Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.06.2023

Черная сопка

Юлия Тарабарина
Объект:
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Адрес:
Россия, Красноярск. в границах улиц Вейнбаума – Бограда – Перенсона и створа улицы Урицкого
Мастерская:
WOWHAUS
Авторский коллектив:
Руководители бюро: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Руководитель проектной группы: Татьяна Старченко
Ведущий архитектор: Антон Губанов
Архитекторы: Мария Лепина, Елена Лопаткина, Аминат Ибрагимова, Андрей Севостьянов, Дана Шибзухова, Мария Савельева
Ландшафтный архитектор: Виталий Бубнов
Менеджер проекта: Дарья Николаева

Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.

Конкурс на реконструкцию здания Красноярского театра оперы и балета имени Хворостовского провели в начале 2023 года. Призовой фонд составил 3 млн рублей: 1.5 млн за первое место, 1 млн за второе, 500 тысяч рублей за третье. Результаты объявили в апреле, победил проект АБ Wowhaus, второе место досталось «Студии 44», третье консорциуму красноярского бюро А2 и московского НВП. Впрочем, создается рабочая группа, которая должна обобщить идеи «не только компании-победителя, но и других участников конкурса». Проекты опубликованы на сайте конкурса и на сайте его оператора, Института развития города Красноярска. Мы планируем их рассмотреть поочередно – все же крупный конкурс на значимое общественное здание в центре города, да еще и предусматривающий реконструкцию модернистского театра. 

Здание построено в 1966–1978 годах по проекту архитектора Ивана Михалева, причем проектировал он его как музыкальный театр, но еще до завершения строительства театр превратили в «оперы и балета», что предполагает, по словам нынешнего директора Светланы Гузий, вдвое больший штат – то есть труппе с самого начала было тесно в существующем здании, такой вот парадокс. В последние десятилетия с усложнением требований к театральному искусству стало еще более тесно. Соответственно, задуманная теперь и поддержанная компанией Норникель реконструкция предполагает существенное расширение, но в ТЗ было специально подчеркнута необходимость сохранить образ театра и площади перед ним: «Театральная площадь должна остаться нашим потомкам в задуманном 45 лет назад виде». 

Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Концепция архитекторов Wowhaus предполагает снос и новое строительство: здание театра в плане расширяется на 11 метров в длину и на 10 метров в ширину. Высота остается той же, но появляются подземные этажи – ниже нулевой отметки разместят ресторан, фойе и музей, о котором, – подчеркивают авторы проекта – театр мечтал уже давно. В общей сложности в новом театральном здании будет 8 уровней, что позволит разместить практически все, что нужно, включая гримерные на трех этажах, репетиционные, дубль-сцену для генеральных репетиций и камерных спектаклей и зал для детской театральной студии. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема изменения габаритов
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема изменения габаритов
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Планировки
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Планировки
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Функциональное зонирование
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Функциональное зонирование
© WOWHAUS

Притом, что здание – полностью новое* [UPD 21/06/2023: в проекте авторы сохраняют объем зрительного зала, сцены и ее карманы], архитекторы уподобляют его прежнему в рамках сохранения образа. Так, в проекте объем тоже составлен из двух параллелепипедов с верхним выступом колосников; авторы воспроизводят звездчато-крестообразный «космический» рисунок бетонной решетки витража, подковообразный объем зала, скульптурно выступающий снаружи, даже колоннады по бокам – только с увеличением масштаба колонны теряют телесность и превращаются в ряд тонких опор, паузы между ними и центром увеличиваются.  Даже надпись на фризе похожая, хотя, повинуясь новому масштабу, и она стала меньше и тоньше. Все похоже, но другое, в современных материалах, узнаваемо-неузнаваемое. Может быть, даже лучше воплощает замысел, в 1960-е ограниченный материальной базой, хотя как знать. Подобный эксперимент по превращению здания 1950-х в здание побольше был проведен архитекторами UNK в работе с Дворцом водных видов спорта, сменившим бассейн «Лужники». Это увеличенный парафраз, но не копия.

Сохраняют в подлинном материале две скульптурные группы «Музы», перенося их с центрального места по сторонам от главного входа в торцы галерей. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Скульптуру «Музы» переносят с фасада в торец боковой галереи. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Скульптуру «Музы» переносят с фасада в торец боковой галереи. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Идентичность © WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Идентичность
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Основные принципы концепции © WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Основные принципы концепции
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского © WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского © WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Довольно любопытно наблюдать, как одно превращается в другое. В проекте исчезает или становится вовсе не заметной (на рендерах?) входная группа, которая сейчас довольно основательно врезается в звездчатый витраж исходного здания. [UPD 21/06/2023: по словам авторов, входная группа была неоднократно перестроена, та, что существует сейчас, не относится к первоначальному проекту] При этом за стеклом возникает кружение зрительской зоны, балконов, с которых можно будет попасть на разные уровни сцены, снаружи – этакий Гуггенхайм [Райта] – он продолжает объем расположенной выше подковы амфитеатра: в параллелепипед теперь вставлен не один цилиндр, а два.
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Театр сейчас:

Сейчас в существующем здании колонны выстроены по бокам восточного объема фойе, а западный, сценический, решен лаконично, как ящик. В проекте колоннады фойе становятся, как мы помним, более хрупкими и тонкими, а в западной части они тоже получают продолжение – в виде тяг, вставленных в уступы крупных желобков; стена получает осмысленный рельеф, которого в исходном здании не было, он привносит ноту ар-деко в контекст модернистского в своей основе проекта (чем довольно внезапно перекликается с дворцом водных видов спорта, где, впрочем, ардекошная составляющая изначальна). В месте стыковки двух объемов помещены эвакуационные лестницы – здесь возникает узкая поперечная «прослойка», зажатая в стенках-антах. 
Декоративная колоннада бокового объема. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Декоративная колоннада бокового объема. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Боковая стена сейчас:


Новый масштаб, новая хрупкость и тонкокостность здания, наследующего пластические идеи модернистского театра, но не его пропорции, получает контрастный отклик в образе главного зала. Он построен на воспоминании об одной из главных достопримечательностей края, потухшем вулкане «Черная сопка» – зрителей, фигурально конечно, но судя по картинкам вполне ощутимо, помещают «внутрь» черного вулкана с круглящейся, шершавой и темной поверхностью стен: в конечном счете образ хорошо рифмуется с акустическими панелями. Светящийся круг главной люстры уподоблен жерлу вулкана, на которое мы смотрим, таким образом, снизу вверх, «изнутри». В целом очевидно, что удобная для спектаклей чернота нового зала становится контрастом к легкой белизне фасадов и фойе. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

В малом зале и репетиционных все несколько проще, невозможно же везде развивать живописность «ядра», а в залах для репетиций – еще и светлее. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Главная сцена снабжена механизмами и рассчитана на трансформации. Она спланирована крестообразно, как египетский «анх» с петлей зрительного зала в основании. По центру – 35 выдвижных кубических подиумов, из арьерсцены в верхушке креста сюда же, на перекрестье может выехать поворотный круг, причем когда он выезжает, появляется возможность выстроить на задней сцене дополнительный «тыльный» амфитеатр, рассадив таким образом зрителей с двух сторон от места действия. В боковых крыльях паркуется еще несколько передвижных платформ, а оркестровая яма поднимается на 3 разных уровня. 
Главный зрительный зал: разрез и аксонометрия. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. технология сцены
Главный зрительный зал: разрез и аксонометрия. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. технология сцены
© WOWHAUS
Главный зрительный зал: схема трансформаций. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Трансформация зала
Главный зрительный зал: схема трансформаций. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Трансформация зала
© WOWHAUS
Ярусы общественных зон вокруг главного зала. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Фойе
Ярусы общественных зон вокруг главного зала. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Фойе
© WOWHAUS

Дополнительная сцена расположена в северной части, справа, и занимает -1 и -2 этажи. Трансформируемость ее прямоугольного пространства обеспечивается складным амфитеатром. Второй универсальный зал – полукруглый, прямо под главной сценой; здесь многофункциональность обеспечивают уже разные варианты расстановки мебели. 
Дубль-сцена: схема трансформаций. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Варианты трансформации дубль сцены
Дубль-сцена: схема трансформаций. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Варианты трансформации дубль сцены
© WOWHAUS
Универсальный зал: схема трансформаций. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Варианты трансформации многофункционального зала
Универсальный зал: схема трансформаций. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Варианты трансформации многофункционального зала
© WOWHAUS

Одна из важных особенностей проекта – развитая система общественных пространств, как вокруг театра, так и на кровле зрительного зала. Дополнительные спектакли и кинопоказы возможны и на крыше, на экране, и перед входом в фойе под большим козырьком. 
Площадка на кровле главной сцены. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Площадка на кровле главной сцены. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Вход в фойе, разрез. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Вход в фойе, разрез. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Аксонометрия
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Аксонометрия
© WOWHAUS

Авторы полностью переосмысляют площадь перед театром: она и сейчас большая, 140 м в длину, на ней три фонтана, скульптура Аполлона, пара львов на входе, какое-то количество деревьев по сторонам и в остальном пустота. 

Площади уделено много внимания в проекте. Она многоуровневая: во-первых, здесь и сейчас в южной части, слева в сторону Енисея, на перепаде высот 4–5 метров, есть четырехуровневая лестница с каскадом – авторы используют ее, сохраняя фонтан по центру. Во-вторых, площадку перед входом углубляют и к ней ведет озелененный городской амфитеатр с зигзагообразным пандусом – Wowhaus уже реализовали похожий в восточном входе Парка Горького; собственно, амфитеатр и позволит устраивать спектакли под открытым небом. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

И наконец, по сторонам площади от улицы Вейнбаума архитекторы предлагают два павильона с террасированными кровлями, они тоже спускаются ступеньками в сторону театра – так получается, что все поверхности последовательно нарастают в сторону города и спускаются ко входу в театр. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Формирование площади
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Формирование площади
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. летний сценарий
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. летний сценарий
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Зимний сценарий
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Зимний сценарий
© WOWHAUS

Кроме того, предусмотрено довольно много воды, сухой фонтан, каскад, пруды, а также зимний сценарий использования площади с катком. 

Павильоны объединены между собой козырьком на тонких металлических опорах – этот своеобразный портик-стоя обозначает границу площади и несколько нивелирует выступы торцов, кроме того, он напоминает все тот же вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© WOWHAUS

Как видим, в проекте прочитывается фирменный почерк Wowhaus, и сделан он по правилам современных театральных зданий: велик, трансформируем, многофункционален. Задача организовать вокруг театра и внутри него точку притяжения городской общественности здесь решена на разных уровнях и в расчете на разные аудитории.

Некоторое сомнение вызывает тот факт, что здание становится элегантной, но репликой прежнего театра, то есть замирает как бы не полпути, провоцируя вопрос: а что вам в конечном счете нужно, старое здание или новое?
 

***

Жюри конкурса: 

Константин Шумов, почётный архитектор Российской Федерации, руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края – главный архитектор Красноярского края, председатель Жюри

Аркадий Зинов, заслуженный артист Российской Федерации, министр культуры Красноярского края, заместитель председателя Жюри

Дмитрий Бертман, генеральный директор – художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера»

Андрей Боков, народный архитектор Российской Федерации, почетный президент Союза архитекторов России, вице-президент Международной академии архитектуры, президент Московского отделения Международной академии архитектуры, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Российской академии художеств

Андрей Борисов, директор Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Сергей Геращенко, почётный архитектор Российской Федерации, профессор кафедры «Градостроительство» Института архитектуры и дизайна ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», кандидат архитектуры
Сергей Гнедовский, народный архитектор Российской Федерации, вице-президент Союза архитекторов России, академик Российской академии архитектуры и строительных наук

Елена Григорьева, заслуженный архитектор Российской Федерации, вице-президент Союза архитекторов России, академик Международной академии архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, главный редактор журнала «Проект Байкал»

Светлана Гузий, директор Краевого государственного автономного учреждения культуры Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского

Георгий Исаакян, художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац, лауреат Государственных премий Российской Федерации, лауреат Премии Президента Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор

Ирина Коробьина, профессор ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)», кандидат архитектуры, член Международной академии архитектуры, член Национальной академии дизайна, почетный член Российской академии художеств

Владислав Логинов, глава города Красноярска

Юрий Олейников, советник вице-президента ПАО «ГМК «Норильский никель»
Михаил Рабушко, министр строительства Красноярского края