«Летучий корабль»

Мастерская А. Асадова заканчивает работу над проектом нового жилого комплекса на Нахимовском проспекте. Его архитектурное решение самым непосредственным образом связано со спецификой участка. В борьбе с подземными превратностями, архитекторам пришлось поднять два корпуса, объединенных стилобатом, на 8 метров над землей, превратив огромный комплекс в подобие сказочного «летучего корабля» с двумя башнями-мачтами и стеклянными парусами

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

08 Апреля 2008
mainImg

Проект:

Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте
Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 69 А

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Р.Асадов, Е.Вдовин, А.Асадов, К.Сапричян, Д.Зражевский, А.Дмитриев, А.Асташов, А.Левашов, А.Зарубина

2010 – 2015

Заказчик: ЗАО «Пересвет-Инвест»
Конструкции, инженерия:
ООО «Фирма ИСТОКСтрой»: А.Безруков, В.Безруков, Л.Безрукова, А.Рычихин, А.Славнов, А.Выборнов, В.Бессольцев, Е.Тихонова
ЗАО «Промстройпроект»​ (ГИП – А.Ионов)

 

Мы привыкли к тому, что контекст, особенно в Москве, нередко влияет на архитектуру решающим образом. Рецепт «контекстуальной» архитектуры включает сопоставление нового здания с высотами соседних домов, их декоративным убранством, преобладающим в данном квартале архитектурным стилем и многими другими вещами, о которых написано и сказано уже очень многое. Значительно меньше внимания как правило уделяется таким «низменным» и невидимым для стороннего глаза факторам, как подземные городские коммуникации – а ведь они могут повлиять на архитектурный образ будущего здания не менее ощутимо, чем контекстуальные ограничения.

Именно такой случай произошел с домом на Нахимовском проспекте, спроектированном мастерской А. Асадова. Отведенный для него узкий участок (чуть меньше гектара) зажат между 10-этажным зданием бывшего исследовательского института и «полосой отчуждения», занятой гаражными кооперативами. Приблизительно посередине его пересекает трубопровод.

Первые несколько месяцев работы архитекторов ушли на то, чтобы определить – возможно ли перенести трубопровод в обход участка. Трубопровод победил, показав замечательные результаты по всем параметрам, т.е. стоимость изменения его трассировки приближалась к бюджету строительства всего здания. Поэтому вместо единой пластины архитекторы из мастерской А. Асадова разместили на участке две башни, конфигурация и размер основания которых также были заданы исходя из объективных факторов. Зато высоты башен архитекторы смогли выбрать почти самостоятельно, т.е. после того, как их выбрали специалисты ландшафтно-визуального анализа.

В промежутке между зонами влияния подземных коммуникаций и надземных визуальных связей, творческая мысль проектировщиков вырвалась на свободу. В качестве компенсации за утраченную однообъемность башни объединили общим стилобатом, приподняв его над землей на высоту восьми метров. Стилобат стал похож на мост, соединяющий два соседних здания. В дополнение к нему между башнями было переброшено еще два мосты-переходы.

Это проект был создан в 2005 году и тогда предназначался для культурного центра республики Аджария. В конце 2006 отношения между Россией и Грузией испортились – формально, закавказская республика передумала строить в Москве культурно-деловой центр – и участок был передан на аукцион. Победителем аукциона при помощи 20,1 млн. рублей (именно такую сумму пришлось в ходе торгов добавить претенденту к установленной городскими властями базовой стоимости объекта в 679 900 000 рублей) стала компания ЗАО «Пересвет-Инвест». Город передал ей право на возведение здесь уже не культурно-делового, а офисно-жилого комплекса с детским садом и подземной автостоянкой. По сравнению с предыдущим проектом, общая площадь будущего здания была увеличена, а этажность, наоборот, уменьшена. Застройщик не имел право построить здание выше 27 этажей и больше 48,9 тыс. кв.м., из которых около 7,3 тыс. кв.м. (90 одно- и двухкомнатных квартир) оставались за городом для распределения среди очередников.

Новый инвестор не стал менять проектировщика и архитекторы из мастерской А. Асадова продолжили работу над проектом, точнее начали его реконструкцию.
Смена функции и культурологической принадлежности заказчика никак не отразилась на объемно-пространственном и композиционном решениях, продиктованных спецификой участка, зато она оказала существенное влияние на внешний облик комплекса. Футуризма в нем стало меньше, основательности – больше. Стекло и камень на стенах и выступающих блоках поменялись местами. Вместо каменных башен, из которых раньше выступали блестящие кристаллы, появился «стеклянный рыцарь» в «каменных доспехах». Именно такое впечатление создается при взгляде на объемы из дымчато-серого стекла, «обернутые» в перфорированные оболочки.

Легкие мосты-переходы расширились, превратившись в обитаемые «Висячие сады». В них расположены двухэтажные квартиры, наружные стены которых будут выполнены по технологии двойного фасада, а на плоских кровлях, так же как и на крыше стилобата, будет устроен настоящий газон с деревьями.

Пролет между башнями составляет около 35 метров. В качестве основных несущих элементов в нижней части мостов будут уложены железобетонные балки высотой до 3 метров. Для предотвращения деформаций в местах, где балки опираются на продольные несущие стены башен, конструкторы института «Промстройпроект» и архитекторы Мастерской А. Асадова разработали уникальную систему, благодаря которой два здания, связанные между собой в уровнях стилобата и мостов, будут так же устойчивы, как если бы это был один корпус. Таким образом проектировщики взяли реванш за подземный форс-мажор, доказав, что недостатки участка можно преодолеть, даже для этого придется придумать и построить «летучий корабль».

Жилой дом на Нахимовском проспекте. Вид на комплекс со стороны Нахимовского проспекта © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. Вид с высоты птичьего полета © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. 3-D визуализация. Вид на комплекс со стороны гаражей © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. Генеральный план © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Жилой дом на Нахимовском проспекте. План стилобата © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Жилой дом на Нахимовском проспекте. План типового этажа © Архитектурное бюро Асадова
zooming
zooming
Жилой дом на Нахимовском проспекте. План пентхауса на 26 этаже © Архитектурное бюро Асадова
Фасад со стороны гаражей
Продольный разрез
Поперечный разрез


Проект:

Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте
Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 69 А

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Р.Асадов, Е.Вдовин, А.Асадов, К.Сапричян, Д.Зражевский, А.Дмитриев, А.Асташов, А.Левашов, А.Зарубина

2010 – 2015

Заказчик: ЗАО «Пересвет-Инвест»
Конструкции, инженерия:
ООО «Фирма ИСТОКСтрой»: А.Безруков, В.Безруков, Л.Безрукова, А.Рычихин, А.Славнов, А.Выборнов, В.Бессольцев, Е.Тихонова
ЗАО «Промстройпроект»​ (ГИП – А.Ионов)

 

08 Апреля 2008

author pht

Автор текста:

Елена Петухова

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.