Памятник Александру Блоку
Санкт-Петербург, улица Декабристов, дом 57
Авторский коллектив: архитектор Иван Кожин, скульптор Евгений Ротанов
Инициатор: Администрация Адмиралтейского района
Обсуждали: эскизный проект
На прошлой неделе градсовет обсуждал памятник Александру Блоку. Вопрос, заставивший высказаться небывалое количество экспертов, иногда по два раза, заключался в следующем: следует ли Блоку иди к городу и людям, или же символичнее развернуть его спиной к оживленному перекрестку, словно поэт уходит.
Нестандартность ситуации пояснил главный художник КГА Алексей Моор. Памятник «проходит» по постановлению №757 *, одновременно Блок входит в список исторических личностей, которым город устанавливает памятник за бюджет. Вариант, который был представлен на градсовете, уже прошел ряд согласований, внесение изменений приведет к отсрочке установки памятника на несколько лет, когда «финансирование может не случиться».
Архитектор Иван Кожин рассказал о концепции. Скульптура появится на небольшой липовой аллее рядом с музеем-квартирой Блока, расположенной в доме по улице Декабристов, 57. Здесь поэт провел последние годы жизни. Рассматривалось три варианта размещения монумента. Первый – со стороны набережной реки Пряжки, прямо напротив входа в музей. Недостаток этого места – обращенность к промышленной зоне и крайне скудный пешеходный поток. В центре бульвара скульптура смотрелась бы случайно, к тому же ее закрывают деревья. Третий вариант показался наиболее удачным: у перекрестка улицы Декабристов и Английского проспекта, через который большая часть посетителей идет к музею.
Далее слово взял скульптор Евгений Ротанов, который увлекся образом Блока еще в студенческие годы, и на протяжении многих лет исследовал его в своем творчестве. Он согласился, что у Пряжки поэт потерялся бы, а замкнутый и собранный поэт все же идет в город. Натурные исследования определили размер скульптуры: ее высота вместе с плинтом составляет 4 метра и 5 см. Найденный образ и художественное воплощение были высоко оценены членами градсовета.
Выбор места поддержал и рецензент Сергей Падалко. По его словам, все сомнения отпали после того, как он «походил ногами» по аллее и ощутил пустынность Пряжки и оживленность перекрестка.
Казалось, что доводы приведены резонные, однако Ольга Маркарян, говорившая от лица крупнейших исследователей Блока в России, очень убедительно выступила за противоположный вариант – у Пряжки.
По ее мнению, памятник должен находиться у квартиры Блока, куда падал взгляд поэта каждый раз, когда он выходил из дома на протяжении 11 лет. «Сдвиг в сторону Английского проспекта обессмысливает это историческое пространство», – считает Ольга Маркарян. Также блоковеды уверены, что поэт должен быть повернут к городу спиной: он не случайно поселился в окраинной Коломне, «уходил от города, общества, эпохи, с которой не мог себя соотнести». «Блок был неповторимой порядочности человек, оказывался идущим против других людей – сегодня многие могут почувствовать это на себе», – продолжила Ольга Маркарян. Кроме того, решение поставить памятник лицом к городу слишком конформистское, «современное искусство предполагает концептуальное осмысление не только памятника, но и всего, что вокруг».
Алексей Моор еще раз напомнил о последствиях перезапуска процедуры.
Владимир Григорьев рассказал о своем сложном отношении к скульптуре, которое переменилось после прочтения воспоминаний Константина Бальмонта. По мнению бывшего главного архитектора, «при всем трагизме и пессимизме Блок идет к людям, а люди – это центр города, поставить Блока спиной к городу и Мариинскому театру значит слишком подчеркнуть его трагический уход из жизни и направленность во что-то, не связанное с нами».
Святослав Гайкович указал на то, что со стороны Английского проспекта скульптура после полудня и до самого вечера будет смотреться силуэтно, тогда как на набережной «замечательное западное солнце». Семен Михайловский поддержал вариант, который придает дополнительный смысл: «Почему он должен идти на нас, а мы ему "Саша, привет, как дела?» Никита Явейн согласился, что в эмоциональном плане «памятник на Пряжке сильнее, и символики побольше». Александр Кононов посчитал, что размещение памятника у квартиры создаст место, где можно проводить мероприятия и читать стихи. По поводу вопросов отсрочки и финансирования эксперт заявил, что «мы уже опоздали и нужно смотреть в вечность».
Такое заявление вызвало бурную реакцию Павла Соколова, который уверил, что финансирование памятника никто не отменял. «Наша страна не может поставить памятник своему великому поэту Блоку? Из-за чего? Какие такие произошли события?» – вопрошал Владимир Григорьев.
Михаил Сарри считает, что аргумент проходимости места перевешивает остальные. Он также добавил: «Бремя, которое Блок словно несет на плечах – состояние, в котором мы сейчас все оказались. Чем раньше скульптура будет установлена, тем актуальнее будет отражать наше время».
Михаил Сарри считает, что аргумент проходимости места перевешивает остальные. Он также добавил: «Бремя, которое Блок словно несет на плечах – состояние, в котором мы сейчас все оказались. Чем раньше скульптура будет установлена, тем актуальнее будет отражать наше время».
Максим Атаянц напомнил, что Пряжка – это река в центре города, и не всегда там будет мало народу. Владимир Реппо продолжил: «Сегодняшняя промышленная зона завтра будет застроена жильем». Мысль развил Михаил Кондиайн: «Если на другом берегу Пряжки возникнет новая застройка – получится, что Блок идет в новый город – правильно ли это, вызывает сомнения».
Михаил Мамошин посчитал, что нынешнего масштаба памятника для просторной Пряжки уже не хватает. Георгий Снежкин согласился: «Двигать механически памятник по бульвару на салазках было бы не совсем правильно. Место напротив входа в квартиру имеет другую ориентацию, проспект подходит к набережной под углом. Если переставлять, то следует рассматривать и другую фигуру».
Итог: «за» проголосовали 17 членов градсовета, «против» – 3. Решено одобрить эскизный проект.
* Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 октября 2019 г. N 757 «О Порядке принятия решения о размещении произведения монументального искусства в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон»