Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.11.2015

Золотое поколение

Ирина Бембель

Государственный Эрмитаж открыл большую ретроспективную выставку произведений финских архитекторов и дизайнеров.

Алвар Аалто в аббатстве Маунт Энджел. Фотография. 1967. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Алвар Аалто в аббатстве Маунт Энджел. Фотография. 1967. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем

Несмотря на тесные соседские связи, общее архитектурное прошлое и неизменный профессиональный интерес к финским новинкам, выставка подобного масштаба проводится в Санкт-Петербурге впервые. Поэтому хорошо, казалось бы, известный финский модернизм для многих вновь стал открытием. Ранние рисунки Алвара Аалто и его сверстников, художественное стекло его подруги и соратницы Айно, живые образцы мебели, графика послевоенного поколения, архивные фотографии и виртуозно выполненные деревянные макеты – всё это, собранное в новых залах Главного штаба, произвело сильное и неожиданно свежее впечатление.

Финляндия стала одной из немногих стран, где интернациональный стиль стал в полном смысле национальным. Он завершил начатый эпохой модерна поиск самоидентификации, определив своеобразный, неповторимо финский путь архитектуры. Конечно, это обусловлено особенностями истории страны: исторические стили были здесь не родными, привнесёнными, расставаться с ними было легко, а начерченный реформаторами светлый путь прогресса стал «дорогой к себе».
Церковь в Муураме. Алвар Аалто, 1926. Чертежная бумага; карандаш, 17,0 х 15,5. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Церковь в Муураме. Алвар Аалто, 1926. Чертежная бумага; карандаш, 17,0 х 15,5. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Выставка к 700-летию Турку. Эрик Бриггман, 1929. Бумага; тушь. 36,0 х 53,5. Музей финской архитектуры. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Выставка к 700-летию Турку. Эрик Бриггман, 1929. Бумага; тушь. 36,0 х 53,5. Музей финской архитектуры. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Дома-террасы в Кауттуе. Алвар Аалто, 1937–1938. Чертежная бумага; карандаш. 33,5 × 45,5. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Дома-террасы в Кауттуе. Алвар Аалто, 1937–1938. Чертежная бумага; карандаш. 33,5 × 45,5. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Офис газеты «Турун Саномат» в Турку. Алвар Аалто, 1928–1930. Бумага; тушь. 40,5 × 47,5. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Офис газеты «Турун Саномат» в Турку. Алвар Аалто, 1928–1930. Бумага; тушь. 40,5 × 47,5. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Противотуберкулезный санаторий в Паймио. Алвар Аалто, 1929–1933. Фотографии. 1930-е. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Противотуберкулезный санаторий в Паймио. Алвар Аалто, 1929–1933. Фотографии. 1930-е. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем

В определённом смысле модернизм Финляндии противоречил логике Современного движения, что позже привело к конфликту «отцов и детей». Молодое поколение, пришедшее на смену Аалто и другим «классикам», жаждало избавиться от «пережитков» романтизма и рудиментов нефункционального смысла. Его идеалом был «стерильный» минимализм и технократическая архитектура. И всё же неповторимый национальный «налёт» лежит на всех этапах развития финского модернизма, вплоть до сегодняшнего дня, проявляясь в спокойной практичности, непоказном демократизме, открытости природе, малом масштабе, любви к натуральным материалам и высокой градостроительной культуре. Цельная финская ментальность практически не приняла ни постмодернистских веяний, ни экспериментов по деконструкции: страна остаётся верной собственной версии мягкого, органичного, функционального модернизма.
«Марисауна» дома «Маримекко». Аарно Руусувуори, 1968. Фотография. 1968. Фотограф Симо Риста. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
«Марисауна» дома «Маримекко». Аарно Руусувуори, 1968. Фотография. 1968. Фотограф Симо Риста. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
План застройки центра Тапиолы, Эспоо. Аарне Эрви, 1955. Калька; тушь, мел. 51,5 х 60,0. Музей финской архитектуры. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
План застройки центра Тапиолы, Эспоо. Аарне Эрви, 1955. Калька; тушь, мел. 51,5 х 60,0. Музей финской архитектуры. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем

Выставка, организованная в сотрудничестве с Институтом Финляндии и при поддержке Музея архитектуры (Хельсинки), Музея дизайна (Хельсинки) и Музея Алвара Аалто (Ювяскюля), продлится до 31 января 2016 года. Её будет сопровождать обширная образовательная программа, включающая открытые встречи, лекции, мастер-классы и дискуссии. 
Серия «Бегенблик». Айно Аалто, 1932. Фабрика «Кархула-Ииттала». Прессованное стекло. Кувшин: 9,5 х 7,5. Стаканы: 14,2 х 13,3. Музей дизайна. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Серия «Бегенблик». Айно Аалто, 1932. Фабрика «Кархула-Ииттала». Прессованное стекло. Кувшин: 9,5 х 7,5. Стаканы: 14,2 х 13,3. Музей дизайна. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Кресло «Карусель». Юрьё Куккапуро, 1965. Фабрика «Хаими». Стекловолокно, кожа, сталь. 89,0 х 77,5 х 93,0. Музей дизайна. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Кресло «Карусель». Юрьё Куккапуро, 1965. Фабрика «Хаими». Стекловолокно, кожа, сталь. 89,0 х 77,5 х 93,0. Музей дизайна. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Проект концертного и спортивного центра на Фогельвайдплатц в Вене, Австрия. Алвар Аалто, 1952–1953. Чертежная бумага; карандаш. 55,0 х 123,0. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем
Проект концертного и спортивного центра на Фогельвайдплатц в Вене, Австрия. Алвар Аалто, 1952–1953. Чертежная бумага; карандаш. 55,0 х 123,0. Музей Алвара Аалто. Предоставлено организаторами выставки: Государственным Эрмитажем