монреальского павильона и другие подобные ему козырьки: над главным входом сильнее, с противоположной стороны поменьше, как этакие качели. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вид от фонтана Реки Сибири
© А2+МВП

В реализации смелых решений козырька авторы рассчитывают на стальные конструкции. Козырек несут тонкие и высокие колонны – авторы называют их «мегаопорами из сталежелезобетона»; не возникает сомнений в том, перед нами изрядно подросшие наследники коротких колонн существующего здания.

Архитекторы, таким образом, собирают свой новый театр из тех же стереометрических объемов, что есть и в старом: подковообразного скругленного, простого «каменного» параллелепипеда, стеклянного витража, колонн – но перетолковывают каждый их них совершенно по-новому, составляя собственный конгломерат с иными пропорциями и материалами, с целыми четырьмя стихиями в составе фасадного решения. 

В проекте А2 & МВ – одна из самых больших площадей на открытой кровле, причем зрительский амфитеатр размещается над сценой и техпомещениями за ней, а полукруглая сцена – над старым залом, все это внутри рамки металлического козырька, верхнюю плоскость которого авторы предлагают озеленить и сделать эксплуатируемой – еще одно смелое решение проекта. Ниже подковообразного объема, на кровле фойе – еще одна большая терраса, кажется, здесь все верхние плоскости здания задействованы как эксплуатируемые. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вид на эксплуатируемую кровлю и амфитеатр
© А2+МВП

Интерьер зала переосмылен, но в консервативном ключе: вроде бы и не похож на существующий, ступенчатые ленты заменены плавными, продолжающими ub,rbt линии балконов внутри фойе, а кресла – красные бархатные. И то сказать, красный цвет театрален и импозантен, и еще – я узнала об этом из авторского описания – когда гасят свет, мы перестаем его видеть первым. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Большой зал
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Большой зал
© А2+МВП

Функциональная программа, как и требовалось, развита и с практической точки зрения, она отвечает нуждам театра и его планам по развитию, и пожеланиям по развитию общественных пространств. Ресторан над фойе, музей над залом, репетиционные за сценой. Разве что слов трансформируемости сцены и залов в этом проекте меньше – впрочем архитекторы, вероятно, просто меньше об этом говорят: в проекте также предусмотрено и увеличение колосников, и расширение карманов сцены, и выкатные площадки с трех сторон, и подъемно-опускные площадки оркестровой ямы.
  • zooming
    1 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема помещений для зрителей
    © А2+МВП
  • zooming
    2 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема помещений предприятий общественного питания
    © А2+МВП
  • zooming
    3 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема помещений для артистов
    © А2+МВП
  • zooming
    4 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема репетиционных помещений
    © А2+МВП
  • zooming
    5 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема помещений хранения
    © А2+МВП
  • zooming
    6 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема административных помещений
    © А2+МВП
  • zooming
    7 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема подземного паркинга
    © А2+МВП
  • zooming
    8 / 26
    Разрез 1-1. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    9 / 26
    Разрез 2-2. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    10 / 26
    Разрезы 3-3 и 4-4. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    11 / 26
    План парковки. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Дневной вид с улицы Вейнбаумана
    © А2+МВП
  • zooming
    12 / 26
    План -2 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    13 / 26
    План -1 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    14 / 26
    План 1 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    15 / 26
    План 2 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    16 / 26
    План 3 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    17 / 26
    План 4 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    18 / 26
    План 5 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    19 / 26
    План 6 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    20 / 26
    План 7 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    21 / 26
    План 8 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    22 / 26
    План 9 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    23 / 26
    План 10 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    24 / 26
    План кровли. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    25 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    26 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП

Кроме того в проекте А2 и МВ – большая, трехъярусная парковка на 660 машиномест, под всей площадью. В проекте Wowhaus парковка на треть меньше, тоже под площадью, но двухъярусная, а архитекторы Студии 44 машиноместам, кажется, не уделили серьезного внимания, сосредоточившись на образной стороне своей остросюжетной концепции. В данном случае парковка большая, что очень практично для центра города. В конце концов во многих странах в городских центрах еще в 1970-е было построено много парковок, а у нас – нет. 

Предлагая большую парковку, авторы забирают у города соседнюю открытую парковку у Коммунального моста – на его месте в проекте видим восьмерку какого-то крупного то ли парка, то ли малоэтажного павильона. 
 
UPD 28.06.2023: Как оказалось, «восьмерка» – это проект Дворца бракосочетаний, разработанный теми же авторами, архитекторами бюро А2, в 2022 году. Его небольшая высота определена ограничениями – до 6 метров для этого места, а «говорящая» форма объединяет два кольца. А2 также выиграли в 2020 году конкурс на концепцию развития Театральной площади, а в 2021 разработали ее мастер-план – с широким выходом к берегу Енисея под автомобильной трассой, которая идет по бровке склона вдоль реки. Так что история проектного исследования площади и окружающего ее пространства – довольно насыщенная.   

Фонтан «Реки Сибири», на склоне за улицей Бограда, в то же время, в проекте радикально изменяется, становится современным-зигзагообразным.
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Ночная панорама со стороны Енисея
© А2+МВП
Архитектор:
Борис Шаталов
Олег Шурыгин
Проект:
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Россия, Красноярск, ул. Перенсона, 2

Авторский коллектив:
Консорциум «А2+МВП»

КПМ А-2: Дарья Афанасьева, Иван Денисов, Владислав Иванов, Антон Кулаковский, Анастасия Кушнир, Андрей Лукьянов, Василий Матюшкин, Алексей Соков, Дмитрий Соломатин, Борис Шаталов, Артём Элли, Дарья Ягутьева

MB-Проект: Елена Андреева, Михаил Воронков, Дмитрий Куваев, Дмитрий Шурыгин, Олег Шурыгин.

При участии АМТ-Групп: Владимир Агафонов, Алексей Корендясов, Александр Малыгин

1.2023 — 3.2023

Заказчик: Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского

27 Июня 2023

Похожие статьи
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.