Боги некритического реализма

Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Выставка Генриха Семирадского открылась в ГТГ на Крымском валу вскоре после выставки Врубеля; дизайн ее экспозиции принадлежит тем же авторам – Сергею Чобану и Александре Шейнер, в какой-то момент они работали над двумя выставками параллельно – завершали реализацию одной и проектировали другую. Тем более заметно, что созданные пространства ощутимо различаются. Это неудивительно, поскольку принципиально различны художники, тематика и даже сценарии показа. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Большая монографическая выставка Врубеля, художника, который сложно поддается определению, поскольку «визионер», «надрыв», «перелом» и «трудная судьба» – все эти эпитеты устарели, надоели и не исчерпывают смысла, – располагалась на двух ярусах и балконе. Ее дизайн был основан на ломаных фигурах, восходящих к треугольному мазку Врубеля, залы, соединенные проходами и окнами, выстроены последовательной вереницей. Черно-белые пространства графики позднего периода соседствовали с едва различимыми нюансами цвета стен, предназначенных служить фоном для живописи. 

Семирадский – художник, мягко говоря, совсем другой. «Поздний академист», изображавший античность, равно как и евангельскую историю, в духе исторической реконструкции, что было трендом
1860-х – 1880-х годов, на которые пришелся его успех. Не в мрачных тонах, а в позитивных, солнечных – многие исторические фильмы на темы античности, которые мы сейчас не без удовольствия смотрим, похожи на его картины. Семирадский – антипод передвижников, за ненадобностью и по причине чрезмерной чувственности (и привлекательности) его произведений помещенный на пыльный чердак советского искусствознания. Так что выставку, которую готовили много лет, собравшую картины из 14 музеев, проще всего понять как реабилитацию незаслуженно замолченного художника, чьи работы охотно покупал Александр III, и в то же время автора росписей Храма Христа Спасителя, тоновского, снесенного. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Но экспозиция не монографическая. Ее основная тема – перцепция античности приблизительно за 150 лет. Исторические реконструкции античного быта от Генриха Семирадского дополнены: подлинниками и копиями древних вещей из ГМИИ (те и другие помещены ближе к картинам, в которых изображаются похожие предметы, так что можно оценить сходство), картинами других мастеров последней трети XIX века, изображавших античность, а также работами новейших художников, авторов конца XX – начала XXI века.
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

В конгломерат вписаны и работы Семирадского на евангельскую тему: «Христос и грешница», так же как и сохранившиеся фрагменты росписей ХХС и их эскизы. Это позволяет почувствовать, что автор изображал языческую античность и христианские древности похожим способом – и в то же время несколько спорит с основной темой экспозиции. Если кураторы собрали художников, размышляющих об античности, «в компанию» Семирадскому, то при чем тогда здесь евангельские сюжеты? А если это все же персональная выставка позднего академика, то зачем столько коллег и продолжателей по античной линии? 

Так что задачей экспозиционного дизайна стало не только откликнуться на особенности творчества главного героя выставки, но и объединить разносоставный материал в некую целостность. Сергей Чобан и Александра Шейнер сделали это, решив основную часть пространства выставки как площадь – она напоминает римскую пьяццу Навона, но с двойным внешним обходом – «разрезанную» пополам свободным поперечным проходом перед одной из главных картин Семирадского – «Фрина в Элевсине» из Русского музея. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Снаружи контур «площади», чередующий скругления и выступы – скульптурная форма: здесь обход, похожий на храмовый деамбулаторий, ведет нас, заставляя поворачивать, последовательно осматривать «реликвии»: как античные предметы и их копии, так и картины XIX века.
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Да и план в целом можно прочитать как парафраз базилики, причем если двойной полуовальный обход соответствует алтарной части, то трансепту – сразу два поперечных пространства: открытое и светлое перед «Фриной» и проход под балконом за ней – в нем размещены остатки росписей Храма Христа Спасителя и впечатляющие многофигурные эскизы к ним. Картины Валерия Кошлякова в этой схеме оказываются то ли наосом, то ли экзонартексом – выходом в «тающий» классический город. А евангельские картины Семирадского на противоположной стене, слева от входа на выставку, в таком случае, предположим, берут на себя «роль» природного пространства, в котором происходили события и античной, и христианской истории – гор и пустынь. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Если же мы поднимемся на пандус, то увидим полуовальные выгородки центральной композиции «срезанными сверху» – отсюда они похожи на масштабные руины античного города, что перекликается с археологической направленностью искусства позднего академизма и тоже не лишено смысла. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Особую роль играет внешняя дугообразная стена с пилонадой. Казалось бы, это наиболее антикизированный, непосредственно классичный мотив во всем дизайне экспозиции. Но на внутренней поверхности именно здесь вывешены фотографии Тима Парщикова 2011–2013 годов – мраморные скульптуры с постсоветского рынка. Отчего пилонада приобретает некоторую амбивалентность: в ней можно увидеть и контур конструкций рыночных павильонов нашей современности, таких, в которых могли бы продавать сфотографированные Тимом скульптуры с этикетками на руках, и даже выставочный стенд из таких, которые встречаются как в парках, так и в пространстве раскопок античных городов. То есть это скорее постмодернистский мотив, что достаточно остроумно и легко объясняется пестрым содержанием выставки. 
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Цветовая гамма – сочетание энергичного красного и фонового светло-серого, на первый взгляд ассоциируется с классикой академических музеев. Впрочем красный не бордового оттенка, а теплый, терракотовый: по словам Александры Шейнер, авторы вдохновлялись прежде всего живописью Помпей.
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Именно такое сочетание цветов можно найти и в некоторых выставленных картинах, колорит выставки как будто «прорастает» из них самих. Напомним еще раз, что для художников, работавших с античной тематикой во второй половине XIX века, была особенно важна точность отображения исторической фактуры: цвета, построек, рельефов, одежды, формы сандалий, треножников и прочего – прообразы выставлены здесь же. Стремление к археологической точности началось еще в XVIII веке в период неоклассицизма (для России зрелого классицизма), вспомним правильные античные сандалии в «Клятве Горациев». Но художники середины – второй половины века погружают историческую фактуру в атмосферную живопись реализма с веселым предимпрессионистическим цветом и солнечными бликами на обнаженных женских телах, делая многое для того, чтобы зритель, во-первых, поверил в живую естественность происходящего, а во-вторых, проникся ее привлекательностью. Среди российских мастеров этого солнечного направления античного историзма поляк из Харькова Генрих Семирадский, безусловно, лучший. Картины его младших современников-неоклассиков, показанные здесь же, отличаются либо большим реализмом обстановки, к примеру, там не всегда хорошая погода, а среди сюжетов встречаются массовые распятия и отрезания голов, – либо, что интереснее, нарастающей «прерафаэлитской» статуарностью поз и символизмом целого. Среди них самая интересная – «Смерть Нерона» 1888 года, выпускная работа академика Василия Смирнова.
Выставка «По примеру богов», ГТГ на Крымском валу. Экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер
Фотография © Василий Буланов

Кажется, что красно-терракотовый цвет, одновременно музейный, академичный и по отношению к античности – историчный, становится энергетическим ядром дизайна выставки и его самым прямым, если не сказать прямолинейным, высказыванием. Высказывание более тонкое – разрыв-разрезание пространства, освобождение центральной «площади», «археологическое» раскрытие разнообразных маршрутов движения зрителя, чередование цвета и распределение света. Недаром главным эпитетом большей части отзывов по выставке стало «чувственная».

Выставка продлится до 3 июля 2022 года. 

05 Мая 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Незаживающая рана
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Уголок в лесу
В проекте загородного дома RoomDesignBuro использует несколько нестандартных решений: каркасную систему на фанерных коннекторах, угловой план, мягкую кровлю и магнезиевое покрытие полов.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.