Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.07.2023

Агломерация на острове

Алёна Кузнецова
Объект:
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации
Адрес:
Россия, Южно-Сахалинск.
Архитектор:
Григорий Мустафин
Татьяна Гук
Александр Котенков
Мастерская:
IND
Институт Генплана Москвы
Авторский коллектив:
Институт Генплана Москвы
Татьяна Гук, Максим Гурвич, Александр Котенков

Татьяна Терехова, Григорий Мустафин, Юлия Росинская, Роман Меркулов,  Олег Глушков,  Константин Витюков, Полина Джус, Татьяна Сигаева, Сергей Канеп, Наталья Кармадонова,  Олег Васильев, Сергей Овчинников, Мария Савочкина, Наталья Зимовская, Федор Костылев, Марина Транцева, Ольга Алимова, Андрей Мингазов, Мария Киреева, Алла Воскова, Лилия Хохлова, Ирина Ивашкина, Светлана Сахарова, Маргарита Ли, Дмитрий Верховский, Владислав Кошляк, Елена Тихомирова, Светлана Шарова, Татьяна Цивилева, Марина Брюсова, Анна Корябкина, Анна Иванова, Сергей Лукьяненко, Алексей Шарапов, Николай Зотин, Павел Ерофеев 

IND Architects
Амир Идиатулин, Наталья Сухорукова, Яна Павленко, Вячеслав Воронцов, Анастасия Ливинцева 

Knight Frank
Ольга Широкова, Анна Саврасова, Дмитрий Воровский 

Marta: Александр Петелин

Yulia Nemova​: Юлия Немова, Анна Балуева

Недавно был утвержден мастер-план Южно-Сахалинской агломерации, разработанный консорциумом во главе с Институтом Генплана Москвы. Документ предполагает создание 12 кластеров, совокупность которых даст региону качественный скачок в развитии и сделает остров самодостаточным, доступным и менее зависимым от материка. Предлагаем ознакомиться с деталями.

Заказ на мастер-план Южно-Сахалинской агломерации Институт Генплана Москвы получил в соответствии с 44-ФЗ в мае 2022 года, после того, как была запущена федеральная программа развития дальневосточных городов. К Восточному экономическому форуму, который прошел спустя пять месяцев, муниципалитеты подготовили два десятка мастер-планов, и только пять из них после экспертной оценки вышли на уровень президента и недавно были утверждены к реализации. В том числе и Южно-Сахалинск. 

Институт Генплана Москвы работает с городом давно и плодотворно – с 2016 года разрабатывал для него пакет документов, самым важным из которых стал генплан, утвержденный в 2021 году. Ситуация выглядит парадоксальной, однако команда поясняет, что противоречия в целом нет: мастер-план полностью согласуется с генпланом, использует его наработки и решения, но при этом имеет несколько иные цели – прежде всего, наметить и обосновать стратегию экономического развития. Кроме того, мастер-план захватывает большую территорию – например, город Корса́ков, расположенный в 30 км южнее на берегу залива Анива. 

В консорциум Института вошла компания Knight Frank – стратегический партнер, один из крупнейших игроков на рынке коммерческой и элитной жилой недвижимости в России. Еще один участник – бюро IND Architects, присутствие которого логично, поскольку концепция этой команды победила в конкурсе на создание новой модели Корсакова «Экополис». Экономическую модель курировал заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев.

Компания Marta делали пакет высококачественных визуализаций и интерактивную карту для Восточного экономического форума, а также 3D-визуализации для промо-ролика, который срежиссировала Юлия Немова. Смотришь его, и очень хочется купить билет до другого конца света, который вскоре должен обрести экономическую самодостаточность. Если серьезнее, то ролик очень доступно и емко раскрывает суть 300-страничного альбома с материалами мастер-плана.  

Акупунктура для роста
Итак главное, что отличает мастер-план – это макропроцессы и акцент на инвестиционной составляющей. Экономическая модель строится на основе уникальных черт региона и математических расчетов. Горизонт планирования составляет около 10 лет. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Структура агломерации
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Структура агломерации
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Особенности Южно-Сахалинска выглядят многообещающе. Выгодное расположение по отношению к ключевым рынкам азиатско-тихоокеанского региона подсказывает интегрировать его в Северный морской путь – кратчайший путь из Азии в Европу. За пределами агломерации, на севере острова, добывают и перерабатывают нефть, газ и уголь – эти ресурсы в представлении не нуждаются. Многочисленные природные богатства обещают круглогодичный приток туристов – любителей горных лыж, дайвинга и захватывающих видов. Нельзя оставить в стороне и рыбный промысел. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 1 – близкое расположение к ключевым рынкам АТР © Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 1 – близкое расположение к ключевым рынкам АТР
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 2 – Северный морской путь © Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 2 – Северный морской путь
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 3 – добыча ресурсов (нефть, газ) © Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 3 – добыча ресурсов (нефть, газ)
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 4 – климат  и особые условия агломерации © Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 4 – климат и особые условия агломерации
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 5 – инфраструктура © Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Фактор 5 – инфраструктура
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Просчитав несколько вариантов, Институт выбрал для Южно-Сахалинска сценарий «Энергетический и экономический центр дальнего Востока и АТР» и определил 12 точек роста. Сбалансированное размещение этих 12 кластеров обеспечит качественный скачок в развитии всей Сахалинской области, создание высокооплачиваемых рабочих мест, комфортной городской среды и жилья. Предполагается, что реализация заложенных мастер-планом решений увеличит ежегодный прирост ВРП до 5,4% в год к 2030 году и до 6,2% в перспективе.
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Пространство новых возможностей в регионе с передовыми технологиями
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Пространство новых возможностей в регионе с передовыми технологиями
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
С юга на север
Говоря о развитии Южно-Сахалинска нельзя не учитывать его критически важную особенность – линейную планировку, обусловленную рельефом: город располагается в долине, с двух сторон его обрамляют горные массивы, сдерживая экстенсивное развитие. Поскольку расширение возможно только в двух направлениях – на север и на юг, в прошлые исторические периоды вокруг урбанизированного городского ядра выросли промзоны и земли сельскохозяйственного назначения, которые сегодня разделяют территорию агломерации, образуется цепочка плохо связанных пространств. 

Ответить на этот вызов Институт предлагает развитием общественного транспорта и чередованием жилых зон и крупных экономических кластеров в зоне 15-минутной доступности друг от друга. Для этого в развитие вовлекаются новые территории, а старые функционально насыщаются. Проработка тепловых карт и больших данных из генплана позволила определить точки, которые необходимо дополнить теми или иными объектами. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Специализация стратегических и второстепенных проектов агломерации
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Специализация стратегических и второстепенных проектов агломерации
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Вариант концепции №2. Краткое описание
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Вариант концепции №2. Краткое описание
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Транспорт
Южно-Сахалинск, как и весь остров, – один из лидеров по автомобилизации, однако авторы мастер-плана делают ставку на развитие общественного транспорта. Существующую ветку железной дороги планируют модернизировать и оснастить новыми станциями. Связь север-юг усилит линия метробусов (Bus rapid transit) и разветвление поперечных связей в каркасе улично-дорожной сети. Полицентричность, большое количество остановок, удобных пересадочных узлов и велоинфраструктура в комплексе позволят реализовать идеологию «15-минутного города» – столько времени в нем требуется, чтобы добраться до нужной точки.

Чтобы сделать систему логистических путей агломерации эффективнее, необходимо построить западную и восточную объездные магистрали. Они позволят вывести грузовые потоки за пределы старого и нового центров Южно-Сахалинска.

Осью для новых кластеров становится ветка железной дороги, которая пересекает весь город и соединяет его с аэропортом, Корсаковым и морским портом. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Вариант концепции №2. Сценарий объединения, транспорт
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Вариант концепции №2. Сценарий объединения, транспорт
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Сила двенадцати
Итогом мастер-плана можно назвать инвестпаспорта для 12 кластеров развития: почти все подразумевают новое строительство. Четыре ключевых направления – логистика, нефтепереработка, сельскохозяйственная самодостаточность и рекреация. В дополнение предполагается развитие собственного стройкомплекса, что сделает остров менее зависимым от материка и ускорит сроки реализации проектов.

Расскажем чуть подробнее о каждом из кластеров. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Ключевые проекты – ответы на вызовы развития
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Ключевые проекты – ответы на вызовы развития
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Новый центр
Прилегающие к нынешнему центру города территории освободят от малоэффективных производств, тем самым «расчистив» путь для роста города. Авторы приводят понятную аналогию: «Проект реновации выдергивает пробку из бутылки и позволяет городскому центру дальше расти, сращиваться с жилыми территориями, которые находятся на периферии».

Новый пояс городского центра состоит из кварталов, связанных с китайской, корейской и японской культурой. Функция смешанная: офисы, администрация, рекреация, торговля, культура, развлечения и технопарки, перемешанные с жильем. Такая модель, как поясняют авторы, популярна для мастер-планов дальневосточных городов и привлекательна для инвесторов. Жителям она дает возможность пользоваться услугами, которых нет на нашем рынке. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. паспорт проекта – Северная промзона
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. паспорт проекта – Северная промзона
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Логистический центр располагается в оптимальной близости к железной дороге, аэросити и объездной дороге. Переезд промышленных площадок на периферию, где растет сопутствующая логистическая инфраструктура, избавит «срединную» часть города от грузовых машин. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта МЛЦ
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта МЛЦ
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Существующий горнолыжный курорт «Горный воздух» располагается близко к центру города и является важным общественным пространством уже сегодня. Его планируют расширять и развивать. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Горный воздух
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Горный воздух
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

К северу от центра

Нефтегазовый индустриальный парк ориентирован на повышение самодостаточности нефтяной промышленности в регионе, что в свою очередь повысит и ее эффективность. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. паспорт проекта – Технопарк
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. паспорт проекта – Технопарк
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Жилой район «Северная долина» формируется вокруг новых экономических кластеров, чтобы люди жили рядом с рабочими местами и не тратили время и ресурсы на дорогу. Об одном из проектов этого кластера, комплексе «Уюн-парк», мы уже рассказывали.
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Северная долина
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Северная долина
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Агропарк разделит «Северную долину» на две части. Кластер призван повысить продовольственную безопасность региона и обеспечить население свежими недорогими продуктами, многие из которых сейчас везут с материка, что кратно увеличивает их стоимость. Агропарк станет точкой дистрибуции продукции, производимой на острове, торговым центром с сельскохозяйственным уклоном. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Агропарк
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Агропарк
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

К югу от центра
 

Реконструкция аэропорта «Хомутово» и создание кластера Аэросити с логистической площадкой и общественными объектами должно способствовать большей доступности острова. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Аэросити
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Аэросити
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Кластер «Южная Долина» предполагает мало- и среднеэтажную застройку, характерную для загородного стиля жизни. Среда при этом насыщается необходимой инфраструктурой и общественными объектами, в число которых входит образовательный кампус.
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Южная долина
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Южная долина
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Туристско-рекреационный комплекс располагается в трех километрах от южной границы города и включает как территории для отдыха, так и жилую застройку. Якорный объект – гольф-клуб.
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – ТРК
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – ТРК
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

Вблизи бухты Лососей размещается индустриальный строительный парк, включающий лесоперерабатывающий комплекс по выпуску пиломатериалов и CLT-плит, а также завод модульного домостроения. Он позволит оптимизировать производственные строительные цепочки на острове.
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Индустриальный парк
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Индустриальный парк
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank

На набережных Анивского залива появится большая рекреационная зона с парком развлечений. Систему причалов задействуют, чтобы запустить круизный маршрут между туристическими аттракторами – лагуной Буссе, которая не так давно вошла в десятку лучших туристско-рекреационных комплексов в конкурсе АСИ, и островом Монерон, который славится условиями для дайвинга. 
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Рекреационная зона
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Рекреационная зона
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
Корсаков
Мастер-план предполагает постепенное сращивание Южно-Сахалинска и Корсакова – двух крупнейших городов острова. После работ по углублению дна порт Корсакова должен стать «южными воротами» северного морского пути, а агломерация – глобальным логистическим хабом, поскольку железнодорожная ветка в перспективе должна выйти на материк. Мастер-план предполагает строительство рыбоперерабатывающего завода, хладокомбината, увеличение выпуска маломерных судов и грузооборот нового контейнерного терминала.

Город расширится за счет макрорайона «Экополис», в который войдут научный и образовательный центры.
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Корсаков
Мастер-план первого пояса Южно-Сахалинской агломерации. Паспорт проекта – Корсаков
© Институт генплана Москвы, IND Architects, Knight Frank
***
План комплексного развития Южно-Сахалинской агломерации утвержден на срок до 2030 года. Среди приоритетных направлений – реконструкция порта Корсакова, модернизация аэропорта, строительство дорог, а также создание инновационного образовательного комплекса.