Мы уже рассказывали, что кинотеатр Garage Screen в 2022 году будет построен по проекту Lipman Architects. Павильон появится весной будущего года на Площади искусств напротив музея «Гараж».
Конкурс на проект летнего кинотеатра уже стал традицией и проводится в третий раз. К участию приглашались архитекторы из Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, России и Украины. Разработкой проектов занимались шесть команд, прошедших квалификационный отбор.
Ниже – все проекты-финалисты.
Lipman Architects
Дмитрий Липман, основатель Lipman Architects
Когда мы начинали конкурс, я сразу ребятам предложил каким-то образом связаться с темой переработки. Эта тема нам интересна, особенно мне, у меня есть диссертация на эту тему, сейчас я над ней работаю. Мы заранее поняли, что будем двигаться в этом направлении, хотя еще не знали, что точно будет. И дошли до определенного момента, когда поняли, что чего-то не хватает. Вроде бы сама тема переработки есть, все технические моменты решены, они сами из этой темы вылились, но не было какой-то связи между тем, что мы придумали, и темой конкурса, кинотеатром, с «Гаражом». И в этом отношении нам очень помог тот факт, что на первом этапе конкурсанты подавали заявки в видеоформате. Мы начали работать над видео и параллельно работали над проектом. Это очень помогло нам реализовать какие-то моменты, над которыми мы до этого не думали, и внести фактор времени, который очень важен в кино, и который выражается в нашем проекте.
ludi_architects
Нехмат Самедов, ludi architects
Нам было важно обратить внимание на то, что будет внутри – фильмы, фестивали, кинопоказы. Хотелось сосредоточиться на функции здания, не участвовать в погоне за суперформой, цветом и материалом, сделать простую форму. Мы смотрели видеосессию для участников конкурса, которую подготовила КБ Стрелка, и там прозвучало слово, которое мне запало в голову – «приманка». Формообразование павильона у нас идет от образа ловушки для птиц – пустой коробки, которую подпирают палкой. Когда птица залетает под коробку, дергают за веревку, привязанную к палке, и коробка опускается. Мы подумали, что приманка – это экран и кино. Большую часть времени павильон находится под углом, в просвете можно увидеть стулья и его интерьер. Благодаря такой «приманке», уже на этапе прогулки вдоль музея у горожан начинает выстраиваться связь с кинотеатром, они могут обсудить, «что же там внутри». А затем, когда начинается сеанс, павильон плавно опускается вниз. Ловушка закрывается.
АБ 15 41
Денис Кочанов, Люба Русских, АБ 15 41
Когда обдумывали проект, обратились к тому, что такое кино в целом, посмотрели кучу лекций киноведов и режиссеров. Появилась мысль, что кино – это особый мир, который создает режиссер. И задача этого павильона – создать этот отдельный, другой мир, в котором будет демонстрироваться искусство. Плюс, поскольку в брифе рекомендовалось включить художника в команду, мы подумали, что главный художник – это режиссер, который создает свою картину. В нашем павильоне каждый режиссер со своим фильмом будет в нашей команде. Мы планируем, что мы создаем пространство для художника. Мы проводили исследование на тему кино и наткнулись на цитату Тарковского, которая очень созвучна с нашей идеей. Она о том, что каждый режиссер – поэт, который создает свой собственный мир.
Архитектурное бюро ГОРА
Мария Юдина, Анастасия Булахова, архитектурное бюро ГОРА
Сначала мы решили поразмышлять о том, что такое лето, летний кинотеатр, временный павильон, с чем это может ассоциироваться. И тут же пришел образ деревни, села, потому что летом все достаточно часто утекают из большого города. И тут мы вдохновились домами культуры в селах, в небольших деревнях, городах. Дом культуры – это такая отправная точка культуры всей России. Что конкретно нас вдохновило – это уникальная деревянная архитектура. Если посмотреть на какие-то интересные окошечки, двери, мы увидим, что эта архитектура содержит уникальный архитектурный язык, код. Нам кажется, что этот русский архитектурный код – он именно в маленьких таких городочках. Соответственно, лето, деревня – все это навело нас на мысль обратиться к образу домов культуры. Мы не просто берем какие-то старые элементы архитектуры, мы их переосмысливаем, и уже в архитектурных формах из них составляем новый объект с отсылкой к уникальным деталям. И следующая тема, что сначала мы «привезли деревню в город», обозначили проблему: что дома культуры исчезают, села исчезают, культура в них исчезает. А потом, когда сезон прошел, мы павильон не разбираем и не утилизируем даже какими-то экоспособами, а перевозим его в поселок, в какое-то село, где люди нуждаются в новом объекте культуры, таком социальном, инфрастуктурном. И там он начинает жить новую жизнь, может быть, немного в другом обличии. То есть у нас есть каркас, он разбирается на составные части, а через год загружается в машину, уезжает на другое место и там обретает новый смысл. При этом каркас может утепляться, а форма остается. Такая новая типология домов культуры. Но прежде всего нужно это показать на главной площадке. Нам кажется, что такой отсыл к нашим корням – он настоящий.
BORUS ARCHITECTURE + Баско Бо Гораздо
Андрей Зайцев, Игорь Орестов, Евгений Бураков, консорциум BORUS ARCHITECTURE + Баско Бо Гораздо
Анимация с барьерной сеткой (Barrier-grid animation) – это анимационный эффект, создаваемый перемещением прозрачно-полосатого слоя по чересстрочному изображению. Российский режиссер Семен Иванов в 1940-х годах стал снимать автостереоскопические (трехмерные) фильмы. Специально для них был построен 180-местный театр «Московское Стереокино». Со временем стоимость, размер и вес необходимой установки, а также ограниченная зона для просмотра фильмов с барьерной сеткой стали проблемами, из-за которых кинотеатры с барьерной решеткой стали финансово нежизнеспособными. Спустя столько лет разлуки мы предлагаем визионерам музея современного искусства Garage воссоединить анимацию с барьерной сеткой и кино в архитектуре фасада летнего кинотеатра Garage Screen.
Творческий коллектив KASARCHITECTS
Инал Касландия, Творческий коллектив Kas Architects
В нашем понимании, кино находится между точной передачей реальности и созданием альтернативной реальности. Оно способно оказывать влияние на зрителя и создавать связь с ним.
В павильоне мы старались отразить идею изменения пространства и создание взаимодействия с посетителем. Объем павильона разделяется на два уровня. Нижний формируется волнообразной линией, которая отсылает к образу сценического занавеса, который своей отражающей поверхностью растворяется в окружающем пространстве. Отражение транслирует некую форму искажения реальности. Посетитель может отразиться от поверхности, раствориться в окружении или пройти сквозь, оказавшись в совершенно ином внутреннем пространстве. Отражение позволяет верхнему уровню зависнуть над площадью. Верхний уровень формируется на основе модульной многослойной пространственной структуры. Геометрия объёма, рисунок паттерна сетки, её многоплановость и проницаемость играют основную роль в формировании общей динамики павильона. Объем решетки создает эффект изменения и раскрытия структуры по мере движения наблюдателя по площади.