Растворение с углублением

Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.

mainImg
Мастерская:
SANAA
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Реконструкция павильона «Шестигранник» («Машины и орудия») для Музея современного искусства «Гараж»
Россия, Москва

2016 — 10.2021

Разработчик конструктивных и фасадных решений: Bollinger+Grohmann
Разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию: Transsolar KlimaEngineering
Локальные архитекторы: Buromoscow
Генеральный проектировщик: проектное бюро АПЕКС
Предварительные конструктивные расчеты: Sasaki and Partners
Световой дизайн: PJC Light Studio Limited
Локальные ландшафтные архитекторы: ландшафтно-архитектурное бюро МОХ
Консультант по акустике: Nagata Acoustics
Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов назвал презентацию проекта реконструкции Шестигранника праздником, поскольку музей, основанный в 2008 году и в 2012 переехавший из Бахметьевского гаража в Парк Горького, шел к восстановлению здания Жолтовского почти 10 лет (первоначально при переезде планировалось, что «Гараж» сразу разместится в здании Шестигранника). Белов также представил проект реконструкции как новый экземпляр «архитектурной коллекции» «Гаража» в одном ряду с разобранным павильоном Шигеру Бана, реконструкцией бывшего ресторана «Времена года», в котором сейчас располагается музей, по проекту Рэма Колхаса, арт-резиденциями бюро FORM, а также с временными павильонами, среди которых кинотеатры Garage Screen, возводимые по результатам конкурсов почти ежегодно.
Здания и временные павильоны Музея «Гараж»
складываются уже в достаточно внушительную «коллекцию»
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Проект SANAA – один из ключевых и «звездных» в коллекции – в ряду Шигеру Бан / Рем Колхас / Кадзуё Сэдзима, прослеживается некоторая закономерность выбора знаменитостей, скажем так, с принципами. Кроме того, он самый крупный: общая площадь 9500 м2, тогда как общая площадь «Времен года», актуального здания музея, – 5500 м2.



От SANAA проект представляла партнер бюро и ГАП проекта Шестигранника павильона Юмико Ямада: она призналась, что, увидев состояние здания в конце 2016 года, перед началом работы над проектом, архитекторы были шокированы.
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Рюэ Нисидзава
Фотография © SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

И действительно, ужаснуться было чему: после давних пожаров от павильона остался, в основном, остов бетонного каркаса, местами заполненный поздними кирпичными стенами – своего рода скелет, сейчас его неплохо видно из-за забора (Антон Белов, обещал организовать в будущем экскурсии для желающих осмотреть актуальное состояние павильона). 
  • zooming
    Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Архи.ру
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру

Впрочем некоторые проемы еще заложены, и руины даже сохраняют, по словам авторов, остатки позднего декора, который планируется удалить.
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру

Впрочем если мы посмотрим на портфолио SANAA, то увидим, что такого рода прозрачность и каркасность, какую нам демонстрирует скелет Шестигранника, скорее даже сродни их работам. По словам Юмико Ямады, архитекторов SANAA очаровали тонкие колонны, легкость и проницаемость конструкции. Так что проект получился открытым и прозрачным.

В нижнем ярусе под павильоном согласно проекту появляется новый подземный ярус – круглый в плане, его внешний контур проходит по вершинам углов Шестигранника. Сопоставить нижнее пространство с верхним можно на макете, который теперь выставлен в «Гараже» – он, собственно и стал главным героем презентации (макеты других проектов из портфолио SANAA сейчас выставлены в «Гараже» на выставке «Зеркало без памяти», совместной с Томасом Демандом). 
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Под центральной площадью Шестигранника в подземном пространстве – круглый зал, идеальное по своей нейтральности выставочное пространство площадью 1500 м2 – это три четверти всех предусмотренных выставочных пространств (напомню, что экспозиционных площадей 2000 м2 , а общая площадь больше почти в 5 раз – 9500 м2).

Зал может освещаться естественным светом через круглое зенитное окно – своего рода оккулюс – в центре двора и, соответственно, кровли зала. Окно, тем не менее, можно будет закрыть, полностью сосредоточившись на искусственном освещении экспозиции.
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Так выставочное пространство в подземном круглом зале будет выглядеть с закрытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Небольшие зенитные окна для освещения других частей подземного пространства живописно разбросаны между крыльями Шестигранника. 

Центральный зал окружен круговым обходом, который позволяет попасть во все шесть крыльев, два из которых, нанизанные на ось север-юг, отданы коммуникационным узлам, связывающим верхний и нижний ярусы между собой. 
А так выставочное пространство будет выглядеть с открытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Кольцевой обход достаточно широк и, по словам авторов, сможет служить не только для передвижения, но и для размещения дополнительных выставок. Подчеркнем, что высота центрального круглого зала – 7 метров, а окружающие его помещения под крыльями разделены на два яруса приблизительно по 3,5 м высотой, что позволило удвоить их полезную площадь – здесь планируется разместить  архивохранилище, фонды и подсобные помещения музея. В нижний ярус внешнего кольца можно будет попасть по лестницам из кругового коридора. 
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Разрез. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Главная двухмаршевая лестница расположена в северном крыле, со стороны игровой площадки «Салют», которую также обустроил «Гараж» в 2018 году. Северный объем с лестницей трактован как атриум: высота его верхнего яруса 15 м, подземного яруса – 7 м. В сумме получается больше 20 м, и если смотреть снизу, от основания лестницы, вверх, пространство атриума получается очень импозантным – не только из-за высоты, но и потому, что верхние объемы в проекте максимально очищены от стен и проницаемы для естественного света – мы видим только бетонный каркас; Юмико Ямада подчеркнула, что архитекторы планируют использовать стекла максимального размера и минимумом переплетов. Причем стекла должны быть энергоэффективными, с высокой степенью прозрачности и нейтральности цвета (то есть еще и очень дорогими).
  • zooming
    Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
  • zooming
    Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
    Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Витраж «теплого контура» отступает от бетонных колонн портиков, обращенных во двор. Исторически, на сельскохозяйственной выставке, портики четырех крыльев из шести были полностью открытыми, так что из двора можно было свободно пройти в павильоны. 
Лестница входа. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

В проекте стеклянный контур со стороны двора образует, собственно, гексагон – в галереях малой высоты он проходит по линии бетонного каркаса, а портикам позволяет выступить вперед перед стеклянной стеной. 

Впрочем, для музейных нужд предусмотрена возможность закрывать витражи как полупрозрачными шторами, так и светонепроницаемыми жалюзи – если это категорически понадобится для реализации кураторского замысла. Но в целом чувствуется, что согласно авторскому подходу верхние пространства должны чаще быть открыты для взгляда и света. Для искусственного света есть нижний зал, главный экспозиционный. 
Архивный план павильона «Машины и орудия»
Предоставлен Музеем современного искусства «Гараж»
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Лестница поднимается из подземного яруса в сторону двора, но входа в северный, как и в расположенный напротив него южный павильон, снаружи нет.

Зато предусмотрены отдельные входы из парка в четыре других крыла – таким образом авторы предлагают облегчить доступ в будущее музейное пространство: его не придется обходить по кругу, чтобы попасть внутрь. Напротив, Шестигранник трактуется как связующее звено между другими пространствами «Гаража»: площадью Искусств перед «Временами года» и игровой площадкой «Салют» – проницаемость визуальная и физическая крайне важна для проекта, он должен «раствориться» пространстве парка. 
Общественное пространство двора. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Выставочные залы разместятся только в двух крыльях верхнего яруса. Южное крыло должна занять библиотека, которая, согласно расчетам, озвученным Антоном Беловым, в 2026 году будет насчитывать около 200 000 книг (сейчас 40 000). Библиотека спланирована также проницаемо – с визуальным «прострелом» сквозь стеллажи. 
Аксонометрия. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Здание Жолтовского в промежутках между опорами железобетонного каркаса было зашито досками; SANAA восстанавливают первоначальные контуры кровель и тимпаны фронтонов, облицовывая их натуральным анодированным алюминием с мягким естественным блеском и столь же деликатным отражающим эффектом. Крылья, стены которых в первоначальном здании были зашиты деревом, теперь получат алюминиевые стены (там, где стен у Жолтовского не было, будет стекло). 

Авторы и руководство музея всячески подчеркивают важность восстановления исторического абриса и пропорций здания Жолтовского. 
Библиотека. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Колонны каркаса внутри также планируется облицевать анодированным алюминием – тонким, с целью сохранить, насколько возможно, их стройные пропорции.
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Авторы подчеркивают ценность разноуровневого устройства пространств в здании, поскольку это позволяет чередовать эмоции: шесть павильонов имеют, как мы помним, высоту 15 м, а галерея обхода вдвое ниже. 
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Много внимания уделено общественным пространствам. Таким пространством должен стать двор музея; в пазухах между шестью павильонами запланированы столики кафе. 
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Шесть принципов проекта SANAA для Шестигранника

1. Геометрия + пропорции
Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана Жолтовского.

2. Соединенные пространства
Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора. Между павильонами сохраняется не только визуальная, но и буквальная (проходы) связь, что обеспечивает цельность всего архитектурного плана.

3. Дневной свет
Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами Музея.

4. Пространственная организация
Сохранение пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит программам Музея большую пространственную вариативность.

5. Элементы декора/интерьеров
Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление неоклассического абриса здания. Более поздние добавления и детали считать самостоятельными или вторичными по отношению к проекту Жолтовского.

6. Ландшафт
Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов и визуально соединить «Шестигранник» с павильоном «Времена года».
Справка
Здание Шестигранника было построено по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова, Николая Колли (?) и Виктора Кокорина для Первой сельскохозяйственной и кустарной выставки, которая прошла на территории нынешнего Парка Горького в 1923 году, как павильон «Машины и орудия» раздела «Механизация». Здание с бетонным каркасом и деревянным заполнением стало единственной постройкой, сохранившейся от выставки – остальные павильоны были полностью деревянными и были сразу разобраны. 

Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, которая служит внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных балок с диагональными гуртами. 

После 1928 года здание было переоборудовано в Главную столовую Парка культуры и отдыха, тогда в двух крыльях обустроили кухню, обустроили туалеты. В конце 1930-х годов столовую перестроили, приспособив для функционирования зимой с 1935 года ее стали называть Шестигранником. В начале 1960-х в здании разместился цех по производству лимонада. Затем оно было заброшено и несколько раз горело. В 1999 году Шестигранник поставлен на охрану как вновь выявленный объект. 

Строительство планируют закончить в 2026 году. 
Мастерская:
SANAA
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Реконструкция павильона «Шестигранник» («Машины и орудия») для Музея современного искусства «Гараж»
Россия, Москва

2016 — 10.2021

Разработчик конструктивных и фасадных решений: Bollinger+Grohmann
Разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию: Transsolar KlimaEngineering
Локальные архитекторы: Buromoscow
Генеральный проектировщик: проектное бюро АПЕКС
Предварительные конструктивные расчеты: Sasaki and Partners
Световой дизайн: PJC Light Studio Limited
Локальные ландшафтные архитекторы: ландшафтно-архитектурное бюро МОХ
Консультант по акустике: Nagata Acoustics

23 Ноября 2021

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса