Подземный памятник архитектуры

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.

mainImg
В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры». Как пояснила директор МА Ирина Коробьина, изначально выставку планировалось связать с 80-летием Московского метрополитена, который отмечался в прошлом году. Однако тема метро оказалась настолько популярной, причем не только среди москвичей и жителей страны, но и среди иностранных туристов, что стало очевидно: выставка не нуждается в привязке к датам, а способна стать отдельным событием. Так и вышло. На открытии наблюдался ажиотаж, залы музея очень быстро наполнились людьми, практически у каждого экспоната возникала живая дискуссия. И это неудивительно: ведь экспозиция охватила целую эпоху.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова
Директор музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Коробьина рассказывает о проекте станции метро «Красные ворота». Фотография Дмитрия Павликова

«Это уникальное явление, когда объект транспортной инфраструктуры проектировался как грандиозный архитектурный проект, играющий важную роль в культурной и политической жизни страны, – рассказала на церемонии открытия Ирина Коробьина. – Старейшее лондонское метро, берлинское или парижское, изначально поражающее воображение техническими достижениями, сегодня превратилось в привычный и недорогой вид городского транспорта. Московское метро проектировалось как восьмое чудо света. Таким оно остается до сих пор». Модель метро сравнивалась с идеальным городом, а сам факт освоения подземного пространства, усложненный экономическими трудностями, несовершенством технического оснащения и непростой геологией Москвы (строительство сопровождалось частыми обвалами, затоплениями, прорывами селевых потоков), воспринимался как подвиг, одно из главных достижений советского народа и символ светлого коммунистического будущего.
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова

Вся экспозиция, проект которой был разработан бюро «Народный архитектор» под руководством Антона Ладыгина, поделена на четыре основных зоны, последовательно рассказывающие о первой, второй, третьей и четвертой очередях строительства метро. Окунуться в историю позволяют фотографии разных лет, оригинальные графические листы проектов станций – уникальные материалы из фондов Музея архитектуры, из архива и музея Московского метрополитена, а также из Метрогипротранса. Помимо графических материалов, в одном из залов непрерывно транслируется полуторачасовой фильм о московском метро, смонтированный режиссером Еленой Лысаковой.
zooming
Северный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Филевской линии. Архитектор С. Г. Андриевский, 1935 г. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Наземный павильон станции метро «Динамо». Архитектор Дмитрий Чечулин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект центральной подстанции метрополитена на улице Герцена. архитектор Д.Ф. Фридман. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

В каждом разделе представлены как реализованные, так и конкурсные проекты лучших архитекторов страны. В большой стройке участвовали Алексей Душкин, Дмитрий Чечулин, Алексей Щусев, Борис Иофан и многие другие. Одной из первых, в 1935 году, была открыта станция «Комсомольская», спроектированная Дмитрием Чечулиным в составе первого участка метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры». Станция, изначально рассчитанная на большой пассажиропоток, отличалась от остальных своей необычной конструкцией: вдоль всего зала над путями архитектор предусмотрел пешеходные галереи, спрятанные за рядом стройных колонн. Такое построение визуально расширяло пространство, отделанное розовым мрамором и украшенное майоликовым панно. Значительно позже, в 1952 году, по проекту Алексея Щусева были построены наземный павильон и станция «Комсомольская» Кольцевой линии, ставшие продолжением ансамбля Казанского вокзала.
Вход на станцию метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Архитектор Алексей Щусев. Фотография Дмитрия Павликова

Еще одна станция Сокольнической линии – «Красные ворота» Ивана Фомина и Николая Ладовского. Известный рационалист Ладовский участвовал в конкурсе на реконструкцию Москвы, в рамках которого разработал генплан города, названный «Парабола Ладовского». Идея этого проекта состояла в стремлении «разрубить» радиально-кольцевую систему Москвы, а освободившуюся «энергию» города развернуть в сторону Ленинграда. В этом случае генплан Москвы стал бы похож на параболу. Свой нереализованный грандиозный замысел Ладовский гениально перенес на крошечный наземный павильон станции метро «Красные ворота». Он создал трехмерный параболический объект, воронку, которая затягивает людей внутрь. Над формированием внутреннего пространства работал уже архитектор Фомин. Интерьеры наземных вестибюлей в стиле ар деко в противовес павильону получились торжественными и несколько тяжеловесными, что, однако, отвечало поставленной перед архитекторами идеологической задаче. В зоне движения поездов автор постарался сохранить память места – утраченные Красные ворота, памятник XVIII века, символизируют арки на пилонах.
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Проект станции метро «Красные ворота». 1934 год. Наземный вестибюль. Интерьер нижнего зала. Архитектор Иван Фомин. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Одним из центральных сюжетов выставки, несомненно, стоит назвать проекты Алексея Душкина – «Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская». Для последней он спроектировал легкий наземный павильон, который реализован не был. А вот проект самой станции удалось воплотить в точности: с высокими колоннами, раскрывающимися у сводов, как гигантские цветы. Такое решение создает удивительную игру света и тени, благодаря чему лаконичное пространство превращается в торжественный дворцовый зал.
zooming
Проект наземного павильона станции метро «Кропоткинская». Архитектор Алексей Душкин.

Свой вклад в строительство Московского метрополитена пытались внести и конструктивисты, несмотря на то, что к началу строительства метро конструктивизм в стране был в опале. Так, братья Веснины, выиграв конкурс, разработали сразу несколько версий станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Строительство этой станции планировалось еще до начала Великой Отечественной войны, тогда она должна была носить название «Донбасс». Архитекторы видели ее лаконичной, светлой, с высоким потолком, украшенным смальтовой мозаикой, минимумом декора и, разумеется, без намека на конструктивизм. Веснины разработали три варианта конструкции: станция могла быть и колонной, и пилонной, и односводной. Война не позволила реализовать ни один из предложенных вариантов. От строительства центрального зала в условиях экономии пришлось отказаться, были построены только путевые тоннели. А уже созданные художником Александром Дейнекой мозаики (он же является автором мозаик на «Маяковской») решено было перенести на потолок «Новокузнецкой». Свой современный вид «Павелецкая» приобрела только в 1950-е годы.
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
zooming
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Фотография Дмитрия Павликова
Интерьер станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Авторы проекта – братья Веснины. Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка продлится в Музее архитектуры до 17 июля. В течение всего времени ее работы запланирована насыщенная событийная программа: лекции, дискуссии, кинопоказы. Одним из центральных событий станет презентация книги «Московское метро – подземный памятник архитектуры», выпущенной издательством «Кучково поле».
Выставка «Московское метро» в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фотография Дмитрия Павликова

Кроме сохранения и изучения графического и документального наследия Московского метрополитена, устроители выставки в качестве ключевой задачи видят привлечение внимания к станциям и павильонам метро как памятникам архитектуры и искусства. А как результат – включение ансамбля главных станций Московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интерьер станции метро «Александровский сад». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Интерьер станции метро «Партизанская». Материалы предоставлены музеем архитектуры имени А.В. Щусева

18 Марта 2016

Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Пресса: 23 мая стартует голосование по станции метро «Ржевская»
Напомним, о начале конкурса на архитектурный облик станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» Второго кольца метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил 15 ноября 2016 года. В оргкомитет поступило 56 заявок из России, Великобритании, Латвии, Италии, Армении, Аргентины, Португалии, Венгрии и Германии. Каждая из них содержала визуализацию ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций и портфолио команды.
Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.