Боги некритического реализма

Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.

mainImg
Выставка Генриха Семирадского открылась в ГТГ на Крымском валу вскоре после выставки Врубеля; дизайн ее экспозиции принадлежит тем же авторам – Сергею Чобану и Александре Шейнер, в какой-то момент они работали над двумя выставками параллельно – завершали реализацию одной и проектировали другую. Тем более заметно, что созданные пространства ощутимо различаются. Это неудивительно, поскольку принципиально различны художники, тематика и даже сценарии показа. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Большая монографическая выставка Врубеля, художника, который сложно поддается определению, поскольку «визионер», «надрыв», «перелом» и «трудная судьба» – все эти эпитеты устарели, надоели и не исчерпывают смысла, – располагалась на двух ярусах и балконе. Ее дизайн был основан на ломаных фигурах, восходящих к треугольному мазку Врубеля, залы, соединенные проходами и окнами, выстроены последовательной вереницей. Черно-белые пространства графики позднего периода соседствовали с едва различимыми нюансами цвета стен, предназначенных служить фоном для живописи. 

Семирадский – художник, мягко говоря, совсем другой. «Поздний академист», изображавший античность, равно как и евангельскую историю, в духе исторической реконструкции, что было трендом
1860-х – 1880-х годов, на которые пришелся его успех. Не в мрачных тонах, а в позитивных, солнечных – многие исторические фильмы на темы античности, которые мы сейчас не без удовольствия смотрим, похожи на его картины. Семирадский – антипод передвижников, за ненадобностью и по причине чрезмерной чувственности (и привлекательности) его произведений помещенный на пыльный чердак советского искусствознания. Так что выставку, которую готовили много лет, собравшую картины из 14 музеев, проще всего понять как реабилитацию незаслуженно замолченного художника, чьи работы охотно покупал Александр III, и в то же время автора росписей Храма Христа Спасителя, тоновского, снесенного. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Но экспозиция не монографическая. Ее основная тема – перцепция античности приблизительно за 150 лет. Исторические реконструкции античного быта от Генриха Семирадского дополнены: подлинниками и копиями древних вещей из ГМИИ (те и другие помещены ближе к картинам, в которых изображаются похожие предметы, так что можно оценить сходство), картинами других мастеров последней трети XIX века, изображавших античность, а также работами новейших художников, авторов конца XX – начала XXI века.
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

В конгломерат вписаны и работы Семирадского на евангельскую тему: «Христос и грешница», так же как и сохранившиеся фрагменты росписей ХХС и их эскизы. Это позволяет почувствовать, что автор изображал языческую античность и христианские древности похожим способом – и в то же время несколько спорит с основной темой экспозиции. Если кураторы собрали художников, размышляющих об античности, «в компанию» Семирадскому, то при чем тогда здесь евангельские сюжеты? А если это все же персональная выставка позднего академика, то зачем столько коллег и продолжателей по античной линии? 

Так что задачей экспозиционного дизайна стало не только откликнуться на особенности творчества главного героя выставки, но и объединить разносоставный материал в некую целостность. Сергей Чобан и Александра Шейнер сделали это, решив основную часть пространства выставки как площадь – она напоминает римскую пьяццу Навона, но с двойным внешним обходом – «разрезанную» пополам свободным поперечным проходом перед одной из главных картин Семирадского – «Фрина в Элевсине» из Русского музея. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Снаружи контур «площади», чередующий скругления и выступы – скульптурная форма: здесь обход, похожий на храмовый деамбулаторий, ведет нас, заставляя поворачивать, последовательно осматривать «реликвии»: как античные предметы и их копии, так и картины XIX века.
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Да и план в целом можно прочитать как парафраз базилики, причем если двойной полуовальный обход соответствует алтарной части, то трансепту – сразу два поперечных пространства: открытое и светлое перед «Фриной» и проход под балконом за ней – в нем размещены остатки росписей Храма Христа Спасителя и впечатляющие многофигурные эскизы к ним. Картины Валерия Кошлякова в этой схеме оказываются то ли наосом, то ли экзонартексом – выходом в «тающий» классический город. А евангельские картины Семирадского на противоположной стене, слева от входа на выставку, в таком случае, предположим, берут на себя «роль» природного пространства, в котором происходили события и античной, и христианской истории – гор и пустынь. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Если же мы поднимемся на пандус, то увидим полуовальные выгородки центральной композиции «срезанными сверху» – отсюда они похожи на масштабные руины античного города, что перекликается с археологической направленностью искусства позднего академизма и тоже не лишено смысла. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Особую роль играет внешняя дугообразная стена с пилонадой. Казалось бы, это наиболее антикизированный, непосредственно классичный мотив во всем дизайне экспозиции. Но на внутренней поверхности именно здесь вывешены фотографии Тима Парщикова 2011–2013 годов – мраморные скульптуры с постсоветского рынка. Отчего пилонада приобретает некоторую амбивалентность: в ней можно увидеть и контур конструкций рыночных павильонов нашей современности, таких, в которых могли бы продавать сфотографированные Тимом скульптуры с этикетками на руках, и даже выставочный стенд из таких, которые встречаются как в парках, так и в пространстве раскопок античных городов. То есть это скорее постмодернистский мотив, что достаточно остроумно и легко объясняется пестрым содержанием выставки. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Цветовая гамма – сочетание энергичного красного и фонового светло-серого, на первый взгляд ассоциируется с классикой академических музеев. Впрочем красный не бордового оттенка, а теплый, терракотовый: по словам Александры Шейнер, авторы вдохновлялись прежде всего живописью Помпей.
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Именно такое сочетание цветов можно найти и в некоторых выставленных картинах, колорит выставки как будто «прорастает» из них самих. Напомним еще раз, что для художников, работавших с античной тематикой во второй половине XIX века, была особенно важна точность отображения исторической фактуры: цвета, построек, рельефов, одежды, формы сандалий, треножников и прочего – прообразы выставлены здесь же. Стремление к археологической точности началось еще в XVIII веке в период неоклассицизма (для России зрелого классицизма), вспомним правильные античные сандалии в «Клятве Горациев». Но художники середины – второй половины века погружают историческую фактуру в атмосферную живопись реализма с веселым предимпрессионистическим цветом и солнечными бликами на обнаженных женских телах, делая многое для того, чтобы зритель, во-первых, поверил в живую естественность происходящего, а во-вторых, проникся ее привлекательностью. Среди российских мастеров этого солнечного направления античного историзма поляк из Харькова Генрих Семирадский, безусловно, лучший. Картины его младших современников-неоклассиков, показанные здесь же, отличаются либо большим реализмом обстановки, к примеру, там не всегда хорошая погода, а среди сюжетов встречаются массовые распятия и отрезания голов, – либо, что интереснее, нарастающей «прерафаэлитской» статуарностью поз и символизмом целого. Среди них самая интересная – «Смерть Нерона» 1888 года, выпускная работа академика Василия Смирнова.
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Кажется, что красно-терракотовый цвет, одновременно музейный, академичный и по отношению к античности – историчный, становится энергетическим ядром дизайна выставки и его самым прямым, если не сказать прямолинейным, высказыванием. Высказывание более тонкое – разрыв-разрезание пространства, освобождение центральной «площади», «археологическое» раскрытие разнообразных маршрутов движения зрителя, чередование цвета и распределение света. Недаром главным эпитетом большей части отзывов по выставке стало «чувственная».

Выставка продлится до 3 июля 2022 года. 

05 Мая 2022

Похожие статьи
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.