Вестибюли московского метро советского модернизма

Вестибюли станций московского метрополитена 1950-х – 1970-х годов в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Дениса Ромодина.

mainImg
Денис Ромодин, историк архитектуры:

«Вестибюли московского метро конца 1950 – конца 1970-х годов почему-то часто оказываются вне поля зрения исследователей архитектуры наземных сооружений метрополитена, хотя некоторые из этих вестибюлей – весьма любопытные объекты. Если в середине 1930-х годов в архитектуре московских наземных вестибюлей преобладали интересные и разнообразные формы – от авангардистского портала «Красных ворот» до упрощенной неоклассики «Парк Культуры», то послевоенная архитектура была выдержана в русле монументальной, тяжеловесной эклектики – в отличие от более изящных вестибюлей ленинградского метро середины 1950-х годов. Правда, московские вестибюли имели акцент лишь на главный фасад, т.к. в большинстве случаев должны были быть встроены в более крупные здания. Борьба с архитектурными излишествами в 1955 привела к тому, что все эти сооружения превратились в постройки павильонного типа, но сохранили свою монументальную композицию и некоторые мотивы упрощенной неоклассики. Такие примеры можно видеть у станций метро «Университет», «Спортивная», «Рижская», «Щербаковская» (ныне – «Алексеевская») и «ВДНХ». В тот момент стало понятно, что архитектура этих сооружений должна быть иной – более экономичной и при этом более современной.

Смена архитектурной концепции ярко проявилась в вестибюлях станций метро первой очереди Филевской линии – «Студенческая», «Кутузовская» и «Фили», построенных в 1958–1959. Архитектура вестибюлей уже не развивала монументальные формы 1-й половины 1950-х годов. Проект, разработанный архитекторами Ю .Зенкевичем и Р. Погребным, включал как сборные готовые элементы – железобетонные изделия, металлические балки и шифер – так и монолитный железобетон с панорамным легким остеклением в алюминиевых рамах. Облик этих сооружений частично наследовал советскому авангарду 1920–1930-х годов и европейскому межвоенному функционализму. Интерьеры вестибюлей довольно просты, но изящны – метлахская плитка с узором, кафельная облицовка стен лестниц и весьма элегантная криволинейная отделка стен кассовых залов белым слоистым пластиком с сочетанием розовых или голубых полосок, заключенных в алюминиевый профиль. При этом использовалось мягкое скрытое освещение, которое в вечернее время эффектно подсвечивало весь вестибюль. Интересным было и решение козырьков над дверьми, которые служили осветительными конструкциями для площадки перед входом. Совсем иное, утилитарное решение было выбрано при проектировании второй очереди Филевской линии от станции метро «Багратионовская» до станции «Кунцевская» (архитекторы Ю. Зенкевич и Р. Погребной), а также на станции «Измайловская» (архитекторы И. Таранов и Н. Быкова).

Ярким исключением в весьма скромную «хрущевскую» эпоху московского метро начала 1960-х стали вестибюли станций метро «Октябрьская» и «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии. Станция «Октябрьская», открытая в 1962, была запроектирована еще в начале 1950-х годов. Проект станции был существенно переработан архитекторами А. Стрелковым и Ю. Вдовиным в конце 1950-х. Тогда же пришлось и разработать проект стоящего отдельно вестибюля, т.к. будущую Октябрьскую площадь планировалось полностью реконструировать в духе новой архитектуры с крупномасштабными модернистскими постройками и новопостроенным кинотеатром, рядом с которым и должен был располагаться белоснежный вестибюль станции метро. Авторы мастерски совместили легкий изогнутый козырек, который оказывается внутри вестибюля куполом с точечными встроенными светильниками – с прямоугольными коробчатыми бетонными блоками, в которых скрыли остекление служебных помещений и камеры вентиляции.

Эти же блоки та же группа архитекторов использовала и для вестибюля станции метро «Ленинский проспект», разместив их над широким выносным козырьком со встроенными светильниками в вогнутых полусферах. Простое и изящное решение было эффектным для своего времени, но не нашло дальнейшего применения в архитектуре вестибюлей начала 1960-х. К тому моменту появились очень простые типовые вестибюли из сборных элементов для станций метро мелкого заложения, а многие станции и вовсе имели выходы, встроенные в галереи подземных переходов.

Лишь в начале 1970-х годов при строительстве второй очереди Таганско-Краснопресненской линии появляются три новых вестибюля – «Кузнецкий мост», «Баррикадная» и «Улица 1905 года». Открытый в 1972 вестибюль «Баррикадной» (проект архитекторов А. Стрелкова и В. Поликарповой) выделятся своими брутальными формами, вписанными в склон. Каменная облицовка с барельефом плавно переходит в подпорные стены, а сам вестибюль должен был стать своеобразным каменным гротом в большом сквере, который так и не был реализован до конца.

Совсем иначе был решен построенный в 1972 по проекту архитектора Р. Погребного вестибюль станции «Улица 1905 года». Ему отвели роль доминанты на новой обширной пешеходной площади. Автор вернулся к идее вестибюлей-ротонд 1950-х годов, переосмыслив архитектуру в духе нового времени: широкое остекление эскалаторного зала накрыто массивной граненой «шайбой».

Аналогичное решение применили в 1978 архитекторы Н. Демчинский и Ю. Колесникова, спроектировавшие наземный вестибюль станции «Ботанический сад», который, по замыслу архитекторов, должен был выходить в обширный парк. Именно с этой целью сделали легкое остекление ротонды, призванное обеспечивать визуальную связь с природой, а внутри вестибюля был спроектирован зимний сад.

Совсем иначе решен вестибюль 1978 года постройки для станции метро «Медведково», спроектированный архитектором Н. Алешиной в виде шестиколонного портика с мощным антаблементом. Такое решение было очень близко к ленинградским вестибюлями метро того же времени, которые отличают монументальность и просторность.

В этом духе была решена и архитектура вестибюля станции метро «Шаболовская», выстроенного в 1980 по проекту архитектора Н. Демчинского. Станция была заложена и построена еще в 1962, но из-за сложных геологических условий реализация была приостановлена. Первоначальный вестибюль планировался архитекторами А. Стрелковым и Ю. Вдовиным и напоминал по стилистике вестибюли станций «Ленинский проспект» и «Октябрьская», но в конце 1970-х годов проект оформления станции и архитектурная концепция наземного вестибюля были коренным образом переработаны в сторону монументальности. Согласно новому замыслу, массивное сооружение стало архитектурной доминантой площади перед улицей Шаболовка. В первом проекте присутствовали зенитные фонари в кровле, которые в итоге заменили на полусферы с искусственным освещением.»



«Студенческая»
Архитекторы: Ю.П. Зенкевич, Р.И. Погребной
Инженер-конструктор: М.В. Головинова
1958
 
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков





«Багратионовская»
Архитекторы: Р.И. Погребной, В.А. Черемин
Инженер-конструктор: Л.В. Сачкова
1961
 
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков





«Октябрьская – радиальная»
Архитекторы вестибюля: А.Ф. Стрелков, Н.А. Алешина, Ю.В. Вдовин
Инженеры-конструкторы: Ю.З. Муромцев, Л.В. Сачкова
1962
 
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков





«Ленинский проспект»
Архитекторы: А.Ф. Стрелков, Н.А. Алешина, Ю.В. Вдовин, В.Г. Поликарпов, А.А. Марова
Инженеры-конструкторы: М.В. Головинова, В.А. Шмерлинг
1962
 
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков





«Баррикадная»
Архитекторы вестибюля: А.Ф.Стрелков, В.Г.Поликарпова
Инженер-конструктор: Е.С.Барский
1972
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков





«Улица 1905 года»
Архитектор: Р.И. Погребной
Инженер-конструктор: Г.М. Суворов
1972
 
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков





«Ботанический сад»
Архитекторы вестибюля: Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Л.В. Сачкова, Т.Б. Процерова
1978
 
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков





«Медведково»
Архитекторы: Н.А. Алешина, Н.К. Самойлова, В.С. Волович
Инженеры-конструкторы: Т.A. Жарова, О.А. Сергеев, В. Алтунин.
1978
 
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков





«Шаболовская»
Архитекторы вестибюля: Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Э. Чернякова, Е. Кобзева
1980
«Шаболовская» © Денис Есаков
«Шаболовская» © Денис Есаков

10 Марта 2016

«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).