Архсовет Москвы–41

Архсовет рассмотрел и одобрил проект Ледового дворца «Кристалл» в Лужниках, но в третий раз отклонил проект жилого дома на Барвихинской улице.

mainImg
Ледовый дворец «Кристалл» на улице Лужники
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Ледовый дворец планируют построить на территории олимпийского комплекса «Лужники» между Малой спортивной ареной и Дворцом спорта. В настоящее время на участке находится здание старого катка – постройка начала 1960-х. Прежде и он носил название «Кристалл», но, как рассказал один из авторов проекта Дмитрий Буш (ПИ «Арена»), постройка, которая не используется уже много лет, была признана аварийной и определена под снос.
zooming
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

В проекте нового здания авторы отталкивались в первую очередь от окружения и чётко следовали принципу преемственности. Ансамбль застройки спорткомплекса с ярко выраженными чертами консервативной архитектуры середины прошлого столетия определил стилистику нового проекта. Именно поэтому ледовый дворец получил строго прямоугольную в плане форму, заняв лишь 70 % выделенного участка, но сохранив «посадку» сносимого здания.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Фасады также реагируют на окружение. Несмотря на то, что в большинстве случаев катки не требуют естественного освещения, здесь, подчиняясь общей стилистике, авторы сделали фасады стеклянными. А для того, чтобы защитить лёд от прямых солнечных лучей, предусмотрели вертикальные ламели, с помощью которых можно сделать стену целиком глухой. От идеи строгости и лаконичности фасадов проектировщики отступили лишь в оформлении входных групп. Их украшают объемные стеклянные витражи, отсылающие к форме кристалла. Таким образом авторы подчеркивают сохранение названия и образа прежнего катка.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»
zooming
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

24 500 м² разместились на трёх этажах здания, не считая подземного. На первом этаже запланированы две ледовые арены с автономными входами. На каждой предусмотрено по 250 зрительских мест. Помимо катков задуман 25-метровый бассейн с зоной SPA-центра и сауной. На втором и третьем этажах расположились тренажёрные залы, кафе и административные помещения. В подземном уровне – парковка на 130 машиномест. Планируется, что Ледовый дворец будет реализован к ЧМ-18.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Больше всего вопросов у членов совета вызвало расположение входов в здание и их оформление. Евгений Асс обратил внимание на их «неразрешенность в генплане». Не понравилось ему и симметричное расположение входных групп. С коллегой согласился Андрей Гнездилов – по его словам, генплан Ледового дворца не встроен в контекст парка, не учитывает его существующие планировочные оси. Архитектура же здания показалась Гнездилову вполне уместной: «Ощущение перебора возникает только в оформлении входов. Такой «пафос» не совсем подходит столь лаконичному и строгому объёму» – уверен Гнездилов. Владимира Плоткина также смутили входы-«кристаллы», но он выразил надежду, что их вполне можно доработать и оправдать названием катка. Авторам же он рекомендовал сосредоточиться на генплане – это, по мнению Плоткина, проблема куда более серьёзная, но решаемая.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Александр Кудрявцев напомнил, что «Лужники» – это не только значимый градостроительный ансамбль, но ещё и новый развивающийся центр Москвы. В виду такого активного развития в южной части парка появляется и проектируется всё больше новых объектов. По словам Кудрявцева, это походит на «парад архитектуры» – сродни ВДНХ. Возможен ли такой сценарий для сдержанных «Лужников» – большой вопрос. Мысль коллеги подхватил и Андрей Боков. Он напомнил, что бывший «Кристалл» был очень скромным и второстепенным зданием в ансамбле «Лужников», располагался на периферии и не привлекал к себе лишнего внимания. Новое здание с второстепенной ролью явно не соглашается. Однако, по словам Бокова, сегодня из-за появляющихся новых построек нарушена существовавшая изначально иерархия. Ледовый дворец, по сути, уже ни на что не влияет, поэтому имеет право на существование. Реальные опасения у Бокова вызвала только высота здания. Оно должно быть ниже, чтобы сохранить любимую панораму Москвы – уверен он.
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Евгений Асс согласился, что в целом проект стоит поддержать. Однако указал на ряд проблем, которым обязательно следует уделить внимание. Помимо уже отмеченных планировочных ошибок, он ещё раз указал на неуместность стилистики входов, усомнился в необходимости их изолированности и симметричности и предложил уменьшить их размер – ведь речь идёт о простых тренировочных катках, а столь яркое и масштабное решение введёт посетителей в заблуждение. Кроме того, один из входов заявлен как второстепенный, но ничем не уступает главному. Из мелочей – слишком широкие лестницы, неуместная надпись над входом и излишнее нагромождение диагональных конструкций на фасадах под слоем строгих вертикальных ламелей. По мнению Асса, это вносит некоторую «конструктивную сумятицу».
zooming
Ледовый дворец «Кристалл»
© ПИ «АРЕНА»

Итоги обсуждения подвёл Сергей Кузнецов. Он отметил, что проект однозначно следует поддержать и отдельно в рабочем порядке решить вопрос с благоустройством и привязкой объекта к инфраструктуре парка.
***

Жилой дом на Барвихинской улице
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Первый вариант. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Проект жилого комплекса, который планируется построить на пересечении МКАД с Можайским шоссе, архитектурный совет рассматривал в третий раз. Впервые проект был представлен в ноябре 2015 года, но получил ряд серьёзных замечаний касательно композиционно-планировочного решения. Повторно его смотрели в январе и вновь отклонили. Совет не удовлетворили планировка участка, посадка дома, его конфигурация и архитектура.

На этот раз проектировщики из компании «Аймекс-Групп» подготовили для совета четырнадцать вариантов планировочных решений. В качестве основного они выбрали вариант с 22-этажной башней, имеющей в плане форму дуги, частично повторяющей контур Барвихинской улицы. Башня поставлена на высокий стилобат, призванный вместить сносимый в целях строительства гипермаркет и другие магазины. Также на стилобате в глубине участка размещается объём школы и детского сада. Территорию перед стилобатом со стороны улицы предлагается сделать пешеходной, благоустроить, насытить коммерческими и общественными функциями.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Что касается архитектурного решения, то здесь были показаны три основных варианта. Один из них, отмеченный авторами как основной, решён в виде горизонтальной «гармошки» стеклянного фасада с расширением верхушки здания. Во второй версии башня получила пластику за счёт длинных эркеров. Последнее предложение базируется на представленной на предыдущем рассмотрении концепции здания, расширяющегося кверху за счет нависающих этажей. Здесь повторён тот же приём, но не на доме-пластине, а на 75-метровой полукруглой башне.

Выслушав доклад представителя компании «Аймекс-Групп», Евгения Муринец обратила внимание членов совета на некоторые несоответствия проекта ГПЗУ. В частности, было выявлено превышение допустимых высотных параметров и показателей общей площади. Остались нерешёнными и транспортные проблемы – схема не увязана с существующим положением, заезд на территорию комплекса осуществляется с соседних участков, отсутствуют остановки общественного транспорта.
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Заказчик: «Элит-Строй». Второй вариант. Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Андрея Гнездилова представленная концепция откровенно разочаровала. «Мы не в первый раз смотрим этот проект, но он по-прежнему оставляет у меня чувство неудовлетворённости и недоумения, – огорчился он. – Высказанные ранее пожелания и рекомендации, к сожалению, не были услышаны. Все четырнадцать вариантов посадки комплекса не имеют привязки к месту. Башня, как и детский сад, просто болтаются в воздухе». Проектировщики попробовали защититься, объяснив, что конечный вариант оказался наиболее оптимальным – мол, и контуры улицы повторяет, и соседние дома не затеняет. Также они напомнили, что ни дом-пластина, ни угловая секция совет не удовлетворили, а башня была сделана именно по рекомендации членов совета.

Владимир Плоткин согласился с тем, что авторы попытались отреагировать на замечания совета, и посадка дома на этот раз вызывает значительно меньше вопросов. К сожалению, этого нельзя сказать о его архитектуре. Расположенный в столь важном месте, на въезде в столицу, где уже сложился некий архитектурный ансамбль, этот дом должен либо совсем спрятаться, чтобы промелькнуть незамеченным, либо стать яркой и качественной частью окружения. В данном случае, увы, ни того, ни другого не происходит – уверен Плоткин. Ни один из вариантов, по его мнению, не может быть реализован. Даже названный основным выглядит на участке неуместным, требует куда более внимательного отношения к деталям и дизайну в целом. Стремление авторов совместить сразу несколько дизайнерских приёмов по словам Плоткина, только портит впечатление, сильно перегружает дом. К тому же если проектировщики решили использовать эффект «смятого» фасада, то это следовало бы отразить и в стилобатной части. В противном случае стилобат и башня оказываются совершенно не связанными между собой.
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Третий вариант. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Похожее мнение высказал и Андрей Боков, которому не понравились отсутствие взаимосвязи между всем составляющими комплекса – башней, стилобатом и ДОУ, а также инородность самого комплекса в существующем окружении. Евгения Асса сильно смутили планировки детского сада, согласно которым большинство игровых комнат не инсолируются. В них «чувствуется нелюбовь к детям» – заметил Асс. Разочаровал его и внешний облик ДОУ, не имеющий никакого отношения к комплексу.

Кроме членов совета своё мнение относительно представленного проекта пожелали высказать жители прилегающего к площадке строительства дома. Они выступили резко против планировочного и архитектурного решения комплекса. Его высота более 70 м и крайне близкое расположение детского сада к соседним домам, по их мнению, недопустимы. Усомнились они и в профессионализме проектировщиков, представивших совету 14 вариантов генплана. Компромиссным решением, по убеждению жителей, мог бы стать профессиональный архитектурный конкурс.
zooming
Жилой комплекс на Барвихинской улице. Развяка МКАД с Можайским шоссе. Заказчик: «Элит-Строй». Проектная организация: «Аймекс-Групп»

Сергей Кузнецов согласился с высказываниями коллег и жителей. Последних он заверил, что будет рекомендовать заказчику проведение конкурса, что, однако не гарантирует его согласие. По мнению Кузнецова, конкурс мог бы поспособствовать поиску оптимального решения для столь сложной площадки. Проектировщики же из «Аймекс-Групп», по словам главного архитектора, пока с этой задачей справиться не смогли.

23 Июня 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.