Архсовет Москвы–44

На Красной площади будет построен музей, а на месте бывшего завода им. Казакова появится новый жилой район – Архитектурный совет утвердил оба представленных на рассмотрение проекта.

mainImg
Музейный комплекс Московского Кремля на Красной площади
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays

Проект музейно-выставочного комплекса совету представил один из его авторов, руководитель мастерской «Проект Меганом» Юрий Григорян. Он рассказал, что концепция нового музея создавалась в сотрудничестве с бюро Nowadays, а за основу были взяты предложения «Моспроекта-2», разработавшего предыдущую её версию, по которой сегодня уже реализована подземная часть с автопарковкой.

Новый музей, который вместит экспозицию Московского Кремля, планируется построить на Красной площади, на месте четырех снесенных зданий торговых рядов. Современный объем будет располагаться точно по контуру утраченных корпусов. Таким образом, сохраняется память места. Помимо нового объема, под музейное пространство определены расположенные по периметру участка исторические здания, построенные в 1893 архитектором Р.М. Клейном. Сегодня они признаны памятником архитектуры. С одной стороны протяженный исторический фасад выходит непосредственно на Красную площадь, с трех других формирует непрерывный фронт улиц Ильинка, Варварка и Хрустального переулка. Новый четырехэтажный объем оказывается внутри замкнутого двора: он отделен от бывших торговых рядов достаточно узким проездом.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays

Юрий Григорян пояснил, что данный проект рассматривался авторами в первую очередь как интерьерный. Ведь, учитывая местоположение будущего музея, снаружи его видно быть практически не должно. При этом фасады самого внутреннего корпуса представлены в виде крупной решетки окон. Максимальное остекление обеспечивает вид изнутри наружу, и наоборот. На первом этаже в стеклянных витринах и нишах фасадов руководство музея планирует разместить выставочные экспонаты.

Еще одна интересная особенность нового здания – верхний свет. Частично эксплуатируемая кровля меняется от плоской с крупными световыми фонарями к скатной. Под светлым сводом с перфорацией и 16-метровыми пролетами удобно располагаются реставрационные мастерские. А сам свод станет, по словам Григоряна, метафорой торговой палаты.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays. Заказчик: «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» Управделами Президента РФ

С историческим корпусом новое здание связано посредством подземных переходов и надземных стеклянных галерей, позволяющих создать единый экспозиционный этаж. Главное отличие от предыдущей, моспроектовской концепции – устройство центрального входа со стороны Красной площади через арку, откуда посетители попадают сразу на первый этаж музея. Такое решение должно сделать музейное пространство более доступным и посещаемым. Ранее вход предлагалось осуществлять со стороны ГУМа, что было не слишком удобно.

Помимо обширной общественной программы, первый этаж вмещает большой двусветный холл со скульптурной винтовой лестницей, ведущей на второй уровень, где располагается основной зал постоянной экспозиции. Концепция экспозиции пока находится в процессе разработки. Ее автором стал архитектор Микеле де Лукки. По словам Юрия Григоряна, новый музей, объединив площади исторических построек и современного здания, станет одним из самых крупных музеев в мире. Общая его площадь составит более 17 тысяч м².
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays

Членам совета представленный проект понравился. Сергей Чобан активно поддержал работу, отметив множество остроумных находок: глубину фасадов современного здания, благодаря чему визуально расширяется и улица; перспективность создания «двойного» фасада» – в виде решетки спереди и аркады сзади; идею устройства вдоль прогулочного променада временной экспозиции, из-за чего уличное пространство становится продолжением музейного и наполняется новым смыслом.

У Евгения Асса и Сергея Кузнецова, напротив, к статусу внутренней улицы возникли вопросы. Закольцованная и бесконечная, она показалась им слишком безжизненной и монотонной. С предложением оживить дворовые фасады выступил Александр Кудрявцев. Он напомнил, что снесенные корпуса имели очень активные фасады. Однако, поскольку здания долгое время принадлежали Министерству обороны, удивительное интерьерное пространство двора было скрыто от глаз горожан. Сегодня появляется возможность вернуть променаду ощущение интерьера города с курдонёрами и зонами отдыха. Юрий Григорян объяснил, что в целях оживления улицы был придуман фасад с нишами, в которых под открытым небом будут выставлены музейные экспонаты. В результате улица станет тоже своего рода выставочной галереей. По внешнему контуру, в первых этажах исторического здания появятся детский центр, кафе, рестораны и магазины. Последние предполагается сделать проходными, чтобы обеспечить свободный доступ во внутренний двор. Григорян выразил надежду, что внутреннее пространство получится максимально открытым городу: кроме центрального входа, появится несколько дополнительных сквозных проходов, позволяющих попасть внутрь с разных сторон.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays

Такое решение поддержал Владимир Плоткин. По его мнению, Красная площадь – это и без того чрезмерно насыщенное видами активности крайне людное место. Поэтому нет необходимости устраивать магазины и кафе еще и во внутреннем дворе музея. Созданное тихое и умиротворенное пространство ценно своей уединенностью – уверен Плоткин.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays. Заказчик: «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» Управделами Президента РФ

Присутствовавший на заседании представитель движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин, отметив, что он приветствует создание музейной функции, напомнил собравшимся, что все пятно застройки располагается в охранной зоне объекта культурного наследия. В этой связи на участке новое строительство возможно только в режиме регенерации. Это предполагает воссоздание утраченных корпусов. Для возведения же единого объема потребуется изменение статуса проекта.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays. Заказчик: «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» Управделами Президента РФ

Юрий Григорян объяснил, что четыре отдельно стоящих корпуса с мелко нарезанной внутренней планировкой в случае воссоздания оказались бы совершенно не пригодны для музейного использования. Именно поэтому проектировщики сделали выбор в пользу одного удобного и большого объема. «Формально можно было воссоздать снесенные корпуса, – рассказал Григорян. – Но, как нам кажется, формализм здесь неуместен. Мы не занимаемся имитацией. Удобное музейное пространство оказалось для нас в приоритете».

Присутствующие с доводами архитектора согласились, проект был единодушно поддержан.

Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

Проект нового жилого комплекса разработан японским бюро Kengo Kuma & Associates. Кенго Кума лично приехал в Москву, чтобы представить свою концепцию Архитектурному совету. Он рассказал, что его основной целью было соединение города и природы, создание связи между Кутузовским проспектом, окружающей застройкой и Москвой-рекой.

Большой и протяженный участок в настоящее время занимает территория приборостроительного завода им. В.А. Казакова. Площадка ограничена улицами 1812 года и Кульнева, а также Кутузовским проездом. С одной стороны она имеет выход к набережной реки, с противоположной – примыкает к Кутузовскому проспекту. Недалеко от места предполагаемого строительства располагается комплекс Москва-Сити, чуть дальше – Поклонная гора. Эти исходные данные послужили отправной точкой для создания проекта, предусматривающего разнообразную функциональную программу: помимо жилья, это школа, детский сад, офисные помещения, магазины и выставочные галереи.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

«Мы попытались совместить вертикали Сити и горизонтали застройки Кутузовского проспекта, – рассказал Кенго Кума. – В итоге получилась органичная цепочка зданий – переходное звено от среднеэтажного проспекта к высоткам Москва-Сити». Комплекс формируют прямоугольные в плане башни различной высоты, но одинаковые по площади этажа (18х12 м). Они состыкованы друг с другом по трое с заметным смещением. На три связанных между собой башни приходится один лифтовой узел. Таким образом, группы башен представляют собой самодостаточный модуль. Поворот башен обеспечивает должную инсоляцию квартир. Из модулей можно сформировать любую градостроительную модель.

В данном случае архитекторы предложили расположить башни по плавной траектории, закольцованной вокруг внутреннего двора. Двор, вытянувшийся от проспекта в сторону реки, превращен в парковое пространство. Его пронизывает сквозной бульвар, ведущий к набережной: вдоль него организованы художественные галереи, зоны отдыха, спортивные и игровые площадки. Еще одно небольшое парковое пространство, предназначенное для жильцов, спрятано под землей рядом с паркингом.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

Фасады зданий предлагается облицевать панелями из анодированного алюминия, причем глухие металлические поверхности чередуются со стеклянными полосами. И стекло, и алюминий способны отражать свет, рождать интересную игру теней и, в зависимости от погоды и времени суток, менять облик зданий. Кроме того, такие материалы скрадывают истинный масштаб зданий.

Строительство, учитывая габариты комплекса, предлагается разбить на несколько этапов, продвигаясь от проспекта к реке.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

После подробной презентации члены совета долго не могли поверить, что строительство столь масштабного и необычного комплекса возможно на территории Москвы. Первым делом они обратились к представителям инвестора, который подтвердил намерение и возможность реализовать проект в представленном виде. Только после этого члены совета взялись всерьез обсуждать увиденное. Юрий Григорян поддержал и приветствовал проект мастера – Кенго Кума. По мнению Григоряна, в Москве пришло время для реализации таких проектов. Ему понравилась авангардная концепция смешения частного и публичного пространств. Придуманный проектировщиками двор-парк, по его словам, мог бы стать новым и уникальным в своем роде общественным местом. Единственное, что вызвало опасения – это способность и желание заказчика реализовать проект без изменений, не превратив двор в очередной анклав и сохранив прекрасную архитектурную идею.

Евгений Асс посчитал происходящее «ситуацией вызова и выбора». «Градостроительство зданий с привычными и знакомыми нам элементами в этом проекте заменяется суперструктурой, – прокомментировал Асс. – Это иной масштаб, который может напугать. Но проект выполнен с таким мастерством, что это снижает градус опасений и делает возможным появление нового градостроительного качества».
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

В целом проект был встречен одобрительно. Владимир Плоткин, поддержав концепцию, обратил внимание, что авторам придется каким-то образом решать вопросы инсоляции: сейчас они не решены. Юрий Григорян обратил внимание на планировки, где спальни выглядят слишком узкими. Александр Кудрявцев задумался над силуэтом комплекса. А Сергей Кузнецов усомнился в целесообразности одноцветности всех зданий. В климатических условиях Москвы, где очень мало солнечных дней, большую часть года башни будут просто серыми, предположил Кузнецов. Однако Кенго Кума уверил, что такие материалы уже были опробованы его мастерской и действительно дают максимальное количество света и ощущение легкости. Что же касается других замечаний, то модульная структура позволяет легко устранить все недочеты. В итоге, проект решено было одобрить.

28 Ноября 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.