Вестибюли московского метро советского модернизма

Вестибюли станций московского метрополитена 1950-х – 1970-х годов в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Дениса Ромодина.

mainImg
Денис Ромодин, историк архитектуры:

«Вестибюли московского метро конца 1950 – конца 1970-х годов почему-то часто оказываются вне поля зрения исследователей архитектуры наземных сооружений метрополитена, хотя некоторые из этих вестибюлей – весьма любопытные объекты. Если в середине 1930-х годов в архитектуре московских наземных вестибюлей преобладали интересные и разнообразные формы – от авангардистского портала «Красных ворот» до упрощенной неоклассики «Парк Культуры», то послевоенная архитектура была выдержана в русле монументальной, тяжеловесной эклектики – в отличие от более изящных вестибюлей ленинградского метро середины 1950-х годов. Правда, московские вестибюли имели акцент лишь на главный фасад, т.к. в большинстве случаев должны были быть встроены в более крупные здания. Борьба с архитектурными излишествами в 1955 привела к тому, что все эти сооружения превратились в постройки павильонного типа, но сохранили свою монументальную композицию и некоторые мотивы упрощенной неоклассики. Такие примеры можно видеть у станций метро «Университет», «Спортивная», «Рижская», «Щербаковская» (ныне – «Алексеевская») и «ВДНХ». В тот момент стало понятно, что архитектура этих сооружений должна быть иной – более экономичной и при этом более современной.

Смена архитектурной концепции ярко проявилась в вестибюлях станций метро первой очереди Филевской линии – «Студенческая», «Кутузовская» и «Фили», построенных в 1958–1959. Архитектура вестибюлей уже не развивала монументальные формы 1-й половины 1950-х годов. Проект, разработанный архитекторами Ю .Зенкевичем и Р. Погребным, включал как сборные готовые элементы – железобетонные изделия, металлические балки и шифер – так и монолитный железобетон с панорамным легким остеклением в алюминиевых рамах. Облик этих сооружений частично наследовал советскому авангарду 1920–1930-х годов и европейскому межвоенному функционализму. Интерьеры вестибюлей довольно просты, но изящны – метлахская плитка с узором, кафельная облицовка стен лестниц и весьма элегантная криволинейная отделка стен кассовых залов белым слоистым пластиком с сочетанием розовых или голубых полосок, заключенных в алюминиевый профиль. При этом использовалось мягкое скрытое освещение, которое в вечернее время эффектно подсвечивало весь вестибюль. Интересным было и решение козырьков над дверьми, которые служили осветительными конструкциями для площадки перед входом. Совсем иное, утилитарное решение было выбрано при проектировании второй очереди Филевской линии от станции метро «Багратионовская» до станции «Кунцевская» (архитекторы Ю. Зенкевич и Р. Погребной), а также на станции «Измайловская» (архитекторы И. Таранов и Н. Быкова).

Ярким исключением в весьма скромную «хрущевскую» эпоху московского метро начала 1960-х стали вестибюли станций метро «Октябрьская» и «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии. Станция «Октябрьская», открытая в 1962, была запроектирована еще в начале 1950-х годов. Проект станции был существенно переработан архитекторами А. Стрелковым и Ю. Вдовиным в конце 1950-х. Тогда же пришлось и разработать проект стоящего отдельно вестибюля, т.к. будущую Октябрьскую площадь планировалось полностью реконструировать в духе новой архитектуры с крупномасштабными модернистскими постройками и новопостроенным кинотеатром, рядом с которым и должен был располагаться белоснежный вестибюль станции метро. Авторы мастерски совместили легкий изогнутый козырек, который оказывается внутри вестибюля куполом с точечными встроенными светильниками – с прямоугольными коробчатыми бетонными блоками, в которых скрыли остекление служебных помещений и камеры вентиляции.

Эти же блоки та же группа архитекторов использовала и для вестибюля станции метро «Ленинский проспект», разместив их над широким выносным козырьком со встроенными светильниками в вогнутых полусферах. Простое и изящное решение было эффектным для своего времени, но не нашло дальнейшего применения в архитектуре вестибюлей начала 1960-х. К тому моменту появились очень простые типовые вестибюли из сборных элементов для станций метро мелкого заложения, а многие станции и вовсе имели выходы, встроенные в галереи подземных переходов.

Лишь в начале 1970-х годов при строительстве второй очереди Таганско-Краснопресненской линии появляются три новых вестибюля – «Кузнецкий мост», «Баррикадная» и «Улица 1905 года». Открытый в 1972 вестибюль «Баррикадной» (проект архитекторов А. Стрелкова и В. Поликарповой) выделятся своими брутальными формами, вписанными в склон. Каменная облицовка с барельефом плавно переходит в подпорные стены, а сам вестибюль должен был стать своеобразным каменным гротом в большом сквере, который так и не был реализован до конца.

Совсем иначе был решен построенный в 1972 по проекту архитектора Р. Погребного вестибюль станции «Улица 1905 года». Ему отвели роль доминанты на новой обширной пешеходной площади. Автор вернулся к идее вестибюлей-ротонд 1950-х годов, переосмыслив архитектуру в духе нового времени: широкое остекление эскалаторного зала накрыто массивной граненой «шайбой».

Аналогичное решение применили в 1978 архитекторы Н. Демчинский и Ю. Колесникова, спроектировавшие наземный вестибюль станции «Ботанический сад», который, по замыслу архитекторов, должен был выходить в обширный парк. Именно с этой целью сделали легкое остекление ротонды, призванное обеспечивать визуальную связь с природой, а внутри вестибюля был спроектирован зимний сад.

Совсем иначе решен вестибюль 1978 года постройки для станции метро «Медведково», спроектированный архитектором Н. Алешиной в виде шестиколонного портика с мощным антаблементом. Такое решение было очень близко к ленинградским вестибюлями метро того же времени, которые отличают монументальность и просторность.

В этом духе была решена и архитектура вестибюля станции метро «Шаболовская», выстроенного в 1980 по проекту архитектора Н. Демчинского. Станция была заложена и построена еще в 1962, но из-за сложных геологических условий реализация была приостановлена. Первоначальный вестибюль планировался архитекторами А. Стрелковым и Ю. Вдовиным и напоминал по стилистике вестибюли станций «Ленинский проспект» и «Октябрьская», но в конце 1970-х годов проект оформления станции и архитектурная концепция наземного вестибюля были коренным образом переработаны в сторону монументальности. Согласно новому замыслу, массивное сооружение стало архитектурной доминантой площади перед улицей Шаболовка. В первом проекте присутствовали зенитные фонари в кровле, которые в итоге заменили на полусферы с искусственным освещением.»



«Студенческая»
Архитекторы: Ю.П. Зенкевич, Р.И. Погребной
Инженер-конструктор: М.В. Головинова
1958
 
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков





«Багратионовская»
Архитекторы: Р.И. Погребной, В.А. Черемин
Инженер-конструктор: Л.В. Сачкова
1961
 
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков





«Октябрьская – радиальная»
Архитекторы вестибюля: А.Ф. Стрелков, Н.А. Алешина, Ю.В. Вдовин
Инженеры-конструкторы: Ю.З. Муромцев, Л.В. Сачкова
1962
 
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков





«Ленинский проспект»
Архитекторы: А.Ф. Стрелков, Н.А. Алешина, Ю.В. Вдовин, В.Г. Поликарпов, А.А. Марова
Инженеры-конструкторы: М.В. Головинова, В.А. Шмерлинг
1962
 
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков





«Баррикадная»
Архитекторы вестибюля: А.Ф.Стрелков, В.Г.Поликарпова
Инженер-конструктор: Е.С.Барский
1972
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков





«Улица 1905 года»
Архитектор: Р.И. Погребной
Инженер-конструктор: Г.М. Суворов
1972
 
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков





«Ботанический сад»
Архитекторы вестибюля: Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Л.В. Сачкова, Т.Б. Процерова
1978
 
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков





«Медведково»
Архитекторы: Н.А. Алешина, Н.К. Самойлова, В.С. Волович
Инженеры-конструкторы: Т.A. Жарова, О.А. Сергеев, В. Алтунин.
1978
 
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков





«Шаболовская»
Архитекторы вестибюля: Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Э. Чернякова, Е. Кобзева
1980
«Шаболовская» © Денис Есаков
«Шаболовская» © Денис Есаков

10 Марта 2016

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».