08.04.2008

«Летучий корабль»

Мастерская А. Асадова заканчивает работу над проектом нового жилого комплекса на Нахимовском проспекте. Его архитектурное решение самым непосредственным образом связано со спецификой участка. В борьбе с подземными превратностями, архитекторам пришлось поднять два корпуса, объединенных стилобатом, на 8 метров над землей, превратив огромный комплекс в подобие сказочного «летучего корабля» с двумя башнями-мачтами и стеклянными парусами

информация:

Жилой дом на Нахимовском проспекте. Вид на комплекс со стороны Нахимовского проспекта © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. Вид на комплекс со стороны Нахимовского проспекта © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

Мы привыкли к тому, что контекст, особенно в Москве, нередко влияет на архитектуру решающим образом. Рецепт «контекстуальной» архитектуры включает сопоставление нового здания с высотами соседних домов, их декоративным убранством, преобладающим в данном квартале архитектурным стилем и многими другими вещами, о которых написано и сказано уже очень многое. Значительно меньше внимания как правило уделяется таким «низменным» и невидимым для стороннего глаза факторам, как подземные городские коммуникации – а ведь они могут повлиять на архитектурный образ будущего здания не менее ощутимо, чем контекстуальные ограничения.

Именно такой случай произошел с домом на Нахимовском проспекте, спроектированном мастерской А. Асадова. Отведенный для него узкий участок (чуть меньше гектара) зажат между 10-этажным зданием бывшего исследовательского института и «полосой отчуждения», занятой гаражными кооперативами. Приблизительно посередине его пересекает трубопровод.

Первые несколько месяцев работы архитекторов ушли на то, чтобы определить – возможно ли перенести трубопровод в обход участка. Трубопровод победил, показав замечательные результаты по всем параметрам, т.е. стоимость изменения его трассировки приближалась к бюджету строительства всего здания. Поэтому вместо единой пластины архитекторы из мастерской А. Асадова разместили на участке две башни, конфигурация и размер основания которых также были заданы исходя из объективных факторов. Зато высоты башен архитекторы смогли выбрать почти самостоятельно, т.е. после того, как их выбрали специалисты ландшафтно-визуального анализа.

В промежутке между зонами влияния подземных коммуникаций и надземных визуальных связей, творческая мысль проектировщиков вырвалась на свободу. В качестве компенсации за утраченную однообъемность башни объединили общим стилобатом, приподняв его над землей на высоту восьми метров. Стилобат стал похож на мост, соединяющий два соседних здания. В дополнение к нему между башнями было переброшено еще два мосты-переходы.

Это проект был создан в 2005 году и тогда предназначался для культурного центра республики Аджария. В конце 2006 отношения между Россией и Грузией испортились – формально, закавказская республика передумала строить в Москве культурно-деловой центр – и участок был передан на аукцион. Победителем аукциона при помощи 20,1 млн. рублей (именно такую сумму пришлось в ходе торгов добавить претенденту к установленной городскими властями базовой стоимости объекта в 679 900 000 рублей) стала компания ЗАО «Пересвет-Инвест». Город передал ей право на возведение здесь уже не культурно-делового, а офисно-жилого комплекса с детским садом и подземной автостоянкой. По сравнению с предыдущим проектом, общая площадь будущего здания была увеличена, а этажность, наоборот, уменьшена. Застройщик не имел право построить здание выше 27 этажей и больше 48,9 тыс. кв.м., из которых около 7,3 тыс. кв.м. (90 одно- и двухкомнатных квартир) оставались за городом для распределения среди очередников.

Новый инвестор не стал менять проектировщика и архитекторы из мастерской А. Асадова продолжили работу над проектом, точнее начали его реконструкцию.
Смена функции и культурологической принадлежности заказчика никак не отразилась на объемно-пространственном и композиционном решениях, продиктованных спецификой участка, зато она оказала существенное влияние на внешний облик комплекса. Футуризма в нем стало меньше, основательности – больше. Стекло и камень на стенах и выступающих блоках поменялись местами. Вместо каменных башен, из которых раньше выступали блестящие кристаллы, появился «стеклянный рыцарь» в «каменных доспехах». Именно такое впечатление создается при взгляде на объемы из дымчато-серого стекла, «обернутые» в перфорированные оболочки.

Легкие мосты-переходы расширились, превратившись в обитаемые «Висячие сады». В них расположены двухэтажные квартиры, наружные стены которых будут выполнены по технологии двойного фасада, а на плоских кровлях, так же как и на крыше стилобата, будет устроен настоящий газон с деревьями.

Пролет между башнями составляет около 35 метров. В качестве основных несущих элементов в нижней части мостов будут уложены железобетонные балки высотой до 3 метров. Для предотвращения деформаций в местах, где балки опираются на продольные несущие стены башен, конструкторы института «Промстройпроект» и архитекторы Мастерской А. Асадова разработали уникальную систему, благодаря которой два здания, связанные между собой в уровнях стилобата и мостов, будут так же устойчивы, как если бы это был один корпус. Таким образом проектировщики взяли реванш за подземный форс-мажор, доказав, что недостатки участка можно преодолеть, даже для этого придется придумать и построить «летучий корабль».

Жилой дом на Нахимовском проспекте. Вид с высоты птичьего полета © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. Вид с высоты птичьего полета © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. 3-D визуализация. Вид на комплекс со стороны гаражей © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. 3-D визуализация. Вид на комплекс со стороны гаражей © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой дом на Нахимовском проспекте. Генеральный план © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. Генеральный план © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Жилой дом на Нахимовском проспекте. План стилобата © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. План стилобата © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. План типового этажа © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. План типового этажа © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. План пентхауса на 26 этаже © Архитектурное бюро Асадова
Жилой дом на Нахимовском проспекте. План пентхауса на 26 этаже © Архитектурное бюро Асадова
Фасад со стороны гаражей
Фасад со стороны гаражейоткрыть большое изображение
Продольный разрез
Продольный разрезоткрыть большое изображение
Поперечный разрез
Поперечный разрезоткрыть большое изображение

ссылки:

другие тексты:

анонсы журналов:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Зайченко
  • Никита Бирюков
  • Никита Токарев
  • Василий Крапивин
  • Дмитрий Ликин
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Кузнецов
  • Николай Миловидов
  • Наталия Шилова
  • Карен Сапричян
  • Юлий Борисов
  • Роман Леонидов
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Романов
  • Наталья Сидорова
  • Александр Бровкин
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Селивохин
  • Рустам Керимов
  • Антон Лукомский
  • Андрей Асадов
  • Станислав Белых
  • Сергей Скуратов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Попов
  • Олег Карлсон
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Шапиро
  • Олег Мединский
  • Илья Машков
  • Сергей Чобан
  • Вера Бутко
  • Евгений Герасимов
  • Антон Барклянский
  • Илья Уткин
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Сергей Орешкин
  • Антон Надточий
  • Полина Воеводина
  • Марк Сафронов
  • Игорь Шварцман
  • Тотан Кузембаев
  • Алексей Гинзбург
  • Зураб Басария
  • Павел Андреев
  • Алексей Курков
  • Александра Кузьмина
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Гнездилов
  • Всеволод Медведев
  • Антон Ладыгин
  • Антон Бондаренко
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Сергей Труханов
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Ковалёв
  • Даниил Лоренц
  • Юрий Сафронов
  • Владимир Плоткин
  • Александр Асадов
  • Екатерина Грень
  • Арсений Леонович
  • Левон Айрапетов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи