Будущее не дремлет

Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.

mainImg
Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы» – результат сотрудничества ГНИМА, российского подразделения Европейского культурного центра ECC Russia и Итальянского культурного центра в Москве. Она заняла основные залы дома Талызиных на Воздвиженке и стартовала 31 января с кураторской экскурсии и симпозиума, всем участникам которого раздали свежеизданные каталоги выставки.
Валерия Романини, куратор выставки «Общественная архитектура – будущее Европы», с каталогом в руках
Фотография: Архи.ру

Выставка, в которой, по словам организаторов, участвует порядка 40 архитекторов и организаций, решена, образно говоря, по принципу калейдоскопа или «сборной солянки», отчего во многом напоминает кураторские экспозиции венецианского Арсенала на биеннале архитектуры разных лет: куратор формулирует мысль, как правило довольно сложно интерпретируемую и потому размытую, и приглашает огромное количество архитектурных мастерских, которые подходят, с его точки зрения, слогану, выделяя им пятачок побольше и поменьше. В основном все показывают свои проекты, хорошо если инсталляциями, развлекающими воображение зрителя; реже кто-то делает действительно тематические экспозиции, ставящие вопросы и раскрывающие тему. Получается, в общем-то, очень информативно, хотя подписи бедные, почти условные, и если автор подал свой проект подробно – он смотрится яснее, а если нет, то уж нет.

Характерным примером такого набора была биеннале 2018 года под кураторством Grafton; в рамках той биеннале European Cultural Centre в рамках параллельной программы обустроил два небольших сада Marinaressa по набережной Семи мучеников и показал выставки в двух палаццо, Бембо и Мора (последнее служит резиденцией Центра). В биеннале ECC активно участвуют с 2012 года, как в биеннале современного искусства, так и архитектуры – все проекты для последней объединены под названием Time Space Existence, каждая собирает довольно много участников разной степени известности.
Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Как говорится, казалось бы при чем здесь биеннале? – Ну, как минимум на выставке, которая развернулась сейчас в анфиладе, показан проект обустройства садов на набережной 2018 года, да и видеоинтервью программы Time Space Existence, показанные в зале с колоннами, все со «звездами», среди которых Арата Исодзаки, Питер Айзенман, Даниил Либескинд и не только – составляют довольно увлекательную часть программы. Можно сидеть и слушать, они не длинные, а тексты приведены в каталоге. Все это создает ободряющую проекцию на всемирный контекст, напоминает о Венеции, – а, перефразируя кино, Венеция это всегда хорошая идея. Звезды, которые присутствуют здесь на экранах как пророки на храмовых сводах, излагая пару истин, осеняют собой выставку и создают эффект причастности. Словом, венецианская нота здесь отнюдь не лишняя, а может быть даже и главная, более того, выставка даже может показаться частью подготовки к биеннале, чья тема «Как мы будем жить вместе» неплохо коррелирует с выбранной ECC для ГНИМА темой общественной архитектуры. Можно было бы взять эту экспозицию и «пересадить» куда-нибудь в collaterale; впрочем, ни о чем подобном не сообщается, согласно каталогу и описаниям, никакого отношения к биеннале выставка не имеет, так что это мое личное оценочное суждение, основанное на формате выставки, чур, чур.
Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Возвращаясь на минуту к «звездам» – их, помимо интервью на экранах, которые представляют отдельный, образовательный, сюжет, в остальной части выставки совсем немного. Под определение «звездной» архитектуры, строго говоря, подходит только здание филиала музея Виктории и Альберта в Данди Кенго Кумы. И, наверное, еще Петер Кулька, которому отведен целый зал (с колоннами, тот самый, где видеоинтервью) – он показывает свои проекты реконструкций общественных зданий Германии после падения стены, в общей сложности 7 сюжетов, из них два парламента и одна железнодорожная станция в Лейпциге. И еще, может быть, проект больницы в португальской Еворе, в работе над которой участвовал Эдуарду Соту де Мора.

Российских участников – смотря как считать – либо двое либо четверо. Андрей Боков показывает проект, посвященный Сенежской студии Евгения Розенблюма: тема во всех отношениях интересная, но, во-первых, выпадает из общего контекста выставки, составленной в основном из современных сюжетов, а во-вторых, из-за того, что выдержки из издания Tatlin нарезаны в объемную конструкцию, очень плохо воспринимаемую и как носитель информации почти бесполезную. Сложно изучить Сенежскую студию, разглядывая получившуюся головоломку – даже если захотеть; да, можно заинтересоваться и обратиться к книге Tatlin, и все же зритель может почувствовать себя немного обманутым, как будто его втянули в некий сюжет, но дали слишком мало намеков.
Экспозиция Андрея Бокова: Сенежская школа. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Второй чисто российский участник – Уральский архитектурно-художественный университет. Хорошо что он есть, но его стенды представляют собой пример, который лежит ближе всего к практике традиционных российских «планшетов».
Экспозиция Уральского архитектурно-художественного университета, фрагмент (самый выразительный). Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Два других примера скорее относятся к области международного сотрудничества: UNStudio среди трех своих проектов показывает терминал канатной дороги через реку Амур в Благовещенске, проект-победитель конкурса, а студия M+R interior architecture – большой набор (штук шесть) лаунж-зон в аэропорту Шереметьево. И если Благовещенск встречаешь на выставке скорее с радостью, то от лаунжа «Рублёв», где из контуров церковной главы сделали своего рода клетку Фарадея, хочется скорее кричать и спрятать эту картинку от духа Тарковского, чтобы ненароком не увидел.

Остальные проекты отличаются, в общем-то, пестротой и разнообразием, как с позиции масштаба, так и показа и степени раскрытия в них темы. По мере продвижения становится ясно, что они собраны по группам, но логика комплектации скорее сбивчивая. В первом зале, к примеру, стоит поклониться названию фонда Мис ван Дер Роэ, но именно поклониться, его стена скорее обозначает присутствие знаменитой организации и поддержку начинания ее именем. И напротив, в том же зале любопытен проект венских архитекторов Baar-Baarenfels, посвященный консервации римских руин на площади Независимости в Софии – похож на сплющенный вариант пирамиды Лувра, окружен сталинской архитектурой, которую невольно начинаешь сравнивать с парижским дворцом, и в то же время представляет собой интересный вариант экспонирования руин – много лучший, чем просто запотевшее стекло под ногами.

С другой стороны, далее мы видим подборку просто-ЖК, причем часть из них даже высотные. Общественная архитектура здесь – во дворах и прочих дополнительных пространствах, в благоустройстве и в том, что у нас принято называть МОПами, местами общего пользования. Тема страшно популярная и даже перегретая, сразу удивительно, что своих в Москве не нашлось высказаться о них как подвидах общественной архитектуры. Зато показана местами хорошо – к примеру Duplex Architekten демонстрируют реконструкцию стекольной фабрики в жилой район с развитым общественным и коммерческим пространством беспроигрышным методом «замочной скважины» с цветными миниатюрными фигурками в окошках.
  • zooming
    1 / 5
    Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Duplex Architekten. Реконструкция стекольной фабрики в Бюлахе, Швейцария
    Макеты: Gruber Forster GmbH. Фотография: Архи.ру.
  • zooming
    4 / 5
    Duplex Architekten. Реконструкция стекольной фабрики в Бюлахе, Швейцария
    Макеты: Gruber Forster GmbH. Фотография: Архи.ру.
  • zooming
    5 / 5
    Duplex Architekten. Реконструкция стекольной фабрики в Бюлахе, Швейцария
    Макеты: Gruber Forster GmbH. Фотография: Архи.ру.

LAVA показывают свой проект павильона Германии на ЭКСПО 2020 не только макетом и роликом, и в VR-устройстве, с помощью 3D-очков, представляя это как взаимодействие цифровых технологий и природы: природа больше не предмет копирования, она эволюционно развивается «из себя». Но все это, и слова, и приемы, почему-то не работает на понимание исключительности данного проекта, скорее кажется избыточным дополнением. Или объяснено не очень хорошо, или авторы попросту много играют словами.
  • zooming
    1 / 3
    LAVA: проект павильона Германии на ЭКСПО 2020. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    LAVA: проект павильона Германии на ЭКСПО 2020. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    LAVA: проект павильона Германии на ЭКСПО 2020. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру

Самый приятный зал – тот, в котором расположены стенды Уральского университета. Его середина занята инсталляцией на тонких ножках, посвященной очень небольшому объекту – выставочному павильону Розы в парке Ремсхальдена, небольшом городке к востоку от Штутгарта. Воздушная беседка на холме показана столь же воздушно, так что ее общественный смысл как раз-таки вполне очевиден и даже ощущается.
Schulz und Schulz: Павильон Розы, беседка для садового фестиваля в Ремсхальдене, Германия. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
Schulz und Schulz: Павильон Розы, беседка для садового фестиваля в Ремсхальдене, Германия. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Как и у соседнего проекта, смотровой площадки в исландском Болугарвике архитекторов Sei Studio.
Sei Studio: смотровая площадка в Болугарвике, Исландия. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Довольно увлекателен проект из жанра партиципации: архбюро NIDUM и transparadiso показывают результаты опроса жителей Мальты о судьбе Шале в Слиме, заброшенной приморской террасы-танцплощадки. Стена увешана фотографиями и надписями, а в видеоролике можно услышать характерные, почти прямо московские рассуждения о засилье девелоперов и «коробках» из стекла и бетона, которые ужасно смотрятся в исторической застройке.
NIDUM и transparadiso: проект про Шале в Слиме, Мальта. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
NIDUM и transparadiso: проект про Шале в Слиме, Мальта. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру

Но на самом деле сразу надо идти в самый последний зал, – апофеоз там. «Рабочая группа идеальных пространств» на грубо нарисованной диараме и еще одном дополнительном экранчике показывает срез левоутопических штампов и пугалок: «наша экспозиция – про возможные варианты будущего». Для примера: люди не слушали климатологов-алармистов, всех затопило, мало кто остался. Мировое правительство контролирует и внушает мысли. И наоборот: утопия, земля в общем владении, никто не обижает животных, «война между полами закончена» (видимо, одно надо называть гендерным миром, другое анималистическим) – все это тысячу раз описано в кино и книгах, ощущение такое, что нам напоминают основные сюжеты, но очень пунктирно, чтобы не забыли устав комсомола, ведь завтра сдавать.

Самая феерическая – собственно диарама, комбинация трех пространств с тремя сюжетами. Слева – парк, страшно похожий на ВДНХ по духу, хотя отнюдь не только на него: на входе колоссальные юноша и девушка, но не в порыве, как Рабочий и Колхозница, а в статуарном stand-up, напротив дом-колонна, гибрид башни Татлина, Дворца Советов и колонны Траяна. Все вместе доказывает, что античный идеал общественных пространств по-прежнему актуален и ни советские, ни фашистские примеры таких вот пафосных пространств, похоже, не отпугивают. На противоположной стене – вариант будущего, где люди намеренно покинули большие города: на фоне стеклянные башни, примерно как в фильме Valli; живут обитатели нового мира в этаких вигвамчиках, общественные здания у них тоже вигвамчики, но побольше. Третий мир «террасный», самый реальный, хотя и уставлен зиккуратами, зато машины под жилыми платформами.

В принципе логично: до этого в основном попурри общественной архитектуры, а на закуску попурри идей про будущее, светлое и не очень, правда, поданных несколько шаблонно, и очень уж узнаваемых, если не приевшихся, – так сказать, будущее в прошедшем. Но главное, что хочется понять – есть ли тут доля шутки, и вот нет уверенности, что есть. А вдруг всё это искренне? Тогда страшновато.
  • zooming
    1 / 7
    Диарама «Рабочей группы идеальных пространств». Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    3 / 7
    Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    4 / 7
    Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    5 / 7
    Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    6 / 7
    Диарама: Террасный мир. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
  • zooming
    7 / 7
    Диарама: Вигвамчики для новой жизни вне мегаполиса. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
    Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика

Несмотря на некоторую, как кажется, случайность набора проектов выставка выглядит живой и увлекательной, и каталог ее удачно поддерживает: многие из показанных проектов не выходят «в топ», что делает подборку как минимум любопытной, хотя она совершенно не каталожная и тему не столько раскрывает, сколько затрагивает. Но на биеннале мы такие выставки быстро пробегаем из-за обилия разного материала, а здесь есть возможность всмотреться и вдуматься в какие-то не совсем обязательные истории: превращение склада в начальную школу в Базеле или создание «игрового кохаузинга» в здании старой школы XIX века, в лесах под Хельсинки. Не всегда все объяснено и понятно, местами преобладает плетение слов и пустая риторика (хотя кроме прочего надо поменьше читать русский перевод, он прихрамывает и на экспозиции, и в каталоге). Но сами сюжеты – в основном интересны.

04 Февраля 2020

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.