Башни и мосты

Комплекс на Нахимовском проспекте – пример яркой и неординарной жилой архитектуры, где смелые пространственные и дизайнерские решения соединяются с традициями отечественной архитектурной школы.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

Проект:

Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте
Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 69 А

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Р.Асадов, Е.Вдовин, А.Асадов, К.Сапричян, Д.Зражевский, А.Дмитриев, А.Асташов, А.Левашов, А.Зарубина

2010 – 2015

Заказчик: ЗАО «Пересвет-Инвест»
Конструкции, инженерия:
ООО «Фирма ИСТОКСтрой»: А.Безруков, В.Безруков, Л.Безрукова, А.Рычихин, А.Славнов, А.Выборнов, В.Бессольцев, Е.Тихонова
ЗАО «Промстройпроект»​ (ГИП – А.Ионов)

 
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. Эскиз © Архитектурное бюро Асадова


Одно мгновение и 13 лет реализации
Архитектура во многом похожа на музыку и на математику. В ней есть место и ratio, и творческому озарению, которое может прийти неожиданно – тогда и пригождаются салфетки и листки блокнотов. Архитекторы с удовольствием сохраняют эскизы своих проектов, особенно тех, что удалось реализовать. Наброски напоминают о ценном и ярком мгновении, за которым последовали тяжелые месяцы проектной работы по превращению легких линий в тома документации, сменяемые годами строительных терний.

В истории проекта ЖК «Versis» на Нахимовском проспекте есть та самая «салфетка» и замечательная история, которую с удовольствием рассказывает Александр Рафаилович Асадов – о том, как он ехал в метро и нарисовал в блокноте схематичный фасад, аксонометрию и фрагмент здания из нескольких горизонтальных блоков, нанизанных на пару вертикальных объемов; и написал над ними слово «Лайнер».
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

С этого момента начался проект, растянувшийся на долгие тринадцать лет и, как любят шутить сами Асадовы, переживший два экономических кризиса. Но и сейчас, глядя на фотографии построенного комплекса «Versis», можно почувствовать драйв вдохновения, динамики форм и контраста материалов – все то, чем подкупает рисунок на сохранившемся листке.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. 3-D визуализация. Вид на комплекс со стороны гаражей © Архитектурное бюро Асадова

Вертикаль, горизонталь и прочая геометрия
Об истории создания проекта ЖК «Versis» мы подробно рассказывали в статье «Летучий корабль». Архитекторы превратили недостатки узкого участка, через который проходит коллектор, в достоинство, а точнее в оригинальную объемно-пространственную систему из двух вертикальных и нескольких горизонтальных блоков. А главное – убедили заказчика в том, что это можно и нужно построить. Главным аргументом стала популярность на рынке такого эксклюзивного товара, как пентхаусы или видовые квартиры, которых в комплексе из двух башен высотой 22 и 24 этажа и трех висящих в воздухе мостов длиной по 35 метров могло получиться много.

В ходе реализации корректировки проекта продолжались. Архитекторам пришлось не раз убеждать заказчика в необходимости горизонтальных корпусов. Но это уже специфика нашего строительного процесса, при котором никто и никогда не может быть уверен в том, что утвержденное и согласованное на всех уровнях решение будет реализовано именно так, как оно начерчено в рабочем проекте. Как в знаменитом стихотворении Маршака про багаж «за время пути…» с собачкой может произойти много интересного. С проектами оно происходит сплошь и рядом, а с таким сложным и неординарным, как комплекс на Нахимовском проспекте, происходило несколько раз.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

В процессе разработки проекта изменился первоначальный подход к построению композиции. На первом эскизе всё было деконструктивистски радикально: стеклянные блоки нанизывались на каменные стойки, дематериализуя массив комплекса и растворяя его в воздухе за счет отражений. И вертикали башен-столбов доминировали над горизонталями стеклянных мостов.

В проекте баланс сил и расстановка акцентов изменились. Ядро стало стеклянным, оболочка получила каменную облицовку, перфорированную квадратными и прямоугольными проемами и нишами. «Мы поставили перед собой задачу создать композицию, в которой каменные массивные глыбы держались бы на стеклянном основании», – рассказывает Андрей Асадов. Образ стал другим – вертикальные и горизонтальные объемы, стеклянные и каменные блоки образовали единую структуру, где, словно в игре «Дженга», все элементы равноценны и необходимы для поддержания общего баланса.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. План подземного этажа © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. План 1 этажа © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. План этажа с «мостом» © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Эстетика и экономика 
Два кризиса чуть было не привели к отказу от сложнейших с конструктивной точки зрения мостов-перемычек. Но заказчик понимал, что редкое архитектурное решение способно обеспечить востребованность на рынке, так что продолжить работу и реализовать замысел все-таки удалось.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Вместе с конструкторами института «Промстройпроект» и фирмы «ИСТОКСтрой» архитекторы разработали остроумную схему, чье дополнительное достоинство – незаметность. Основной вес воспринимают металлические фермы высотой в этаж, установленные в нижней части «мостов». Снаружи они закрыты навесным фасадом, практически не отличимым от расположенной выше системы остекления. Для перераспределения нагрузок используются дополнительные подвесы, соединяющие верх балок, примерно на трети пролета, с поперечными несущими конструкциями корпусов на два этажа выше. Их можно разглядеть сквозь ленточное остекление мостовых квартир. Конструкции вселяют уверенность в безопасности, а вот обыграть их брутальную внешность в интерьерах квартир – дело будущих дизайнеров.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

В ходе реализации уточняли и некоторые фасадные решения. В какой-то момент авторам показалось, что масштаб членений слишком крупный и необходимо раздробить объемы на более мелкие фракции. Так появились ниши глубиной до 1,5 метров, объединяющие группы из нескольких окон на одном или нескольких соседних этажах. Увлечение нишами и консолями на торцевых фасадах, достигающими 6 метров, чуть было не лишило фасад цельности, так что некоторые из них пришлось убрать уже из рабочей документации. До последнего момента шла работа над пропорциями и конструкциями крупных выступающих блоков, расположенных на двух верхних этажах каждого корпуса, которые должны были играть роль своеобразных «замковых камней» – акцентов, отмечающих остановку вертикальной композиционной темы.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

В большинстве случаев усложнение фасадного рисунка пошло на пользу. К примеру нижняя часть облицовки «мостов» в проекте делалась из того же материала, что и облицовка торцевых консольных выступов. Архитекторы вместе со специалистами компании, которая занималась фасадами, подобрали материалы таким образом, что с земли невозможно отличить облицовку керамогранитом на вертикальных поверхностях от облицовки металлическими кассетами на горизонтальных. Совпадает цвет, матовость и даже размер ячеек. Но на «мостах» облицовка сделана иначе – в нижней части горизонтального блока используются серые металлические кассеты, напоминающие по оттенку остекление. Создается ощущение, что стекло продолжается до конца стены и заворачивается вниз. За счет этого приема удается визуально облегчить объем всего блока.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Держать напряжение
История разработки проекта и его реализации доказывает – для того чтобы создать настоящую архитектуру, недостаточно одного мгновения творческого напряжения. Нужны месяцы и годы, в течение которых автору необходимо держать проект в фокусе внимания и критического переосмысления так, как это удалось сделать команде Асадова. Не удивительно, что комплекс, спроектированный тринадцать лет назад и не замороженный на этапе строительства только чудом, до сих пор воспринимается более чем актуальным и местами даже футуристичным. На некоторых фотографиях, показывающих острые ракурсы с перспективой уходящих вверх и вниз мостовых террас, возникает ощущение, что тут вполне можно снимать сериалы про будущее, такое, где Брюс Уилисс спасет человечество при помощи пятого элемента.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Наследие славной школы
В околоархитектурных кругах социальных сетей популярна игра под названием «угадай прототип». Ее суть, но не смысл, – в том чтобы найти для какой-то новой постройки или проекта именитого автора как можно больше схожих по объемно-пространственному решению аналогов. У этого развлечения, камуфлирующего обвинение в плагиате под соревнование в эрудиции, есть только одна ценность – они позволяют вычленить локальные тенденции и проанализировать их жизнеспособность и соответствие тем изменениям, которые переживает мировая архитектура. Еще более продуктивным может быть исследование исторических прототипов, созданных в рамках одной национальной школы, и выстраивающихся в некую линию, каждое звено в которой отмечает новый этап развития определенной типологии, формирование метода или даже стиля. Иногда эти связи и отсылки легко читаются, иногда они ощущаются на каком-то подсознательном уровне, но их наличие всегда говорит о жизнеспособности и эволюции национальной школы.
Жилой дом на Большой Тульской улице. Архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский. Фото © Денис Есаков
Жилой «Лебедь» на Ленинградском шоссе. Архитектор Андрей Меерсон. Фото © Денис Есаков
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

При взгляде на жилой комплекс на Нахимовском проспекте с его мощной пластикой, где вертикали широких башен спорят с горизонтальными тягами обитаемых двух- и трехэтажных мостов, перекинутых между ними, в памяти возникают образы знаменитых московских домов, своей инаковостью и примечательностью заслуживших народное признание в виде имен собственных: дом атомщиков на Тульской или дом Лебедь на Ленинградском шоссе слишком самобытны и слишком соответствуют тем реалиям, в которых создавались, чтобы претендовать на роль архитектурных «прародителей» новой постройки Асадовых, но имеет смысл увидеть и оценить взаимосвязь. Авторы признаются, что впитывают многое и ассоциации с шедеврами Андрея Меерсона, Всеволода Воскресенского и Владимира Бабада воспринимают как комплимент и подтверждение своей принадлежности к традициям российской архитектурной школы. И можно быть уверенными, что и у комплекса на Нахимовском проспекте будет свое имя. Какое – пока можно только гадать.

Проект:

Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте
Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 69 А

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Р.Асадов, Е.Вдовин, А.Асадов, К.Сапричян, Д.Зражевский, А.Дмитриев, А.Асташов, А.Левашов, А.Зарубина

2010 – 2015

Заказчик: ЗАО «Пересвет-Инвест»
Конструкции, инженерия:
ООО «Фирма ИСТОКСтрой»: А.Безруков, В.Безруков, Л.Безрукова, А.Рычихин, А.Славнов, А.Выборнов, В.Бессольцев, Е.Тихонова
ЗАО «Промстройпроект»​ (ГИП – А.Ионов)

 

20 Августа 2018

author pht

Автор текста:

Елена Петухова

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства.
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.

Сейчас на главной

Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.