Золотое поколение

Государственный Эрмитаж открыл большую ретроспективную выставку произведений финских архитекторов и дизайнеров.

mainImg
Несмотря на тесные соседские связи, общее архитектурное прошлое и неизменный профессиональный интерес к финским новинкам, выставка подобного масштаба проводится в Санкт-Петербурге впервые. Поэтому хорошо, казалось бы, известный финский модернизм для многих вновь стал открытием. Ранние рисунки Алвара Аалто и его сверстников, художественное стекло его подруги и соратницы Айно, живые образцы мебели, графика послевоенного поколения, архивные фотографии и виртуозно выполненные деревянные макеты – всё это, собранное в новых залах Главного штаба, произвело сильное и неожиданно свежее впечатление.

Финляндия стала одной из немногих стран, где интернациональный стиль стал в полном смысле национальным. Он завершил начатый эпохой модерна поиск самоидентификации, определив своеобразный, неповторимо финский путь архитектуры. Конечно, это обусловлено особенностями истории страны: исторические стили были здесь не родными, привнесёнными, расставаться с ними было легко, а начерченный реформаторами светлый путь прогресса стал «дорогой к себе».
Алвар Аалто в аббатстве Маунт Энджел. Фотография. 1967. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Церковь в Муураме. Алвар Аалто, 1926. Чертежная бумага; карандаш, 17,0 х 15,5. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
zooming
Выставка к 700-летию Турку. Эрик Бриггман, 1929. Бумага; тушь. 36,0 х 53,5. Музей финской архитектуры. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Дома-террасы в Кауттуе. Алвар Аалто, 1937–1938. Чертежная бумага; карандаш. 33,5 × 45,5. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Офис газеты «Турун Саномат» в Турку. Алвар Аалто, 1928–1930. Бумага; тушь. 40,5 × 47,5. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Противотуберкулезный санаторий в Паймио. Алвар Аалто, 1929–1933. Фотографии. 1930-е. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем

В определённом смысле модернизм Финляндии противоречил логике Современного движения, что позже привело к конфликту «отцов и детей». Молодое поколение, пришедшее на смену Аалто и другим «классикам», жаждало избавиться от «пережитков» романтизма и рудиментов нефункционального смысла. Его идеалом был «стерильный» минимализм и технократическая архитектура. И всё же неповторимый национальный «налёт» лежит на всех этапах развития финского модернизма, вплоть до сегодняшнего дня, проявляясь в спокойной практичности, непоказном демократизме, открытости природе, малом масштабе, любви к натуральным материалам и высокой градостроительной культуре. Цельная финская ментальность практически не приняла ни постмодернистских веяний, ни экспериментов по деконструкции: страна остаётся верной собственной версии мягкого, органичного, функционального модернизма.
zooming
«Марисауна» дома «Маримекко». Аарно Руусувуори, 1968. Фотография. 1968. Фотограф Симо Риста. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
zooming
План застройки центра Тапиолы, Эспоо. Аарне Эрви, 1955. Калька; тушь, мел. 51,5 х 60,0. Музей финской архитектуры. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем

Выставка, организованная в сотрудничестве с Институтом Финляндии и при поддержке Музея архитектуры (Хельсинки), Музея дизайна (Хельсинки) и Музея Алвара Аалто (Ювяскюля), продлится до 31 января 2016 года. Её будет сопровождать обширная образовательная программа, включающая открытые встречи, лекции, мастер-классы и дискуссии. 
Серия «Бегенблик». Айно Аалто, 1932. Фабрика «Кархула-Ииттала». Прессованное стекло. Кувшин: 9,5 х 7,5. Стаканы: 14,2 х 13,3. Музей дизайна. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Кресло «Карусель». Юрьё Куккапуро, 1965. Фабрика «Хаими». Стекловолокно, кожа, сталь. 89,0 х 77,5 х 93,0. Музей дизайна. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Проект концертного и спортивного центра на Фогельвайдплатц в Вене, Австрия. Алвар Аалто, 1952–1953. Чертежная бумага; карандаш. 55,0 х 123,0. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем

26 Ноября 2015

Похожие статьи
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Пресса: Страна счастливого детства: Почему мы завидуем финнам
В Эрмитаже первые две недели проработала выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», и, судя по количеству посетителей в залах, по популярности она едва ли уступает недавно закрывшейся выставке Захи Хадид.
Пресса: Модернизм, оптимизм и архитектурный альтруизм
В Государственном Эрмитаже в здании Главного штаба при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге открылась выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», где показывают фотографии, графические листы, макеты архитектурных проектов (Алвара Аалто, Эрика Брюггмана, Аарне Эрви), ткани (Анники Римала), стекло (Тапио Вирккала) и мебель (Эуро Аарнио, Юрьё Куккапуро). Подробнее о том, чем эта выставка интересна, Марина Ширская для «НГ» поговорила с ее куратором – научным сотрудником Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа Ксенией Малич.
Пресса: Суровая финская роскошь
В Главном штабе открылась выставка "Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне", организованная Государственным Эрмитажем в рамках архитектурной программы проекта "Эрмитаж-20/21" при поддержке и совместно с Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге. Кира Долинина считает ее самой роскошной выставкой сезона, хотя чем-чем, а именно роскошью на ней и не пахнет.
Пресса: Опыт северных соседей
12–13 ноября 2015 года журнал «Проект Балтия» совместно с генеральным консульством Финляндии и Ассоциацией архитектурных бюро Финляндии (ATL) провел в Санкт-Петербурге «Дни финской архитектуры». Публикуем выдержки из дискуссии, посвященной опытам сотрудничества, конкуренции, а также адаптации успешных решений из страны озер на берегах Невы.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.