Библиотека иностранной архитектуры или Ребята, давайте жить дружно

В ЦДХ открылась традиционная весенняя архитектурная выставка – «Арх Москва». Теперь в составе московской архитектурной биеннале. Экспозиция первой московской биеннале многообразна до того, что задаешься вопросом – как все это может быть вместе? Но у всех этих людей есть одна общая черта – кажется, они перестали смеяться

mainImg

Московская архитектурная биеннале – это результат последовательного расширения «Арх Москвы», которое происходит в течение двух лет под присмотром куратора Барта Голдхорна, основателя хорошо известного в среде профессионалов журнала «Проект Россия». В прошлом году выставка вышла за рамки ЦДХ и превратилась в фестиваль, посвященный городскому пространству. В этом – фестиваль перерос в биеннале. Тема биеннале – жилье.

Несколько страниц в буклете с программой биеннале занято различными схемами устройства выставок, и не напрасно, потому что понять структуру выставок достаточно сложно. У биеннале есть, например, три павильона – международный, российский и павильон Москва – но российский разбросан по двум площадкам (три выставки в ЦДХ и три в Музее архитектуры), международный вообще разместился на улице под колоннадой ЦДХ, а московский – по соседству, в холле Третьяковки. Достаточно сложно представить себе эту программу в виде павильонов – поэтому структура биеннале, старательно расписанная по пунктам, кажется схемой, принудительно наложенной поверх реальной последовательности реальных выставок и их организаторов. И следовательно проще рассказать, кто, что и где показывает.

Ядро биеннале – это безусловно «Арх Москва», проходящая в ЦДХ. Эта выставка привычна, знакома и выглядит продолжением прошлогодней. На первом этаже, как и в прошлом году, находится «Архкаталог», который в этом году стал еще более цельным, логичным и последовательным, но уменьшился в  объеме. В данном случае это означает более строгий отбор – на этот раз выставку «каталога» проще и удобнее смотреть. Каждый из архитекторов-участников показывает один проект одного городского квартала (их около 20 и они были отобраны куратором в результате конкурса). Здесь есть Сергей Чобан и Сергей Скуратов, Проект Меганом и Владимир Плоткин… Есть иностранцы – Эрик Ван Эгераат и Мари О’Лира. Любопытно, что Меганом и Скуратов, например, показали проекты, участвовавшие в одном закрытом конкурсе, а следовательно, интерпретирующие одну и ту же территорию – квартал в Киеве, рядом с Киево-Печерской лаврой.

Главный второй этаж ЦДХ отдан коммерческим экспозициям, то есть платным стендам и разделен приблизительно пополам между стендами архитекторов и фирмами, предлагающими разные виды декора. Архитекторы представлены преимущественно роликами на мониторах и макетами четырех основных видов – из подсвеченного пластика, из дерева, из бронзы и из ржавчины. Реже – картинками. Выглядит все респектабельно и внушительно. Надо сказать, что состав участников – очень знакомый, и с небольшими поправками повторяет прошлогодний. Более того, многие выставляются на прежних местах – так, на центральном «перекрестке» встречаются Сергей Скуратов, Борис Уборевич-Боровский и Тимур Башкаев. Немного поодаль, и тоже на том же месте – Влад Савинкин и Владимир Кузьмин и как всегда с впечатляющим объектом, на этот раз в виде нависающей над зрителями конструкции белого «крыла». Правда, объект, показанный теми же архитекторами на том же месте в прошлом году был более дешевым (пенопластовым), но более цельным. Теперь же задействованы: внушительный бронзовый макет, большой монитор, изящная ржавая скульптура – но стенд распадается на четыре различные части.

Бюро «Атриум» совершило на своем стенде тонкую и сложную работу по сопоставлению статичного рисунка на стене в анимированным на мониторе – создавая впечатление «оживающей» на глазах проектной графики. Прямо напротив студия АДМ выстроила внушительную «улицу» из четырех деревянных макетов. Неподалеку ребрами прозрачного пластика светятся макеты ПТАМ Виссарионова. В соседнем зале самым внушительным выглядит стенд Хади Тегерани, где среди сияющих белых макинтошей расставлены светящиеся же макеты – «марсианских куполов» для района Поклонной горы и трехгранной башни для района Профсоюзной.

Архитектурные стенды внутри коммерческой экспозиции больше не выглядят сиротливо. Их много, они эффектные и дорогие. Они последовательные и целеустремленные. Может быть, это есть правильная и логичная замена? Сначала стенды с дизайнерской продукцией вытеснили некоммерческие, теперь архитектура вновь потеснила их «изнутри»?

Третий этаж опять же поделен – между стендами светодизайна и выставками некоммерческой части. Среди них – выставка «архитекторов года», мастерской «Сергей Киселев и партнеры». Ее довольно-таки сложно найти, но зато этой экспозиции достался обширный длинный зал. Он со всех сторон завешен черной тканью, а на торцевой стене можно видеть проекцию обновленного сайта компании.

Таким образом, «Арх Москва» очень похожа на прошлогоднюю и демонстрирует здоровую респектабельность и консерватизм. Описать некоммерческую часть несколько сложнее – здесь привычный формат пересекся с заданной куратором темой биеннале. Где-то они «попали в тему», где-то остались сами по себе. Среди последних – миниатюрная выставка «Москульпрога» (на втором этаже напротив окон), которая даже не вошла в программу, хотя помимо выставки «Москульпрог» проводит на «Арх Москве» один закрытый семинар и одну открытую прогулку. На третьем этаже зеленеют мохом макеты победителей конкурса «Дом автоном» и по соседству с ними – проекты «Ноевых ковчегов», которые поплывут в месяце июле по реке Угре из деревни Николо-Ленивец. Ковчеги выставлены очень добротно и разносторонне – четыре разномастных домика подвешены на пластиковом бумаранге, который изображает реку, к потолку же подвешены названия разных водных катастроф – мини-потопов, еще один, какой-то неопределенный потоп проецируется на стену. Рядом – в двух залах выставки «Город Звука» – молодые дизайнеры вдохновенно рисовали разные дома на животах и спинах живых девушек.

Самой серьезной из некоммерческих выставок ЦДХ выглядят «Убывающие города» (тоже на третьем этаже). Она показывает результаты работы международного исследовательского проекта, который стартовал в 2002 году в Германии. Карты и схемы соседствуют с фотографиями полузаброшенных цехов Пучежского льнокомбината, фрагментами разрушающейся городской ткани в Иванове и Кинешме, равно как и с «иллюминированными лугами» – недостроенными городами объединенной Германии, которые заброшены на уровне инфраструктуры.

Основная, условно говоря «содержательная» часть биеннале оказалась вынесена из стен ЦДХ. В этом году ее очень много, это мощный поток информации, который оправдывает отличие биеннале от фестиваля. Его можно без сомнений разделить на три разные части, которые соответствуют тем самым «павильонам».

Эта – по смыслу главная – часть биеннале отвечает на заданную тему «Как жить». По-русски девиз звучит вроде бы неоднозначно, однако при этом вполне определенно сопоставляется с нацпроектом доступного жилья. Английский перевод ‘Ways of living’ парадоксальным образом более ясен, и главное – созвучен тому, что происходит. Потому что выставки демонстрируют разные, почти противоположные по духу подходы-пути, вроде бы нацеленные на решение одной задачи.

К международной части Барт Голдхорн привлек 15 архитекторов из разных стран, отобрав тех, кто строит доступное жилье. Все это – не-звезды, и у нас они малоизвестны. Фактически, куратор организовал на биеннале школу западного опыта по строительству жилых домов – причем как социального жилья, так и жилья для «среднего класса». То есть не-роскошной, а прагматичной архитектуры.

Эта достойная всяческого уважения затея вылилась в обширную экспозицию на улице, под крышей северной колоннады ЦДХ. Выставка очень похожа на библиотеку – те, кто был в парижской библиотеке Доминика Перро, вероятно, заметят сходство интерьеров его залов и того, что сейчас разместилось под колоннадой. Хотя мало ли библиотек. Сходство определенно намеренное – судя хотя бы по тому, что столы-витрины начинаются со слепка книги, на которой водружен макет квартала. Дальше – ряды столов, между которыми можно ходить и рассматривать множество небольших картинок. Вникание требует усилия, и даже немалого труда. Иными словами желания научиться.
К этой выставке примыкает сделанный похожим образом стенд социальной архитектуры Мадрида и – труднодоступное для восприятия слайд-шоу «Города».

Вторая часть этого же замысла – серия лекций тех же архитекторов, которые представлены в библиотеке. Во вторник, в день открытия уже состоялось две лекции. Каждый из приглашенных куратором архитекторов будет рассказывать о том, как он строит жилье. Мы надеемся сделать письменные отчеты об этих лекциях, но в общих словах – замысел выглядит очень цельным и пафосным. В «библиотеку» можно «пойти учиться» - и на лекцию можно пойти. Даже нужно, как правило студентам рекомендуют делать и то и другое. Жаль только, что на первой лекции две трети зала пустовало. Откровенно говоря, даже очень жаль, потому что подобный срез профессионального опыта повторить будет очень сложно. Итак, куратор Барт Голдхорн упрямо развивает свою тему – в «архкаталоге» знакомит аудиторию с проектами жилых кварталов, спроектированных для России, а в лекционной программе и «библиотеке» – знакомит с западным опытом.

В этом году впервые в выставке участвует Третьяковская галерея на Крымском валу. Эту часть экспозиции надо признать самой спорной. Она никак, ну совершенно не вписывается в ритм привычной выставки, хотя попытки «развеселить» экспозицию Актуализированного градплана 2025 года были сделаны. В результате этих попыток вестибюль ГТГ украсился четырьмя, с позволения сказать, инсталляциями, по-видимому призванными воздействовать на сознание детей, пришедших на выставку вместе с родителями. На ярко-зеленой пластмассовой траве расставлены мусорные баки, в которых что-то дымится и одновременно – оттуда же растут пластиковые цветы с лампочками на концах, а далее множество игрушечных машинок «наезжает» на большие (в натуральную величину) светофоры. Светофоры повержены, и горят всеми тремя цветами сразу, что позволяет предположить, что они сломаны не до конца. Эти замечательные инсталляции окружены уже неоднократно выставленными в процессе обсуждения многочисленными схемами, очень серьезными, призванными в сумме продемонстрировать социальную направленность корректировки градплана. За схемами прячутся разнообразные макеты, хотя главного (из дома на Брестской) здесь нет, но зато в углу есть макет реконструированного Царицына. Кто бы мог подумать, что где-то рядом с «Арх Москвой» покажут новое Царицыно? То-то же.

Словом, бегая между, условно говоря, северной и южной частью здания на Крымском валу, можно впасть в ступор – настолько они разные, что прямо-таки Восток-Запад. Хотя вроде бы и понятно почему. Тема доступного жилья актуальна не только для архитекторов, она для многих актуальна. И надо эту вечную проблему как-то решать, пора уже, и есть западный опыт строительства приличных домов нормальной (не бешеной) стоимости. И есть нацпроект, где народу обещают доступное жилье, и есть градплан, который тоже для народа. Тем более что его как раз закончили доделывать и нужна была выставка, ее собирались проводить в Манеже, а получилось сделать в ГТГ в составе биеннале. Но как же это все странно вместе смотрится. Вот уж воистину ways of living. Посмотрев, как реконструируют пятиэтажки 1960-х в Швейцарии и как собираются у нас – даже чисто внешне, сразу чувствуешь разницу. И видишь два пути, или даже много путей, но они куда-то расходятся. Впрочем, может быть и не расходятся, может, теперь все будут жить дружно.

И еще одна деталь. Все очень серьезны (свихнувшиеся светофоры не в счет). Это относится к респектабельной коммерческой и коммерческой/архитектурной экспозиции, умной «библиотеке» Барта Голдхорна, чиновничьему (пусть очень хорошему) градплану. Все думают, работают, все сосредоточены. Не хватает инсталляций. Может быть, их отсутствие на Крымском валу компенсирует «Персимфанс» в Музее архитектуры – выставка двенадцати российских архитекторов, где от куратора осталось только название? О выставках в Музее архитектуры (их всего три, две уже открыты, третья откроется 5 июня) мы вскоре расскажем более подробно.

XIII Арх Москва в ЦДХ
Фотографии Ю.Тарабариной
Куратор первой московской биеннале архитектуры, глава холдинга «Проект Медиа» и основатель журнала «Проект Россия» Барт Голдхорн
Конструкция, похожая на крыло - от В. Савинкина и В. Кузьмина
АДМ. Деревянные макеты с секретом
ПТАМ Виссарионова. Светятся и летают
Ржавые макеты того, что на их фоне. Стенд Б. Уборевича-Боровского
BRT, Хади Тегерани
А-Лен
Квартальный вопрос. Выставка новых кварталов (большинство в проекте)
Библиотека иностранной архитектуры – «международный павильон» биеннале
Международный павильон - перспектива
Архитекторы года в проекции: Сергей Киселев и партнеры
Дом автоном. Один из победителей. Весь порос мхом
Боди арт на музыкально-архитектурной экспозиции
Ноев ковчег в ожидании заплыва: Арх-стояние. Плывем в июле
Схемы, карты, диаграммы - фиксируют процесс умирания и не-рождения городов
Ноев ковчег - Архстояние
Светофоры в холле ГТГ. Освещают перспективы актуализированного генплана
Кристиан Суми. Так реконструирут здания конца 1960-х гг. в Швейцарии
Так собираются реконструировать в Москве. «Проекты реконструкции 5-этажных жилых домов с надстройкой и для массового применения»

28 Мая 2008

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.