Башни и мосты

Комплекс на Нахимовском проспекте – пример яркой и неординарной жилой архитектуры, где смелые пространственные и дизайнерские решения соединяются с традициями отечественной архитектурной школы.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

Проект:

Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте
Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 69 А

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Р.Асадов, Е.Вдовин, А.Асадов, К.Сапричян, Д.Зражевский, А.Дмитриев, А.Асташов, А.Левашов, А.Зарубина

2010 – 2015

Заказчик: ЗАО «Пересвет-Инвест»
Конструкции, инженерия:
ООО «Фирма ИСТОКСтрой»: А.Безруков, В.Безруков, Л.Безрукова, А.Рычихин, А.Славнов, А.Выборнов, В.Бессольцев, Е.Тихонова
ЗАО «Промстройпроект»​ (ГИП – А.Ионов)

 
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. Эскиз © Архитектурное бюро Асадова

Одно мгновение и 13 лет реализации
Архитектура во многом похожа на музыку и на математику. В ней есть место и ratio, и творческому озарению, которое может прийти неожиданно – тогда и пригождаются салфетки и листки блокнотов. Архитекторы с удовольствием сохраняют эскизы своих проектов, особенно тех, что удалось реализовать. Наброски напоминают о ценном и ярком мгновении, за которым последовали тяжелые месяцы проектной работы по превращению легких линий в тома документации, сменяемые годами строительных терний.

В истории проекта ЖК «Versis» на Нахимовском проспекте есть та самая «салфетка» и замечательная история, которую с удовольствием рассказывает Александр Рафаилович Асадов – о том, как он ехал в метро и нарисовал в блокноте схематичный фасад, аксонометрию и фрагмент здания из нескольких горизонтальных блоков, нанизанных на пару вертикальных объемов; и написал над ними слово «Лайнер».
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
С этого момента начался проект, растянувшийся на долгие тринадцать лет и, как любят шутить сами Асадовы, переживший два экономических кризиса. Но и сейчас, глядя на фотографии построенного комплекса «Versis», можно почувствовать драйв вдохновения, динамики форм и контраста материалов – все то, чем подкупает рисунок на сохранившемся листке.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. 3-D визуализация. Вид на комплекс со стороны гаражей © Архитектурное бюро Асадова

Вертикаль, горизонталь и прочая геометрия
Об истории создания проекта ЖК «Versis» мы подробно рассказывали в статье «Летучий корабль». Архитекторы превратили недостатки узкого участка, через который проходит коллектор, в достоинство, а точнее в оригинальную объемно-пространственную систему из двух вертикальных и нескольких горизонтальных блоков. А главное – убедили заказчика в том, что это можно и нужно построить. Главным аргументом стала популярность на рынке такого эксклюзивного товара, как пентхаусы или видовые квартиры, которых в комплексе из двух башен высотой 22 и 24 этажа и трех висящих в воздухе мостов длиной по 35 метров могло получиться много.

В ходе реализации корректировки проекта продолжались. Архитекторам пришлось не раз убеждать заказчика в необходимости горизонтальных корпусов. Но это уже специфика нашего строительного процесса, при котором никто и никогда не может быть уверен в том, что утвержденное и согласованное на всех уровнях решение будет реализовано именно так, как оно начерчено в рабочем проекте. Как в знаменитом стихотворении Маршака про багаж «за время пути…» с собачкой может произойти много интересного. С проектами оно происходит сплошь и рядом, а с таким сложным и неординарным, как комплекс на Нахимовском проспекте, происходило несколько раз.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
В процессе разработки проекта изменился первоначальный подход к построению композиции. На первом эскизе всё было деконструктивистски радикально: стеклянные блоки нанизывались на каменные стойки, дематериализуя массив комплекса и растворяя его в воздухе за счет отражений. И вертикали башен-столбов доминировали над горизонталями стеклянных мостов.

В проекте баланс сил и расстановка акцентов изменились. Ядро стало стеклянным, оболочка получила каменную облицовку, перфорированную квадратными и прямоугольными проемами и нишами. «Мы поставили перед собой задачу создать композицию, в которой каменные массивные глыбы держались бы на стеклянном основании», – рассказывает Андрей Асадов. Образ стал другим – вертикальные и горизонтальные объемы, стеклянные и каменные блоки образовали единую структуру, где, словно в игре «Дженга», все элементы равноценны и необходимы для поддержания общего баланса.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. План подземного этажа © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. План 1 этажа © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. План этажа с «мостом» © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Эстетика и экономика 
Два кризиса чуть было не привели к отказу от сложнейших с конструктивной точки зрения мостов-перемычек. Но заказчик понимал, что редкое архитектурное решение способно обеспечить востребованность на рынке, так что продолжить работу и реализовать замысел все-таки удалось.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Вместе с конструкторами института «Промстройпроект» и фирмы «ИСТОКСтрой» архитекторы разработали остроумную схему, чье дополнительное достоинство – незаметность. Основной вес воспринимают металлические фермы высотой в этаж, установленные в нижней части «мостов». Снаружи они закрыты навесным фасадом, практически не отличимым от расположенной выше системы остекления. Для перераспределения нагрузок используются дополнительные подвесы, соединяющие верх балок, примерно на трети пролета, с поперечными несущими конструкциями корпусов на два этажа выше. Их можно разглядеть сквозь ленточное остекление мостовых квартир. Конструкции вселяют уверенность в безопасности, а вот обыграть их брутальную внешность в интерьерах квартир – дело будущих дизайнеров.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
В ходе реализации уточняли и некоторые фасадные решения. В какой-то момент авторам показалось, что масштаб членений слишком крупный и необходимо раздробить объемы на более мелкие фракции. Так появились ниши глубиной до 1,5 метров, объединяющие группы из нескольких окон на одном или нескольких соседних этажах. Увлечение нишами и консолями на торцевых фасадах, достигающими 6 метров, чуть было не лишило фасад цельности, так что некоторые из них пришлось убрать уже из рабочей документации. До последнего момента шла работа над пропорциями и конструкциями крупных выступающих блоков, расположенных на двух верхних этажах каждого корпуса, которые должны были играть роль своеобразных «замковых камней» – акцентов, отмечающих остановку вертикальной композиционной темы.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
В большинстве случаев усложнение фасадного рисунка пошло на пользу. К примеру нижняя часть облицовки «мостов» в проекте делалась из того же материала, что и облицовка торцевых консольных выступов. Архитекторы вместе со специалистами компании, которая занималась фасадами, подобрали материалы таким образом, что с земли невозможно отличить облицовку керамогранитом на вертикальных поверхностях от облицовки металлическими кассетами на горизонтальных. Совпадает цвет, матовость и даже размер ячеек. Но на «мостах» облицовка сделана иначе – в нижней части горизонтального блока используются серые металлические кассеты, напоминающие по оттенку остекление. Создается ощущение, что стекло продолжается до конца стены и заворачивается вниз. За счет этого приема удается визуально облегчить объем всего блока.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Держать напряжение
История разработки проекта и его реализации доказывает – для того чтобы создать настоящую архитектуру, недостаточно одного мгновения творческого напряжения. Нужны месяцы и годы, в течение которых автору необходимо держать проект в фокусе внимания и критического переосмысления так, как это удалось сделать команде Асадова. Не удивительно, что комплекс, спроектированный тринадцать лет назад и не замороженный на этапе строительства только чудом, до сих пор воспринимается более чем актуальным и местами даже футуристичным. На некоторых фотографиях, показывающих острые ракурсы с перспективой уходящих вверх и вниз мостовых террас, возникает ощущение, что тут вполне можно снимать сериалы про будущее, такое, где Брюс Уилисс спасет человечество при помощи пятого элемента.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Наследие славной школы
В околоархитектурных кругах социальных сетей популярна игра под названием «угадай прототип». Ее суть, но не смысл, – в том чтобы найти для какой-то новой постройки или проекта именитого автора как можно больше схожих по объемно-пространственному решению аналогов. У этого развлечения, камуфлирующего обвинение в плагиате под соревнование в эрудиции, есть только одна ценность – они позволяют вычленить локальные тенденции и проанализировать их жизнеспособность и соответствие тем изменениям, которые переживает мировая архитектура. Еще более продуктивным может быть исследование исторических прототипов, созданных в рамках одной национальной школы, и выстраивающихся в некую линию, каждое звено в которой отмечает новый этап развития определенной типологии, формирование метода или даже стиля. Иногда эти связи и отсылки легко читаются, иногда они ощущаются на каком-то подсознательном уровне, но их наличие всегда говорит о жизнеспособности и эволюции национальной школы.
Жилой дом на Большой Тульской улице. Архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский. Фото © Денис Есаков
Жилой «Лебедь» на Ленинградском шоссе. Архитектор Андрей Меерсон. Фото © Денис Есаков
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
При взгляде на жилой комплекс на Нахимовском проспекте с его мощной пластикой, где вертикали широких башен спорят с горизонтальными тягами обитаемых двух- и трехэтажных мостов, перекинутых между ними, в памяти возникают образы знаменитых московских домов, своей инаковостью и примечательностью заслуживших народное признание в виде имен собственных: дом атомщиков на Тульской или дом Лебедь на Ленинградском шоссе слишком самобытны и слишком соответствуют тем реалиям, в которых создавались, чтобы претендовать на роль архитектурных «прародителей» новой постройки Асадовых, но имеет смысл увидеть и оценить взаимосвязь. Авторы признаются, что впитывают многое и ассоциации с шедеврами Андрея Меерсона, Всеволода Воскресенского и Владимира Бабада воспринимают как комплимент и подтверждение своей принадлежности к традициям российской архитектурной школы. И можно быть уверенными, что и у комплекса на Нахимовском проспекте будет свое имя. Какое – пока можно только гадать.

Проект:

Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте
Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 69 А

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Р.Асадов, Е.Вдовин, А.Асадов, К.Сапричян, Д.Зражевский, А.Дмитриев, А.Асташов, А.Левашов, А.Зарубина

2010 – 2015

Заказчик: ЗАО «Пересвет-Инвест»
Конструкции, инженерия:
ООО «Фирма ИСТОКСтрой»: А.Безруков, В.Безруков, Л.Безрукова, А.Рычихин, А.Славнов, А.Выборнов, В.Бессольцев, Е.Тихонова
ЗАО «Промстройпроект»​ (ГИП – А.Ионов)

 

20 Августа 2018

author pht

Автор текста:

Елена Петухова

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана. С помощью фасадов KMEW архитекторам удалось подчеркнуть уникальность комплекса и отразить его высокий статус.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.