Зачем быть президентом? В преддверии XVI отчетно-выборной конференции СМА

Завтра на конференции союза московских архитекторов состоятся перевыборы президента СМА. Не исключено, что прежний Союз московских архитекторов уходит в прошлое. Вероятно, выборы – это возможность повлиять на его последующее развитие. На состоявшемся в прошлый вторник в ЦДА круглом столе четыре кандидата озвучили основные тезисы своих предвыборных программ, а пятый взял самоотвод

mainImg

Итак, завтра выборы президента Союза московских архитекторов. «Разве это имеет какое-то значение?» - спросят не-архитекторы и многие архитекторы к ним присоединятся. За последние десятилетия союз подрастерял былой авторитет и значимость, как в глазах власти, так и в глазах профессионального цеха. Ореол былого величия и привлекательность многочисленных легенд и анекдотов о союзных делах продолжает греть сердца его верных членов и привлекать новых. Но на вопрос, в чем сейчас состоит роль союза, в чем его миссия, ответить не смогут ни те, ни другие. В этой ситуации роль президента союза при всем пафосе должности представлялась малопривлекательной. Много рутинных административно-представительских обязанностей, бюрократические дебри и «головная боль» из-за постоянных угроз лишиться имущества союза. Кому из активно-практикующих архитекторов нужна такая общественная нагрузка? Никому, потому и список кандидатов на этот почетный пост, как правило, раньше ограничивался парой фамилий.

В этом году произошло нечто невиданное – в списке кандидатов, оглашенном контрольно-ревизионной комиссией за две недели до выборов значилось пять имен: Павел Андреев, Сергей Киселев, Виктор Логвинов, Евгений Ольшанский, Андрей Таранов. Понять причины такого столпотворения на подступах к «трону» Союза московских архитекторов не легко. Допустим, Виктор Логвинов – ныне действующий президент, за два предыдущих срока (а это без малого 8 лет) не успел сделать что-то настолько важное, что решил сохранить за собой привычные полномочия. Сходная мотивация возможна у вице-президента союза – Андрея Таранова, в последнее время все активнее участвующего в руководстве союзом. Но что могло сподвигнуть таких успешных архитекторов и руководителей больших проектных коллективов, как Павел Андреев и Сергей Киселев, искать дополнительных (и весьма обременительных) обязанностей оставалось только гадать. Как впрочем, и о резонах, толкнувших к общественной деятельности бессменного с 1985 года Генерального директора Центрального Дома архитектора Евгения Ольшанского.

Наверное, все заинтересовавшиеся этим парадоксом так и остались бы в неведении вплоть до конференции (а возможно и дольше), если бы не инициатива одного из кандидатов – Павла Андреева. Он посчитал, что демократические принципы требуют представить электорату тех, за или против кого этот электорат должен будет голосовать.

Достаточно странно, что такая мысль не пришла в голову сотрудникам аппарата СМА. Не исключено, что это объясняется их крайней загруженностью подготовкой к конференции, так же помешавшей им разослать приглашение на организованную Андреевым и дирекцией ЦДА встречу представителям прессы. В результате на первой в истории Союза московских архитекторов встрече кандидатов в его президенты и их избирателей присутствовало человек 30, большая часть из которых относилась к предвыборным штабам главных героев вечера. Просто интересующихся и интересующихся профессионально (т.е. представителей прессы) было совсем немного, потому мы постараемся послужить рупором для кандидатов, дабы этот знаменательный момент не пропал даром и все неравнодушные смогли составить собственное мнение о мотивациях и программах кандидатов.

Но прежде чем предоставить слово кандидатам, необходимо поподробнее остановиться на двух существенных моментах, способных прояснить содержание выступлений. Это грядущий переход союза в статус саморегулируемой организации и предстоящие этой осенью выборы президента союза архитекторов России. Без этой информации весь смысл предвыборной полемики рискует затеряться между строк программных тезисов.

Начнем с последнего. Сразу после окончания фестиваля «Зодчество-2008» в Москве пройдет очередной VII съезд союза архитекторов России. Официальной информации о месте его проведения и о повестке заседаний пока нет, но известно, что основным вопросом, помимо пресловутого закона о СРО (саморегулируемой организации), будут выборы нового президента САР. Большой союз и московский союз находятся в одинаковой ситуации – после долгого периода существования под началом одних и тех же руководителей, им предстоит сделать выбор, с далеко идущими последствиями. И если в Москве все как-то проще, то на всероссийском уровне не исключены столкновения региональных интересов и активная борьба за сферы влияния. Так что весенняя сумятица в московском отделении Союза может рассматриваться как прелюдия к грядущим осенним баталиям. Тем более что небольшой временной промежуток между событиями дает возможность провести реформы в двух ключевых организациях практически одновременно.

По неофициальным данным, такая «революцию» планируется и один из кандидатов на пост главы СМА – Павел Андреев является единомышленником основного претендента в президенты российского союза – Алексея Воронцова и вероятным соратником в деле обновления Союза.

Необходимость проведения реформ стала особенно актуальна в связи с принятием Государственной думой РФ федерального закона «О саморегулируемых организациях» N 315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. Этот документ отнюдь не отражает все проблемы и нужды существующих общественных организаций, особенно таких специфических, каким является союз архитекторов России, объединяющий профессионалов из очень многих областей: архитекторов-проектировщиков, ландшафтных дизайнеров и дизайнеров интерьеров, преподавателей, теоретиков, руководителей проектных организаций (коммерческих и бюджетных) и пенсионеров. К принятому закону есть множество претензий, кроме того, не ясна технология перехода к новой форме существования, более того, непонятны цели и задачи будущей организации. Как и что она будет делать, чьи интересы защищать, каким образом она сможет встроиться в существующие реалии архитектурно-строительной практики и адаптироваться к новым условиям после вступления России в ВТО? Все эти вопросы неизбежно встанут перед новыми руководителями головного и регионального подразделения союза, от продуманности и согласованности их действий будет зависеть будущее организации, просуществовавшей почти 80 лет, если брать за точку отсчета 1932 год - дату создания Союза советских архитекторов.

Эта задача несоразмерно сложнее всех тех, что пришлось решать руководителям Союза в течение последних десятилетий. Глобальные кризисные процессы в стране и в отрасли заставили их сосредоточиться на поддержании организации в более или менее стабильном положении. Нынешняя ситуация требует сверх-усилий, чтобы перевести состояние стагнации в эволюционный процесс. Готовы ли кандидаты к таким усилиям, видят ли они цель и способы приложения этих усилий, мы узнаем только во время конференции.

Не все оказались готовы изложить свои программы во время «круглого стола», но даже в кратких конспектах их программных речей, как нам кажется, отражены мотивы и основные «зоны внимания» кандидатов. Мы будем давать цитаты из выступлений участников встречи в том же порядке, как они следовали на «круглом столе».

Павел Андреев. Руководитель Мастерской №14 Моспректа-2 им. М. В. Посохина. Вице-президент Союза архитекторов России. 54 года.
«Мы за последнее время были свидетелями двух выборных процессов, в обоих из которых избрание президента стало некой итоговой, кульминационной точкой. Наши выборы – наоборот, начало процесса, начало перемен, достаточно важных для внутренней и внешней политики Союза. На протяжении последних четырех лет я выполнял обязанности вице-президента Союза архитекторов России, где познакомился с Союзной проблематикой и сформировал свое видение нашей общественной деятельности.

Со мной её разделяет та небольшая команда, которую собрал в президиуме союза архитекторов России Алексей Воронцов. Это люди, с которыми я учился приблизительно в одно время, с которыми я дружу и с которыми меня объединяет сходный образ жизни, сформировавший нас как активных членов общества, которые имеют опыт и силы для реализации задуманного. Самое главное в нашей программе: союз архитекторов был и остается организацией, объединяющей всех архитекторов России, а реформирование союза архитекторов в саморегулируемую организацию – это долгий путь к юридической форме, которая позволит нам адекватно ответить на меняющуюся ситуацию в стране. Как это сделать?

Нам всем это предстоит понять. Впереди консультации с юристами, также неоднозначно оценивающих принятый закон и консультации, я не хочу ничего здесь замалчивать, с авторитетными и властными структурами, чтобы понять, насколько они готовы сотрудничать с нами в претворении наших решений в жизнь. Реформирование пройдет не только за счет активно работающей части союза, составляющей примерно треть его членов. Это, как говорили в пору нашей молодости – передовой отряд нашего цеха и именно они зарабатывают так необходимые всем деньги.

Остальные же: студенты, недавние выпускники и, конечно, люди, в силу возраста уже отошедшие от практики, способные и желающие послужить общему делу, не могут быть исключены из процесса обновления. Мы должны выстроить систему, способную регулировать деятельность всех членов союза и реализовывать их потенциал. Это поможет установить правила игры, которые сделают этот союз действительно необходимым всем входящим в него группам, объединенным по принципу отраслевых интересов.

Это должен быть единый союз, который может расширить свои рамки за счет регистрации абсолютно всех дипломированных архитекторов и, в качестве основных функций, обеспечивать соблюдение профессиональных интересов своих членов и осуществлять контроль качества услуг (например, при помощи аттестации), предоставляемых потребителям, главным из которых является общество и государство. Мы не только переживаем процессы внутреннего роста, но и трудности вхождения в глобальную систему экономических взаимоотношений. Существуют международные стандарты, есть большое число наших коллег из других стран, с которыми мы так или иначе будем взаимодействовать.

Поэтому проблема защиты рынка, что бы мы с вами, наши дети и молодые коллеги не остались без работы и не послужили только «local architects», должна стать одной из приоритетных. Свою работу нужно защищать. Еще раз повторяю, что, на мой взгляд, у конференции будет сегодня не столько выбор конкретного кандидата, сколько выбор пути.»

Сергей Киселев
Генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры». 54 года.

«Это будет не программа, а, если хотите, честная исповедь.
Надо сказать, что в детстве и юности я был совершенно асоциальным типом. Но из-за нерастраченного потенциала по общественной работе, я занялся молодежными проблемами, сначала в ГИПРОНИИ, а потом в Комиссии по работе с молодыми архитекторами при Союзе московских архитекторов. Со временем я стал членом Президиума СМА, а потом и Вице-президентом.

На долгое время «тусовка» в московском Союзе стала для меня привычным занятием. Но когда Дмитрий Лукаев перед своей смертью, совершенно неожиданно для меня, попросил меня взять Союз, я был ошарашен. Я совершенно не соразмерял себя и Союз и не смог воспринять эту просьбу всерьез. Только, когда сам Виктор Николаевич Логвинов, которого я считал наиболее достойным этой должности, сам попросил меня выдвинуть мою кандидатуру, я сломался. До сих пор помню ужас трех дней прожитых с мыслью о том, что я возглавлю эту организацию. В результате я успел «самокатапультироваться».
Виктор Николаевич взял бразды в свои руки, а я стал вице-президентом и каждый четверг ходил на заседания. Эти заседания остались в моей памяти как время, как бы сказать, не обидев никого, недостаточно плодотворно проведенное. Перспектива провести так еще 4 года заставила нас с Евгением Викторовичем Ассом на ближайшем же пленуме правления СМА попросить вывести нас из членов Президиума. И позиция «убежденного отказника» закрепилась за мной твердо.

В результате, к сегодняшнему моменту у меня выработалось достаточно несерьезное отношение к Союзу архитекторов. Я многое перестал понимать и, прежде всего, свою роль в Союзе. Зачем я Союзу, более или менее понятно, а вот зачем мне Союз? Я не хочу сказать, что я перерос и смотрю на эту организацию сверху вниз, а не снизу вверх, как я смотрел 8 лет назад. Дело не в этом. Я и так разрываюсь, делая плохо, то, что я делаю на работе. Просто не успеваю. А тут еще Союз. Ну, зачем еще одно дело делать плохо? В ответ я часто слышу такие реплики: «Тебе Союз помог в свое время. Работая с молодежью, ты рос за счет Союза. Эти поездки в Америку с Платоновым. Без Союза, ты бы туда не поехал. И как бы тогда сложилась твоя карьера? Надо возвращать долги».
И в какой-то солнечный день я подумал, что может встряхнуть жизнь? Мне уже 54. Вроде бы все есть: есть мастерская, есть работа, даже вилла. Ничего не надо. Может настало время «вернуть долги»?

К этому моменту начались разговоры о том, что моя кандидатура, не относящаяся ни к одной из двух групп, всех бы устроила, обеспечив целостность Союза, так важную для нас. Ведь нас так мало, а задач много. Кто будет их решать?

Когда команда Воронцова  изъявила желание работать, это было такое облегчение для меня. Нашлись люди, которые согласились взять на себя эту неподъемную ношу, браться за которую, мне совершенно не стоит. Сейчас, мне гораздо важнее сосредоточиться на творческой работе.

Считайте, что это публичный самоотвод. Я не буду баллотироваться, хотя, признаюсь, в какой-то момент почувствовал, что мог бы. Если я буду нужен, я готов вернуть «свои долги».

Виктор Логвинов.
Президент Союза московских архитекторов. 59 лет.

«Я полностью согласен со словами Павла Андреева о необходимости преемственности Союза. Я вспоминаю тезис, высказанный Дмитрием Лукаевым, который стал для меня руководящим на посту президента союза московских архитекторов: «союз должен быть нужным для всех». Я считаю, что мы не на йоту не отступили от этого принципа.
Это можно сказать и про ветеранов, которым мы оказываем, и будем оказывать помощь. И о молодежи, которая сейчас просто валом валит в союз. Молодежные акции проводятся в огромном количестве: акции, фестивали «Города», конкурсы, вечера; и все они создаются вокруг союза.

Если вспомнить, 8 лет назад союз был в гораздо более тяжелом состоянии. И финансово и организационно. А сейчас союз стабилен, благополучен и достаточно авторитетен.
Все это результат не слов, а конкретных дел, которыми еженедельно занималось Правление. Решали проблемы, скучно, неинтересно, со спорами.

Быть президентом союза – это неблагодарный труд. Каждый день приходить сюда и разбирать жалобы, помогать тем, кто просит помощи, изыскивать резервы, решать хозяйственные вопросы, я бы, честно говоря, не пожелал бы никому. В союзе нет власти, нет денег. И мне несколько непонятно неимоверное стремление моих коллег занять это место. Если бы была возможность, то я бы давным-давно избавился от этой ноши. И передал бы тому же Сергею Киселеву или еще нескольким порядочным людям, которым я мог бы доверить этот пост для сохранения преемственности.

Меня очень пугает безоглядное стремление вступить в саморегулирование, нарушить ту хрупкую стабильность, которая сложилась в Союзе, нарушить хрупкий баланс сил и человеческих отношений, нарушить даже экономическую систему обеспечения союза. Это очень опасно. Сейчас союз живет на 70-80% за счет своей хозяйственной деятельности, которая в саморегулируемой организации должна быть ликвидирована. Кроме того, мы большие надежды возлагаем в плане социальной помощи ветеранам и молодежи на те организации, которые учредил Союз и которые при саморегулировании также нужно будет исключить из Союза.

Именно поэтому, я решил снова баллотироваться. Я не могу сейчас сдать Союз, пока не буду спокоен. Пусть это будет через год или два. Но сейчас подвергнуть Союз действительной угрозе, связанной с переходом на саморегулирование, я не могу.
Я чувствую со стороны моих оппонентов непонимание опасностей, заложенных, как  мина замедленного действия в Законе о саморегулируемых организациях.

Создание СРО из юридических лиц – это вещь абсолютно решенная. Для того, что бы убедиться в этом, нужно прочитать принятый ГосДумой в первом чтении Закон об изменениях в градкодекс, в котором говориться об обязательности для всех юрлиц, занимающихся архитектурно-строительным проектированием, быть членом одной из саморегулируемых организаций. Как бы мы не возмущались этим, как бы мы не говорили, что это приведет к разделению Союза на две части, это все равно остается свершившимся фактом. Возможны лишь небольшие корректировки в части создания саморегулируемых организация из физических лиц или введения квалификационных аттестаций. У нас есть только две возможности: либо мы отталкиваем от Союза саморегулируемые организации из юрлиц, которые образованы из наших же мастерских, либо мы возглавляем это движение и стараемся заинтересовать их, притянуть в Союз. И где же здесь какая-то раскольничья деятельность, в которой меня все время пытаются упрекнуть?»

Евгений Ольшанский
Директор Центрального Дома архитектора. 70 лет
«Мое выступление не будет связано с темой саморегулируемых организаций. Я занимаюсь Центральным Домом архитекторов и буду говорить о нем. Мы находимся здесь благодаря решению Правительства Москвы от 1999 года, которое дало нам возможность жить в этом здании до 2014 года. Что будет потом, я не знаю.

В раешении Правительства Москвы записано, что это здание передается нам в безвозмездное пользование (без арендной платы) с правом сдачи в субаренду и с правом использования этих средств на содержание здания (текущий и капитальный ремонт и т.п.), без согласования с Москомимуществом. Мы пользуемся чужой собственностью, мы её эксплуатируем и отвечаем перед собственником за её сохранность.

Пока нынешнее Московское Правительство на месте, нас никто не тронет. Если Лужков перестанет быть мэром – в худшем случае, нас просто выгонят, в лучшем - дадут возможность взять в аренду это помещение. Но в последнем случае, нам придется платить арендную плату и не маленькую. Давайте посчитаем. Общая площадь Дома составляет 6 600 кв.м. Если мы возьмем среднюю арендную плату по центру Москвы, например, 100 долларов за метр квадратный, то в месяц нам придется платить около 1, 5 млн. рублей. Мы сегодня не имеем таких сумм. Все деньги уходят на содержание Дома, а еще есть текущий и капитальный ремонт. За чей счет делаются они? За счет Союза? Нет. За последние 8 лет Дом получил от Москвы порядка 800 тысяч долларов на текущий ремонт. Кто давал такие деньги? Давали мои друзья: Главмосстрой, Главинжстрой и другие организации, которых сегодня уже нет.
Мое резюме довольно короткое: для того, что бы решить проблемы, которые возникнут через 6-7 лет, мы уже сейчас должны создать сильную команду, которая могла бы в будущем отстоять интересы Союза и его Дома.»

Андрей Таранов.
Вице-президент Союза московских архитекторов. 67 лет
«Я много времени не займу, потому что все, что было возможно сказать на эту тему, уже сказали предыдущие выступающие.

Постольку в течение последних 10 лет, я работаю в команде Виктора Николаевича Логвинова, я проповедую абсолютно ту же самую точку зрения, позицию в отношении Союза, о которой он сейчас говорил. Повторять, я думаю, смысла не имеет.

Единственное, что мне хотелось бы добавить, что в случае избрания меня Президентом Союза московских архитекторов, я  бы значительно больше уделил внимания проблемам взаимоотношений с Центральным Домом архитектора. Мне кажется, они вышли из-под контроля, в силу ряда обстоятельств и то, ущелье, которое постоянно разрастается между двумя самыми близкими соседями, это неправильно. Я считаю, что нужно приложить максимальные усилия к тому, что бы Дом вернулся в лоно Союза, как это было первоначально задумано, как это просто было. Потому что сделать из Дома архитекторов клуб с большими членскими взносами, как это предлагает Евгений Ольшанский, не есть решение проблемы. Таких клубов по Москве  пруд пруди. Что же будет тогда с остальными тысячами архитекторов, не способными заплатить большие членские взносы. Дом должен принадлежать не богатой элите, а всем. И мне кажется, что для того, что бы дом существовал таким, каким я его вижу, он должен вернуться в Союз.»

Эпилог
Мы сознательно не комментируем выступления кандидатов. Во-первых, потому, что не считаем себя вправе оказывать воздействие на потенциальных избирателей, а во-вторых, потому что, на наш взгляд, сами выступления достаточно красноречивы и прозрачны. Все что нужно, что бы оценить ситуацию, сложившуюся в Союзе московских архитекторов и около Союза, в них есть. Остальное решит завтрашний день, когда оставшиеся четыре кандидата выступят перед участниками XVI отчетно-выборной конференции СМА со своими развернутыми программами, на основании которых и пройдет голосование.

Надеемся, что столь драматичная завязка увенчается достойным финалом и уже завтра вечером мы сможем представить вашему вниманию очередного Президента Союза московских архитекторов.

Импровизированная встреча с избирателями кандидатов в Президенты Союза московских архитекторов. 8 апреля 2008 года. ЦДА. Фото предоставлено газетой «Строительство. Архитектура. Недвижимость»
Павел Андреев
Сергей Киселев (1954-2010)
Однокашники, коллеги и бывшие соперники по предвыборной борьбе. Сергей Киселев и Павел Андреев. Фото предоставлено газетой «Строительство. Архитектура. Недвижимость»
Виктор Николаевич Логвинов. Президент Союза московских архитекторов. Фото предоставлено газетой «Строительство. Архитектура. Недвижимость»
zooming
Евгений Александрович Ольшанский. Директор Центрального Дома Архитектора
zooming
Андрей Иванович Таранов. Вице-президент Союза московских архитекторов
Сергей Киселев, Павел Андреев, Андрей Таранов, Виктор Логвинов. Фото предоставлено газетой «Строительство. Архитектура. Недвижимость»

15 Апреля 2008

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.