Исследуя по своей инициативе историю и роль парка Горького в контексте современной Москвы, студенты задумались над дальнейшей судьбой павильона Жолтовского, который не функционировал на протяжении многих лет, но имел потенциал стать новой точкой притяжения. Летом 2021 года ребята разработали концепцию, а в ноябре Музей современного искусства «Гараж» представил проект реконструкции павильона от японского бюро SANAA.
Предлагаем рассказ об альтернативном развитии «Шестигранника» от молодого поколения. Слово авторам проекта:
***
Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев:
Павильон «Шестигранник», спроектированный Иваном Жолтовским для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Парке Горького, является одним из выдающихся примеров советской архитектуры. Павильон несколько раз менял свои функции и в разное время использовался как выставочное пространство, столовая и танцплощадка. Два раза «Шестигранник» страдал из-за пожара, после чего долго стоял заброшенным, пока наконец не попал в поле зрения Музея современного искусства «Гараж».
Важным для нас этапом в разработке концепции был поиск чертежей павильона. После многочисленных звонков и посещений архивов, нам удалось найти необходимые материалы, которые мы получили только через месяц. Также было важно провести визуальный анализ объекта, но, при всем желании, сделать это не удалось.
В основе нашего проекта – попытка наладить диалог между современной архитектурой и руинами советского павильона. Поликарбонат и металлические рамки со стеклом создают связь с оригинальными деревянными импостами и стенами. Новые фрагменты в сохранившейся структуре здания одновременно и напоминают исторический прототип, и противостоят его оригинальному облику.
SANAA планируют установить в каркас «Шестигранника» большие окна, позволяя гуляющим по парку людям видеть, что происходит внутри. В отличие от японских архитекторов, которые облицевали каркас алюминием, мы решили оставить бетонный конструктив нетронутым.
«Шестигранник» не раз подвергался различным функциональным преобразованиям, что в нашем проекте повлияло на зонирование. Концепция предполагает, что выставочные пространства разместятся в каждом из шести объемов, тем самым определяется основная программа здания. Внедряются и второстепенные функции, с помощью которых переосмыслена насыщенная история объекта: кафе, аудитории и лобби. Пространственная организация может показаться схожей с предложением SANAA, однако конфигурация нашего проекта четко определяет экспозиционное пространство как доминирующее: оно проникает во все объемы и дает возможность беспрепятственно перемещаться внутри выставки, погружаясь в созерцание искусства.
Главным отличием проекта является решение двора. У SANAA двор выступает связующим звеном между шестью павильонами и выставочными площадками подземного этажа. Этого удалось добиться за счет освобождения пространства двора и включения в его центральную часть окулюса.
Мы видим двор как открытое программируемое пространство. Оно не только может использоваться как изолированная общественная или выставочная зона, но и способен объединяться с павильонами музея. Выставочные залы, аудитория и кафе открываются во внутренний двор, смешивая функции и создавая гибриды. Это позволяет музею адаптироваться под различные события, тем самым расширяя его функциональные возможности.
В случае с аудиторией двор работает как пространство для творческой деятельности, лекций, дискуссий и небольших представлений. Для кафе он выполняет функцию фудкорта. Открыв гигантские ворота аудитории и отодвинув стену в объеме кафе, можно соединить функции через пространство двора.
В работе SANAA нас особенно впечатлила деликатная и продуманная работа с организацией подземного этажа. С точки зрения фасадного решения оба проекта преследуют концепцию просматриваемости и открытости павильона. Однако осуществление этой идеи было выполнено в различной интерпретации и эстетике, из-за различий в архитектурных подходах.