18.03.2016

Подземный памятник архитектуры

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.

информация:

Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликоваоткрыть большое изображение
В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры». Как пояснила директор МА Ирина Коробьина, изначально выставку планировалось связать с 80-летием Московского метрополитена, который отмечался в прошлом году. Однако тема метро оказалась настолько популярной, причем не только среди москвичей и жителей страны, но и среди иностранных туристов, что стало очевидно: выставка не нуждается в привязке к датам, а способна стать отдельным событием. Так и вышло. На открытии наблюдался ажиотаж, залы музея очень быстро наполнились людьми, практически у каждого экспоната возникала живая дискуссия. И это неудивительно: ведь экспозиция охватила целую эпоху.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликоваоткрыть большое изображение
Директор музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Коробьина рассказывает о проекте станции метро «Красные ворота». Фотография Дмитрия Павликова
Директор музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Коробьина рассказывает о проекте станции метро «Красные ворота». Фотография Дмитрия Павликоваоткрыть большое изображение

«Это уникальное явление, когда объект транспортной инфраструктуры проектировался как грандиозный архитектурный проект, играющий важную роль в культурной и политической жизни страны, – рассказала на церемонии открытия Ирина Коробьина. – Старейшее лондонское метро, берлинское или парижское, изначально поражающее воображение техническими достижениями, сегодня превратилось в привычный и недорогой вид городского транспорта. Московское метро проектировалось как восьмое чудо света. Таким оно остается до сих пор». Модель метро сравнивалась с идеальным городом, а сам факт освоения подземного пространства, усложненный экономическими трудностями, несовершенством технического оснащения и непростой геологией Москвы (строительство сопровождалось частыми обвалами, затоплениями, прорывами селевых потоков), воспринимался как подвиг, одно из главных достижений советского народа и символ светлого коммунистического будущего.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликоваоткрыть большое изображение

Вся экспозиция, проект которой был разработан бюро «Народный архитектор» под руководством Антона Ладыгина, поделена на четыре основных зоны, последовательно рассказывающие о первой, второй, третьей и четвертой очередях строительства метро. Окунуться в историю позволяют фотографии разных лет, оригинальные графические листы проектов станций – уникальные материалы из фондов Музея архитектуры, из архива и музея Московского метрополитена, а также из Метрогипротранса. Помимо графических материалов, в одном из залов непрерывно транслируется полуторачасовой фильм о московском метро, смонтированный режиссером Еленой Лысаковой.
Северный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Филевской линии. Архитектор С. Г. Андриевский, 1935 г. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Северный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Филевской линии. Архитектор С. Г. Андриевский, 1935 г. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Наземный павильон станции метро «Динамо». Архитектор Дмитрий Чечулин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Наземный павильон станции метро «Динамо». Архитектор Дмитрий Чечулин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Проект центральной подстанции метрополитена на улице Герцена. архитектор Д.Ф. Фридман. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект центральной подстанции метрополитена на улице Герцена. архитектор Д.Ф. Фридман. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение

В каждом разделе представлены как реализованные, так и конкурсные проекты лучших архитекторов страны. В большой стройке участвовали Алексей Душкин, Дмитрий Чечулин, Алексей Щусев, Борис Иофан и многие другие. Одной из первых, в 1935 году, была открыта станция «Комсомольская», спроектированная Дмитрием Чечулиным в составе первого участка метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры». Станция, изначально рассчитанная на большой пассажиропоток, отличалась от остальных своей необычной конструкцией: вдоль всего зала над путями архитектор предусмотрел пешеходные галереи, спрятанные за рядом стройных колонн. Такое построение визуально расширяло пространство, отделанное розовым мрамором и украшенное майоликовым панно. Значительно позже, в 1952 году, по проекту Алексея Щусева были построены наземный павильон и станция «Комсомольская» Кольцевой линии, ставшие продолжением ансамбля Казанского вокзала.
Вход на станцию метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Вход на станцию метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Интерьер станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Архитектор Алексей Щусев. Фотография Дмитрия Павликова
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Архитектор Алексей Щусев. Фотография Дмитрия Павликоваоткрыть большое изображение

Еще одна станция Сокольнической линии – «Красные ворота» Ивана Фомина и Николая Ладовского. Известный рационалист Ладовский участвовал в конкурсе на реконструкцию Москвы, в рамках которого разработал генплан города, названный «Парабола Ладовского». Идея этого проекта состояла в стремлении «разрубить» радиально-кольцевую систему Москвы, а освободившуюся «энергию» города развернуть в сторону Ленинграда. В этом случае генплан Москвы стал бы похож на параболу. Свой нереализованный грандиозный замысел Ладовский гениально перенес на крошечный наземный павильон станции метро «Красные ворота». Он создал трехмерный параболический объект, воронку, которая затягивает людей внутрь. Над формированием внутреннего пространства работал уже архитектор Фомин. Интерьеры наземных вестибюлей в стиле ар деко в противовес павильону получились торжественными и несколько тяжеловесными, что, однако, отвечало поставленной перед архитекторами идеологической задаче. В зоне движения поездов автор постарался сохранить память места – утраченные Красные ворота, памятник XVIII века, символизируют арки на пилонах.
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год.
Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год.
Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год.
Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение

Одним из центральных сюжетов выставки, несомненно, стоит назвать проекты Алексея Душкина – «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская». Для последней он спроектировал легкий наземный павильон, который реализован не был. А вот проект самой станции удалось воплотить в точности: с высокими колоннами, раскрывающимися у сводов, как гигантские цветы. Такое решение создает удивительную игру света и тени, благодаря чему лаконичное пространство превращается в торжественный дворцовый зал.
Проект наземного павильона станции метро «Кропоткинская». Архитектор Алексей Душкин.
Проект наземного павильона станции метро «Кропоткинская». Архитектор Алексей Душкин.

Свой вклад в строительство Московского метрополитена пытались внести и конструктивисты, несмотря на то, что к началу строительства метро конструктивизм в стране был в опале. Так, братья Веснины, выиграв конкурс, разработали сразу несколько версий станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Строительство этой станции планировалось еще до начала Великой Отечественной войны, тогда она должна была носить название «Донбасс». Архитекторы видели ее лаконичной, светлой, с высоким потолком, украшенным смальтовой мозаикой, минимумом декора и, разумеется, без намека на конструктивизм. Веснины разработали три варианта конструкции: станция могла быть и колонной, и пилонной, и односводной. Война не позволила реализовать ни один из предложенных вариантов. От строительства центрального зала в условиях экономии пришлось отказаться, были построены только путевые тоннели. А уже созданные художником Александром Дейнекой мозаики (он же является автором мозаик на «Маяковской») решено было перенести на потолок «Новокузнецкой». Свой современный вид «Павелецкая» приобрела только в 1950-е годы.
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликоваоткрыть большое изображение
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликоваоткрыть большое изображение
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение

Выставка продлится в Музее архитектуры до 17 июля. В течение всего времени ее работы запланирована насыщенная событийная программа: лекции, дискуссии, кинопоказы. Одним из центральных событий станет презентация книги «Московское метро – подземный памятник архитектуры», выпущенной издательством «Кучково поле».
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликоваоткрыть большое изображение

Кроме сохранения и изучения графического и документального наследия Московского метрополитена, устроители выставки в качестве ключевой задачи видят привлечение внимания к станциям и павильонам метро как памятникам архитектуры и искусства. А как результат – включение ансамбля главных станций Московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интерьер станции метро «Александровский сад». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Александровский сад». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение
Интерьер станции метро «Партизанская». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Партизанская». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусеваоткрыть большое изображение

поставщики, технологии:


Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Екатерина Грень
  • Полина Воеводина
  • Андрей Гнездилов
  • Дмитрий Ликин
  • Юлия Тряскина
  • Николай Миловидов
  • Олег Карлсон
  • Сергей Сенкевич
  • Олег Шапиро
  • Сергей Орешкин
  • Антон Барклянский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Никита Явейн
  • Александр Скокан
  • Всеволод Медведев
  • Илья Машков
  • Никита Токарев
  • Алексей Гинзбург
  • Вера Бутко
  • Василий Крапивин
  • Юрий Сафронов
  • Александр Попов
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Романов
  • Антон Ладыгин
  • Игорь Шварцман
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Селивохин
  • Илья Уткин
  • Антон Надточий
  • Марк Сафронов
  • Рустам Керимов
  • Карен Сапричян
  • Никита Бирюков
  • Константин Ходнев
  • Анатолий Столярчук
  • Валерий Лукомский
  • Наталия Зайченко
  • Иван Кожин
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Асадов
  • Антон Лукомский
  • Михаил Канунников
  • Роман Леонидов
  • Даниил Лоренц
  • Зураб Басария
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Бровкин
  • Сергей Труханов
  • Наталия Шилова
  • Арсений Леонович
  • Юлий Борисов
  • Павел Андреев
  • Евгений Герасимов
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Станислав Белых
  • Антон Бондаренко
  • Наталья Сидорова
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Курков
  • Сергей Чобан
  • Сергей Скуратов
  • Левон Айрапетов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи