Растворение с углублением

Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.

mainImg
Мастерская:
SANAA
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Реконструкция павильона «Шестигранник» («Машины и орудия») для Музея современного искусства «Гараж»
Россия, Москва

2016 — 10.2021

Разработчик конструктивных и фасадных решений: Bollinger+Grohmann
Разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию: Transsolar KlimaEngineering
Локальные архитекторы: Buromoscow
Генеральный проектировщик: проектное бюро АПЕКС
Предварительные конструктивные расчеты: Sasaki and Partners
Световой дизайн: PJC Light Studio Limited
Локальные ландшафтные архитекторы: ландшафтно-архитектурное бюро МОХ
Консультант по акустике: Nagata Acoustics
Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов назвал презентацию проекта реконструкции Шестигранника праздником, поскольку музей, основанный в 2008 году и в 2012 переехавший из Бахметьевского гаража в Парк Горького, шел к восстановлению здания Жолтовского почти 10 лет (первоначально при переезде планировалось, что «Гараж» сразу разместится в здании Шестигранника). Белов также представил проект реконструкции как новый экземпляр «архитектурной коллекции» «Гаража» в одном ряду с разобранным павильоном Шигеру Бана, реконструкцией бывшего ресторана «Времена года», в котором сейчас располагается музей, по проекту Рэма Колхаса, арт-резиденциями бюро FORM, а также с временными павильонами, среди которых кинотеатры Garage Screen, возводимые по результатам конкурсов почти ежегодно.
Здания и временные павильоны Музея «Гараж»
складываются уже в достаточно внушительную «коллекцию»
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Проект SANAA – один из ключевых и «звездных» в коллекции – в ряду Шигеру Бан / Рем Колхас / Кадзуё Сэдзима, прослеживается некоторая закономерность выбора знаменитостей, скажем так, с принципами. Кроме того, он самый крупный: общая площадь 9500 м2, тогда как общая площадь «Времен года», актуального здания музея, – 5500 м2.



От SANAA проект представляла партнер бюро и ГАП проекта Шестигранника павильона Юмико Ямада: она призналась, что, увидев состояние здания в конце 2016 года, перед началом работы над проектом, архитекторы были шокированы.
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Рюэ Нисидзава
Фотография © SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

И действительно, ужаснуться было чему: после давних пожаров от павильона остался, в основном, остов бетонного каркаса, местами заполненный поздними кирпичными стенами – своего рода скелет, сейчас его неплохо видно из-за забора (Антон Белов, обещал организовать в будущем экскурсии для желающих осмотреть актуальное состояние павильона). 
  • zooming
    Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Архи.ру
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру

Впрочем некоторые проемы еще заложены, и руины даже сохраняют, по словам авторов, остатки позднего декора, который планируется удалить.
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру

Впрочем если мы посмотрим на портфолио SANAA, то увидим, что такого рода прозрачность и каркасность, какую нам демонстрирует скелет Шестигранника, скорее даже сродни их работам. По словам Юмико Ямады, архитекторов SANAA очаровали тонкие колонны, легкость и проницаемость конструкции. Так что проект получился открытым и прозрачным.

В нижнем ярусе под павильоном согласно проекту появляется новый подземный ярус – круглый в плане, его внешний контур проходит по вершинам углов Шестигранника. Сопоставить нижнее пространство с верхним можно на макете, который теперь выставлен в «Гараже» – он, собственно и стал главным героем презентации (макеты других проектов из портфолио SANAA сейчас выставлены в «Гараже» на выставке «Зеркало без памяти», совместной с Томасом Демандом). 
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Под центральной площадью Шестигранника в подземном пространстве – круглый зал, идеальное по своей нейтральности выставочное пространство площадью 1500 м2 – это три четверти всех предусмотренных выставочных пространств (напомню, что экспозиционных площадей 2000 м2 , а общая площадь больше почти в 5 раз – 9500 м2).

Зал может освещаться естественным светом через круглое зенитное окно – своего рода оккулюс – в центре двора и, соответственно, кровли зала. Окно, тем не менее, можно будет закрыть, полностью сосредоточившись на искусственном освещении экспозиции.
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Так выставочное пространство в подземном круглом зале будет выглядеть с закрытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Небольшие зенитные окна для освещения других частей подземного пространства живописно разбросаны между крыльями Шестигранника. 

Центральный зал окружен круговым обходом, который позволяет попасть во все шесть крыльев, два из которых, нанизанные на ось север-юг, отданы коммуникационным узлам, связывающим верхний и нижний ярусы между собой. 
А так выставочное пространство будет выглядеть с открытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Кольцевой обход достаточно широк и, по словам авторов, сможет служить не только для передвижения, но и для размещения дополнительных выставок. Подчеркнем, что высота центрального круглого зала – 7 метров, а окружающие его помещения под крыльями разделены на два яруса приблизительно по 3,5 м высотой, что позволило удвоить их полезную площадь – здесь планируется разместить  архивохранилище, фонды и подсобные помещения музея. В нижний ярус внешнего кольца можно будет попасть по лестницам из кругового коридора. 
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Разрез. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Главная двухмаршевая лестница расположена в северном крыле, со стороны игровой площадки «Салют», которую также обустроил «Гараж» в 2018 году. Северный объем с лестницей трактован как атриум: высота его верхнего яруса 15 м, подземного яруса – 7 м. В сумме получается больше 20 м, и если смотреть снизу, от основания лестницы, вверх, пространство атриума получается очень импозантным – не только из-за высоты, но и потому, что верхние объемы в проекте максимально очищены от стен и проницаемы для естественного света – мы видим только бетонный каркас; Юмико Ямада подчеркнула, что архитекторы планируют использовать стекла максимального размера и минимумом переплетов. Причем стекла должны быть энергоэффективными, с высокой степенью прозрачности и нейтральности цвета (то есть еще и очень дорогими).
  • zooming
    Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Витраж «теплого контура» отступает от бетонных колонн портиков, обращенных во двор. Исторически, на сельскохозяйственной выставке, портики четырех крыльев из шести были полностью открытыми, так что из двора можно было свободно пройти в павильоны. 
Лестница входа. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

В проекте стеклянный контур со стороны двора образует, собственно, гексагон – в галереях малой высоты он проходит по линии бетонного каркаса, а портикам позволяет выступить вперед перед стеклянной стеной. 

Впрочем, для музейных нужд предусмотрена возможность закрывать витражи как полупрозрачными шторами, так и светонепроницаемыми жалюзи – если это категорически понадобится для реализации кураторского замысла. Но в целом чувствуется, что согласно авторскому подходу верхние пространства должны чаще быть открыты для взгляда и света. Для искусственного света есть нижний зал, главный экспозиционный. 
Архивный план павильона «Машины и орудия»
Предоставлен Музеем современного искусства «Гараж»
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Лестница поднимается из подземного яруса в сторону двора, но входа в северный, как и в расположенный напротив него южный павильон, снаружи нет.

Зато предусмотрены отдельные входы из парка в четыре других крыла – таким образом авторы предлагают облегчить доступ в будущее музейное пространство: его не придется обходить по кругу, чтобы попасть внутрь. Напротив, Шестигранник трактуется как связующее звено между другими пространствами «Гаража»: площадью Искусств перед «Временами года» и игровой площадкой «Салют» – проницаемость визуальная и физическая крайне важна для проекта, он должен «раствориться» пространстве парка. 
Общественное пространство двора. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Выставочные залы разместятся только в двух крыльях верхнего яруса. Южное крыло должна занять библиотека, которая, согласно расчетам, озвученным Антоном Беловым, в 2026 году будет насчитывать около 200 000 книг (сейчас 40 000). Библиотека спланирована также проницаемо – с визуальным «прострелом» сквозь стеллажи. 
Аксонометрия. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Здание Жолтовского в промежутках между опорами железобетонного каркаса было зашито досками; SANAA восстанавливают первоначальные контуры кровель и тимпаны фронтонов, облицовывая их натуральным анодированным алюминием с мягким естественным блеском и столь же деликатным отражающим эффектом. Крылья, стены которых в первоначальном здании были зашиты деревом, теперь получат алюминиевые стены (там, где стен у Жолтовского не было, будет стекло). 

Авторы и руководство музея всячески подчеркивают важность восстановления исторического абриса и пропорций здания Жолтовского. 
Библиотека. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Колонны каркаса внутри также планируется облицевать анодированным алюминием – тонким, с целью сохранить, насколько возможно, их стройные пропорции.
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Авторы подчеркивают ценность разноуровневого устройства пространств в здании, поскольку это позволяет чередовать эмоции: шесть павильонов имеют, как мы помним, высоту 15 м, а галерея обхода вдвое ниже. 
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Много внимания уделено общественным пространствам. Таким пространством должен стать двор музея; в пазухах между шестью павильонами запланированы столики кафе. 
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Шесть принципов проекта SANAA для Шестигранника

1. Геометрия + пропорции
Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана Жолтовского.

2. Соединенные пространства
Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора. Между павильонами сохраняется не только визуальная, но и буквальная (проходы) связь, что обеспечивает цельность всего архитектурного плана.

3. Дневной свет
Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами Музея.

4. Пространственная организация
Сохранение пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит программам Музея большую пространственную вариативность.

5. Элементы декора/интерьеров
Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление неоклассического абриса здания. Более поздние добавления и детали считать самостоятельными или вторичными по отношению к проекту Жолтовского.

6. Ландшафт
Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов и визуально соединить «Шестигранник» с павильоном «Времена года».
Справка
Здание Шестигранника было построено по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова, Николая Колли (?) и Виктора Кокорина для Первой сельскохозяйственной и кустарной выставки, которая прошла на территории нынешнего Парка Горького в 1923 году, как павильон «Машины и орудия» раздела «Механизация». Здание с бетонным каркасом и деревянным заполнением стало единственной постройкой, сохранившейся от выставки – остальные павильоны были полностью деревянными и были сразу разобраны. 

Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, которая служит внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных балок с диагональными гуртами. 

После 1928 года здание было переоборудовано в Главную столовую Парка культуры и отдыха, тогда в двух крыльях обустроили кухню, обустроили туалеты. В конце 1930-х годов столовую перестроили, приспособив для функционирования зимой с 1935 года ее стали называть Шестигранником. В начале 1960-х в здании разместился цех по производству лимонада. Затем оно было заброшено и несколько раз горело. В 1999 году Шестигранник поставлен на охрану как вновь выявленный объект. 

Строительство планируют закончить в 2026 году. 
Мастерская:
SANAA
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Реконструкция павильона «Шестигранник» («Машины и орудия») для Музея современного искусства «Гараж»
Россия, Москва

2016 — 10.2021

Разработчик конструктивных и фасадных решений: Bollinger+Grohmann
Разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию: Transsolar KlimaEngineering
Локальные архитекторы: Buromoscow
Генеральный проектировщик: проектное бюро АПЕКС
Предварительные конструктивные расчеты: Sasaki and Partners
Световой дизайн: PJC Light Studio Limited
Локальные ландшафтные архитекторы: ландшафтно-архитектурное бюро МОХ
Консультант по акустике: Nagata Acoustics

23 Ноября 2021

Похожие статьи
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.