Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
К Арх Москве готовятся долго, а проходит она быстро в интенсивном общении, беготне по выставке и посещении круглых столов, которые совершенно невозможно охватить все. Неплохой повод вспомнить выставку – показать ее награды. Арх Москва издавна награждает своих участников, причем Fконкурсов несколько, в этом она не без успеха конкурирует с более институционализированными фестивалями, в том числе Зодчеством и Золотым сечением Союза архитекторов, и прочими – каждый год разные жюри выдают несколько списков наград, выбрать есть из чего, и украсить стены и полки в мастерских и офисах компаний тоже есть чем. Да и усилия по производству стендов, многие из которых – определенно произведения, а живут недолго, оказываются отмечены.
В этом году к дипломам за стенды коммерческих компаний, за Арх Каталог, за некоммерческие экспозиции присоединилась еще одна, отдельная премия – за книги (о ней см. ниже).
Кроме того, Архитектора года Арх Москва называет через раз, а архитектора года NEXT! – ежегодно. Соответственно, экспозиции Архитектора года на выставке 2024 года не будет, а объект молодого архитектора – будет (в 2022 году они соседствовали, но это из-за пандемии).
Куратор программы NEXT! Юлия Шишалова в этом году попросила участников подумать над вопросами идентичности. Получилось: два калейдоскопа, одна мозаика с каменным креслом, один золотой небоскреб у Кремля, один деревянный колодец, одно белое яйцо на цветных асимметричных опорах (иглы в яйце нет, сказали нам авторы). Выиграл проект, с нашей точки зрения, самый нейтральный – причем любопытно, что Юлия Шишалова, организовывавшая работу жюри, рассказала на церемонии, что поначалу выбрали с одинаковым числом голосов три проекта, а определиться судьям удалось только после того, как к работе подключился еще один член жюри.
Объект Lampa Community представляет собой систему шестеренок (их было непросто выпиливать, поскольку тут, действительно, одни приводят в движение другие) – это, по словам авторов, означает единство и взаимосвязь всего со всем. В данном случае в колбы, вращаемые шестеренками, были помещены разные природные штуки: шишки, хлопок, мох. Хотели что-то живое поместить, но пожалели живые растения. Симптоматично, что – хотя авторы очень старались – зацепить удалось не все части механизма, и две группы вращаются по отдельности. Так и в жизни...
О проекте «Тезисы» мы уже рассказывали перед выставкой и планируем еще рассказать постфактум. Он действительно примечательный. Авторы позвали несколько (относительно) молодых бюро, причем таких, которые, как вот например Иван Греков и KAMEN, в Арх Москве как правило не участвуют – то есть обновили состав. Более того, они привлекли к проекту Владислава Кирпичева, который не участвовал в Арх Москве лет 20, и его школу EDAS, вполне знаменитую. Получилось разнообразно и атмосферно, никаких сомнений в том, что этот кураторский проект – лучший, у нас не возникло.
Лучшая экспозиция. Раздел «Архитектура»
Первое место
Цимайло Ляшенко и Партнеры
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
Павильон архитекторов года АБ ЦЛП был отмечен как лучшая экспозиция вполне справедливо, среди стендов архитектурных бюро он действительно стал самым впечатляющим. Еще бы, черный куб метров пять на пять примерно, стоял посреди Гостиного двора, – некоторые посетители, впрочем, его как-то не замечали, проходили мимо, но кто заходил, тот впечатлялся.
Есть один вопрос: кажется, раньше в конкурсе экспозиций, проще говоря стендов, от архитектурных бюро, «Архитектор года» не участвовал – поскольку он вроде бы, во-первых, уже награжден год назад званием, а экспозиция – часть награды, да и масштаб его, уже давно и по традиции, ощутимо превосходит все остальные. Ну то есть это не совсем стенд бюро, это некое ключевое высказывание, намеренно заметное. И если его рассматривать наравне со всеми, оно по определению выигрывает. Не та весовая категория.
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
ЦЛП, впрочем, порвали шаблон не только в этом, это было бы еще ничего, если они просто выиграли конкурс архитектурных стендов, будучи не вполне себе стендом бюро.
Они еще впервые в истории Арх Москвы использовали стенд для показа одного проекта, и не просто показа, а продвижения. Задействовали, скажем так, все ресурсы собственного статуса «Архитектора года», а также ресурс обаяния главных архитекторов Москвы и Казани, чтобы показать свой новый, ранее никому не известный и внеконкурсный, проект Большой Соборной мечети.
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
Мечеть ЦЛП вдохновлена Каабой, мусульманской святыней в виде черного куба, причем молельный зал в данном случае помещен внутрь «Каабы» – тут еще надо подумать, как оно с точки зрения иконографии мусульманского строительства. Можно интерпретировать Каабу в здании мечети?
И мы обратились к специалисту. И вот что нам сказал доктор искусствоведения, заведующий сектором искусства стран Азии и Африки ГИИ, автор книг об анатолийских и османских мечетях Евгений Кононенко:
«На архитектурной выставке проект впечатляет лаконизмом, однако если говорить о концепциях архитектуры мечети, – он не содержит ничего нового. Молитвенные здания в виде куба, и белого, и черного, уже были – и в Дакке, и в Чечне, для Казахстана аналогичный проект разрабатывался. «Мечеть над водой» – тоже было, это Мишель Пинсо для Касабланки. Условия Казанского конкурса недвусмысленно оговаривали создание объекта, который стал бы образцом татарского стиля, данный же макет сложно считать выражением какой-ибо национальной традиции. Очень жаль, что архитектура мечети по-прежнему не выходит за пределы сочетания куба и полусферы».
Стенд APEX был совершенно не архитектурным в смысле показанных материалов, зато он был заметным объектом, что ценно на любой выставке. Кстат – еще один куб, но не такого размаха, белый, обтянутый трикотажной тканью с прорезями и подсвеченный модным сине-розовым. Внутри был лабиринт, который, как говорится, радовал и детей, и взрослых, и еще, как кажется, там время от времени наливали. Ну, или только на открытии.
Компания GENPRO, в духе современных тенденций, показывала собственный шоурум в метавселенной, позволяя всем желающим надеть виртуальный шлем и управлять им. Любопытно, что архитектура виртуального здания успела заметно трансформироваться с момента, когда мы рассказывали о мета-шоуруме Генпро в феврале и которую можно увидеть по ссылке здесь. Как лабильна виртуальная реальность, это же просто заглядение какое-то, неудивительно, что все ею так увлечены. Суть задачи, впрочем, остается той же: архитекторы строят в метавселенной свое здание, и выставляют там свои планшеты и макеты.
Стенд АФА – одновременно информативный и интерактивный, здесь и проекты на поворотных плашках, и цилиндр с окошками. Не то чтобы яркое высказывание-объект, но зато работы бюро были представлены довольно исчерпывающе.
Стед «Краски Абхазии» представлял на выставке дипломное студенческое исследование колледжа МКИК. По словам куратора проекта Анны Медлевой, его авторы «проектировали целую Страну, Абхазию, и занимались мы не просто проектированием, а исследовательской работой, маркетингом смыслов, маркетингом территории и брендированием территории».
На выставке исследование было представлено объектом из бирюзовых арок и ярко-розовых колонн, одна из которых упала и разбилась, впрочем, ее быстро починили. Но ведь упал и минарет в макете большой соборной мечети! Выставочным объектам не так легко живется, как можно было бы подумать.
QR-куб компании Спектрум – юбилейная, 25 лет. Он стоял слева от входа, код на «фасадах» составлял модный параметрический паттерн, внутри – пересечения белых нитей, тоже распространенный прием, к примеру, на стенде ABD тоже переплетались нити, но черные. По словам авторов, объект «прошит смыслами, актуальными для компании, и вплетен в повестку Арх Москвы».
Лучшая экспозиция. «Градостроительная политика»
Победитель
«Я – Москва!» Комитет по архитектуре и градостроительству Куратор: Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы Дизайн стенда: Бэла Бадмажапова Художественные иллюстрации: Алиса Юфа
О стенде Москомархитектуры мы уже рассказывали здесь, в начальной части выставки он определенно выделялся, и не только пестротой и «детскими» рисунками. Его задачей было показать проекты социальных объектов города, а он превратился в картонный город с играми и сюрпризами для детей. Параллельно была презентована детская книга с тем же названием.
МКА и два больших института оформляют вход на выставку уже по традиции. На сей раз Институт Генплана сосредоточился на играх, настольных и компьютерных, так что тут было всегда людно.
Диплом за художественную образность и раскрытие темы «Перспективы»
Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры
Представлял собой лестницу с зеркальными стенками по бокам, почти идеальный вариант для оформления входа, хотя сложно сказать, как в смысле выставочного стенда.
Добавить можно только то, что трех главных по Москве награждают всегда – ну, а они стараются соответствовать. Тут какой-то обратный принцип. Надо постараться, ибо все равно наградят...
Лучшее раскрытие темы выставки
Победитель
Москва на стройке Кураторы: Василий Бычков и Илья Мукосей Фотограф: Ольга Алексеенко
Москва на стройке. Кураторы: Василий Бычков и Илья Мукосей. Фотограф: Ольга Алексеенко
Тоже красивый проект. Впервые на Арх Москве были показаны большие стройки в виде бетонных каркасов; они стали продолжением проекта «Москва. Значимо», демонстрируя нам процесс появления того самого значимого, еще не завершенный.
Лучшее архитектурное высказывание проекта «Тезисы»
Школа-студия Edas Владислава Кирпичева
Часть проекта «Тезисы», тоже награжденного (см. выше).
Лучшее архитектурное высказывание проекта «Мастера»
Проволочный самолетик среди стендов, представлявших реальные проекты бюро. На мой взгляд – высказывание симпатичное, но не архитектурное, скорее анти-. В этом смысле к нему примыкал, пожалуй, стенд Мегабудки с грифельной доской для рисования мелом.
Девелоперов было всего четыре, плюс один дискуссионный зал, так что наградили всех, а КРОСТ, показавший производственные возможности концерна с точки зрения архитектурной декорации, был заметен. Несколько смущало заявление о «Галерее современного промышленного искусства» – разве можно, говоря об искусстве вообще, показывать только свои предложения? Ну, девелоперам, видимо, можно.
Компания Центрсвет Ну, компания выступила как всегда масштабно, но относительно стенда, в общем, как всегда. Но представителей раздела Свет было всего два, так что этому и досталось второе место.
Лучшая экспозиция. «Материалы и решения»
Первое место
Компания Venezia Stone
А вот лакированная лодка с венецианской мозаикой показалась мне настолько неинтересной, что даже фотографии не нашлось.
Второе место
Компания Laminam
Довольно симпатичный графичный стенд, представлявший материал, подобный керамограниту, показывал в самом простом варианте рисунки, которые материал позволяет реализовать на фасадах. Авторы стенда – бюро Lipman architects + Maria Oganian.
Второе место
Компания Стройхауз
Тоже заметный, поскольку фанерный, с теплой подсветкой и местами «для посидеть». На стенде молодой архитектор Владислав (?) Каминский удивил меня заявлением, что я и не могу о нем знать, поскольку это его первая (вероятно, первая публично показанная) работа. Что ж, в таком случае поздравления.
Анна Мартовицкая уже достаточно давно известна как знаток материальной части искусства архитектуры, прежде всего потому, что она выпустила книгу, посвященную современному архитектурному стеклу. В данном случае проект представлял четыре вида материи: кирпич, бетон, дерево и камень. К каждому были подобраны примеры современного применения на фасадах. Но наибольшее внимание привлекли скамейки-фонари, каждая из «своего» материала. Многих они выручали на суетной выставке; и меня тоже.
Второе место
Компания Made, экспозиция «Вулкан» Архитектурное решение: Борис Воскобойников
Усеченная пирамида с золотыми прожилками, один из крупных абстрактных объектов выставки. Этакий граненый прирученный «вулкан»: из «жерла» примерно один раз в полчаса, управляемый пультом, вылетал цветной дым. Чаще пожарные не разрешили.
Ну, прямо скажу, не знаю, почему третье место, объект был очень заметен и в проходе по выставке, и вообще – привлекал внимание своими цветными вставками, провоцировал разглядывание. Алюминиевые профили, сложенные в достаточно большой объем, с одной стороны образовывали гладкую, почти зеркальную, стену, а с двух сторон, будучи срезаны в одном случае под углом 90°, а в другом под острым углом, обнажали ячеистую алюминиевую «начинку».
И да, на второй день на стенд прилетела бабочка papilio polytes и поселилась там.
Тот же «проволочный самолетик», который наградили и в разделе Мастера. Не иначе, кто-то надеется, что он все же полетит. С другой стороны, есть, и правда, что-то обаятельное в бумажном самолете, символе свободного, пусть и недолгого, полета, который на глазах зрителя превращается в какую-то решетку.
Специальные номинации
Лучший проект-исследование
Панорама Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
В таких случаях принято говорить: авторы поставили перед собой амбициозную задачу. В данном случае – отследить и проиллюстрировать актуальные и перспективные тренды в архитектуре. Пришлось повозиться, хотя надо признать, что основную работу взяла на себя Юлия Шишалова. Вначале собрали много сюжетов, потом сократили до символического числа 23. Проиллюстрировали. Потом дизайнеры спрятали ленту картинок за этакими кружочками: кто-то ругался, а мне кажется, что правильно – такие вещи не должны быть очевидны, а должны быть полуспрятаны, поскольку будущее не написано. Думаешь, вот оно, наступает и будет таким и таким, – а не тут-то было. Так что таинственность нашей коллективной экспозиции мне даже понравилась.
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
Еще один с некоторых пор постоянный участник Арх Москвы – Музей архитектуры, он же МУАР, он же ГНИМА имени А.В. Щусева. У Алексея Викторовича в этом году юбилей, 150 лет, и в Анфиладе музея осенью должна открыться большая монографическая выставка. Сейчас – экспозиция-анонс.
Любопытно заметить, что известная всеядность мастера, ощущаемая и в названии «Путешественник по всем векам», странным образом перекликается с разнообразием названий музея, закрепившихся в общественном сознании.
Диплом «За смелый взгляд в будущее»
Влад Савинкин, Владимир Кузьмин, кураторы спецпроекта «Послезавтра»
Бессменные в последние годы кураторы проекта, представляющего образовательные институции, Савинкин&Кузьмин в этом году, в унисон поиску «Перспектив», предложили участникам заглянуть на 300 лет вперед – что некоторые из них и сделали.
Диплом «За самую душевную экспозицию»
Экспозиция графики Тотана Кузембаева
Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
Организаторы и участники проекта «Дома А-класса» ***
Отдельно организаторы отметили компанию Delos со стендом-морским контейнером за героизм, стойкость, преданность своей концептуальной идее, проявленные во время доставки контейнера в Гостиный двор.
Книжная премия
Лучший архитектурный журнал
Проект Россия/Проект Россия №100, Пространственное развитие / журнал / исследование, каталог/Москва, 2022
Лучшее переводное издание
Ад Маргинем Пресс/ Круг тотальной архитектуры. В. Гропиус / исследование / перевод /Москва, 2022
Лучшее учебное издание
Проект Россия / Архитектура развития
Открытие года
Локус / журнал С-Петербург, 2022
Лучшее издание по современной архитектуре
TATLIN /Жилые дома и комплексы / сборник лучших проектов/Екатеринбург, 2021
Лучшее издание по истории архитектуры
Пропилеи/А. Чапель/Архитектор Борис Гиршкович/С-Петербург, 2022
Лучшее исследовательское издание по архитектуре
TATLIN /Идентичность в типовом / исследование/Екатеринбург, 2021
Лучшее детское издание об архитектуре
АРТ-Волхонка/ Что придумал Мельников / детская книга / Москва, 2022
В состав жюри в этом году вошли:
Василий Бычков, руководитель проекта Арх Москва
Мария Ульянова, пресс-секретарь главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова
Мария Малицкая, главный редактор интернет журнала Architime.ru
Анна Мартовицкая, PR-директор архитектурного бюро СПИЧ, автор ютуб-канала Архиблог
Юлия Тарабарина, главный редактор портала archi.ru
Екатерина Шалина, шеф-редактор спецпроектов Группы сайтов 360.ru
Оксана Самборская, редактор «Строительной газеты»
Алексей Щукин, корреспондент журнала «Эксперт»
Валерия Мозганова, ведущая авторской программы на радиостанции Business FM