Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.05.2008

Библиотека иностранной архитектуры или Ребята, давайте жить дружно

Юлия Тарабарина

В ЦДХ открылась традиционная весенняя архитектурная выставка – «Арх Москва». Теперь в составе московской архитектурной биеннале. Экспозиция первой московской биеннале многообразна до того, что задаешься вопросом – как все это может быть вместе? Но у всех этих людей есть одна общая черта – кажется, они перестали смеяться

XIII Арх Москва в ЦДХ Фотографии Ю.Тарабариной
XIII Арх Москва в ЦДХ
Фотографии Ю.Тарабариной

Московская архитектурная биеннале – это результат последовательного расширения «Арх Москвы», которое происходит в течение двух лет под присмотром куратора Барта Голдхорна, основателя хорошо известного в среде профессионалов журнала «Проект Россия». В прошлом году выставка вышла за рамки ЦДХ и превратилась в фестиваль, посвященный городскому пространству. В этом – фестиваль перерос в биеннале. Тема биеннале – жилье.

Несколько страниц в буклете с программой биеннале занято различными схемами устройства выставок, и не напрасно, потому что понять структуру выставок достаточно сложно. У биеннале есть, например, три павильона – международный, российский и павильон Москва – но российский разбросан по двум площадкам (три выставки в ЦДХ и три в Музее архитектуры), международный вообще разместился на улице под колоннадой ЦДХ, а московский – по соседству, в холле Третьяковки. Достаточно сложно представить себе эту программу в виде павильонов – поэтому структура биеннале, старательно расписанная по пунктам, кажется схемой, принудительно наложенной поверх реальной последовательности реальных выставок и их организаторов. И следовательно проще рассказать, кто, что и где показывает.

Ядро биеннале – это безусловно «Арх Москва», проходящая в ЦДХ. Эта выставка привычна, знакома и выглядит продолжением прошлогодней. На первом этаже, как и в прошлом году, находится «Архкаталог», который в этом году стал еще более цельным, логичным и последовательным, но уменьшился в  объеме. В данном случае это означает более строгий отбор – на этот раз выставку «каталога» проще и удобнее смотреть. Каждый из архитекторов-участников показывает один проект одного городского квартала (их около 20 и они были отобраны куратором в результате конкурса). Здесь есть Сергей Чобан и Сергей Скуратов, Проект Меганом и Владимир Плоткин… Есть иностранцы – Эрик Ван Эгераат и Мари О’Лира. Любопытно, что Меганом и Скуратов, например, показали проекты, участвовавшие в одном закрытом конкурсе, а следовательно, интерпретирующие одну и ту же территорию – квартал в Киеве, рядом с Киево-Печерской лаврой.

Главный второй этаж ЦДХ отдан коммерческим экспозициям, то есть платным стендам и разделен приблизительно пополам между стендами архитекторов и фирмами, предлагающими разные виды декора. Архитекторы представлены преимущественно роликами на мониторах и макетами четырех основных видов – из подсвеченного пластика, из дерева, из бронзы и из ржавчины. Реже – картинками. Выглядит все респектабельно и внушительно. Надо сказать, что состав участников – очень знакомый, и с небольшими поправками повторяет прошлогодний. Более того, многие выставляются на прежних местах – так, на центральном «перекрестке» встречаются Сергей Скуратов, Борис Уборевич-Боровский и Тимур Башкаев. Немного поодаль, и тоже на том же месте – Влад Савинкин и Владимир Кузьмин и как всегда с впечатляющим объектом, на этот раз в виде нависающей над зрителями конструкции белого «крыла». Правда, объект, показанный теми же архитекторами на том же месте в прошлом году был более дешевым (пенопластовым), но более цельным. Теперь же задействованы: внушительный бронзовый макет, большой монитор, изящная ржавая скульптура – но стенд распадается на четыре различные части.

Бюро «Атриум» совершило на своем стенде тонкую и сложную работу по сопоставлению статичного рисунка на стене в анимированным на мониторе – создавая впечатление «оживающей» на глазах проектной графики. Прямо напротив студия АДМ выстроила внушительную «улицу» из четырех деревянных макетов. Неподалеку ребрами прозрачного пластика светятся макеты ПТАМ Виссарионова. В соседнем зале самым внушительным выглядит стенд Хади Тегерани, где среди сияющих белых макинтошей расставлены светящиеся же макеты – «марсианских куполов» для района Поклонной горы и трехгранной башни для района Профсоюзной.

Архитектурные стенды внутри коммерческой экспозиции больше не выглядят сиротливо. Их много, они эффектные и дорогие. Они последовательные и целеустремленные. Может быть, это есть правильная и логичная замена? Сначала стенды с дизайнерской продукцией вытеснили некоммерческие, теперь архитектура вновь потеснила их «изнутри»?

Третий этаж опять же поделен – между стендами светодизайна и выставками некоммерческой части. Среди них – выставка «архитекторов года», мастерской «Сергей Киселев и партнеры». Ее довольно-таки сложно найти, но зато этой экспозиции достался обширный длинный зал. Он со всех сторон завешен черной тканью, а на торцевой стене можно видеть проекцию обновленного сайта компании.

Таким образом, «Арх Москва» очень похожа на прошлогоднюю и демонстрирует здоровую респектабельность и консерватизм. Описать некоммерческую часть несколько сложнее – здесь привычный формат пересекся с заданной куратором темой биеннале. Где-то они «попали в тему», где-то остались сами по себе. Среди последних – миниатюрная выставка «Москульпрога» (на втором этаже напротив окон), которая даже не вошла в программу, хотя помимо выставки «Москульпрог» проводит на «Арх Москве» один закрытый семинар и одну открытую прогулку. На третьем этаже зеленеют мохом макеты победителей конкурса «Дом автоном» и по соседству с ними – проекты «Ноевых ковчегов», которые поплывут в месяце июле по реке Угре из деревни Николо-Ленивец. Ковчеги выставлены очень добротно и разносторонне – четыре разномастных домика подвешены на пластиковом бумаранге, который изображает реку, к потолку же подвешены названия разных водных катастроф – мини-потопов, еще один, какой-то неопределенный потоп проецируется на стену. Рядом – в двух залах выставки «Город Звука» – молодые дизайнеры вдохновенно рисовали разные дома на животах и спинах живых девушек.

Самой серьезной из некоммерческих выставок ЦДХ выглядят «Убывающие города» (тоже на третьем этаже). Она показывает результаты работы международного исследовательского проекта, который стартовал в 2002 году в Германии. Карты и схемы соседствуют с фотографиями полузаброшенных цехов Пучежского льнокомбината, фрагментами разрушающейся городской ткани в Иванове и Кинешме, равно как и с «иллюминированными лугами» – недостроенными городами объединенной Германии, которые заброшены на уровне инфраструктуры.

Основная, условно говоря «содержательная» часть биеннале оказалась вынесена из стен ЦДХ. В этом году ее очень много, это мощный поток информации, который оправдывает отличие биеннале от фестиваля. Его можно без сомнений разделить на три разные части, которые соответствуют тем самым «павильонам».

Эта – по смыслу главная – часть биеннале отвечает на заданную тему «Как жить». По-русски девиз звучит вроде бы неоднозначно, однако при этом вполне определенно сопоставляется с нацпроектом доступного жилья. Английский перевод ‘Ways of living’ парадоксальным образом более ясен, и главное – созвучен тому, что происходит. Потому что выставки демонстрируют разные, почти противоположные по духу подходы-пути, вроде бы нацеленные на решение одной задачи.

К международной части Барт Голдхорн привлек 15 архитекторов из разных стран, отобрав тех, кто строит доступное жилье. Все это – не-звезды, и у нас они малоизвестны. Фактически, куратор организовал на биеннале школу западного опыта по строительству жилых домов – причем как социального жилья, так и жилья для «среднего класса». То есть не-роскошной, а прагматичной архитектуры.

Эта достойная всяческого уважения затея вылилась в обширную экспозицию на улице, под крышей северной колоннады ЦДХ. Выставка очень похожа на библиотеку – те, кто был в парижской библиотеке Доминика Перро, вероятно, заметят сходство интерьеров его залов и того, что сейчас разместилось под колоннадой. Хотя мало ли библиотек. Сходство определенно намеренное – судя хотя бы по тому, что столы-витрины начинаются со слепка книги, на которой водружен макет квартала. Дальше – ряды столов, между которыми можно ходить и рассматривать множество небольших картинок. Вникание требует усилия, и даже немалого труда. Иными словами желания научиться.
К этой выставке примыкает сделанный похожим образом стенд социальной архитектуры Мадрида и – труднодоступное для восприятия слайд-шоу «Города».

Вторая часть этого же замысла – серия лекций тех же архитекторов, которые представлены в библиотеке. Во вторник, в день открытия уже состоялось две лекции. Каждый из приглашенных куратором архитекторов будет рассказывать о том, как он строит жилье. Мы надеемся сделать письменные отчеты об этих лекциях, но в общих словах – замысел выглядит очень цельным и пафосным. В «библиотеку» можно «пойти учиться» - и на лекцию можно пойти. Даже нужно, как правило студентам рекомендуют делать и то и другое. Жаль только, что на первой лекции две трети зала пустовало. Откровенно говоря, даже очень жаль, потому что подобный срез профессионального опыта повторить будет очень сложно. Итак, куратор Барт Голдхорн упрямо развивает свою тему – в «архкаталоге» знакомит аудиторию с проектами жилых кварталов, спроектированных для России, а в лекционной программе и «библиотеке» – знакомит с западным опытом.

В этом году впервые в выставке участвует Третьяковская галерея на Крымском валу. Эту часть экспозиции надо признать самой спорной. Она никак, ну совершенно не вписывается в ритм привычной выставки, хотя попытки «развеселить» экспозицию Актуализированного градплана 2025 года были сделаны. В результате этих попыток вестибюль ГТГ украсился четырьмя, с позволения сказать, инсталляциями, по-видимому призванными воздействовать на сознание детей, пришедших на выставку вместе с родителями. На ярко-зеленой пластмассовой траве расставлены мусорные баки, в которых что-то дымится и одновременно – оттуда же растут пластиковые цветы с лампочками на концах, а далее множество игрушечных машинок «наезжает» на большие (в натуральную величину) светофоры. Светофоры повержены, и горят всеми тремя цветами сразу, что позволяет предположить, что они сломаны не до конца. Эти замечательные инсталляции окружены уже неоднократно выставленными в процессе обсуждения многочисленными схемами, очень серьезными, призванными в сумме продемонстрировать социальную направленность корректировки градплана. За схемами прячутся разнообразные макеты, хотя главного (из дома на Брестской) здесь нет, но зато в углу есть макет реконструированного Царицына. Кто бы мог подумать, что где-то рядом с «Арх Москвой» покажут новое Царицыно? То-то же.

Словом, бегая между, условно говоря, северной и южной частью здания на Крымском валу, можно впасть в ступор – настолько они разные, что прямо-таки Восток-Запад. Хотя вроде бы и понятно почему. Тема доступного жилья актуальна не только для архитекторов, она для многих актуальна. И надо эту вечную проблему как-то решать, пора уже, и есть западный опыт строительства приличных домов нормальной (не бешеной) стоимости. И есть нацпроект, где народу обещают доступное жилье, и есть градплан, который тоже для народа. Тем более что его как раз закончили доделывать и нужна была выставка, ее собирались проводить в Манеже, а получилось сделать в ГТГ в составе биеннале. Но как же это все странно вместе смотрится. Вот уж воистину ways of living. Посмотрев, как реконструируют пятиэтажки 1960-х в Швейцарии и как собираются у нас – даже чисто внешне, сразу чувствуешь разницу. И видишь два пути, или даже много путей, но они куда-то расходятся. Впрочем, может быть и не расходятся, может, теперь все будут жить дружно.

И еще одна деталь. Все очень серьезны (свихнувшиеся светофоры не в счет). Это относится к респектабельной коммерческой и коммерческой/архитектурной экспозиции, умной «библиотеке» Барта Голдхорна, чиновничьему (пусть очень хорошему) градплану. Все думают, работают, все сосредоточены. Не хватает инсталляций. Может быть, их отсутствие на Крымском валу компенсирует «Персимфанс» в Музее архитектуры – выставка двенадцати российских архитекторов, где от куратора осталось только название? О выставках в Музее архитектуры (их всего три, две уже открыты, третья откроется 5 июня) мы вскоре расскажем более подробно.

Куратор первой московской биеннале архитектуры, глава холдинга «Проект Медиа» и основатель журнала «Проект Россия» Барт Голдхорн
Куратор первой московской биеннале архитектуры, глава холдинга «Проект Медиа» и основатель журнала «Проект Россия» Барт Голдхорн
Конструкция, похожая на крыло - от В. Савинкина и В. Кузьмина
Конструкция, похожая на крыло - от В. Савинкина и В. Кузьмина
АДМ. Деревянные макеты с секретом
АДМ. Деревянные макеты с секретом
ПТАМ Виссарионова. Светятся и летают
ПТАМ Виссарионова. Светятся и летают
Ржавые макеты того, что на их фоне. Стенд Б. Уборевича-Боровского
Ржавые макеты того, что на их фоне. Стенд Б. Уборевича-Боровского
BRT, Хади Тегерани
BRT, Хади Тегерани
А-Лен
А-Лен
Квартальный вопрос. Выставка новых кварталов (большинство в проекте)
Квартальный вопрос. Выставка новых кварталов (большинство в проекте)
Библиотека иностранной архитектуры – «международный павильон» биеннале
Библиотека иностранной архитектуры – «международный павильон» биеннале
Международный павильон - перспектива
Международный павильон - перспектива
Архитекторы года в проекции: Сергей Киселев и партнеры
Архитекторы года в проекции: Сергей Киселев и партнеры
Дом автоном. Один из победителей. Весь порос мхом
Дом автоном. Один из победителей. Весь порос мхом
Боди арт на музыкально-архитектурной экспозиции
Боди арт на музыкально-архитектурной экспозиции
Ноев ковчег в ожидании заплыва: Арх-стояние. Плывем в июле
Ноев ковчег в ожидании заплыва: Арх-стояние. Плывем в июле
Схемы, карты, диаграммы - фиксируют процесс умирания и не-рождения городов
Схемы, карты, диаграммы - фиксируют процесс умирания и не-рождения городов
Ноев ковчег - Архстояние
Ноев ковчег - Архстояние
Светофоры в холле ГТГ. Освещают перспективы актуализированного генплана
Светофоры в холле ГТГ. Освещают перспективы актуализированного генплана
Кристиан Суми. Так реконструирут здания конца 1960-х гг. в Швейцарии
Кристиан Суми. Так реконструирут здания конца 1960-х гг. в Швейцарии
Так собираются реконструировать в Москве. «Проекты реконструкции 5-этажных жилых домов с надстройкой и для массового применения»
Так собираются реконструировать в Москве. «Проекты реконструкции 5-этажных жилых домов с надстройкой и для массового применения»