Архсовет Москвы–41

Архсовет рассмотрел и одобрил проект Ледового дворца «Кристалл» в Лужниках, но в третий раз отклонил проект жилого дома на Барвихинской улице.

mainImg
Ледовый дворец «Кристалл» на улице Лужники
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Ледовый дворец планируют построить на территории олимпийского комплекса «Лужники» между Малой спортивной ареной и Дворцом спорта. В настоящее время на участке находится здание старого катка – постройка начала 1960-х. Прежде и он носил название «Кристалл», но, как рассказал один из авторов проекта Дмитрий Буш (ПИ «Арена»), постройка, которая не используется уже много лет, была признана аварийной и определена под снос.
zooming
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

В проекте нового здания авторы отталкивались в первую очередь от окружения и чётко следовали принципу преемственности. Ансамбль застройки спорткомплекса с ярко выраженными чертами консервативной архитектуры середины прошлого столетия определил стилистику нового проекта. Именно поэтому ледовый дворец получил строго прямоугольную в плане форму, заняв лишь 70 % выделенного участка, но сохранив «посадку» сносимого здания.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Фасады также реагируют на окружение. Несмотря на то, что в большинстве случаев катки не требуют естественного освещения, здесь, подчиняясь общей стилистике, авторы сделали фасады стеклянными. А для того, чтобы защитить лёд от прямых солнечных лучей, предусмотрели вертикальные ламели, с помощью которых можно сделать стену целиком глухой. От идеи строгости и лаконичности фасадов проектировщики отступили лишь в оформлении входных групп. Их украшают объемные стеклянные витражи, отсылающие к форме кристалла. Таким образом авторы подчеркивают сохранение названия и образа прежнего катка.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»
zooming
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

24 500 м² разместились на трёх этажах здания, не считая подземного. На первом этаже запланированы две ледовые арены с автономными входами. На каждой предусмотрено по 250 зрительских мест. Помимо катков задуман 25-метровый бассейн с зоной SPA-центра и сауной. На втором и третьем этажах расположились тренажёрные залы, кафе и административные помещения. В подземном уровне – парковка на 130 машиномест. Планируется, что Ледовый дворец будет реализован к ЧМ-18.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Больше всего вопросов у членов совета вызвало расположение входов в здание и их оформление. Евгений Асс обратил внимание на их «неразрешенность в генплане». Не понравилось ему и симметричное расположение входных групп. С коллегой согласился Андрей Гнездилов – по его словам, генплан Ледового дворца не встроен в контекст парка, не учитывает его существующие планировочные оси. Архитектура же здания показалась Гнездилову вполне уместной: «Ощущение перебора возникает только в оформлении входов. Такой «пафос» не совсем подходит столь лаконичному и строгому объёму» – уверен Гнездилов. Владимира Плоткина также смутили входы-«кристаллы», но он выразил надежду, что их вполне можно доработать и оправдать названием катка. Авторам же он рекомендовал сосредоточиться на генплане – это, по мнению Плоткина, проблема куда более серьёзная, но решаемая.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Александр Кудрявцев напомнил, что «Лужники» – это не только значимый градостроительный ансамбль, но ещё и новый развивающийся центр Москвы. В виду такого активного развития в южной части парка появляется и проектируется всё больше новых объектов. По словам Кудрявцева, это походит на «парад архитектуры» – сродни ВДНХ. Возможен ли такой сценарий для сдержанных «Лужников» – большой вопрос. Мысль коллеги подхватил и Андрей Боков. Он напомнил, что бывший «Кристалл» был очень скромным и второстепенным зданием в ансамбле «Лужников», располагался на периферии и не привлекал к себе лишнего внимания. Новое здание с второстепенной ролью явно не соглашается. Однако, по словам Бокова, сегодня из-за появляющихся новых построек нарушена существовавшая изначально иерархия. Ледовый дворец, по сути, уже ни на что не влияет, поэтому имеет право на существование. Реальные опасения у Бокова вызвала только высота здания. Оно должно быть ниже, чтобы сохранить любимую панораму Москвы – уверен он.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Евгений Асс согласился, что в целом проект стоит поддержать. Однако указал на ряд проблем, которым обязательно следует уделить внимание. Помимо уже отмеченных планировочных ошибок, он ещё раз указал на неуместность стилистики входов, усомнился в необходимости их изолированности и симметричности и предложил уменьшить их размер – ведь речь идёт о простых тренировочных катках, а столь яркое и масштабное решение введёт посетителей в заблуждение. Кроме того, один из входов заявлен как второстепенный, но ничем не уступает главному. Из мелочей – слишком широкие лестницы, неуместная надпись над входом и излишнее нагромождение диагональных конструкций на фасадах под слоем строгих вертикальных ламелей. По мнению Асса, это вносит некоторую «конструктивную сумятицу».
zooming
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Итоги обсуждения подвёл Сергей Кузнецов. Он отметил, что проект однозначно следует поддержать и отдельно в рабочем порядке решить вопрос с благоустройством и привязкой объекта к инфраструктуре парка.
***

Жилой дом на Барвихинской улице
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Первый вариант. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Проект жилого комплекса, который планируется построить на пересечении МКАД с Можайским шоссе, архитектурный совет рассматривал в третий раз. Впервые проект был представлен в ноябре 2015 года, но получил ряд серьёзных замечаний касательно композиционно-планировочного решения. Повторно его смотрели в январе и вновь отклонили. Совет не удовлетворили планировка участка, посадка дома, его конфигурация и архитектура.

На этот раз проектировщики из компании «Аймекс-Групп» подготовили для совета четырнадцать вариантов планировочных решений. В качестве основного они выбрали вариант с 22-этажной башней, имеющей в плане форму дуги, частично повторяющей контур Барвихинской улицы. Башня поставлена на высокий стилобат, призванный вместить сносимый в целях строительства гипермаркет и другие магазины. Также на стилобате в глубине участка размещается объём школы и детского сада. Территорию перед стилобатом со стороны улицы предлагается сделать пешеходной, благоустроить, насытить коммерческими и общественными функциями.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Что касается архитектурного решения, то здесь были показаны три основных варианта. Один из них, отмеченный авторами как основной, решён в виде горизонтальной «гармошки» стеклянного фасада с расширением верхушки здания. Во второй версии башня получила пластику за счёт длинных эркеров. Последнее предложение базируется на представленной на предыдущем рассмотрении концепции здания, расширяющегося кверху за счет нависающих этажей. Здесь повторён тот же приём, но не на доме-пластине, а на 75-метровой полукруглой башне.

Выслушав доклад представителя компании «Аймекс-Групп», Евгения Муринец обратила внимание членов совета на некоторые несоответствия проекта ГПЗУ. В частности, было выявлено превышение допустимых высотных параметров и показателей общей площади. Остались нерешёнными и транспортные проблемы – схема не увязана с существующим положением, заезд на территорию комплекса осуществляется с соседних участков, отсутствуют остановки общественного транспорта.
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Заказчик: «Элит-Строй». Второй вариант. Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Андрея Гнездилова представленная концепция откровенно разочаровала. «Мы не в первый раз смотрим этот проект, но он по-прежнему оставляет у меня чувство неудовлетворённости и недоумения, – огорчился он. – Высказанные ранее пожелания и рекомендации, к сожалению, не были услышаны. Все четырнадцать вариантов посадки комплекса не имеют привязки к месту. Башня, как и детский сад, просто болтаются в воздухе». Проектировщики попробовали защититься, объяснив, что конечный вариант оказался наиболее оптимальным – мол, и контуры улицы повторяет, и соседние дома не затеняет. Также они напомнили, что ни дом-пластина, ни угловая секция совет не удовлетворили, а башня была сделана именно по рекомендации членов совета.

Владимир Плоткин согласился с тем, что авторы попытались отреагировать на замечания совета, и посадка дома на этот раз вызывает значительно меньше вопросов. К сожалению, этого нельзя сказать о его архитектуре. Расположенный в столь важном месте, на въезде в столицу, где уже сложился некий архитектурный ансамбль, этот дом должен либо совсем спрятаться, чтобы промелькнуть незамеченным, либо стать яркой и качественной частью окружения. В данном случае, увы, ни того, ни другого не происходит – уверен Плоткин. Ни один из вариантов, по его мнению, не может быть реализован. Даже названный основным выглядит на участке неуместным, требует куда более внимательного отношения к деталям и дизайну в целом. Стремление авторов совместить сразу несколько дизайнерских приёмов по словам Плоткина, только портит впечатление, сильно перегружает дом. К тому же если проектировщики решили использовать эффект «смятого» фасада, то это следовало бы отразить и в стилобатной части. В противном случае стилобат и башня оказываются совершенно не связанными между собой.
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Третий вариант. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Похожее мнение высказал и Андрей Боков, которому не понравились отсутствие взаимосвязи между всем составляющими комплекса – башней, стилобатом и ДОУ, а также инородность самого комплекса в существующем окружении. Евгения Асса сильно смутили планировки детского сада, согласно которым большинство игровых комнат не инсолируются. В них «чувствуется нелюбовь к детям» – заметил Асс. Разочаровал его и внешний облик ДОУ, не имеющий никакого отношения к комплексу.

Кроме членов совета своё мнение относительно представленного проекта пожелали высказать жители прилегающего к площадке строительства дома. Они выступили резко против планировочного и архитектурного решения комплекса. Его высота более 70 м и крайне близкое расположение детского сада к соседним домам, по их мнению, недопустимы. Усомнились они и в профессионализме проектировщиков, представивших совету 14 вариантов генплана. Компромиссным решением, по убеждению жителей, мог бы стать профессиональный архитектурный конкурс.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Развяка МКАД с Можайским шоссе. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Сергей Кузнецов согласился с высказываниями коллег и жителей. Последних он заверил, что будет рекомендовать заказчику проведение конкурса, что, однако не гарантирует его согласие. По мнению Кузнецова, конкурс мог бы поспособствовать поиску оптимального решения для столь сложной площадки. Проектировщики же из «Аймекс-Групп», по словам главного архитектора, пока с этой задачей справиться не смогли.

23 Июня 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.