Архсовет Москвы–41

Архсовет рассмотрел и одобрил проект Ледового дворца «Кристалл» в Лужниках, но в третий раз отклонил проект жилого дома на Барвихинской улице.

mainImg
Ледовый дворец «Кристалл» на улице Лужники
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Ледовый дворец планируют построить на территории олимпийского комплекса «Лужники» между Малой спортивной ареной и Дворцом спорта. В настоящее время на участке находится здание старого катка – постройка начала 1960-х. Прежде и он носил название «Кристалл», но, как рассказал один из авторов проекта Дмитрий Буш (ПИ «Арена»), постройка, которая не используется уже много лет, была признана аварийной и определена под снос.
zooming
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

В проекте нового здания авторы отталкивались в первую очередь от окружения и чётко следовали принципу преемственности. Ансамбль застройки спорткомплекса с ярко выраженными чертами консервативной архитектуры середины прошлого столетия определил стилистику нового проекта. Именно поэтому ледовый дворец получил строго прямоугольную в плане форму, заняв лишь 70 % выделенного участка, но сохранив «посадку» сносимого здания.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Фасады также реагируют на окружение. Несмотря на то, что в большинстве случаев катки не требуют естественного освещения, здесь, подчиняясь общей стилистике, авторы сделали фасады стеклянными. А для того, чтобы защитить лёд от прямых солнечных лучей, предусмотрели вертикальные ламели, с помощью которых можно сделать стену целиком глухой. От идеи строгости и лаконичности фасадов проектировщики отступили лишь в оформлении входных групп. Их украшают объемные стеклянные витражи, отсылающие к форме кристалла. Таким образом авторы подчеркивают сохранение названия и образа прежнего катка.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»
zooming
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

24 500 м² разместились на трёх этажах здания, не считая подземного. На первом этаже запланированы две ледовые арены с автономными входами. На каждой предусмотрено по 250 зрительских мест. Помимо катков задуман 25-метровый бассейн с зоной SPA-центра и сауной. На втором и третьем этажах расположились тренажёрные залы, кафе и административные помещения. В подземном уровне – парковка на 130 машиномест. Планируется, что Ледовый дворец будет реализован к ЧМ-18.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Больше всего вопросов у членов совета вызвало расположение входов в здание и их оформление. Евгений Асс обратил внимание на их «неразрешенность в генплане». Не понравилось ему и симметричное расположение входных групп. С коллегой согласился Андрей Гнездилов – по его словам, генплан Ледового дворца не встроен в контекст парка, не учитывает его существующие планировочные оси. Архитектура же здания показалась Гнездилову вполне уместной: «Ощущение перебора возникает только в оформлении входов. Такой «пафос» не совсем подходит столь лаконичному и строгому объёму» – уверен Гнездилов. Владимира Плоткина также смутили входы-«кристаллы», но он выразил надежду, что их вполне можно доработать и оправдать названием катка. Авторам же он рекомендовал сосредоточиться на генплане – это, по мнению Плоткина, проблема куда более серьёзная, но решаемая.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Александр Кудрявцев напомнил, что «Лужники» – это не только значимый градостроительный ансамбль, но ещё и новый развивающийся центр Москвы. В виду такого активного развития в южной части парка появляется и проектируется всё больше новых объектов. По словам Кудрявцева, это походит на «парад архитектуры» – сродни ВДНХ. Возможен ли такой сценарий для сдержанных «Лужников» – большой вопрос. Мысль коллеги подхватил и Андрей Боков. Он напомнил, что бывший «Кристалл» был очень скромным и второстепенным зданием в ансамбле «Лужников», располагался на периферии и не привлекал к себе лишнего внимания. Новое здание с второстепенной ролью явно не соглашается. Однако, по словам Бокова, сегодня из-за появляющихся новых построек нарушена существовавшая изначально иерархия. Ледовый дворец, по сути, уже ни на что не влияет, поэтому имеет право на существование. Реальные опасения у Бокова вызвала только высота здания. Оно должно быть ниже, чтобы сохранить любимую панораму Москвы – уверен он.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Евгений Асс согласился, что в целом проект стоит поддержать. Однако указал на ряд проблем, которым обязательно следует уделить внимание. Помимо уже отмеченных планировочных ошибок, он ещё раз указал на неуместность стилистики входов, усомнился в необходимости их изолированности и симметричности и предложил уменьшить их размер – ведь речь идёт о простых тренировочных катках, а столь яркое и масштабное решение введёт посетителей в заблуждение. Кроме того, один из входов заявлен как второстепенный, но ничем не уступает главному. Из мелочей – слишком широкие лестницы, неуместная надпись над входом и излишнее нагромождение диагональных конструкций на фасадах под слоем строгих вертикальных ламелей. По мнению Асса, это вносит некоторую «конструктивную сумятицу».
zooming
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Итоги обсуждения подвёл Сергей Кузнецов. Он отметил, что проект однозначно следует поддержать и отдельно в рабочем порядке решить вопрос с благоустройством и привязкой объекта к инфраструктуре парка.
***

Жилой дом на Барвихинской улице
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Первый вариант. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Проект жилого комплекса, который планируется построить на пересечении МКАД с Можайским шоссе, архитектурный совет рассматривал в третий раз. Впервые проект был представлен в ноябре 2015 года, но получил ряд серьёзных замечаний касательно композиционно-планировочного решения. Повторно его смотрели в январе и вновь отклонили. Совет не удовлетворили планировка участка, посадка дома, его конфигурация и архитектура.

На этот раз проектировщики из компании «Аймекс-Групп» подготовили для совета четырнадцать вариантов планировочных решений. В качестве основного они выбрали вариант с 22-этажной башней, имеющей в плане форму дуги, частично повторяющей контур Барвихинской улицы. Башня поставлена на высокий стилобат, призванный вместить сносимый в целях строительства гипермаркет и другие магазины. Также на стилобате в глубине участка размещается объём школы и детского сада. Территорию перед стилобатом со стороны улицы предлагается сделать пешеходной, благоустроить, насытить коммерческими и общественными функциями.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Что касается архитектурного решения, то здесь были показаны три основных варианта. Один из них, отмеченный авторами как основной, решён в виде горизонтальной «гармошки» стеклянного фасада с расширением верхушки здания. Во второй версии башня получила пластику за счёт длинных эркеров. Последнее предложение базируется на представленной на предыдущем рассмотрении концепции здания, расширяющегося кверху за счет нависающих этажей. Здесь повторён тот же приём, но не на доме-пластине, а на 75-метровой полукруглой башне.

Выслушав доклад представителя компании «Аймекс-Групп», Евгения Муринец обратила внимание членов совета на некоторые несоответствия проекта ГПЗУ. В частности, было выявлено превышение допустимых высотных параметров и показателей общей площади. Остались нерешёнными и транспортные проблемы – схема не увязана с существующим положением, заезд на территорию комплекса осуществляется с соседних участков, отсутствуют остановки общественного транспорта.
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Заказчик: «Элит-Строй». Второй вариант. Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Андрея Гнездилова представленная концепция откровенно разочаровала. «Мы не в первый раз смотрим этот проект, но он по-прежнему оставляет у меня чувство неудовлетворённости и недоумения, – огорчился он. – Высказанные ранее пожелания и рекомендации, к сожалению, не были услышаны. Все четырнадцать вариантов посадки комплекса не имеют привязки к месту. Башня, как и детский сад, просто болтаются в воздухе». Проектировщики попробовали защититься, объяснив, что конечный вариант оказался наиболее оптимальным – мол, и контуры улицы повторяет, и соседние дома не затеняет. Также они напомнили, что ни дом-пластина, ни угловая секция совет не удовлетворили, а башня была сделана именно по рекомендации членов совета.

Владимир Плоткин согласился с тем, что авторы попытались отреагировать на замечания совета, и посадка дома на этот раз вызывает значительно меньше вопросов. К сожалению, этого нельзя сказать о его архитектуре. Расположенный в столь важном месте, на въезде в столицу, где уже сложился некий архитектурный ансамбль, этот дом должен либо совсем спрятаться, чтобы промелькнуть незамеченным, либо стать яркой и качественной частью окружения. В данном случае, увы, ни того, ни другого не происходит – уверен Плоткин. Ни один из вариантов, по его мнению, не может быть реализован. Даже названный основным выглядит на участке неуместным, требует куда более внимательного отношения к деталям и дизайну в целом. Стремление авторов совместить сразу несколько дизайнерских приёмов по словам Плоткина, только портит впечатление, сильно перегружает дом. К тому же если проектировщики решили использовать эффект «смятого» фасада, то это следовало бы отразить и в стилобатной части. В противном случае стилобат и башня оказываются совершенно не связанными между собой.
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Третий вариант. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Похожее мнение высказал и Андрей Боков, которому не понравились отсутствие взаимосвязи между всем составляющими комплекса – башней, стилобатом и ДОУ, а также инородность самого комплекса в существующем окружении. Евгения Асса сильно смутили планировки детского сада, согласно которым большинство игровых комнат не инсолируются. В них «чувствуется нелюбовь к детям» – заметил Асс. Разочаровал его и внешний облик ДОУ, не имеющий никакого отношения к комплексу.

Кроме членов совета своё мнение относительно представленного проекта пожелали высказать жители прилегающего к площадке строительства дома. Они выступили резко против планировочного и архитектурного решения комплекса. Его высота более 70 м и крайне близкое расположение детского сада к соседним домам, по их мнению, недопустимы. Усомнились они и в профессионализме проектировщиков, представивших совету 14 вариантов генплана. Компромиссным решением, по убеждению жителей, мог бы стать профессиональный архитектурный конкурс.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Развяка МКАД с Можайским шоссе. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Сергей Кузнецов согласился с высказываниями коллег и жителей. Последних он заверил, что будет рекомендовать заказчику проведение конкурса, что, однако не гарантирует его согласие. По мнению Кузнецова, конкурс мог бы поспособствовать поиску оптимального решения для столь сложной площадки. Проектировщики же из «Аймекс-Групп», по словам главного архитектора, пока с этой задачей справиться не смогли.

23 Июня 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.