Три студента МАРХИ обратились в редакцию Архи.ру, чтобы рассказать о своей концепции реновации павильона «Шестигранник» в парке Горького. Они разработали свой проект автономно от SANAA, а теперь сравнивают свое решение со «звездным» японским.
Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев – вполне себе междисциплинарная команда, которая представляет три кафедры Московского архитектурного института: «Советская и современная зарубежная архитектуры», «Реконструкция» и «Промышленные здания».
Исследуя по своей инициативе историю и роль парка Горького в контексте современной Москвы, студенты задумались над дальнейшей судьбой павильона Жолтовского, который не функционировал на протяжении многих лет, но имел потенциал стать новой точкой притяжения. Летом 2021 года ребята разработали концепцию, а в ноябре Музей современного искусства «Гараж» представил проект реконструкции павильона от японского бюро SANAA.
Предлагаем рассказ об альтернативном развитии «Шестигранника» от молодого поколения. Слово авторам проекта: ***Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев:Авторы проекта: Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид ИсаевПредоставлено авторами
Павильон «Шестигранник», спроектированный Иваном Жолтовским для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Парке Горького, является одним из выдающихся примеров советской архитектуры. Павильон несколько раз менял свои функции и в разное время использовался как выставочное пространство, столовая и танцплощадка. Два раза «Шестигранник» страдал из-за пожара, после чего долго стоял заброшенным, пока наконец не попал в поле зрения Музея современного искусства «Гараж».
Фасад. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького.© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев
Важным для нас этапом в разработке концепции был поиск чертежей павильона. После многочисленных звонков и посещений архивов, нам удалось найти необходимые материалы, которые мы получили только через месяц. Также было важно провести визуальный анализ объекта, но, при всем желании, сделать это не удалось.
Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев
В основе нашего проекта – попытка наладить диалог между современной архитектурой и руинами советского павильона. Поликарбонат и металлические рамки со стеклом создают связь с оригинальными деревянными импостами и стенами. Новые фрагменты в сохранившейся структуре здания одновременно и напоминают исторический прототип, и противостоят его оригинальному облику.
SANAA планируют установить в каркас «Шестигранника» большие окна, позволяя гуляющим по парку людям видеть, что происходит внутри. В отличие от японских архитекторов, которые облицевали каркас алюминием, мы решили оставить бетонный конструктив нетронутым.
Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев
«Шестигранник» не раз подвергался различным функциональным преобразованиям, что в нашем проекте повлияло на зонирование. Концепция предполагает, что выставочные пространства разместятся в каждом из шести объемов, тем самым определяется основная программа здания. Внедряются и второстепенные функции, с помощью которых переосмыслена насыщенная история объекта: кафе, аудитории и лобби. Пространственная организация может показаться схожей с предложением SANAA, однако конфигурация нашего проекта четко определяет экспозиционное пространство как доминирующее: оно проникает во все объемы и дает возможность беспрепятственно перемещаться внутри выставки, погружаясь в созерцание искусства.
Функциональная схема. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького © Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев
Главным отличием проекта является решение двора. У SANAA двор выступает связующим звеном между шестью павильонами и выставочными площадками подземного этажа. Этого удалось добиться за счет освобождения пространства двора и включения в его центральную часть окулюса.
Мы видим двор как открытое программируемое пространство. Оно не только может использоваться как изолированная общественная или выставочная зона, но и способен объединяться с павильонами музея. Выставочные залы, аудитория и кафе открываются во внутренний двор, смешивая функции и создавая гибриды. Это позволяет музею адаптироваться под различные события, тем самым расширяя его функциональные возможности.
Двор. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев
Двор. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев
В случае с аудиторией двор работает как пространство для творческой деятельности, лекций, дискуссий и небольших представлений. Для кафе он выполняет функцию фудкорта. Открыв гигантские ворота аудитории и отодвинув стену в объеме кафе, можно соединить функции через пространство двора.
Схема трансформации. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького © Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев
В работе SANAA нас особенно впечатлила деликатная и продуманная работа с организацией подземного этажа. С точки зрения фасадного решения оба проекта преследуют концепцию просматриваемости и открытости павильона. Однако осуществление этой идеи было выполнено в различной интерпретации и эстетике, из-за различий в архитектурных подходах. Выставочнйы зал. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид ИсаевЛобби. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид ИсаевАудитория. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид ИсаевКафе. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид ИсаевОткрытая аудитория. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид ИсаевКафе-бар. Концепция реконструкции павильона «Шестигранник» в парке Горького© Влад Дудырев, Артем Башкиров и Гамид Исаев
|