Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.11.2021

Растворение с углублением

Юлия Тарабарина
Объект:
Реконструкция павильона «Шестигранник» («Машины и орудия») для Музея современного искусства «Гараж»
Адрес:
Россия, Москва.
Музей современного искусства «Гараж» в Парке Горького («Времена года»)
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
BuroMoscow

Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов назвал презентацию проекта реконструкции Шестигранника праздником, поскольку музей, основанный в 2008 году и в 2012 переехавший из Бахметьевского гаража в Парк Горького, шел к восстановлению здания Жолтовского почти 10 лет (первоначально при переезде планировалось, что «Гараж» сразу разместится в здании Шестигранника). Белов также представил проект реконструкции как новый экземпляр «архитектурной коллекции» «Гаража» в одном ряду с разобранным павильоном Шигеру Бана, реконструкцией бывшего ресторана «Времена года», в котором сейчас располагается музей, по проекту Рэма Колхаса, арт-резиденциями бюро FORM, а также с временными павильонами, среди которых кинотеатры Garage Screen, возводимые по результатам конкурсов почти ежегодно.

Здания и временные павильоны Музея «Гараж» складываются уже в достаточно внушительную «коллекцию»
Здания и временные павильоны Музея «Гараж»
складываются уже в достаточно внушительную «коллекцию»
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Проект SANAA – один из ключевых и «звездных» в коллекции – в ряду Шигеру Бан / Рем Колхас / Кадзуё Сэдзима, прослеживается некоторая закономерность выбора знаменитостей, скажем так, с принципами. Кроме того, он самый крупный: общая площадь 9500 м2, тогда как общая площадь «Времен года», актуального здания музея, – 5500 м2.



От SANAA проект представляла партнер бюро и ГАП проекта Шестигранника павильона Юмико Ямада: она призналась, что, увидев состояние здания в конце 2016 года, перед началом работы над проектом, архитекторы были шокированы.
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Рюэ Нисидзава
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Рюэ Нисидзава
Фотография © SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

И действительно, ужаснуться было чему: после давних пожаров от павильона остался, в основном, остов бетонного каркаса, местами заполненный поздними кирпичными стенами – своего рода скелет, сейчас его неплохо видно из-за забора (Антон Белов, обещал организовать в будущем экскурсии для желающих осмотреть актуальное состояние павильона). 
Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж» Фотография: Архи.ру
Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Архи.ру
Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж» Фотография: Архи.ру
Юмико Ямада, SANAA/ Презентация проекта реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Архи.ру
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру

Впрочем некоторые проемы еще заложены, и руины даже сохраняют, по словам авторов, остатки позднего декора, который планируется удалить.
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру

Впрочем если мы посмотрим на портфолио SANAA, то увидим, что такого рода прозрачность и каркасность, какую нам демонстрирует скелет Шестигранника, скорее даже сродни их работам. По словам Юмико Ямады, архитекторов SANAA очаровали тонкие колонны, легкость и проницаемость конструкции. Так что проект получился открытым и прозрачным.

В нижнем ярусе под павильоном согласно проекту появляется новый подземный ярус – круглый в плане, его внешний контур проходит по вершинам углов Шестигранника. Сопоставить нижнее пространство с верхним можно на макете, который теперь выставлен в «Гараже» – он, собственно и стал главным героем презентации (макеты других проектов из портфолио SANAA сейчас выставлены в «Гараже» на выставке «Зеркало без памяти», совместной с Томасом Демандом). 
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Павильон «Машины и орудия» / Шестигранник в Парке Горького
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Под центральной площадью Шестигранника в подземном пространстве – круглый зал, идеальное по своей нейтральности выставочное пространство площадью 1500 м2 – это три четверти всех предусмотренных выставочных пространств (напомню, что экспозиционных площадей 2000 м2 , а общая площадь больше почти в 5 раз – 9500 м2).

Зал может освещаться естественным светом через круглое зенитное окно – своего рода оккулюс – в центре двора и, соответственно, кровли зала. Окно, тем не менее, можно будет закрыть, полностью сосредоточившись на искусственном освещении экспозиции.
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Так выставочное пространство в подземном круглом зале будет выглядеть с закрытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Так выставочное пространство в подземном круглом зале будет выглядеть с закрытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Небольшие зенитные окна для освещения других частей подземного пространства живописно разбросаны между крыльями Шестигранника. 

Центральный зал окружен круговым обходом, который позволяет попасть во все шесть крыльев, два из которых, нанизанные на ось север-юг, отданы коммуникационным узлам, связывающим верхний и нижний ярусы между собой. 
А так выставочное пространство будет выглядеть с открытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
А так выставочное пространство будет выглядеть с открытым оккулюсом. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Кольцевой обход достаточно широк и, по словам авторов, сможет служить не только для передвижения, но и для размещения дополнительных выставок. Подчеркнем, что высота центрального круглого зала – 7 метров, а окружающие его помещения под крыльями разделены на два яруса приблизительно по 3,5 м высотой, что позволило удвоить их полезную площадь – здесь планируется разместить  архивохранилище, фонды и подсобные помещения музея. В нижний ярус внешнего кольца можно будет попасть по лестницам из кругового коридора. 
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Разрез. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Разрез. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру

Главная двухмаршевая лестница расположена в северном крыле, со стороны игровой площадки «Салют», которую также обустроил «Гараж» в 2018 году. Северный объем с лестницей трактован как атриум: высота его верхнего яруса 15 м, подземного яруса – 7 м. В сумме получается больше 20 м, и если смотреть снизу, от основания лестницы, вверх, пространство атриума получается очень импозантным – не только из-за высоты, но и потому, что верхние объемы в проекте максимально очищены от стен и проницаемы для естественного света – мы видим только бетонный каркас; Юмико Ямада подчеркнула, что архитекторы планируют использовать стекла максимального размера и минимумом переплетов. Причем стекла должны быть энергоэффективными, с высокой степенью прозрачности и нейтральности цвета (то есть еще и очень дорогими).
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж» Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж» Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Витраж «теплого контура» отступает от бетонных колонн портиков, обращенных во двор. Исторически, на сельскохозяйственной выставке, портики четырех крыльев из шести были полностью открытыми, так что из двора можно было свободно пройти в павильоны. 
Лестница входа. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Лестница входа. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

В проекте стеклянный контур со стороны двора образует, собственно, гексагон – в галереях малой высоты он проходит по линии бетонного каркаса, а портикам позволяет выступить вперед перед стеклянной стеной. 

Впрочем, для музейных нужд предусмотрена возможность закрывать витражи как полупрозрачными шторами, так и светонепроницаемыми жалюзи – если это категорически понадобится для реализации кураторского замысла. Но в целом чувствуется, что согласно авторскому подходу верхние пространства должны чаще быть открыты для взгляда и света. Для искусственного света есть нижний зал, главный экспозиционный. 
Архивный план павильона «Машины и орудия»
Архивный план павильона «Машины и орудия»
Предоставлен Музеем современного искусства «Гараж»
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Лестница поднимается из подземного яруса в сторону двора, но входа в северный, как и в расположенный напротив него южный павильон, снаружи нет.

Зато предусмотрены отдельные входы из парка в четыре других крыла – таким образом авторы предлагают облегчить доступ в будущее музейное пространство: его не придется обходить по кругу, чтобы попасть внутрь. Напротив, Шестигранник трактуется как связующее звено между другими пространствами «Гаража»: площадью Искусств перед «Временами года» и игровой площадкой «Салют» – проницаемость визуальная и физическая крайне важна для проекта, он должен «раствориться» пространстве парка. 
Общественное пространство двора. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Общественное пространство двора. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Выставочные залы разместятся только в двух крыльях верхнего яруса. Южное крыло должна занять библиотека, которая, согласно расчетам, озвученным Антоном Беловым, в 2026 году будет насчитывать около 200 000 книг (сейчас 40 000). Библиотека спланирована также проницаемо – с визуальным «прострелом» сквозь стеллажи. 
Аксонометрия. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Аксонометрия. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
© SANAA / Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Здание Жолтовского в промежутках между опорами железобетонного каркаса было зашито досками; SANAA восстанавливают первоначальные контуры кровель и тимпаны фронтонов, облицовывая их натуральным анодированным алюминием с мягким естественным блеском и столь же деликатным отражающим эффектом. Крылья, стены которых в первоначальном здании были зашиты деревом, теперь получат алюминиевые стены (там, где стен у Жолтовского не было, будет стекло). 

Авторы и руководство музея всячески подчеркивают важность восстановления исторического абриса и пропорций здания Жолтовского. 
Библиотека. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Библиотека. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Колонны каркаса внутри также планируется облицевать анодированным алюминием – тонким, с целью сохранить, насколько возможно, их стройные пропорции.
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»

Авторы подчеркивают ценность разноуровневого устройства пространств в здании, поскольку это позволяет чередовать эмоции: шесть павильонов имеют, как мы помним, высоту 15 м, а галерея обхода вдвое ниже. 
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Много внимания уделено общественным пространствам. Таким пространством должен стать двор музея; в пазухах между шестью павильонами запланированы столики кафе. 
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Пространство крыльев (повышенных пространств) Шестигранника. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
© SANAA / предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж». Авторы проекта – SANAA
Фотография: Архи.ру
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Макет. Проект реконструкции павильона «Машины и орудия» / Шестигранника в Парке Горького для музея «Гараж»
Фотография: Иван Ерофеев © Музей современного искусства «Гараж»
Шесть принципов проекта SANAA для Шестигранника

1. Геометрия + пропорции
Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана Жолтовского.

2. Соединенные пространства
Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора. Между павильонами сохраняется не только визуальная, но и буквальная (проходы) связь, что обеспечивает цельность всего архитектурного плана.

3. Дневной свет
Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами Музея.

4. Пространственная организация
Сохранение пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит программам Музея большую пространственную вариативность.

5. Элементы декора/интерьеров
Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление неоклассического абриса здания. Более поздние добавления и детали считать самостоятельными или вторичными по отношению к проекту Жолтовского.

6. Ландшафт
Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов и визуально соединить «Шестигранник» с павильоном «Времена года».
Справка
Здание Шестигранника было построено по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова, Николая Колли (?) и Виктора Кокорина для Первой сельскохозяйственной и кустарной выставки, которая прошла на территории нынешнего Парка Горького в 1923 году, как павильон «Машины и орудия» раздела «Механизация». Здание с бетонным каркасом и деревянным заполнением стало единственной постройкой, сохранившейся от выставки – остальные павильоны были полностью деревянными и были сразу разобраны. 

Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, которая служит внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных балок с диагональными гуртами. 

После 1928 года здание было переоборудовано в Главную столовую Парка культуры и отдыха, тогда в двух крыльях обустроили кухню, обустроили туалеты. В конце 1930-х годов столовую перестроили, приспособив для функционирования зимой с 1935 года ее стали называть Шестигранником. В начале 1960-х в здании разместился цех по производству лимонада. Затем оно было заброшено и несколько раз горело. В 1999 году Шестигранник поставлен на охрану как вновь выявленный объект. 

Строительство планируют закончить в 2026 году.