Эксперты в области архитектуры, реноваций и городских изменений приняли участие в работе регионального дня проекта «Приметы городов» в рамках «Арх Москвы»

В рамках Международной выставки «АРХ Москва-2017» прошла серия дискуссий, посвященных новым девелоперским проектам и инициативам в городах России, которые меняют городской ландшафт и социо-культурные модели поведения горожан. По результатам работы дискуссионной программы и выставки, «Приметы городов» стали лучшим просветительским проектом 2017 года по версии «АРХ Москвы».

Организатор проекта– коммуникационное агентство «Правила общения». Куратор – Юлия Зинкевич. Генеральные партнеры проекта: компания «САРОС», Британская Высшая школа дизайна, курс художников-иллюстраторов Виктора Меламеда.

Ключевые вопросы II Ежегодного «Регионального дня» проекта «Приметы городов» были связаны с поисками и городской идентичности. Зачем нужны городские бренды? Как образ города может повлиять на его экономику и культуру? Как с помощью цвета можно изменить жизнь территории? Как и кто управляет городскими переменами? – Ответы на эти вопросы искали ведущие специалисты по архитектуре, урбанистике, городским изменениям.

ПЕРВЫЙ БЛОК ДИСКУССИЙ БЫЛ ПОСВЯЩЕН ОБСУЖДЕНИЮ ПРАКТИК РАБОТЫ С ГОРОДСКОЙ АЙДЕНТИКОЙ.

Предваряя начало разговора, Юлия Зинкевич, автор и куратор проекта «Приметы городов», руководитель коммуникационного агентства "Правила общения» – организатора проекта, отметила: «Основная идея проекта «Приметы городов» – популяризация и продвижение современных качественных примеров нового строительства и реставрации зданий и общественных пространств, которые появляются за пределами Москвы. В России множество городов, где за последние несколько лет произошли существенные изменения, построены новые здания, реконструированы заброшенные пространства. И мы хотим их собрать на своей площадке и дать им возможность быть увиденными и услышанными».

Соня Эльтерман, главный редактор Strelka Magazine выступила с докладом на тему: «Как историческому российскому городу удалось попасть в предварительный список ЮНЕСКО?». Она, в частности сказала: «Есть основные критерии, по которым город может оказаться в этом списке, и Гороховец соответствует двум. Первый – это сохранение исторического ландшафта. Если посмотреть на то, как сегодня устроен Гороховец, то его основные доминанты остались такими же, как были при Петре Первом, то есть 400 лет назад. Вторая причина, по которой город попал в список ЮНЕСКО, это его гармоничное сочетание с окружающей средой. Город Гороховец уникальным образом обошло массовое новое строительство. Поэтому сегодня, если забраться на Лысую гору, можно сфотографировать практически подлинную панораму 17-го века».
Фото предоставлено Strelka Magazine

Разговор о городской идентичности продолжила Наталья Рыбальченко – эксперт по брендингу городов: «Буквально на днях мы защитили перед жителями и предпринимательским сообществом концепцию города Суздаль. В основе концепции – масштабное исследование. Основной инсайт, который мы получили, проведя опрос среди предпринимателей Суздаля, заключается в том, что это – город, который как бы открывает тебя. То есть, когда ты приезжаешь в Суздаль, с тобою происходит какая-то внутренняя трансформация. Далее мы замерили отзывы туристов, которые описывают город совершенно с другой позиции. Выяснилось, что они, напротив, не воспринимают Суздаль, как что-то живое, скорее как декорацию. Так стало очевидно, что нужно искать некую объединяющую всех идею города. И вот, что мы в итоге предложили: Суздаль – это вовсе не самый туристический и гостеприимный город России. Это – город, который хранит в себе множество тайн и секретов, к которым нужно подобрать ключ, как к каждому человеку. Базовая идея Суздаля как «города Тайны» понравилась многим. Сейчас мы продолжаем развивать ее».

ВО ВТОРОМ БЛОКЕ ДИСКУССИЙ ЭКСПЕРТЫ ДЕЛИЛИСЬ СЕКРЕТАМИ УСПЕХА ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ

Алексей Суглоб, генеральный директор «САРОС – Свет М», один из организаторов проекта: «Мы рады тому, что проект «Приметы городов» взял на себя труд рассказать о том, как живет сейчас Россия, чем гордится и к чему стремится. Приведу всего один пример из нашей практики: есть в Западной Сибири город Белоярский, окружение которого составляют лесотундра и болота. Здесь живут люди, которые честно и много работают. И есть администрация, руководитель которой сказал: «Мы не можем изменить природу вокруг, но можем сделать так, чтобы в нашем городе люди забывали о том, что снаружи». И наша компания несколько лет в тесном контакте с администрацией и Архитектурным бюро «СитиАрх» трудились над решением этой задачи. И у нас получилось. Один ККЦ «Камертон» чего стоит – настоящая культурная и архитектурная жемчужина, которой многие по-доброму завидуют».

Илья Мукосей, партнер в PlanAR Studio: «Развитие городов зависит от многих факторов, но одним из самых главных является частная, личная, корпоративная и прочая негосударственная инициатива. И стоящие за этой инициативой конкретные люди. Инициатива «снизу» является самой лучшей базовой основой для развития, на которую потом может оказаться «надета» любая поддержка, в том числе и государственная».

Артем Филатов, организатор фестиваля уличного искусства в Нижнем Новгороде: «Не секрет, что в Нижнем Новгороде много деревянных домов, попадающих с точки зрения чиновников под «ветхое» жилье. Между тем, за каждым этим домом стоит целая жизнь. В рамках Фестиваля мы решили «вернуть» жизнь этим домам. Художники расписали дома такими элементами, как, например, кружевные салфетки, которые можно встретить у бабушек и дедушек в интерьере. На их фоне проступают нанесенные на стены цитаты из Августина Блаженного, где он рассуждает в своей автобиографии о том, как устроена человеческая память, о том, как мы забываем, запоминаем какие-то вещи. Эти приемы в корне изменили судьбу домов. Конечно, кружева не остановят разрушения, но они буквально приковали внимание к этим домам, как к арт-объектам».

Многие из объектов фестиваля «Новый Город: Древний» в Нижнем Новгороде в каком-то смысле вернулись обратно на карту города, стали заметными и в итоге обретают статус городских достопримечательностей. Вместе с этим в городе поменялось отношение к таким домам, теперь практически не стоит вопрос о том, будто бы все люди хотят уезжать из деревянных домов, а чиновники не могут себе позволить говорить о них, как о гнилушках или собачьих будках.

Артем Филатов: «Осенью 2017 года мы планируем открыть выставку в здании бывшего Музея Нижегородской Интеллигенции, построенного в 1842 году и являющегося Объектом Культурного Наследия. Своей выставкой мы хотим рассказать об истории этого квартала и истории единственного музея интеллигенции в России. Вместе с этим мы хотим показать варианты развития этого исторического пространства, стимулировать будущие проекты современного использования исторического наследия города. Темой выставки станет понятие «дом», которое мы хотим исследовать через призму того, как меняется концепция личного пространство в истории и как оно влияет на человека и его становление с самого детства».
Фото с фестиваля «Новый Город: Древний» в Нижнем Новгороде. Фото предоставлено фестивалем

Разговор о городских изменениях на примере Нижнего Новгорода продолжила Марина Игнатушко, председатель правления общественной организации «Открытая Стрелка»: «Главные истории, которые происходят в нашем городе, связаны со Стрелкой. Так называется уникальное место в самом центре города, где сливаются две мощные реки – Волга и Ока. Хаотичное проектирование Стрелки велось достаточно давно. В начале 90-х появились самые разнообразные проекты, самым гигантским из которых стал стадион. Образ Стрелки «рассыпался». В последнее время предпринимаются попытки со стороны власти, профессионального сообщества и активных горожан вернуть или создать Стрелке неповторимый образ. До сих пор этот процесс носил самодеятельный характер в виде разовых акций. К изменению среды это не приводило. Сейчас мы пытаемся действовать системно. В настоящее время при губернаторе области создана экспертная комиссия, которая работает по Стрелке».

О том, как сегодня развивается Екатеринбург, рассказал Никита Сучков, автор и куратор проекта «Дни конструктивизма на Урале». Проект состоит из выставок, лекций, экскурсионной программы. В зоне внимания – конструктивистские дома, которые проект помогает всем желающим увидеть в новом свете – показать, как работала архитектурная мысль, представить конструктивистские здания неисчерпаемым источником вдохновения для современных градостроителей и урбанистов. В зависимости от проблематики, экскурсионные и лекционные пути «Дней конструктивизма» проходят по таким объектам, как, например, Городок чекистов, дома Уралоблсовнархоза на Малышева, Медгородок на Репина, Институт охраны материнства и младенчества – конструктивистский комплекс, который сейчас находится в статусе выявленного объекта культурного наследия. В своем выступлении Никита Сучков высказался за сохранение конструктивистского наследия и включение его в современную городскую повседневность.
Фото: Кирилл Матвеев

Закончила парад российских городов Анна Селянина, куратор кинопроекта «Код города», продюсер фильма «Напротив Левого берега», которая рассказала о Ростове-на-Дону и своем исследование про то, как сами ростовчане видят свой город.

Анна Селянина: «С одной стороны, есть внешний шаблонный набор образов Ростова: казаки, жара, румяные барышни, кабаки, разгульная жизнь. С другой стороны, местные жители живут в совсем другом Ростове. Когда разговариваешь с ними про город, на свет выходят совершенно другие реалии и символы. Чаще всего рассказывают о знаменитых мозаиках в ростовских переходах, о Парамоновских складах-купальнях, которые сейчас прикрыли из-за разрушения, и это задевает практически каждого жителя города. А место, правда, уникальное: там вода 18 градусов круглый год. Там в 6 утра плавали местные старушки и верили, что их здоровье напрямую связано с тем, что они купаются там каждый день. Сейчас, по словам Администрации Ростова-на-Дону, реконструкция Парамоновских складов не может быть произведена из-за присвоенного им статуса культурного наследия».

ТРЕТИЙ БЛОК ДИСКУССИЙ БЫЛ ПОСВЯЩЕН ТЕМЕ «ДИЗАЙН-КОД ГОРОДА»

Эркен Кагаров, арт-директор «Студии Артемия Лебедева»: «Москомархитектура предложила нашей студии разработать правила расположения вывесок и указателей для Москвы. Когда мы начали работать над этим проектом, мы обнаружили факты крайнего невнимание к архитектуре. То есть размещается все без учета декора зданий, без учета масштаба, без учета архитектурных деталей. Следующая проблема – это избыточное количество вывесок, и они хаотично по отношению друг к другу расположены. Мы разобрались в этом вопросе. Сейчас у нас есть документ, в котором изложены основные проблемы и те принципы, которые мы решили использовать для того, чтобы меньше было подобных проблем. Конечно, любой город требует специфического подхода, и в Москве есть свой характер улиц, свой масштаб зданий. Но я легко могу предположить, что в небольшом туристическом городке с узкими средневековыми улочками дизайн-код может не только стимулировать, так скажем, расчистку, чтобы не было хаоса, а он может создавать очень интересные и даже туристически привлекательные образы».

Асен Чумов, архитектор, КБ «СТРЕЛКА»: «Мы делали городские регламенты среды города Саратова. Сам дизайн-код стал одним из инструментов в рамках данной работы. Мы его разделили на две основные группы – постоянный и временный. В постоянные моменты входят, например, информационные конструкции, в переменные (сезонные) – террасы кафе и некоторые городские объекты. Сейчас мы пытаемся найти баланс между арендаторами тех зданий, которые нуждаются в идентификаторах, табличках, указателях, и жителями города. На самом деле, дизайн-код влияет на всех, потому что для всех целевых аудиторий очень важно эстетически воспринимать и принимать свой город».

ПОСЛЕДНИЙ БЛОК ДИСКУССИЙ БЫЛ ОТДАН ТЕМЕ «ЦВЕТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Участники дискуссии обсудили кейсы изменений городской среды, основным инструментарием которых являются цветовые и арт-решения. Эксперты признали, что наличие или отсутствие цвета в городе значительно влияет на качество жизни, особенно в России.

Анна Нистратова, идеолог стрит-арта: «В ситуации, когда у нас шесть месяцев в году зима и монохромный пейзаж, любое цветовое пятно выглядит уже как большой подарок. Однако примеров, как с помощью цвета можно управлять городским пространством и городскими изменениями, в настоящее время можно больше найти за рубежом. Приведу в пример столицу Албании, город Тирана, где в конце 90-х годов был избран мэром Эди Рама (в прошлом – художник). Одна из первых его городских реформ состояла в том, что он раскрасил всю Тирану в разные цвета, что привело к значительным изменениям в жизни всего города: включая экономические и культурные страты. В 2004 году мэр Тираны получил звание лучшего мэра мира, а теперь он премьер-министр Албании».

О том, как и в России можно эффективно управлять территориями и пространствами с помощью цвета, рассказали ведущие архитекторы, работающие в данной сфере.

Владимир Юданов, «Ё-ПРОГРАММА»: «Наше архитектурное бюро реализовало немало амбициозных городских, промышленных проектов, связанных с цветовым инструментарием. В последствие эти проекты становятся точкой притяжения культурной активности горожан. В частности, в цехе «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода, который сейчас больше похож на торговый центр, чем на место, где создается тяжелая промышленность страны, практически ежедневно проводятся экскурсии для горожан, для школьников, для студентов и экскурсии для приезжих. Из разных стран мира приезжают, в том числе, владельцы и руководители крупных заводов».

Сергей Илышев, «Ё-ПРОГРАММА»: «Цех «Высота 239» построен на территории ЧТПЗ, но, по сути своей, он фактически сам является заводом. Что здесь интересного было сделано? Мы спроектировали, в частности, необычный главный вход на галерею цеха, которая висит на 7 метрах высоты и делит цех пополам. Слева идет заготовка трубы, когда лист гнется, а справа труба уже доводится до конца и превращается в готовый продукт. Посреди – лавровые деревья, живые, и паркет. Это – настоящая галерея, вписанная в рентабельное производство. В интерьере Цеха нами совместно с заказчиком были использованы агрессивные цвета – желтый, красный, оранжевый, черный, чтобы люди концентрировались и быстрее работали. Влияние архитектурных решений на производственный процесс очевидно. Один пример: мы посадили всех начальников за стеклянные стены. При том, что обычно кабинеты руководства находятся в изолированных помещениях. Мы же сделали «опэн спэйс», в котором сидели все сотрудники, а начальники департаментов находились напротив – в стеклянных «аквариумах». В результате подобной организации пространства производительность труда выросла на 20%».

В рамках «цветового» дискуссионного блока проекты «Приметы городов» партнеры дизайн-бюро «Ё-ПРОГРАММА» рассказали и о своем новом проекте - предприятии «ЭТЕРНО», специализирующемся на выпуске соединительных деталей трубопроводов.

Владимир Юданов: «Заводской цех «ЭТЕРНО» официально был открыт в декабре прошлого года. Он входит в обойму заводов ЧТПЗ и полностью соответствует философии белой металлургии. Все цеха завода, особенно их внешняя, фасадная часть, объединены четырьмя цветами – белым, красным, серым и черным. Многие цветовые решения мы заимствовали у супрематистов, авангардистов, которых очень любим. Кроме того, в дизайн предприятия достаточно органично вписался силуэт верблюда (он находится на гербе Челябинской области). Мы обыграли эту идею: запустили «караван верблюдов» в виде канвы, обрамления в ряде фасадных и навигационных решений. Получилось органично».

В поле обсуждения участников дискуссионного блока «Примет городов» попали и такие проекты «Ё-ПРОГРАММЫ», как Первоуральский металлургический колледж - образец того, как дизайн учебного заведения способен поднять престиж образования вообще и профессии металлурга в частности. Другая, но связанная с колледжем дизайнерская история «Ё-ПРОГРАММЫ» – электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32». Эксперты пояснили аудитории, что необходимо рассматривать эти проекты как часть единого бизнес-плана.

Сергей Илышев: «Необходимость колледжа возникла потому, что на ЧТПЗ создавались новые цеха, где должны были работать квалифицированные кадры, которых неоткуда было взять и не на что привлечь. Что было сделано для решения данной задачи? Во-первых, было закуплено новое оборудование, учебное, чтобы готовить школьников к этим новым цехам, к новому оборудованию, станкам. Во-вторых, была произведена реконструкция внутреннего и внешнего пространства учебного заведения. После того, как была проведена реконструкцию, по-моему, уже на следующий год в колледже был конкурс – 15 человек на место. То есть молодежь захотела здесь учиться и впоследствии работать».

Владимир Юданов: «Сейчас там реально созданы условия для социального роста, Ребята знают, что они в итоге, если будут хорошо учиться, попадут на одно из предприятий ЧТПЗ, где будут работать на хорошей зарплате, на хорошем оборудовании».
Цех «Высота 239», ЧТПЗ. Бюро «Ё-ПРОГРАММА»

В заключении «Цветной дискуссии» слово взял Никита Маликов, архитектор из Твери, который поделился своим опытом создания красивых домов в сегменте эконом-класса, доказав, что простые цветовые решения могут «вытянуть» типовую застройку и сделать её привлекательной для людей и рынка.

Никита Маликов: «Основная трудность заключалась в том, чтобы убедить заказчика, что можно добавить красок и красоты в проект эконом-класса, не меняя при этом его смету. На самом деле, это вполне реалистично. Изначально у меня, как у архитектора, была в работе типовая коробка. Первое, что приходит в данной ситуации на ум - это как можно больше ярких цветов на фасад нанести, и тогда все будут обращать на это внимание. Но в процессе проектирования мы поняли, что цвет – это тонкий инструмент, которым надо пользоваться аккуратно. В итоге было решено, что нужно выбрать в доме части, где будут цветные и серые вставки. Почему был выбран серый цвет? – Потому что себестоимость дома была низкая - 30 тысяч рублей за кв. м, и нужно было придумать, исходя из этой стоимости, какую-то красоту. Нам пришлось играть с оттенками. Было решено, что если все классические строительные материалы перекрасить в разные оттенки серого, то дом начинает выглядеть на порядок дороже. В результате получился серый основной остов с ярко-салатовыми вставками на фасаде».

ЭКСПОЗИЦИЯ «ПРИМЕТЫ ГОРОДОВ»

Кроме того, в рамках «АРХ-МОСКВЫ» проект «Приметы городов» продолжил презентацию «портретов» российских городов, составленных из социо-культурных, исторических особенностей и традиций, делающих один город непохожим на другой.
Фото предоставлено агентством «Правила Общения»

В 2016 году в рамках выставки были представлены 14 «портретов» городов. В 2017 году коллекция проекта пополнится десяткой новых городов: Саратов, Рязань, Томск, Астрахань, Иркутск, Новосибирск, Краснодар, Владикавказ, Ростов-на Дону, Зеленоград.
Фото предоставлено агентством «Правила Общения»

Презентации городов были подготовлены с помощью Британской высшей школы дизайна (курс иллюстраторов Виктора Меламеда), а также при участии дежурных по городам – из числа региональных архитекторов, журналистов, специалистов по истории, активных горожан, влюбленных в свой город.
Фото предоставлено агентством «Правила Общения»

Также в экспозицию вошли некоторые яркие объекты из лонг-листа общероссийской премии «Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций», вручение которой состоится в октябре. Прием заявок идет на сайте проекта до 31 августа 2017 года, экспертное и открытое голосование пройдет в сентябре.

Среди представленных объектов: реконструкция Северо-Осетинской филармонии (в здании бывшей кирхи) во Владикавказе, государственный музей-заповедник «Куликово поле» в Тульской области, курортный комплекс Mriya Resort & Spa в Ялте, жилой район «Академический» в Екатеринбурге, объекты из города Иннополиса в Татарстане, здания «Матрешка», Технопарк и Университет в подмосковном Сколково, винодельня «Гай-Кодзор» в Краснодарском крае, Музей-хранилище коньячного завода «Альянс-1892» в Калининградской области, Академия ФК «Краснодар» в Краснодаре, ЖК «Актер Гэлакси» в Сочи и другие.

05 Июня 2017

Похожие статьи
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Приметы 2017
На сайте премии «Приметы городов» открыто голосование. Рассматриваем и сравниваем 61 проект из вошедших в число номинантов. Хронологический диапазон – около 7 лет.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.