Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы» – результат сотрудничества ГНИМА, российского подразделения Европейского культурного центра ECC Russia и Итальянского культурного центра в Москве. Она заняла основные залы дома Талызиных на Воздвиженке и стартовала 31 января с кураторской экскурсии и симпозиума, всем участникам которого раздали свежеизданные каталоги выставки.
Валерия Романини, куратор выставки «Общественная архитектура – будущее Европы», с каталогом в руках
Фотография: Архи.ру
Выставка, в которой, по словам организаторов, участвует порядка 40 архитекторов и организаций, решена, образно говоря, по принципу калейдоскопа или «сборной солянки», отчего во многом напоминает кураторские экспозиции венецианского Арсенала на биеннале архитектуры разных лет: куратор формулирует мысль, как правило довольно сложно интерпретируемую и потому размытую, и приглашает огромное количество архитектурных мастерских, которые подходят, с его точки зрения, слогану, выделяя им пятачок побольше и поменьше. В основном все показывают свои проекты, хорошо если инсталляциями, развлекающими воображение зрителя; реже кто-то делает действительно тематические экспозиции, ставящие вопросы и раскрывающие тему. Получается, в общем-то, очень информативно, хотя подписи бедные, почти условные, и если автор подал свой проект подробно – он смотрится яснее, а если нет, то уж нет.
Характерным примером такого набора была биеннале 2018 года под кураторством Grafton; в рамках той биеннале European Cultural Centre в рамках параллельной программы обустроил два небольших сада Marinaressa по набережной Семи мучеников и показал выставки в двух палаццо, Бембо и Мора (последнее служит резиденцией Центра). В биеннале ECC активно участвуют с 2012 года, как в биеннале современного искусства, так и архитектуры – все проекты для последней объединены под названием Time Space Existence, каждая собирает довольно много участников разной степени известности.
Как говорится, казалось бы при чем здесь биеннале? – Ну, как минимум на выставке, которая развернулась сейчас в анфиладе, показан проект обустройства садов на набережной 2018 года, да и видеоинтервью программы Time Space Existence, показанные в зале с колоннами, все со «звездами», среди которых Арата Исодзаки, Питер Айзенман, Даниил Либескинд и не только – составляют довольно увлекательную часть программы. Можно сидеть и слушать, они не длинные, а тексты приведены в каталоге. Все это создает ободряющую проекцию на всемирный контекст, напоминает о Венеции, – а, перефразируя кино, Венеция это всегда хорошая идея. Звезды, которые присутствуют здесь на экранах как пророки на храмовых сводах, излагая пару истин, осеняют собой выставку и создают эффект причастности. Словом, венецианская нота здесь отнюдь не лишняя, а может быть даже и главная, более того, выставка даже может показаться частью подготовки к биеннале, чья тема «Как мы будем жить вместе» неплохо коррелирует с выбранной ECC для ГНИМА темой общественной архитектуры. Можно было бы взять эту экспозицию и «пересадить» куда-нибудь в collaterale; впрочем, ни о чем подобном не сообщается, согласно каталогу и описаниям, никакого отношения к биеннале выставка не имеет, так что это мое личное оценочное суждение, основанное на формате выставки, чур, чур.
Возвращаясь на минуту к «звездам» – их, помимо интервью на экранах, которые представляют отдельный, образовательный, сюжет, в остальной части выставки совсем немного. Под определение «звездной» архитектуры, строго говоря, подходит только здание филиала музея Виктории и Альберта в Данди Кенго Кумы. И, наверное, еще Петер Кулька, которому отведен целый зал (с колоннами, тот самый, где видеоинтервью) – он показывает свои проекты реконструкций общественных зданий Германии после падения стены, в общей сложности 7 сюжетов, из них два парламента и одна железнодорожная станция в Лейпциге. И еще, может быть, проект больницы в португальской Еворе, в работе над которой участвовал Эдуарду Соту де Мора.
Российских участников – смотря как считать – либо двое либо четверо. Андрей Боков показывает проект, посвященный Сенежской студии Евгения Розенблюма: тема во всех отношениях интересная, но, во-первых, выпадает из общего контекста выставки, составленной в основном из современных сюжетов, а во-вторых, из-за того, что выдержки из издания Tatlin нарезаны в объемную конструкцию, очень плохо воспринимаемую и как носитель информации почти бесполезную. Сложно изучить Сенежскую студию, разглядывая получившуюся головоломку – даже если захотеть; да, можно заинтересоваться и обратиться к книге Tatlin, и все же зритель может почувствовать себя немного обманутым, как будто его втянули в некий сюжет, но дали слишком мало намеков.
Экспозиция Андрея Бокова: Сенежская школа. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
Второй чисто российский участник – Уральский архитектурно-художественный университет. Хорошо что он есть, но его стенды представляют собой пример, который лежит ближе всего к практике традиционных российских «планшетов».
Два других примера скорее относятся к области международного сотрудничества: UNStudio среди трех своих проектов показывает терминал канатной дороги через реку Амур в Благовещенске, проект-победитель конкурса, а студия M+R interior architecture – большой набор (штук шесть) лаунж-зон в аэропорту Шереметьево. И если Благовещенск встречаешь на выставке скорее с радостью, то от лаунжа «Рублёв», где из контуров церковной главы сделали своего рода клетку Фарадея, хочется скорее кричать и спрятать эту картинку от духа Тарковского, чтобы ненароком не увидел.
Остальные проекты отличаются, в общем-то, пестротой и разнообразием, как с позиции масштаба, так и показа и степени раскрытия в них темы. По мере продвижения становится ясно, что они собраны по группам, но логика комплектации скорее сбивчивая. В первом зале, к примеру, стоит поклониться названию фонда Мис ван Дер Роэ, но именно поклониться, его стена скорее обозначает присутствие знаменитой организации и поддержку начинания ее именем. И напротив, в том же зале любопытен проект венских архитекторов Baar-Baarenfels, посвященный консервации римских руин на площади Независимости в Софии – похож на сплющенный вариант пирамиды Лувра, окружен сталинской архитектурой, которую невольно начинаешь сравнивать с парижским дворцом, и в то же время представляет собой интересный вариант экспонирования руин – много лучший, чем просто запотевшее стекло под ногами.
С другой стороны, далее мы видим подборку просто-ЖК, причем часть из них даже высотные. Общественная архитектура здесь – во дворах и прочих дополнительных пространствах, в благоустройстве и в том, что у нас принято называть МОПами, местами общего пользования. Тема страшно популярная и даже перегретая, сразу удивительно, что своих в Москве не нашлось высказаться о них как подвидах общественной архитектуры. Зато показана местами хорошо – к примеру Duplex Architekten демонстрируют реконструкцию стекольной фабрики в жилой район с развитым общественным и коммерческим пространством беспроигрышным методом «замочной скважины» с цветными миниатюрными фигурками в окошках.
Duplex Architekten. Реконструкция стекольной фабрики в Бюлахе, Швейцария
Макеты: Gruber Forster GmbH. Фотография: Архи.ру.
Duplex Architekten. Реконструкция стекольной фабрики в Бюлахе, Швейцария
Макеты: Gruber Forster GmbH. Фотография: Архи.ру.
Duplex Architekten. Реконструкция стекольной фабрики в Бюлахе, Швейцария
Макеты: Gruber Forster GmbH. Фотография: Архи.ру.
LAVA показывают свой проект павильона Германии на ЭКСПО 2020 не только макетом и роликом, и в VR-устройстве, с помощью 3D-очков, представляя это как взаимодействие цифровых технологий и природы: природа больше не предмет копирования, она эволюционно развивается «из себя». Но все это, и слова, и приемы, почему-то не работает на понимание исключительности данного проекта, скорее кажется избыточным дополнением. Или объяснено не очень хорошо, или авторы попросту много играют словами.
LAVA: проект павильона Германии на ЭКСПО 2020. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
LAVA: проект павильона Германии на ЭКСПО 2020. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
LAVA: проект павильона Германии на ЭКСПО 2020. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
Самый приятный зал – тот, в котором расположены стенды Уральского университета. Его середина занята инсталляцией на тонких ножках, посвященной очень небольшому объекту – выставочному павильону Розы в парке Ремсхальдена, небольшом городке к востоку от Штутгарта. Воздушная беседка на холме показана столь же воздушно, так что ее общественный смысл как раз-таки вполне очевиден и даже ощущается.
Schulz und Schulz: Павильон Розы, беседка для садового фестиваля в Ремсхальдене, Германия. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
Schulz und Schulz: Павильон Розы, беседка для садового фестиваля в Ремсхальдене, Германия. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
Как и у соседнего проекта, смотровой площадки в исландском Болугарвике архитекторов Sei Studio.
Sei Studio: смотровая площадка в Болугарвике, Исландия. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
Довольно увлекателен проект из жанра партиципации: архбюро NIDUM и transparadiso показывают результаты опроса жителей Мальты о судьбе Шале в Слиме, заброшенной приморской террасы-танцплощадки. Стена увешана фотографиями и надписями, а в видеоролике можно услышать характерные, почти прямо московские рассуждения о засилье девелоперов и «коробках» из стекла и бетона, которые ужасно смотрятся в исторической застройке.
NIDUM и transparadiso: проект про Шале в Слиме, Мальта. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
NIDUM и transparadiso: проект про Шале в Слиме, Мальта. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Фотография: Архи.ру
Но на самом деле сразу надо идти в самый последний зал, – апофеоз там. «Рабочая группа идеальных пространств» на грубо нарисованной диараме и еще одном дополнительном экранчике показывает срез левоутопических штампов и пугалок: «наша экспозиция – про возможные варианты будущего». Для примера: люди не слушали климатологов-алармистов, всех затопило, мало кто остался. Мировое правительство контролирует и внушает мысли. И наоборот: утопия, земля в общем владении, никто не обижает животных, «война между полами закончена» (видимо, одно надо называть гендерным миром, другое анималистическим) – все это тысячу раз описано в кино и книгах, ощущение такое, что нам напоминают основные сюжеты, но очень пунктирно, чтобы не забыли устав комсомола, ведь завтра сдавать.
Самая феерическая – собственно диарама, комбинация трех пространств с тремя сюжетами. Слева – парк, страшно похожий на ВДНХ по духу, хотя отнюдь не только на него: на входе колоссальные юноша и девушка, но не в порыве, как Рабочий и Колхозница, а в статуарном stand-up, напротив дом-колонна, гибрид башни Татлина, Дворца Советов и колонны Траяна. Все вместе доказывает, что античный идеал общественных пространств по-прежнему актуален и ни советские, ни фашистские примеры таких вот пафосных пространств, похоже, не отпугивают. На противоположной стене – вариант будущего, где люди намеренно покинули большие города: на фоне стеклянные башни, примерно как в фильме Valli; живут обитатели нового мира в этаких вигвамчиках, общественные здания у них тоже вигвамчики, но побольше. Третий мир «террасный», самый реальный, хотя и уставлен зиккуратами, зато машины под жилыми платформами.
В принципе логично: до этого в основном попурри общественной архитектуры, а на закуску попурри идей про будущее, светлое и не очень, правда, поданных несколько шаблонно, и очень уж узнаваемых, если не приевшихся, – так сказать, будущее в прошедшем. Но главное, что хочется понять – есть ли тут доля шутки, и вот нет уверенности, что есть. А вдруг всё это искренне? Тогда страшновато.
Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
Диарама: Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
Диарама:
Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
Диарама:
Международный центр. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
Диарама: Террасный мир. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
Диарама: Вигвамчики для новой жизни вне мегаполиса. Выставка «Общественная архитектура – будущее Европы», ГНИМА
Рабочая группа идеальных пространств / пересъемка ролика
Несмотря на некоторую, как кажется, случайность набора проектов выставка выглядит живой и увлекательной, и каталог ее удачно поддерживает: многие из показанных проектов не выходят «в топ», что делает подборку как минимум любопытной, хотя она совершенно не каталожная и тему не столько раскрывает, сколько затрагивает. Но на биеннале мы такие выставки быстро пробегаем из-за обилия разного материала, а здесь есть возможность всмотреться и вдуматься в какие-то не совсем обязательные истории: превращение склада в начальную школу в Базеле или создание «игрового кохаузинга» в здании старой школы XIX века, в лесах под Хельсинки. Не всегда все объяснено и понятно, местами преобладает плетение слов и пустая риторика (хотя кроме прочего надо поменьше читать русский перевод, он прихрамывает и на экспозиции, и в каталоге). Но сами сюжеты – в основном интересны.