Растворение с углублением

Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.

mainImg
Мастерская:
SANAA
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Реконструкция павильона «Шестигранник» («Машины и орудия») для Музея современного искусства «Гараж»
Россия, Москва

2016 — 10.2021

Разработчик конструктивных и фасадных решений: Bollinger+Grohmann
Разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию: Transsolar KlimaEngineering
Локальные архитекторы: Buromoscow
Генеральный проектировщик: проектное бюро АПЕКС
Предварительные конструктивные расчеты: Sasaki and Partners
Световой дизайн: PJC Light Studio Limited
Локальные ландшафтные архитекторы: ландшафтно-архитектурное бюро МОХ
Консультант по акустике: Nagata Acoustics
Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов назвал презентацию проекта реконструкции Шестигранника праздником, поскольку музей, основанный в 2008 году и в 2012 переехавший из Бахметьевского гаража в Парк Горького, шел к восстановлению здания Жолтовского почти 10 лет (первоначально при переезде планировалось, что «Гараж» сразу разместится в здании Шестигранника). Белов также представил проект реконструкции как новый экземпляр «архитектурной коллекции» «Гаража» в одном ряду с разобранным павильоном Шигеру Бана, реконструкцией бывшего ресторана «Времена года», в котором сейчас располагается музей, по проекту Рэма Колхаса, арт-резиденциями бюро FORM, а также с временными павильонами, среди которых кинотеатры Garage Screen, возводимые по результатам конкурсов почти ежегодно.
Здания и временные павильоны Музея «Гараж»
складываются уже в достаточно внушительную «коллекцию»
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Проект SANAA – один из ключевых и «звездных» в коллекции – в ряду Шигеру Бан / Рем Колхас / Кадзуё Сэдзима, прослеживается некоторая закономерность выбора знаменитостей, скажем так, с принципами. Кроме того, он самый крупный: общая площадь 9500 м2, тогда как общая площадь «Времен года», актуального здания музея, – 5500 м2.



От SANAA проект представляла партнер бюро и ГАП проекта Шестигранника павильона Юмико Ямада: она призналась, что, увидев состояние здания в конце 2016 года, перед началом работы над проектом, архитекторы были шокированы.
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Рюэ Нисидзава
Фотография © SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

И действительно, ужаснуться было чему: после давних пожаров от павильона остался, в основном, остов бетонного каркаса, местами заполненный поздними кирпичными стенами – своего рода скелет, сейчас его неплохо видно из-за забора (Антон Белов, обещал организовать в будущем экскурсии для желающих осмотреть актуальное состояние павильона). 
  • zooming
    Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Архи.ру
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру

Впрочем некоторые проемы еще заложены, и руины даже сохраняют, по словам авторов, остатки позднего декора, который планируется удалить.
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру

Впрочем если мы посмотрим на портфолио SANAA, то увидим, что такого рода прозрачность и каркасность, какую нам демонстрирует скелет Шестигранника, скорее даже сродни их работам. По словам Юмико Ямады, архитекторов SANAA очаровали тонкие колонны, легкость и проницаемость конструкции. Так что проект получился открытым и прозрачным.

В нижнем ярусе под павильоном согласно проекту появляется новый подземный ярус – круглый в плане, его внешний контур проходит по вершинам углов Шестигранника. Сопоставить нижнее пространство с верхним можно на макете, который теперь выставлен в «Гараже» – он, собственно и стал главным героем презентации (макеты других проектов из портфолио SANAA сейчас выставлены в «Гараже» на выставке «Зеркало без памяти», совместной с Томасом Демандом). 
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Под центральной площадью Шестигранника в подземном пространстве – круглый зал, идеальное по своей нейтральности выставочное пространство площадью 1500 м2 – это три четверти всех предусмотренных выставочных пространств (напомню, что экспозиционных площадей 2000 м2 , а общая площадь больше почти в 5 раз – 9500 м2).

Зал может освещаться естественным светом через круглое зенитное окно – своего рода оккулюс – в центре двора и, соответственно, кровли зала. Окно, тем не менее, можно будет закрыть, полностью сосредоточившись на искусственном освещении экспозиции.
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Так выставочное пространство в подземном круглом зале будет выглядеть с закрытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Небольшие зенитные окна для освещения других частей подземного пространства живописно разбросаны между крыльями Шестигранника. 

Центральный зал окружен круговым обходом, который позволяет попасть во все шесть крыльев, два из которых, нанизанные на ось север-юг, отданы коммуникационным узлам, связывающим верхний и нижний ярусы между собой. 
А так выставочное пространство будет выглядеть с открытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Кольцевой обход достаточно широк и, по словам авторов, сможет служить не только для передвижения, но и для размещения дополнительных выставок. Подчеркнем, что высота центрального круглого зала – 7 метров, а окружающие его помещения под крыльями разделены на два яруса приблизительно по 3,5 м высотой, что позволило удвоить их полезную площадь – здесь планируется разместить  архивохранилище, фонды и подсобные помещения музея. В нижний ярус внешнего кольца можно будет попасть по лестницам из кругового коридора. 
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Разрез. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Главная двухмаршевая лестница расположена в северном крыле, со стороны игровой площадки «Салют», которую также обустроил «Гараж» в 2018 году. Северный объем с лестницей трактован как атриум: высота его верхнего яруса 15 м, подземного яруса – 7 м. В сумме получается больше 20 м, и если смотреть снизу, от основания лестницы, вверх, пространство атриума получается очень импозантным – не только из-за высоты, но и потому, что верхние объемы в проекте максимально очищены от стен и проницаемы для естественного света – мы видим только бетонный каркас; Юмико Ямада подчеркнула, что архитекторы планируют использовать стекла максимального размера и минимумом переплетов. Причем стекла должны быть энергоэффективными, с высокой степенью прозрачности и нейтральности цвета (то есть еще и очень дорогими).
  • zooming
    Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Витраж «теплого контура» отступает от бетонных колонн портиков, обращенных во двор. Исторически, на сельскохозяйственной выставке, портики четырех крыльев из шести были полностью открытыми, так что из двора можно было свободно пройти в павильоны. 
Лестница входа. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

В проекте стеклянный контур со стороны двора образует, собственно, гексагон – в галереях малой высоты он проходит по линии бетонного каркаса, а портикам позволяет выступить вперед перед стеклянной стеной. 

Впрочем, для музейных нужд предусмотрена возможность закрывать витражи как полупрозрачными шторами, так и светонепроницаемыми жалюзи – если это категорически понадобится для реализации кураторского замысла. Но в целом чувствуется, что согласно авторскому подходу верхние пространства должны чаще быть открыты для взгляда и света. Для искусственного света есть нижний зал, главный экспозиционный. 
Архивный план павильона «Машины и орудия»
Предоставлен Музеем современного искусства «Гараж»
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Лестница поднимается из подземного яруса в сторону двора, но входа в северный, как и в расположенный напротив него южный павильон, снаружи нет.

Зато предусмотрены отдельные входы из парка в четыре других крыла – таким образом авторы предлагают облегчить доступ в будущее музейное пространство: его не придется обходить по кругу, чтобы попасть внутрь. Напротив, Шестигранник трактуется как связующее звено между другими пространствами «Гаража»: площадью Искусств перед «Временами года» и игровой площадкой «Салют» – проницаемость визуальная и физическая крайне важна для проекта, он должен «раствориться» пространстве парка. 
Общественное пространство двора. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Выставочные залы разместятся только в двух крыльях верхнего яруса. Южное крыло должна занять библиотека, которая, согласно расчетам, озвученным Антоном Беловым, в 2026 году будет насчитывать около 200 000 книг (сейчас 40 000). Библиотека спланирована также проницаемо – с визуальным «прострелом» сквозь стеллажи. 
Аксонометрия. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Здание Жолтовского в промежутках между опорами железобетонного каркаса было зашито досками; SANAA восстанавливают первоначальные контуры кровель и тимпаны фронтонов, облицовывая их натуральным анодированным алюминием с мягким естественным блеском и столь же деликатным отражающим эффектом. Крылья, стены которых в первоначальном здании были зашиты деревом, теперь получат алюминиевые стены (там, где стен у Жолтовского не было, будет стекло). 

Авторы и руководство музея всячески подчеркивают важность восстановления исторического абриса и пропорций здания Жолтовского. 
Библиотека. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Колонны каркаса внутри также планируется облицевать анодированным алюминием – тонким, с целью сохранить, насколько возможно, их стройные пропорции.
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Авторы подчеркивают ценность разноуровневого устройства пространств в здании, поскольку это позволяет чередовать эмоции: шесть павильонов имеют, как мы помним, высоту 15 м, а галерея обхода вдвое ниже. 
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Много внимания уделено общественным пространствам. Таким пространством должен стать двор музея; в пазухах между шестью павильонами запланированы столики кафе. 
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Шесть принципов проекта SANAA для Шестигранника

1. Геометрия + пропорции
Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана Жолтовского.

2. Соединенные пространства
Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора. Между павильонами сохраняется не только визуальная, но и буквальная (проходы) связь, что обеспечивает цельность всего архитектурного плана.

3. Дневной свет
Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами Музея.

4. Пространственная организация
Сохранение пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит программам Музея большую пространственную вариативность.

5. Элементы декора/интерьеров
Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление неоклассического абриса здания. Более поздние добавления и детали считать самостоятельными или вторичными по отношению к проекту Жолтовского.

6. Ландшафт
Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов и визуально соединить «Шестигранник» с павильоном «Времена года».
Справка
Здание Шестигранника было построено по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова, Николая Колли (?) и Виктора Кокорина для Первой сельскохозяйственной и кустарной выставки, которая прошла на территории нынешнего Парка Горького в 1923 году, как павильон «Машины и орудия» раздела «Механизация». Здание с бетонным каркасом и деревянным заполнением стало единственной постройкой, сохранившейся от выставки – остальные павильоны были полностью деревянными и были сразу разобраны. 

Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, которая служит внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных балок с диагональными гуртами. 

После 1928 года здание было переоборудовано в Главную столовую Парка культуры и отдыха, тогда в двух крыльях обустроили кухню, обустроили туалеты. В конце 1930-х годов столовую перестроили, приспособив для функционирования зимой с 1935 года ее стали называть Шестигранником. В начале 1960-х в здании разместился цех по производству лимонада. Затем оно было заброшено и несколько раз горело. В 1999 году Шестигранник поставлен на охрану как вновь выявленный объект. 

Строительство планируют закончить в 2026 году. 
Мастерская:
SANAA
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Реконструкция павильона «Шестигранник» («Машины и орудия») для Музея современного искусства «Гараж»
Россия, Москва

2016 — 10.2021

Разработчик конструктивных и фасадных решений: Bollinger+Grohmann
Разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию: Transsolar KlimaEngineering
Локальные архитекторы: Buromoscow
Генеральный проектировщик: проектное бюро АПЕКС
Предварительные конструктивные расчеты: Sasaki and Partners
Световой дизайн: PJC Light Studio Limited
Локальные ландшафтные архитекторы: ландшафтно-архитектурное бюро МОХ
Консультант по акустике: Nagata Acoustics

23 Ноября 2021

Похожие статьи
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Технологии и материалы
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Сейчас на главной
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Куратор Евгений Асс.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.