Подземный памятник архитектуры

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.

mainImg
В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры». Как пояснила директор МА Ирина Коробьина, изначально выставку планировалось связать с 80-летием Московского метрополитена, который отмечался в прошлом году. Однако тема метро оказалась настолько популярной, причем не только среди москвичей и жителей страны, но и среди иностранных туристов, что стало очевидно: выставка не нуждается в привязке к датам, а способна стать отдельным событием. Так и вышло. На открытии наблюдался ажиотаж, залы музея очень быстро наполнились людьми, практически у каждого экспоната возникала живая дискуссия. И это неудивительно: ведь экспозиция охватила целую эпоху.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Директор музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Коробьина рассказывает о проекте станции метро «Красные ворота». Фотография Дмитрия Павликова

«Это уникальное явление, когда объект транспортной инфраструктуры проектировался как грандиозный архитектурный проект, играющий важную роль в культурной и политической жизни страны, – рассказала на церемонии открытия Ирина Коробьина. – Старейшее лондонское метро, берлинское или парижское, изначально поражающее воображение техническими достижениями, сегодня превратилось в привычный и недорогой вид городского транспорта. Московское метро проектировалось как восьмое чудо света. Таким оно остается до сих пор». Модель метро сравнивалась с идеальным городом, а сам факт освоения подземного пространства, усложненный экономическими трудностями, несовершенством технического оснащения и непростой геологией Москвы (строительство сопровождалось частыми обвалами, затоплениями, прорывами селевых потоков), воспринимался как подвиг, одно из главных достижений советского народа и символ светлого коммунистического будущего.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова

Вся экспозиция, проект которой был разработан бюро «Народный архитектор» под руководством Антона Ладыгина, поделена на четыре основных зоны, последовательно рассказывающие о первой, второй, третьей и четвертой очередях строительства метро. Окунуться в историю позволяют фотографии разных лет, оригинальные графические листы проектов станций – уникальные материалы из фондов Музея архитектуры, из архива и музея Московского метрополитена, а также из Метрогипротранса. Помимо графических материалов, в одном из залов непрерывно транслируется полуторачасовой фильм о московском метро, смонтированный режиссером Еленой Лысаковой.
zooming
Северный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Филевской линии. Архитектор С. Г. Андриевский, 1935 г. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Наземный павильон станции метро «Динамо». Архитектор Дмитрий Чечулин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект центральной подстанции метрополитена на улице Герцена. архитектор Д.Ф. Фридман. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

В каждом разделе представлены как реализованные, так и конкурсные проекты лучших архитекторов страны. В большой стройке участвовали Алексей Душкин, Дмитрий Чечулин, Алексей Щусев, Борис Иофан и многие другие. Одной из первых, в 1935 году, была открыта станция «Комсомольская», спроектированная Дмитрием Чечулиным в составе первого участка метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры». Станция, изначально рассчитанная на большой пассажиропоток, отличалась от остальных своей необычной конструкцией: вдоль всего зала над путями архитектор предусмотрел пешеходные галереи, спрятанные за рядом стройных колонн. Такое построение визуально расширяло пространство, отделанное розовым мрамором и украшенное майоликовым панно. Значительно позже, в 1952 году, по проекту Алексея Щусева были построены наземный павильон и станция «Комсомольская» Кольцевой линии, ставшие продолжением ансамбля Казанского вокзала.
Вход на станцию метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Архитектор Алексей Щусев. Фотография Дмитрия Павликова

Еще одна станция Сокольнической линии – «Красные ворота» Ивана Фомина и Николая Ладовского. Известный рационалист Ладовский участвовал в конкурсе на реконструкцию Москвы, в рамках которого разработал генплан города, названный «Парабола Ладовского». Идея этого проекта состояла в стремлении «разрубить» радиально-кольцевую систему Москвы, а освободившуюся «энергию» города развернуть в сторону Ленинграда. В этом случае генплан Москвы стал бы похож на параболу. Свой нереализованный грандиозный замысел Ладовский гениально перенес на крошечный наземный павильон станции метро «Красные ворота». Он создал трехмерный параболический объект, воронку, которая затягивает людей внутрь. Над формированием внутреннего пространства работал уже архитектор Фомин. Интерьеры наземных вестибюлей в стиле ар деко в противовес павильону получились торжественными и несколько тяжеловесными, что, однако, отвечало поставленной перед архитекторами идеологической задаче. В зоне движения поездов автор постарался сохранить память места – утраченные Красные ворота, памятник XVIII века, символизируют арки на пилонах.
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Одним из центральных сюжетов выставки, несомненно, стоит назвать проекты Алексея Душкина – «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская». Для последней он спроектировал легкий наземный павильон, который реализован не был. А вот проект самой станции удалось воплотить в точности: с высокими колоннами, раскрывающимися у сводов, как гигантские цветы. Такое решение создает удивительную игру света и тени, благодаря чему лаконичное пространство превращается в торжественный дворцовый зал.
zooming
Проект наземного павильона станции метро «Кропоткинская». Архитектор Алексей Душкин.

Свой вклад в строительство Московского метрополитена пытались внести и конструктивисты, несмотря на то, что к началу строительства метро конструктивизм в стране был в опале. Так, братья Веснины, выиграв конкурс, разработали сразу несколько версий станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Строительство этой станции планировалось еще до начала Великой Отечественной войны, тогда она должна была носить название «Донбасс». Архитекторы видели ее лаконичной, светлой, с высоким потолком, украшенным смальтовой мозаикой, минимумом декора и, разумеется, без намека на конструктивизм. Веснины разработали три варианта конструкции: станция могла быть и колонной, и пилонной, и односводной. Война не позволила реализовать ни один из предложенных вариантов. От строительства центрального зала в условиях экономии пришлось отказаться, были построены только путевые тоннели. А уже созданные художником Александром Дейнекой мозаики (он же является автором мозаик на «Маяковской») решено было перенести на потолок «Новокузнецкой». Свой современный вид «Павелецкая» приобрела только в 1950-е годы.
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
zooming
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка продлится в Музее архитектуры до 17 июля. В течение всего времени ее работы запланирована насыщенная событийная программа: лекции, дискуссии, кинопоказы. Одним из центральных событий станет презентация книги «Московское метро – подземный памятник архитектуры», выпущенной издательством «Кучково поле».
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова

Кроме сохранения и изучения графического и документального наследия Московского метрополитена, устроители выставки в качестве ключевой задачи видят привлечение внимания к станциям и павильонам метро как памятникам архитектуры и искусства. А как результат – включение ансамбля главных станций Московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интерьер станции метро «Александровский сад». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Партизанская». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

18 Марта 2016

Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Пресса: 23 мая стартует голосование по станции метро «Ржевская»
Напомним, о начале конкурса на архитектурный облик станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» Второго кольца метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил 15 ноября 2016 года. В оргкомитет поступило 56 заявок из России, Великобритании, Латвии, Италии, Армении, Аргентины, Португалии, Венгрии и Германии. Каждая из них содержала визуализацию ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций и портфолио команды.
Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.