Метро «бумажное»

О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».

mainImg
Цикл лекций Максима Шуйского, москвоведа, диггера и специалиста по истории метро, охватил большой пласт не слишком хорошо исследованной темы «Подземной Москвы». Предшествующие лекции были посвящены истории строительства метро, а последняя лекция была посвящена нереализованным проектам столичной подземки. Представляем вам ее краткий пересказ. 
***

Задолго до революции 1917 года российские инженеры и архитекторы грезили метрополитеном. Во второй половине XIX века в Лондоне, Берлине, Париже, Нью-Йорке люди начали активно пользоваться новым подземным видом транспорта, тогда как в нашей стране он долго оставался недосягаемым. И это несмотря на то, что самые первые предложения по строительству внеуличной транспортной системы в Москве появились в 70-х годах XIX века, а на рубеже XIX–XX веков было создано несколько подробных проектов метро для Москвы и Санкт-Петербурга. Не получалось, во-первых, по экономическим причинам – стоимость строительства метро Империи была не по карману, во-вторых, по техническим – отсутствовало необходимое оборудование. Кроме того, владельцы существующих видов транспорта, в особенности трамваев, были не готовы уступать свое место и вели открытую борьбу со всеми начинаниями в этой области, хотя транспортные проблемы в городе назревали. Последним доводом против был суеверный страх простых людей и, в особенности, представителей церкви, сопоставляющих спуск под землю с «сошествием во ад». Так что дореволюционные разработки в области метростроения остались лишь на бумаге.
Проект интерьера станции «Автозаводская». Архитекторы И.Г. Таранов и В.С. Андреев. Из презентации Максима Шуйского
Дореволюционные проекты схемы Московского метрополитена. Из презентации Максима Шуйского

Один из наиболее резонансных проектов того периода был предложен инженером Петром Балинским и проектировщиком Евгением Кнорре. Представленный на рассмотрение в Московскую городскую думу в 1902 году, он хоть и был отклонен так же, как и все предыдущие, но вызвал серьёзный интерес в обществе. Предполагалось построить несколько радиальных линий – в направлении Сокольников, к Новодевичьему монастырю, в сторону Замоскворечья и Таганки, а также две кольцевых – под Бульварным и Садовым кольцом, связанных друг с другом. Прямо на Васильевском спуске планировалось возвести Центральный вокзал с расходящимися от него радиальными линиями вдоль реки Яузы до Черкизово и через Москву-реку в виде ажурного железнодорожного моста до Павелецкого вокзала. В случае реализации метрополитена Балинского–Кнорре, рассчитанной на пять лет, общая протяженность путей составила бы около 54 км, а приблизительная стоимость строительства – 155 миллионов рублей, что стало неподъемной цифрой для московских властей.
zooming
Эстакада и Центральный вокзал метрополитена. Москворецкий мост. 1902 год. Проект Петра Балинского и Евгения Кнорре. Из презентации Максима Шуйского

Настоящая работа по строительству метро началась только в тридцатые годы, когда страна из аграрной стала превращаться в индустриальную. На время революции и гражданской войны этот вопрос был забыт. Вернулись к нему только в 1920. Тогда был создан специальный подотдел по проектированию метро – трест МГЖД. Схема веток метро в большинстве первоначальных предложений практически не отличалась от современной. Это было связано с исторической радиально-кольцевой структурой самой Москвы, которая повторялась и под землей. Определившись со схемой, проектировщики, архитекторы и инженеры стали размышлять над образом станций. Перед ними стояла серьезная идеологическая задача – в кратчайшие сроки построить идеальный подземный город, в который люди не побоялись бы спускаться каждый день.

Первоначально основную роль в проекте играл профессор С.Н. Розанов, заместитель начальника подотдела, который до этого более шести лет трудился над проектом парижского метрополитена. Вероятно, этим объясняется конструктивное сходство разработанной в стенах МГЖД концепции станции «Свердловская площадь» со стандартной парижской станцией метро: односводное пространство с боковыми платформами и центральными железнодорожными путями. В похожем стиле решено оформление интерьера, вплоть до рекламных щитов, и наземный павильон, разработанные инженером А.К. Болдыревым и архитектором В.Д. Владимировым. Технически это был очень сложный проект, потребовавший много времени. А как раз запасом времени новое правительство страны не располагало. В марте 1930 года в организации была проведена чистка, подотдел закрыли, большинство руководителей проекта привлекли к ответственности как «вредителей». А сам проект отправили в архив.
zooming
Проект интерьера станции «Площадь Свердлова». Трест МГЖД. 1927 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Из презентации Максима Шуйского
zooming
Проект наземного павильона станции «Площадь Свердлова». Трест МГЖД. 1927 год. Гражданский инженер А.К.Болдырев, архитектор В.Д.Владимиров. Из презентации Максима Шуйского

Работа началась сначала. И если техническая часть преимущественно заимствовалась из опыта метростроения Берлина, Парижа и Нью-Йорка, то архитектура Московского метрополитена не должна была походить ни на одну станцию мира. Неудивительно, что к проектированию станций была привлечена вся архитектурная элита. В поисках лучших решений проводились многочисленные конкурсы, из-за чего буквально по каждой станции существовало несколько кардинально разных предложений.

Первой начали строить Сокольническую линию – участок от станции «Сокольники» до «Парка культуры». «Библиотека имени Ленина», входившая в состав этой пусковой линии, стала одной из первых реализованных односводчатых станций неглубокого заложения. Интересно, что перед проектировщиками была поставлена задача создать под землей такое пространство, которое меньше всего напоминало бы подземное. Архитекторы с большим энтузиазмом восприняли эту идею, и каждый по своему пытался ей следовать. Так, для интерьера станции «Библиотека имени Ленина» был придуман вариант с фонарями и скамейками, приближающий пространство платформы к уличному. Еще дальше пошел архитектор К.И. Джус, предложивший не просто поставить вдоль платформы уличные фонари, но и покрасить потолок в черный цвет, добившись эффекта ночного неба. Правда, в результате решено было реализовать куда более спокойный проект А.И. Гонцкевича и С. Сулина с кессонированным потолком.
zooming
Интерьер станции «Библиотека имени Ленина». Архитектор К.И. Джус. Из презентации Максима Шуйского

На первой очереди строительства были реализованы четыре конструктивно одинаковые станции – «Парк Культуры», «Арбатская» и «Смоленская» Филевской линии, а также «Сокольники». Все они колонного типа с высоким потолком и по-разному решенными интерьерами. В проектировании наземного павильона станции «Сокольники» пытался участвовать и Константин Мельников. Надо сказать, что большинство проектов, предложенных конструктивистами для московского метро, реализованы не были. Так получилось, например, с предложением по «Павелецкой Площади» братьев Весниных, которые, даже выиграв конкурс на проектирование, построить станцию по своему проекту не смогли. С концепцией павильона Мельникова вышло еще хуже. Проект, хоть и скрывающий свое конструктивистское начало, был разгромлен, на автора обрушилось огромное количество критики, его обвиняли в формализме, и от дальнейшего участия в проектировании метро Мельников был отстранен навсегда.
zooming
Наземный павильон станции «Сокольники». Архитектор Константин Мельников. Из презентации Максима Шуйского

Главной задачей при проектировании наземных павильонов метрополитена стало их акцентирование в городской среде, чтобы горожане безошибочно узнавали станцию. Небольшие по размеру, они выполняли роль ориентиров, стилистически связывая Москву наземную с Москвой подземной. Архитектор Геннадий Мовчан воспринял эту идею весьма буквально. Для наземного павильона станции метро «Смоленская» он придумал сдержанный архитектурный объем, над которым возвышалась гигантская мачта. Такая вертикаль, размноженная по всему городу, по его мысли, могла бы стать узнаваемым и видимым издали символом метрополитена. Задумку автора современники не оценили. Осталось нереализованным и предложение Мовчана по интерьеру станции, для которой он придумал колонны, завершающиеся полупрозрачными фонарями. Такая светящаяся конструкция мгновенно избавляла пространство от давящей атмосферы подземелья, а тяжелый потолок визуально как будто лишался веса.
Наземный павильон станции «Смоленская». Архитектор Геннадий Мовчан. Из презентации Максима Шуйского
Интерьер станции «Смоленская». Архитектор Геннадий Мовчан. Из презентации Максима Шуйского

Целая серия нереализованных проектов связана с началом Великой Отечественной войны. Проекты, созданные до 1941 года, отличались большей пышностью и размахом. Но война внесла свои коррективы. Многие проектные предложения пришлось кардинально перерабатывать, другие – и вовсе остались нереализованными. Один из таких примеров – проект центрального зала и наземного вестибюля станции «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии. Официально станция была открыта в разгар войны, в 1943 году. А первоначальный проект разрабатывался еще в 1938-м архитекторами И.Г. Тарановым и Н.А. Быковой. Они проектировали наземный павильон встроенным в здание, которое должно было стать частью широкого проспекта. Строительство последнего предусматривалось согласно генплану 1935 года. Однако в итоге ни проспект, ни здание построены не были, а павильон превратился в отдельную постройку.
Наземный павильон станции «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии. Архитекторы И.Г. Таранов и Н.А. Быкова. Из презентации Максима Шуйского
Наземный вестибюль станции «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии. Архитекторы И.Г. Таранов и Н.А. Быкова. Из презентации Максима Шуйского

Множество нереализованных проектов связано со станцией «Партизанская», относящейся к третьей очереди строительства метро. Сейчас это довольно скромное пространство со сдержанным интерьером и лаконичным наземным павильоном. До войны оно виделось совсем по-другому. В 1937 году Дмитрий Чечулин изображал наземный объем станции в виде помпезного греческого сооружения с колоннами, барельефами и скульптурами. Архитектор Б.С. Виленский придумал чуть более простой, «граненый» павильон, но сложное внутреннее пространство, наполненное тонкими и длинными колоннами. Поставленные по четыре, они формировали надежную конструкцию, удерживающую потолок. С самого начала станция задумывалась как трехпутная. Дополнительный путь решили строить из-за близкого расположения спортивного стадиона, предполагающего высокие пассажиропотоки. Три пути обыгрывались в проектах архитекторов по-разному. К примеру, В.М. Таушканов сделал ассиметричную композицию, отделив третий путь колоннадой и установив напротив одинокую скульптуру.
Интерьер станции метро «Партизанская». Архитектор Б.С. Виленский. Из презентации Максима Шуйского
Проект станции «Партизанская». Архитектор В. М. Таушканов. Из презентации Максима Шуйского
Проект станции «Партизанская». Архитектор В. М. Таушканов. Из презентации Максима Шуйского

Разумеется, этим список нереализованных проектов станций Московского метрополитена не ограничивается. В лекции Максима Шуйского представлены только наиболее заметно отличающиеся от реализованных варианты. На ближайший месяц запланировано еще две лекции из цикла «Подземная Москва». Одна из них, посвященная теме «Исторические подземелья», состоится уже 28 марта в КЦ «ЗиЛ». Завершит цикл лекция «10 мифов подземной Москвы», которая пройдет там же 11 апреля.

Запись лекции можно посмотреть на канале Architime.
 

23 Марта 2016

Подземный памятник архитектуры
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Пресса: 23 мая стартует голосование по станции метро «Ржевская»
Напомним, о начале конкурса на архитектурный облик станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» Второго кольца метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил 15 ноября 2016 года. В оргкомитет поступило 56 заявок из России, Великобритании, Латвии, Италии, Армении, Аргентины, Португалии, Венгрии и Германии. Каждая из них содержала визуализацию ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций и портфолио команды.
Подземный памятник архитектуры
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Равный полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.