Градсовет Петербурга 3.10.2018

Обсуждение концепции расширения музея Достоевского вылилось в дискуссию о праве современной архитектуры соседствовать с исторической застройкой Петербурга.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

05 Октября 2018
mainImg

Архитектор:

Евгений Герасимов

Проект:

Концепция расширения Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского
Россия, Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 2/5, литера А

2018

Заказчик: Фонд поддержки и развития Музея Ф.М. Достоевского «Петербург Достоевского»
Концепция расширения Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского 
Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 2/5, литера А
Проектировщик: ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Заказчик: Фонд поддержки и развития Музея Ф.М. Достоевского «Петербург Достоевского»
Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, 2018
© Евгений Герасимов и партнеры

Проект расширения музея Достоевского выносят на общественное и профессиональное обсуждение уже не в первый раз. Причин пристального внимания к нему несколько: исторический центр Петербурга и имя писателя, финансирование проекта на благотворительной основе при участии крупных бизнесменов, газон на участке, подчеркнуто современный фасад музея. Заседание традиционно предварял одиночный пикет, призывающий не допустить стройку.

Первой выступила директор музея Наталья Ашимбаева, которая вновь рассказала о том, почему новое пространство необходимо: музею скоро 50 лет, он значительно расширил свою деятельность, появились выставки и различные проекты, для которых нет места. В новое здание переедет театр музея, а значит старое полуподвальное помещение освободится для хранения фондов. Сейчас у музея для выставок всего 103 м2, в новом здании будет еще 244.
Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, 2018 © Евгений Герасимов и партнеры

Евгений Герасимов выступил сначала как соучредитель «Фонда поддержки и развития Музея Ф.М. Достоевского» и рассказал о финансировании проекта. Здание будет строиться за счет благотворителей, среди которых и обычные горожане, и бизнесмены: Андрей Якунин, Андрей Молчанов, Феликс Длин. На благотворительной основе работают проектные и инженерные организации – мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», ДОКА Центр и Tsn Group. Для строительства здания площадью 1600 м2 потребуется примерно 650 млн рублей. За счет собранных средств уже расселили одну из трех квартир в здании музея. В будущем фонд передаст музею по договору безвозмездного бессрочного пользования все помещения – и новые, и старые.

Евгений Герасимов рассказал о функциональном наполнении будущего здания и трансформации старого музея. Подробнее остановился на фасаде: он будет учитывать модуль этажей соседних зданий – музея и ИНЖЭКОНа, построенных в 1849 и 1912 годах соответственно. Серый гранит разных пород, оттенков и фактур будет сочетаться с медными листами, перекликающимися с куполами Владимирского собора. От идеи гравировки цитат из Достоевского решили отказаться – «слишком лобовой прием». Фасад получился «мощный, тактильный, дорогой, но недосказанный, чтобы долго не надоедал, и каждый в нем видел свое». Дворовый фасад также будет выполнен в камне, а если все-таки понадобится поставить наружную эвакуационную лестницу – ее закроют сеткой, по которой пустят плющ.

По мнению Евгения Герасимова, очень важно, чтобы музей выглядел не как доходный дом XIX века, а как общественное здание XXI. Когда фонду передадут участок, концепция будут дорабатывать в деталях, но радикально не изменится.
Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, 2018 © Евгений Герасимов и партнеры
Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, 2018 © Евгений Герасимов и партнеры

Рецензент Анатолий Столярчук, чтобы отмести ненужные обсуждения, сразу прошелся по «неархитектурным» вопросам, которые вызывают много споров: есть подписанный на Экономическом форуме 2018 года инвестдоговор, одобряющий строительство, деньги не бюджетные, нормативные документы не запрещают новое строительство на этом участке, сквер не ликвидируют, а частично застраивают и благоустраивают. Главный вопрос: может ли быть в этом месте новое здание, и если да, то какое.

На этот вопрос и пытались ответить в ходе дальнейших обсуждений. Предсказуемо образовалось два лагеря: архитекторы, которые считают что можно и должно, и градозащитники, которые ратуют за сохранение среды «Петербурга Достоевского».
Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского © Евгений Герасимов и партнеры

Анатолий Столярчук считает, что архитектура разных эпох Кузнечного переулка вполне способна принять новое здание. А фасад – «осмысленное, но не прямолинейное попадание в масштаб и стилистику окружения». Михаил Кондиайн согласился: «авторы взяли ритм, масштаб и горизонтальные сечения, поддержали карниз. Детали соответствуют теме и современному прочтению архитектуры». Никита Явейн предложил выпить за храбрость и обаяние Евгения Герсимова и высказал мнение, что «каменная стена с разными фактурами высокого качества, которого Евгений Герасимов умеет добиваться, – это правильный ход, она заменит детализацию, которой нам обычно не хватает».

Руководитель архитектурной мастерской «Б2» Феликс Буянов назвал работу интересной и состоявшейся, а также удивился извинительному тону архитектора и рецензента – предыдущим днем проект обсуждали на Молодежной секции Союза архитекторов, и там его встретили доброжелательно. Евгений Герасимов, к слову, действительно выглядел несколько уставшим от необходимости бесконечно объяснять свою работу. Также Феликс Буянов отметил, что если дворовый фасад и кровлю получится сделать зелеными, то «природы» на участке будет больше, чем в нынешнем сквере. Фасад по его мнению получился метафоричный: титаническая кладка намекает на титана отечественной литературы, «коренная порода нашего непобедимого города вышла на поверхность».

Впрочем, у архитекторов были и замечания. У Никиты Явейна вызвала сомнения «богатая банковская архитектура», на его взгляд, далекая от духа Достоевского. По словам Явейна, из общего строя «выпадает стеклянный градусник» атриума, который создает «эффект бутика и новорусскость», – эту мысль поддержали многие из присутствующих. Атриум члены совета предложили проработать тоньше или заглубить. Также сомнения вызвал эркер.
Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского © Евгений Герасимов и партнеры

Градозащитники высказывались более резко. Заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов назвал концепцию «радикальным вторжением в историческую среду квартала и Кузнечного переулка» и предложил путь архитектурной реставрации (раньше на участке стоял доходный дом, который снесли в 1950-х годах). Еще одна загвоздка: «здание музея – памятник федерального значения, у которого есть предметы охраны: наружные и внутренние капитальные стены, пробивать которые противозаконно». Также прозвучало мнение, что важнее умерить амбиции фонда и восстановить среду Петербурга Достоевского. Нынешнее решение – «взрыв, удар по ожиданию людей, которые приезжают посмотреть на то, в каких условиях Достоевский писал свои произведения». Доцент кафедры архитектуры Института имени И.Е. Репина Сергей Шмаков проголосовал за стилизацию. Руководитель центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов сослался на 820-й закон, который запрещает изменение традиционных приемов при новом строительстве в этой зоне, одновременно высказав ироническую уверенность в гибкости подхода юристов КГИОП.

Михаил Кондиайн определил споры вокруг проекта как «расхлебывание наследия девяностых», когда в городе совершенно оправданно и появилось градозащитное движение. Но, по словам архитектора, сложившееся в то время законодательство мешает развиваться городу, который сейчас живет уже в других реалиях: «Мумия вместо живого города – страшное явление, а не неприятная тенденция: в центре города нет качественной среды, новому поколению нечего дать». Михаил Кондиайн призвал найти правильные взаимоотношения с градозащитниками.

Кажется, что некоторые изменения в этих отношениях все же есть: члены градсовета высказывались на удивление спокойно и лояльно. Ближе к концу заседания, впрочем, кто-то начал требовать от градозащитников извинений, а те в ответ пригрозили списком градостроительных ошибок, но на том и закончилось.

Далее проект ждет обсуждение на Совете по сохранению культурного наследия.
Разрез 3-3. Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского © Евгений Герасимов и партнеры
Пятый этаж, план на отметке 14.700. Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского © Евгений Герасимов и партнеры
Четвертый этаж, план на отметке 11.100. Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского © Евгений Герасимов и партнеры
Третий этаж, план на отметке 7.800. Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского © Евгений Герасимов и партнеры
Второй этаж, план на отметке 4.500. Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского © Евгений Герасимов и партнеры
Первый этаж, план на нулевой отметке. Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского © Евгений Герасимов и партнеры
Минус первый этаж, на отметке -3600. Концепция развития Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского © Евгений Герасимов и партнеры


Архитектор:

Евгений Герасимов

Проект:

Концепция расширения Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского
Россия, Санкт-Петербург, улица Достоевского, дом 2/5, литера А

2018

Заказчик: Фонд поддержки и развития Музея Ф.М. Достоевского «Петербург Достоевского»

05 Октября 2018

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.