20.08.2008

Дом с деревом

Ансамбль из трех похожих дугообразных корпусов, объединенных общим стилобатом с парковкой, прост только на первый взгляд. На самом деле он наделен сюжетом, завязанным вокруг дерева, посаженного в круглом колодце в самом центре комплекса. Вероятно, из-за появления живого древесного стержня здания тоже понемногу начинают оживать и «шевелиться». Образно говоря.

информация:

Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECHоткрыть большое изображение

Многофункциональный комплекс должен быть построен на пересечении Нахимовского проспекта и Одесской улицы, на месте бывшей фабрики-прачечной. Район со старым вотчинно-усадебным названием Зюзино сейчас застроен пятиэтажками вперемежку с более новыми панельными домами и промзонами. Однако по московским меркам он уже довольно-таки «старый» и зеленый – в трех кварталах к югу Битцевский парк, рядом, с противоположной стороны Нахимовского проспекта – «спортивный парк Котловка», да и окружающие пятиэтажки за годы своего существования заросли деревьями. Помимо экологических наблюдений, а также пром- и типовой архитектуры, другого контекста поблизости не вырисовывается – нельзя же считать таковым удаленную на несколько кварталов церковь конца XVII века. Поэтому ничто не мешает появлению на перекрестке автомобильных трасс ансамбля из трех крупных стеклянных зданий.
Многофункциональный комплекс «Лотос». Ситуационный план © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Ситуационный план © SPEECHоткрыть большое изображение

Комплекс любопытен сочетанием безусловной массивности и некоторого, скажем так, сдержанного изящества, по-видимому, призванного искупить эту очевидную объемность, крупноватость сооружения (на 1,7 гектарах возникает около 150 000 м2). Он состоит из трех зданий, дугообразно изогнутых вокруг общего центра – при взгляде сверху комплекс похож на разомкнутый, разделенный на части цилиндр. А при взгляде на план он обнаруживает отдаленное сходство с пропеллером – «части цилиндра» расставлены не точно по кругу, а скорее по спирали.
Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 1 этажа © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 1 этажа © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 2 этажа © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 2 этажа © SPEECHоткрыть большое изображение

Центр воображаемого пропеллера – круглая площадь, к ней сходятся изогнутые проезды, которые соединяют здания между собой и пронизывают их насквозь, обеспечивая въезды-выезды с разных сторон. Площадь – не просто ландшафтный или транспортный прием – она выступает в роли стержня композиции не только фигурально, но и буквально. В центре площади задуман круглый колодец 12-метровой высоты, в колодце посажено дерево. Корни дерева – на минус четвертом уровне под землей, его крона должна быть видна из сквера, устроенного на крыше стилобата. Получается так, что дерево в колодце обозначает центр архитектурного ансамбля, воплощая в себе его ось – своего рода мифологическое «древо жизни», растущее из-под земли.
Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». План -4 этажа © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». План -4 этажа © SPEECHоткрыть большое изображение

Три корпуса (два офисных, один – апартаменты, но внешне они похожи) откликаются на живой «древесный» стержень композиции и вроде бы тоже начинают оживать. Обходя их вокруг, можно будет подумать, что здания шевелятся, но не сильно, без порыва и надрыва, а так, как это делают большие деревья при слабом ветре – слегка меняя форму кроны.

Эффект шевеления возникает из двух архитектурных приемов. Первый – формы зданий не строго вписаны в отрезки цилиндра. Ширина корпусов варьируется снизу вверх: их торцевые стены – не прямоугольные, а трапециевидные. Они сужаются и расширяются, причем так, что если один торец здания сужается книзу, то второй – противоположный – сужается кверху. Объемы корпусов приобретают вдобавок к основной дугообразной форме – слабую диагональную изогнутость, намек на ту форму, которую придают лопастям винта для лучшей аэродинамики. Но все это опять же не слишком. Разглядеть, что логика сужения-расширения именно такова, можно будет лишь пройдясь много раз вокруг и проанализировав ощущения. Первое же впечатление более непосредственное – корпуса не просто изогнутые, они еще и плавно меняют свою толщину.

Второй прием, придающий зданиям гибкость, связан с решением фасадов. Они разделены на горизонтальные ленты по два этажа в каждой. Фасадная плоскость каждой ленты наклонена к небу таким образом, как будто бы каждая пара из двух этажей вписана в гигантскую пирамиду. Сверху на нее надета еще одна такая же пирамида, на нее следующая, и так далее – эффект немного напоминает гигантскую игрушечную елку, составленную из стеклянных ярусов. Он же напоминает чешуйки броненосца или пластины доспеха средневекового рыцаря – в тех местах, где железный панцирь должен был сгибаться, пластины находили друг на друга и обеспечивали некоторую гибкость. В зданиях на Одесской улице, контуры корпусов колеблются, изменяют толщину объемов сверху-вниз и снизу-вверх – это требует от зданий визуального «запаса гибкости». Который и возникает из-за того, объемы кажутся составными – согласитесь, «чешуйчатую» форму легче гнуть, чем жесткий стеклянный параллелепипед.
Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECHоткрыть большое изображение

Разумеется, описанный эффект существует только на уровне образа – никто не собирается изгибать корпуса в режиме реального времени. Однако выглядят они так, как будто это возможно. Как если бы внутри зданий, например, были спрятаны специальные механизмы, которые позволяют изменять их конфигурацию – например, для того, чтобы обеспечить дереву в колодце максимум света в течение целого дня. Или чтобы медленно поворачивать само здание вслед за солнцем и наоборот, убегая в тень. Повторюсь, это всего лишь фантазии. Но если механизмы подобного рода вдруг появятся – форма корпусов многофункционального комплекса на Одесской улице будет для них подходящим архитектурным решением.

Пока же, в рамках статичной архитектуры, прием служит и некоторым другим, более близким целям. Во-первых, он защищает верхний этаж «лент» от солнца, так как расположенная над ним консоль отбрасывает тень. Во-вторых, стеклянные плоскости «лент» обращены к небу и отражают его эффективнее, чем это получается у вертикальных фасадов. Нельзя не вспомнить, что именно ради отражения неба подобный прием наклонных стеклянных лент был использован в дворовом фасаде «Эрмитаж-Плаза» Сергея Киселева (правда, там не было изгибов и мотив был направлен на решение задачи вписаться в городской контекст). И, наконец, третье – наклонные ленты сдвоены, а горизонтали междуэтажных перекрытий смягчены «растворяющейся» градиентной окраской. Горизонтали акцентированы через одну – это скрывает истинный масштаб здания, избавляет от измельченности полос и делает его более скульптурным – что особенно хорошо при взгляде из окна автомобиля, когда проезжающий не имеет времени вглядываться в детали.
Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Проект, 2007 © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». Рзвертка по Нахимовскому проспекту. Проект, 2007 © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Рзвертка по Нахимовскому проспекту. Проект, 2007 © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Развертка по Одесской улице. Проект, 2007 © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Развертка по Одесской улице. Проект, 2007 © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Деталь фасада © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Деталь фасада © SPEECHоткрыть большое изображение

Среди российских проектов Чобана & Кузнецова есть орнаментально-изобразительные, есть каменные – анализирующие традицию, а этот проект можно было бы, условно говоря, отнести к разряду «шевелящегося модернизма». Он стеклянный и металлический, простой и строгий, но не совсем. В нем наличествует движение – народившееся внутри архитектурной формы и застывшее, но вроде бы ненадолго, провоцируя наблюдателя опасаться, что здания зашевелятся снова.

Такому шевелению плохо быть бессюжетным, и у ансамбля есть интрига. Например такая. В бывшем усадебном, а ныне блочно-панельном, хотя и недешевом районе возникает железо-бетонный внутри, а снаружи стеклянный офисно-гостиничный комплекс. Как и полагается, его парковки занимают весь участок в длину, в ширину и на четыре этажа в глубину. Как и полагается, его архитектура – современная и строгая. Три здания комплекса вписаны в простую геометрическую форму цилиндра – здесь можно вспомнить московскую гостиницу «Космос», представляющую собой две трети очень правильного цилиндра. Но посередине бетонных парковок возникает нечто чуждое – «прорастает» дерево, как отголосок давно утраченной усадебной идентичности места. Это прорастание вынуждает архитектуру реагировать на него – «оживать» и «шевелиться». Что она и делает, взламывая гладкую стеклянную поверхность полосатой «чешуей» и искривляя свои контуры. Но все это – только архитектурный сюжет, дом, конечно же, не выкопается и никуда не уйдет, просто пошумит немного и замрет. Как дерево.
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 11 этажа (офисы) © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 11 этажа (офисы) © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 20 этажа © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 20 этажа © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 21 этажа (офисы, техническая часть) © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». План 21 этажа (офисы, техническая часть) © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». Разрез © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Разрез © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». Разрез © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Разрез © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». Фасад © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Фасад © SPEECHоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Лотос». Фасад © SPEECH
Многофункциональный комплекс «Лотос». Фасад © SPEECHоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Асадов
  • Никита Явейн
  • Антон Надточий
  • Олег Карлсон
  • Иван Кожин
  • Константин Ходнев
  • Александр Скокан
  • Алексей Курков
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Даниил Лоренц
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Асадов
  • Марк Сафронов
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Селивохин
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Скуратов
  • Илья Машков
  • Павел Андреев
  • Левон Айрапетов
  • Александр Попов
  • Валерий Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Зайченко
  • Александр Бровкин
  • Олег Мединский
  • Юрий Сафронов
  • Антон Барклянский
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Орешкин
  • Илья Уткин
  • Зураб Басария
  • Сергей Чобан
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Ликин
  • Наталья Сидорова
  • Рустам Керимов
  • Анатолий Столярчук
  • Роман Леонидов
  • Полина Воеводина
  • Василий Крапивин
  • Карен Сапричян
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Романов
  • Наталия Шилова
  • Юлия Тряскина
  • Антон Ладыгин
  • Вера Бутко
  • Екатерина Грень
  • Арсений Леонович
  • Владимир Плоткин
  • Владимир Биндеман
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Бирюков
  • Никита Токарев
  • Игорь Шварцман
  • Станислав Белых
  • Николай Миловидов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Васильев
  • Михаил Канунников
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи