Общественное здание
Понятие общественного организаторы поняли крайне широко, тут и пара офисных зданий, одно из которых стыдливо именует себя «общественным административным», – оба офиса конкурируют примерно в одной весовой категории:и новый (2010) корпус Челябинского трубопрокатного завода в Первоуральске – современное сталеплавильное производство, каких в мире, по утверждению ЧТПЗ, всего около 20 штук, первый металлургический завод РФ, выстроенный заново в чистом поле, настроенный на быстрое обновление технологий и требующий всего 300 работников. Его фасады расписаны архитекторами бюро «Е-программа» и даже в реальности, а не только на яркой картинке, выглядят довольно сюрреалистично со своей иллюзией перспективы из улетающих в воображаемую глубь раскаленных труб.
Несколько спортивных школ, школа, построенная Андреем Романовым в Мамонтовке, и знаменитая, почти уже бронзовая сколковская бизнес-школа Дэвида Аджайе, образуют образовательную часть общественной функции. К ним примыкает ИКЦ в Первоуральске, концепцию которого делало бюро BERNASKONI – автор просил упоминать именно так, что-то там не пошло в реализацией. Почему-то нет калужского ИКЦ бюро Wowhaus – он, как выяснилось, не прошел из лонг-листа в шорт-лист; а то можно было бы сравнить, здания кажутся идейно едва ли не противоположными друг другу.
ИКЦ – проект из новых (2016), в этом к нему примыкает въездная группа поселка «Старочеркасская ривьера» бюро Асадовых, высокая «смотровая площадка для казацких степей».
И наконец, с двух хронологических границ типологию замыкают два музея – лауреата Зодчества: Нуви ат в Белоярском Валерия Лукомского, получивший серебро за проект и золото за постройку на Зодчестве в 2009 и 2010. И музей Куликово поле Сергея Гнедовского – «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Свежие ласточки – два центра виноделия, один – недавно построенный Музей коньяка Левона Айрапетова и Валерии Преображенской, номинант WAF; второй – только что завершенная винодельня Kleinewelt Architekten в Гай-Кодзоре, – оба здания тоже условно общественные, и пластически во многом противоположные, во всяком случае, принадлежащие двум разным направлениям.
Особняком стоят два объекта казанского иннополиса: цилиндрический технопарк и «носатый», силуэтом напоминающий Монеральский павильон, университет – оба архитектора Антон Цыбисова.
Как видим, преобладает образование, причем как-то спортивное; не могу сказать, радует ли это, но олимпийская тема, видимо, еще несколько пройдет, тем более что скоро ЧМ, и все уже началось заново. Остальные темы распределились по два: музеи, винзаводы... Лишь сталеплавильный цех одинок – впрочем, какое же он общественное здание, общественность туда не проникнет. В стилевом отношении лаконизм-модернизм, определенно предпочитающий теперь декорировать «стекло и бетон» деревом, соседствует с наследниками деконструкции Гери и Либескинда, причем поскольку данное направление требует большей отдачи, эти объекты, будучи реализованы, скорее вызывают уважение, поскольку очевидно, как много в них вложено не только творческих, но и ремесленных усилий – просто для того, чтобы они выглядели достойно. Завод может сойти за модернизм индустриальный; в принципе он – из разряда практик, позитивных в целом, развития индустрии, – интересно было бы, это сейчас будет предложение к организаторам «Примет городов», составить каталог новой российской индустрии. Четвертое направление – прозрачный модернизм, не так часто встречается на нашей земле, ему тут климат не очень подходит; на премии он представлен винодельней Гай-Кодзора.
***
Всех не поименуешь, номинантов 61, так что дальше составим пары.
Общественное пространство
Самая пестрая номинация, и самая модная, так что с ней сложно. Если говорить о полюсах, то по-моему, их два: пафосный парк Александра Галицкого при краснодарском стадионе, только что громко прозвучавший повсюду как пандан московскому Зарядью (проектировщики не кто иной, как gmp) – и плюшевая усадьба Ореховно Александра Гривко, интерпретирующий традиции не французского и не английского, а итальянского маньеристического парка, что очень красиво . Первый – только что закончен, 2017; второй – 2016. Оба новые. Настолько противоположны друг другу, что кажется решение жюри существенно прояснит его позиции. Хотя эксперты могут, уклонившись от столь явного заявления предпочтений, проголосовать за двор, набережную или пляж. Очень вероятно, кстати говоря, что проголосуют за что-нибудь общественно-полезное, опять же обозначая правильную социальную позицию. А жаль.***
Реновация и реконструкция
Страшные слова на букву «р» скрывают истории достаточно любопытные и приятные. Реставрации нет, поэтому в качестве обновляемого выступает в основном XIX век, а объекты делятся на два вида: деревянные терема и кирпичные заводы-фабрики. Сейчас это самые безобидные предметы реновации и реконструкции. Об Осташевском тереме знают почти все, хотя еще много ленивых в Чухломской район пока не добрались. Его менее известный товарищ – ферма Бенуа, деревянный модерн Петербурга. Станция Куженкино представляет собой гибрид деревянного терема в индустриальной вокзальной функцией, а известный цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного, чья «дочка» – «Железный Озон 32», уже упоминалась выше, вносит в контекст промышленной эклектики ноту воспоминания о советской промышленности, реконструированной до неузнаваемости, но эффектно. Деликатным вкраплением в содружество памятников промышленного наследия выглядит музейный комплекс Цейхгауза в астраханском кремле, где вместо традиционно чугунных колонн конструкции поддержаны деревянными опорами.***
Новые курорты
Среди домов отдыха новой волны полюсы образуют крымский Mriya Resort & Spa – характерный, если не сказать откровенный пример отельной архитектуры, – и всем известные дома-быки тульского Ясно-поля. Середину образуют бутик-отель «Родники» во Владимирской области, от бюро ATRIUM (2013), отель «Новый Петергоф» от «Студии 44» (2010), творческая резиденция ЧЕХОВ#APi Александра Долгина и Аскара Рамазанова и база отдыха Изумрудное Стаса Горшунова.***
Новое жилое строительство
А вот эта номинация демонстрирует самые настоящие, отчетливо-реальные приметы городов. Собственно, все остальное, может быть, и приметы, а жилое строительство – жизнь, и оно выглядит сердцевиной премии. Надо отдать должное организаторам: на общем фоне всего, что сейчас строится в смысле жилья, да еще и не в столицах, им удалось выбрать и впрямь довольно-таки позитивные примеры. Однако: низкоэтажный пример из десяти один, сколковский квартал №10 UNK project, порождение искусственно созданных обстоятельств.Все порождения рынка тяготеют к 20 этажам, но продвинутые застройщики успешно осваивают темы благоустройства бульваров, детских площадок и велосипедных дорожек. Что хорошо – иные комплексы и на велосипеде-то не сразу объедешь, к примеру ЖК «Академический» в Екатеринбурге состоит из ста (!) жилых домов, начали его строить в 2006, сейчас в нем 47 000 жителей, а когда закончат строить – к 2025 году, будет около 300 000 человек.
На осмысленную работу с архитектурной формой из десяти номинантов претендует примерно 2/3, среди них, в частности, обошедший все возможные премии ЖК «Астра» Антона Барклянского и довольно неожиданный ЖК «Адмирал» в Новосахалинске, как будто вышедший из нижегородской школы.
Другую тенденцию – очень спокойной, чистой и аккуратно-фоновой застройки, чья цель, кажется, обрамлять качественное благоуйстройство – демонстрируют несколько свежих девелоперских проектов, в том числе компании «Брусника», которую в просвещенных кругах сейчас принято упоминать не иначе как с эпитетом «прекрасная»; к ней примыкает компания Талан с комплексом Maxima в Ижевске. Эти комплексы и фотографируют «через дерево», поэтому не всегда даже получается сосчитать этажи. Когда же сосчитаешь – все-таки их скорее 12, чем 5, хотя 20 лет освоения практики ступенчатого роста домов «от пяти к пятнадцати» даром не прошел.
Интересный пример – ЖK Milkhouse в Новосибирске; здесь благоустройство, судя по картинкам, вполне современное, с соснами, но на фотографиях фасады не прячутся за травой, тем более что предложенная интерпретация умеренного кирпичного историзма выглядит деликатной и интересной. К тому же в доме всего 9 этажей, но это объясняется расположением в историческом центре. Еще удивительнее, что построенный дом выглядит лучше, чем рендер, где пришпиленные к плоскости пилястры вовсе не органичны; а вот ведь вросли в темно-красный кирпич вместе с рустом и получилось неплохо.
Впрочем, в большинстве случаев девелоперские проекты так и не указывают авторства архитекторов – даже «прекрасная Брусника» деликатно пишет: голландская архитектурная компания, тщательно скрывая – какая. Сам по себе эпитет – голландская, важнее.
***
Лучшая идея городского развития
Единственная номинация премии для проектов, но не любых, а вот – драйверов развития территорий. Судя по всему, это некий гибрид масштабной урбанистики, которую мы привыкли называть градостроительством, и локальной, которую сейчас как правило именуют собственно урбанистикой. Из масштабных – один из трех проектов-победителей конкурса-исследования «Серый пояс Петербурга», проект «Французский ковш» Евгения Герасимова и Сергея Чобана; два других не вышли из лонг-листа. Поменьше размахом – жилой район «Квартал XXI века» в Иркутске «Студии 44», тоже конкурсный проект, и здесь тоже два «соседа по конкурсу» в шорт-лист премии не дошли; в лонг-листе 32 проекта, в шорт-листе осталось 7. За вычетом упомянутых двух остается пять – из них четыре проекта благоустройства набережных и один парк. Из этих пяти три – проекты КБ «Стрелка», и строго говоря, их могло, вероятно, быть больше в лонг, и в шорт-листе, но так или иначе оставшийся набор достаточно точно, а может быть и даже очень точно отражает расклад сил не-в-столице.***
Голосовать можно на сайте премии до 30 октября.Инициатор, организатор и генеральный партнер проекта «Приметы городов», (в составе которого: премия, конференции, спецпроекты, исследования), – коммуникационное агентство «Правила Общения». Автор и куратор проекта – Юлия Зинкевич, генеральный директор коммуникационного агентства «Правила Общения».
Проект реализуется при поддержке выставки «Арх Москва», архитектурного бюро «ПланАР» и лично архитектора Ильи Мукосея, Британской высшей школы дизайна и Курса Виктора Меламеда, компании «САРОС» (световые решения) и ее генерального директора Алексея Суглоба.
Проект реализуется при поддержке выставки «Арх Москва», архитектурного бюро «ПланАР» и лично архитектора Ильи Мукосея, Британской высшей школы дизайна и Курса Виктора Меламеда, компании «САРОС» (световые решения) и ее генерального директора Алексея Суглоба.