Эксперты в области архитектуры, реноваций и городских изменений приняли участие в работе регионального дня проекта «Приметы городов» в рамках «Арх Москвы»

В рамках Международной выставки «АРХ Москва-2017» прошла серия дискуссий, посвященных новым девелоперским проектам и инициативам в городах России, которые меняют городской ландшафт и социо-культурные модели поведения горожан. По результатам работы дискуссионной программы и выставки, «Приметы городов» стали лучшим просветительским проектом 2017 года по версии «АРХ Москвы».

Организатор проекта– коммуникационное агентство «Правила общения». Куратор – Юлия Зинкевич. Генеральные партнеры проекта: компания «САРОС», Британская Высшая школа дизайна, курс художников-иллюстраторов Виктора Меламеда.

Ключевые вопросы II Ежегодного «Регионального дня» проекта «Приметы городов» были связаны с поисками и городской идентичности. Зачем нужны городские бренды? Как образ города может повлиять на его экономику и культуру? Как с помощью цвета можно изменить жизнь территории? Как и кто управляет городскими переменами? – Ответы на эти вопросы искали ведущие специалисты по архитектуре, урбанистике, городским изменениям.

ПЕРВЫЙ БЛОК ДИСКУССИЙ БЫЛ ПОСВЯЩЕН ОБСУЖДЕНИЮ ПРАКТИК РАБОТЫ С ГОРОДСКОЙ АЙДЕНТИКОЙ.

Предваряя начало разговора, Юлия Зинкевич, автор и куратор проекта «Приметы городов», руководитель коммуникационного агентства "Правила общения» – организатора проекта, отметила: «Основная идея проекта «Приметы городов» – популяризация и продвижение современных качественных примеров нового строительства и реставрации зданий и общественных пространств, которые появляются за пределами Москвы. В России множество городов, где за последние несколько лет произошли существенные изменения, построены новые здания, реконструированы заброшенные пространства. И мы хотим их собрать на своей площадке и дать им возможность быть увиденными и услышанными».

Соня Эльтерман, главный редактор Strelka Magazine выступила с докладом на тему: «Как историческому российскому городу удалось попасть в предварительный список ЮНЕСКО?». Она, в частности сказала: «Есть основные критерии, по которым город может оказаться в этом списке, и Гороховец соответствует двум. Первый – это сохранение исторического ландшафта. Если посмотреть на то, как сегодня устроен Гороховец, то его основные доминанты остались такими же, как были при Петре Первом, то есть 400 лет назад. Вторая причина, по которой город попал в список ЮНЕСКО, это его гармоничное сочетание с окружающей средой. Город Гороховец уникальным образом обошло массовое новое строительство. Поэтому сегодня, если забраться на Лысую гору, можно сфотографировать практически подлинную панораму 17-го века».
Фото предоставлено Strelka Magazine

Разговор о городской идентичности продолжила Наталья Рыбальченко – эксперт по брендингу городов: «Буквально на днях мы защитили перед жителями и предпринимательским сообществом концепцию города Суздаль. В основе концепции – масштабное исследование. Основной инсайт, который мы получили, проведя опрос среди предпринимателей Суздаля, заключается в том, что это – город, который как бы открывает тебя. То есть, когда ты приезжаешь в Суздаль, с тобою происходит какая-то внутренняя трансформация. Далее мы замерили отзывы туристов, которые описывают город совершенно с другой позиции. Выяснилось, что они, напротив, не воспринимают Суздаль, как что-то живое, скорее как декорацию. Так стало очевидно, что нужно искать некую объединяющую всех идею города. И вот, что мы в итоге предложили: Суздаль – это вовсе не самый туристический и гостеприимный город России. Это – город, который хранит в себе множество тайн и секретов, к которым нужно подобрать ключ, как к каждому человеку. Базовая идея Суздаля как «города Тайны» понравилась многим. Сейчас мы продолжаем развивать ее».

ВО ВТОРОМ БЛОКЕ ДИСКУССИЙ ЭКСПЕРТЫ ДЕЛИЛИСЬ СЕКРЕТАМИ УСПЕХА ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ

Алексей Суглоб, генеральный директор «САРОС – Свет М», один из организаторов проекта: «Мы рады тому, что проект «Приметы городов» взял на себя труд рассказать о том, как живет сейчас Россия, чем гордится и к чему стремится. Приведу всего один пример из нашей практики: есть в Западной Сибири город Белоярский, окружение которого составляют лесотундра и болота. Здесь живут люди, которые честно и много работают. И есть администрация, руководитель которой сказал: «Мы не можем изменить природу вокруг, но можем сделать так, чтобы в нашем городе люди забывали о том, что снаружи». И наша компания несколько лет в тесном контакте с администрацией и Архитектурным бюро «СитиАрх» трудились над решением этой задачи. И у нас получилось. Один ККЦ «Камертон» чего стоит – настоящая культурная и архитектурная жемчужина, которой многие по-доброму завидуют».

Илья Мукосей, партнер в PlanAR Studio: «Развитие городов зависит от многих факторов, но одним из самых главных является частная, личная, корпоративная и прочая негосударственная инициатива. И стоящие за этой инициативой конкретные люди. Инициатива «снизу» является самой лучшей базовой основой для развития, на которую потом может оказаться «надета» любая поддержка, в том числе и государственная».

Артем Филатов, организатор фестиваля уличного искусства в Нижнем Новгороде: «Не секрет, что в Нижнем Новгороде много деревянных домов, попадающих с точки зрения чиновников под «ветхое» жилье. Между тем, за каждым этим домом стоит целая жизнь. В рамках Фестиваля мы решили «вернуть» жизнь этим домам. Художники расписали дома такими элементами, как, например, кружевные салфетки, которые можно встретить у бабушек и дедушек в интерьере. На их фоне проступают нанесенные на стены цитаты из Августина Блаженного, где он рассуждает в своей автобиографии о том, как устроена человеческая память, о том, как мы забываем, запоминаем какие-то вещи. Эти приемы в корне изменили судьбу домов. Конечно, кружева не остановят разрушения, но они буквально приковали внимание к этим домам, как к арт-объектам».

Многие из объектов фестиваля «Новый Город: Древний» в Нижнем Новгороде в каком-то смысле вернулись обратно на карту города, стали заметными и в итоге обретают статус городских достопримечательностей. Вместе с этим в городе поменялось отношение к таким домам, теперь практически не стоит вопрос о том, будто бы все люди хотят уезжать из деревянных домов, а чиновники не могут себе позволить говорить о них, как о гнилушках или собачьих будках.

Артем Филатов: «Осенью 2017 года мы планируем открыть выставку в здании бывшего Музея Нижегородской Интеллигенции, построенного в 1842 году и являющегося Объектом Культурного Наследия. Своей выставкой мы хотим рассказать об истории этого квартала и истории единственного музея интеллигенции в России. Вместе с этим мы хотим показать варианты развития этого исторического пространства, стимулировать будущие проекты современного использования исторического наследия города. Темой выставки станет понятие «дом», которое мы хотим исследовать через призму того, как меняется концепция личного пространство в истории и как оно влияет на человека и его становление с самого детства».
Фото с фестиваля «Новый Город: Древний» в Нижнем Новгороде. Фото предоставлено фестивалем

Разговор о городских изменениях на примере Нижнего Новгорода продолжила Марина Игнатушко, председатель правления общественной организации «Открытая Стрелка»: «Главные истории, которые происходят в нашем городе, связаны со Стрелкой. Так называется уникальное место в самом центре города, где сливаются две мощные реки – Волга и Ока. Хаотичное проектирование Стрелки велось достаточно давно. В начале 90-х появились самые разнообразные проекты, самым гигантским из которых стал стадион. Образ Стрелки «рассыпался». В последнее время предпринимаются попытки со стороны власти, профессионального сообщества и активных горожан вернуть или создать Стрелке неповторимый образ. До сих пор этот процесс носил самодеятельный характер в виде разовых акций. К изменению среды это не приводило. Сейчас мы пытаемся действовать системно. В настоящее время при губернаторе области создана экспертная комиссия, которая работает по Стрелке».

О том, как сегодня развивается Екатеринбург, рассказал Никита Сучков, автор и куратор проекта «Дни конструктивизма на Урале». Проект состоит из выставок, лекций, экскурсионной программы. В зоне внимания – конструктивистские дома, которые проект помогает всем желающим увидеть в новом свете – показать, как работала архитектурная мысль, представить конструктивистские здания неисчерпаемым источником вдохновения для современных градостроителей и урбанистов. В зависимости от проблематики, экскурсионные и лекционные пути «Дней конструктивизма» проходят по таким объектам, как, например, Городок чекистов, дома Уралоблсовнархоза на Малышева, Медгородок на Репина, Институт охраны материнства и младенчества – конструктивистский комплекс, который сейчас находится в статусе выявленного объекта культурного наследия. В своем выступлении Никита Сучков высказался за сохранение конструктивистского наследия и включение его в современную городскую повседневность.
Фото: Кирилл Матвеев

Закончила парад российских городов Анна Селянина, куратор кинопроекта «Код города», продюсер фильма «Напротив Левого берега», которая рассказала о Ростове-на-Дону и своем исследование про то, как сами ростовчане видят свой город.

Анна Селянина: «С одной стороны, есть внешний шаблонный набор образов Ростова: казаки, жара, румяные барышни, кабаки, разгульная жизнь. С другой стороны, местные жители живут в совсем другом Ростове. Когда разговариваешь с ними про город, на свет выходят совершенно другие реалии и символы. Чаще всего рассказывают о знаменитых мозаиках в ростовских переходах, о Парамоновских складах-купальнях, которые сейчас прикрыли из-за разрушения, и это задевает практически каждого жителя города. А место, правда, уникальное: там вода 18 градусов круглый год. Там в 6 утра плавали местные старушки и верили, что их здоровье напрямую связано с тем, что они купаются там каждый день. Сейчас, по словам Администрации Ростова-на-Дону, реконструкция Парамоновских складов не может быть произведена из-за присвоенного им статуса культурного наследия».

ТРЕТИЙ БЛОК ДИСКУССИЙ БЫЛ ПОСВЯЩЕН ТЕМЕ «ДИЗАЙН-КОД ГОРОДА»

Эркен Кагаров, арт-директор «Студии Артемия Лебедева»: «Москомархитектура предложила нашей студии разработать правила расположения вывесок и указателей для Москвы. Когда мы начали работать над этим проектом, мы обнаружили факты крайнего невнимание к архитектуре. То есть размещается все без учета декора зданий, без учета масштаба, без учета архитектурных деталей. Следующая проблема – это избыточное количество вывесок, и они хаотично по отношению друг к другу расположены. Мы разобрались в этом вопросе. Сейчас у нас есть документ, в котором изложены основные проблемы и те принципы, которые мы решили использовать для того, чтобы меньше было подобных проблем. Конечно, любой город требует специфического подхода, и в Москве есть свой характер улиц, свой масштаб зданий. Но я легко могу предположить, что в небольшом туристическом городке с узкими средневековыми улочками дизайн-код может не только стимулировать, так скажем, расчистку, чтобы не было хаоса, а он может создавать очень интересные и даже туристически привлекательные образы».

Асен Чумов, архитектор, КБ «СТРЕЛКА»: «Мы делали городские регламенты среды города Саратова. Сам дизайн-код стал одним из инструментов в рамках данной работы. Мы его разделили на две основные группы – постоянный и временный. В постоянные моменты входят, например, информационные конструкции, в переменные (сезонные) – террасы кафе и некоторые городские объекты. Сейчас мы пытаемся найти баланс между арендаторами тех зданий, которые нуждаются в идентификаторах, табличках, указателях, и жителями города. На самом деле, дизайн-код влияет на всех, потому что для всех целевых аудиторий очень важно эстетически воспринимать и принимать свой город».

ПОСЛЕДНИЙ БЛОК ДИСКУССИЙ БЫЛ ОТДАН ТЕМЕ «ЦВЕТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Участники дискуссии обсудили кейсы изменений городской среды, основным инструментарием которых являются цветовые и арт-решения. Эксперты признали, что наличие или отсутствие цвета в городе значительно влияет на качество жизни, особенно в России.

Анна Нистратова, идеолог стрит-арта: «В ситуации, когда у нас шесть месяцев в году зима и монохромный пейзаж, любое цветовое пятно выглядит уже как большой подарок. Однако примеров, как с помощью цвета можно управлять городским пространством и городскими изменениями, в настоящее время можно больше найти за рубежом. Приведу в пример столицу Албании, город Тирана, где в конце 90-х годов был избран мэром Эди Рама (в прошлом – художник). Одна из первых его городских реформ состояла в том, что он раскрасил всю Тирану в разные цвета, что привело к значительным изменениям в жизни всего города: включая экономические и культурные страты. В 2004 году мэр Тираны получил звание лучшего мэра мира, а теперь он премьер-министр Албании».

О том, как и в России можно эффективно управлять территориями и пространствами с помощью цвета, рассказали ведущие архитекторы, работающие в данной сфере.

Владимир Юданов, «Ё-ПРОГРАММА»: «Наше архитектурное бюро реализовало немало амбициозных городских, промышленных проектов, связанных с цветовым инструментарием. В последствие эти проекты становятся точкой притяжения культурной активности горожан. В частности, в цехе «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода, который сейчас больше похож на торговый центр, чем на место, где создается тяжелая промышленность страны, практически ежедневно проводятся экскурсии для горожан, для школьников, для студентов и экскурсии для приезжих. Из разных стран мира приезжают, в том числе, владельцы и руководители крупных заводов».

Сергей Илышев, «Ё-ПРОГРАММА»: «Цех «Высота 239» построен на территории ЧТПЗ, но, по сути своей, он фактически сам является заводом. Что здесь интересного было сделано? Мы спроектировали, в частности, необычный главный вход на галерею цеха, которая висит на 7 метрах высоты и делит цех пополам. Слева идет заготовка трубы, когда лист гнется, а справа труба уже доводится до конца и превращается в готовый продукт. Посреди – лавровые деревья, живые, и паркет. Это – настоящая галерея, вписанная в рентабельное производство. В интерьере Цеха нами совместно с заказчиком были использованы агрессивные цвета – желтый, красный, оранжевый, черный, чтобы люди концентрировались и быстрее работали. Влияние архитектурных решений на производственный процесс очевидно. Один пример: мы посадили всех начальников за стеклянные стены. При том, что обычно кабинеты руководства находятся в изолированных помещениях. Мы же сделали «опэн спэйс», в котором сидели все сотрудники, а начальники департаментов находились напротив – в стеклянных «аквариумах». В результате подобной организации пространства производительность труда выросла на 20%».

В рамках «цветового» дискуссионного блока проекты «Приметы городов» партнеры дизайн-бюро «Ё-ПРОГРАММА» рассказали и о своем новом проекте - предприятии «ЭТЕРНО», специализирующемся на выпуске соединительных деталей трубопроводов.

Владимир Юданов: «Заводской цех «ЭТЕРНО» официально был открыт в декабре прошлого года. Он входит в обойму заводов ЧТПЗ и полностью соответствует философии белой металлургии. Все цеха завода, особенно их внешняя, фасадная часть, объединены четырьмя цветами – белым, красным, серым и черным. Многие цветовые решения мы заимствовали у супрематистов, авангардистов, которых очень любим. Кроме того, в дизайн предприятия достаточно органично вписался силуэт верблюда (он находится на гербе Челябинской области). Мы обыграли эту идею: запустили «караван верблюдов» в виде канвы, обрамления в ряде фасадных и навигационных решений. Получилось органично».

В поле обсуждения участников дискуссионного блока «Примет городов» попали и такие проекты «Ё-ПРОГРАММЫ», как Первоуральский металлургический колледж - образец того, как дизайн учебного заведения способен поднять престиж образования вообще и профессии металлурга в частности. Другая, но связанная с колледжем дизайнерская история «Ё-ПРОГРАММЫ» – электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32». Эксперты пояснили аудитории, что необходимо рассматривать эти проекты как часть единого бизнес-плана.

Сергей Илышев: «Необходимость колледжа возникла потому, что на ЧТПЗ создавались новые цеха, где должны были работать квалифицированные кадры, которых неоткуда было взять и не на что привлечь. Что было сделано для решения данной задачи? Во-первых, было закуплено новое оборудование, учебное, чтобы готовить школьников к этим новым цехам, к новому оборудованию, станкам. Во-вторых, была произведена реконструкция внутреннего и внешнего пространства учебного заведения. После того, как была проведена реконструкцию, по-моему, уже на следующий год в колледже был конкурс – 15 человек на место. То есть молодежь захотела здесь учиться и впоследствии работать».

Владимир Юданов: «Сейчас там реально созданы условия для социального роста, Ребята знают, что они в итоге, если будут хорошо учиться, попадут на одно из предприятий ЧТПЗ, где будут работать на хорошей зарплате, на хорошем оборудовании».
Цех «Высота 239», ЧТПЗ. Бюро «Ё-ПРОГРАММА»

В заключении «Цветной дискуссии» слово взял Никита Маликов, архитектор из Твери, который поделился своим опытом создания красивых домов в сегменте эконом-класса, доказав, что простые цветовые решения могут «вытянуть» типовую застройку и сделать её привлекательной для людей и рынка.

Никита Маликов: «Основная трудность заключалась в том, чтобы убедить заказчика, что можно добавить красок и красоты в проект эконом-класса, не меняя при этом его смету. На самом деле, это вполне реалистично. Изначально у меня, как у архитектора, была в работе типовая коробка. Первое, что приходит в данной ситуации на ум - это как можно больше ярких цветов на фасад нанести, и тогда все будут обращать на это внимание. Но в процессе проектирования мы поняли, что цвет – это тонкий инструмент, которым надо пользоваться аккуратно. В итоге было решено, что нужно выбрать в доме части, где будут цветные и серые вставки. Почему был выбран серый цвет? – Потому что себестоимость дома была низкая - 30 тысяч рублей за кв. м, и нужно было придумать, исходя из этой стоимости, какую-то красоту. Нам пришлось играть с оттенками. Было решено, что если все классические строительные материалы перекрасить в разные оттенки серого, то дом начинает выглядеть на порядок дороже. В результате получился серый основной остов с ярко-салатовыми вставками на фасаде».

ЭКСПОЗИЦИЯ «ПРИМЕТЫ ГОРОДОВ»

Кроме того, в рамках «АРХ-МОСКВЫ» проект «Приметы городов» продолжил презентацию «портретов» российских городов, составленных из социо-культурных, исторических особенностей и традиций, делающих один город непохожим на другой.
Фото предоставлено агентством «Правила Общения»

В 2016 году в рамках выставки были представлены 14 «портретов» городов. В 2017 году коллекция проекта пополнится десяткой новых городов: Саратов, Рязань, Томск, Астрахань, Иркутск, Новосибирск, Краснодар, Владикавказ, Ростов-на Дону, Зеленоград.
Фото предоставлено агентством «Правила Общения»

Презентации городов были подготовлены с помощью Британской высшей школы дизайна (курс иллюстраторов Виктора Меламеда), а также при участии дежурных по городам – из числа региональных архитекторов, журналистов, специалистов по истории, активных горожан, влюбленных в свой город.
Фото предоставлено агентством «Правила Общения»

Также в экспозицию вошли некоторые яркие объекты из лонг-листа общероссийской премии «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций», вручение которой состоится в октябре. Прием заявок идет на сайте проекта до 31 августа 2017 года, экспертное и открытое голосование пройдет в сентябре.

Среди представленных объектов: реконструкция Северо-Осетинской филармонии (в здании бывшей кирхи) во Владикавказе, государственный музей-заповедник «Куликово поле» в Тульской области, курортный комплекс Mriya Resort & Spa в Ялте, жилой район «Академический» в Екатеринбурге, объекты из города Иннополиса в Татарстане, здания «Матрешка», Технопарк и Университет в подмосковном Сколково, винодельня «Гай-Кодзор» в Краснодарском крае, Музей-хранилище коньячного завода «Альянс-1892» в Калининградской области, Академия ФК «Краснодар» в Краснодаре, ЖК «Актер Гэлакси» в Сочи и другие.

05 Июня 2017

Похожие статьи
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Приметы 2017
На сайте премии «Приметы городов» открыто голосование. Рассматриваем и сравниваем 61 проект из вошедших в число номинантов. Хронологический диапазон – около 7 лет.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.