Журавлик

В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.

Автор текста:
Марина Юшкевич

10 Сентября 2020
mainImg
Архитектор:
Амир Идиатулин
Мастерская:
IND Architects
Проект:
Детский хоспис «Дом с маяком»
Россия, Москва, улица Долгоруковская, дом 30

Авторский коллектив:
​Амир Идиатулин, Андрей Сидоров, Равиль Мураков, Полина Цыбенко, Павел Хегай 

2016 – 2019

Рабочие проектирование: ОАО «ЦНИИЭП жилых и общественных зданий»

Зказчик: Фонд Вера
 
Хоспис «Дом с маяком» – долгожданное и необходимое городу учреждение для оказания паллиативной, медицинской и психологической помощи неизлечимо больным детям. Проект полностью благотворительный и для того, чтобы он состоялся, подключились очень многие. В частности, город передал благотворительному фонду хосписа здание старой школы 1936 года постройки и примыкающий к ней участок в безвозмездную аренду на 49 лет.
Здание до реконструкции. Детский хоспис «Дом с маяком»
Фотография: предоставлена IND Architects

А девелоперская компания «O1 Properties» стала спонсором в качестве технического заказчика: были проведены работы по исследованию старого здания и в 2013 году состоялся архитектурный конкурс, в котором, несмотря на участие крупных успешных бюро, победила тогда еще совсем молодая компания IND architects во главе с Амиром Идиатуллиным.
author photo

Амир Идиатуллин

«Несмотря на то, что у фонда было очень подробное техническое задание, мы попросили, чтобы нам организовали экскурсию во взрослый московский хоспис, в котором работала Нюта Федермейстер, одна из основательниц фонда. Там мы познакомились с женщиной, у которой во взрослом хосписе лежал сын и она многое рассказала о том, что нужно детям в этом пространстве, что они все также хотят продолжать играть, сохранять активность, общаться, перемещаться, бывать на улице… Так родился наш проект, который мы сделали не похожим на больницу: с яркими фасадами и большими террасами, на которые можно выехать даже на кресле-каталке, чтобы побыть на природе».

Сегодня старое здание советской школы не узнать – его окружают широкие приставные балконы, на которые можно выйти и выехать в любую погоду – побыть на свежем воздухе, выбраться из «четырех стен». Линии фасада отсылают к знаменитой истории о девочке Садако Сасаки из Хиросимы, которая, умирая от лейкемии, загадала успеть сделать тысячу бумажных журавликов в технике оригами. Поэтому многие элементы фасада отсылают к эстетике оригами – крыша балконов, зимнего сада и навес входной группы выглядят как будто созданными из бумаги. Колонны похожи на детали, из которых складывается бумажный журавль. Цветовое решение фасада состоит из ярких и насыщенных оттенков, что отвечает выбранной концепции – оригами традиционно создаются из небольших фрагментов разноцветной бумаги. «Получилась не просто архитектурная форма, а форма с историей – а дети любят истории», – уточняет Амир.
Детский хоспис «Дом с маяком»
Фотография: предоставлена IND Architects
Детский хоспис «Дом с маяком»
Фотография: предоставлена IND Architects

Фасад облицован клинкером в несколько оттенков, это по замыслу архитекторов, придает зданию более «домашний вид». По изначальной идее в клинкерную вкладку должны были быть вмонтированы кирпичи с подсветкой, которые светились бы ночью, чтобы обыграть образ «маяка», но бюджет не позволил реализовать замысел в полном объеме.
  • zooming
    1 / 4
    Детский хоспис «Дом с маяком», проект
    © IND Architects
  • zooming
    2 / 4
    Детский хоспис «Дом с маяком», проект
    © IND Architects
  • zooming
    3 / 4
    Детский хоспис «Дом с маяком», проект
    © IND Architects
  • zooming
    4 / 4
    Детский хоспис «Дом с маяком», проект
    © IND Architects

На первом и втором этажах хосписа разместили 15 одноместных палат для детей и их родителей с необходимыми вспомогательными помещениями. Детям помогают как непосредственно в самом хосписе, так и на дому, для чего создана большая выездная паллиативная служба, офисы которой тоже расположены в этом здании на верхних этажах. Кроме того к основному зданию школы площадью чуть более 4000 м2 сделали пристройку площадью еще в 1000 м2, что позволило разместить все необходимые дополнительные помещения.
  • zooming
    1 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    2 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    3 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    4 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    5 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    6 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    7 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    8 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    9 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    10 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    11 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects
  • zooming
    12 / 12
    Детский хоспис «Дом с маяком»
    Фотография: предоставлена IND Architects

Здание полностью перепланировано с учетом многочисленных норм и требований (нормы детских учреждений, нормы медицинских учреждений, повышенные нормы безопасности для учреждений, работающих с наркотическими средствами – обезболивающими) – которые надо было свести воедино. В частности, появился лифт, широкие дверные проемы, отдельные входы-приемники. В здании помимо палат, офиса паллиативных служб, комнат для игр и учебы (а дети здесь учатся), есть бассейн, в котором могут плавать даже дети на ИВЛ.
  • zooming
    1 / 6
    План техподполья. Детский хоспис «Дом с маяком»
    © IND Architects
  • zooming
    2 / 6
    План 1 этажа. Детский хоспис «Дом с маяком»
    © IND Architects
  • zooming
    3 / 6
    План 2 этажа. Детский хоспис «Дом с маяком»
    © IND Architects
  • zooming
    4 / 6
    План 3 этажа. Детский хоспис «Дом с маяком»
    © IND Architects
  • zooming
    5 / 6
    План 4 этажа. Детский хоспис «Дом с маяком»
    © IND Architects
  • zooming
    6 / 6
    План техического чердака. Детский хоспис «Дом с маяком»
    © IND Architects

Внутреннее наполнение хосписа сделали максимально гибким, удобным для детей, не диктующими правила: все вокруг в рисунках поделках, на стенах можно рисовать. «Мы придумали красивые выверенные «дизайнерские» интерьеры, которое в итоге не удалось реализовать в полной мере, – говорит Амир Идиатуллин, – Но сейчас, я думаю, это и к лучшему. Получилось очень живое пространство. Дети сами наполняют эти интерьерами своими рисунками, поделками – остается их частичка, память».
  • zooming
    1 / 3
    Детский хоспис «Дом с маяком», проект
    © IND Architects
  • zooming
    2 / 3
    Детский хоспис «Дом с маяком», проект
    © IND Architects
  • zooming
    3 / 3
    Детский хоспис «Дом с маяком», проект
    © IND Architects

Разнообразие функциональных зон внутри хосписа позволяет ребенку самому выбрать, как он хочет проводить время – с друзьями, с родителями, которые могут оставаться с ним в палате (для этого в каждой из комнат есть дополнительная кровать), один в тишине на веранде, балконе или на крыше, где тоже разбили небольшой сад и сделали навес. Слоган московских хосписов «жизнь на всю оставшуюся жизнь» реализовался и в архитектуре здания в полном объеме.

Архитектор:
Амир Идиатулин
Мастерская:
IND Architects
Проект:
Детский хоспис «Дом с маяком»
Россия, Москва, улица Долгоруковская, дом 30

Авторский коллектив:
​Амир Идиатулин, Андрей Сидоров, Равиль Мураков, Полина Цыбенко, Павел Хегай 

2016 – 2019

Рабочие проектирование: ОАО «ЦНИИЭП жилых и общественных зданий»

Зказчик: Фонд Вера
 

10 Сентября 2020

Автор текста:

Марина Юшкевич
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.