Зачем быть президентом? В преддверии XVI отчетно-выборной конференции СМА

Завтра на конференции союза московских архитекторов состоятся перевыборы президента СМА. Не исключено, что прежний Союз московских архитекторов уходит в прошлое. Вероятно, выборы – это возможность повлиять на его последующее развитие. На состоявшемся в прошлый вторник в ЦДА круглом столе четыре кандидата озвучили основные тезисы своих предвыборных программ, а пятый взял самоотвод

mainImg

Итак, завтра выборы президента Союза московских архитекторов. «Разве это имеет какое-то значение?» - спросят не-архитекторы и многие архитекторы к ним присоединятся. За последние десятилетия союз подрастерял былой авторитет и значимость, как в глазах власти, так и в глазах профессионального цеха. Ореол былого величия и привлекательность многочисленных легенд и анекдотов о союзных делах продолжает греть сердца его верных членов и привлекать новых. Но на вопрос, в чем сейчас состоит роль союза, в чем его миссия, ответить не смогут ни те, ни другие. В этой ситуации роль президента союза при всем пафосе должности представлялась малопривлекательной. Много рутинных административно-представительских обязанностей, бюрократические дебри и «головная боль» из-за постоянных угроз лишиться имущества союза. Кому из активно-практикующих архитекторов нужна такая общественная нагрузка? Никому, потому и список кандидатов на этот почетный пост, как правило, раньше ограничивался парой фамилий.

В этом году произошло нечто невиданное – в списке кандидатов, оглашенном контрольно-ревизионной комиссией за две недели до выборов значилось пять имен: Павел Андреев, Сергей Киселев, Виктор Логвинов, Евгений Ольшанский, Андрей Таранов. Понять причины такого столпотворения на подступах к «трону» Союза московских архитекторов не легко. Допустим, Виктор Логвинов – ныне действующий президент, за два предыдущих срока (а это без малого 8 лет) не успел сделать что-то настолько важное, что решил сохранить за собой привычные полномочия. Сходная мотивация возможна у вице-президента союза – Андрея Таранова, в последнее время все активнее участвующего в руководстве союзом. Но что могло сподвигнуть таких успешных архитекторов и руководителей больших проектных коллективов, как Павел Андреев и Сергей Киселев, искать дополнительных (и весьма обременительных) обязанностей оставалось только гадать. Как впрочем, и о резонах, толкнувших к общественной деятельности бессменного с 1985 года Генерального директора Центрального Дома архитектора Евгения Ольшанского.

Наверное, все заинтересовавшиеся этим парадоксом так и остались бы в неведении вплоть до конференции (а возможно и дольше), если бы не инициатива одного из кандидатов – Павла Андреева. Он посчитал, что демократические принципы требуют представить электорату тех, за или против кого этот электорат должен будет голосовать.

Достаточно странно, что такая мысль не пришла в голову сотрудникам аппарата СМА. Не исключено, что это объясняется их крайней загруженностью подготовкой к конференции, так же помешавшей им разослать приглашение на организованную Андреевым и дирекцией ЦДА встречу представителям прессы. В результате на первой в истории Союза московских архитекторов встрече кандидатов в его президенты и их избирателей присутствовало человек 30, большая часть из которых относилась к предвыборным штабам главных героев вечера. Просто интересующихся и интересующихся профессионально (т.е. представителей прессы) было совсем немного, потому мы постараемся послужить рупором для кандидатов, дабы этот знаменательный момент не пропал даром и все неравнодушные смогли составить собственное мнение о мотивациях и программах кандидатов.

Но прежде чем предоставить слово кандидатам, необходимо поподробнее остановиться на двух существенных моментах, способных прояснить содержание выступлений. Это грядущий переход союза в статус саморегулируемой организации и предстоящие этой осенью выборы президента союза архитекторов России. Без этой информации весь смысл предвыборной полемики рискует затеряться между строк программных тезисов.

Начнем с последнего. Сразу после окончания фестиваля «Зодчество-2008» в Москве пройдет очередной VII съезд союза архитекторов России. Официальной информации о месте его проведения и о повестке заседаний пока нет, но известно, что основным вопросом, помимо пресловутого закона о СРО (саморегулируемой организации), будут выборы нового президента САР. Большой союз и московский союз находятся в одинаковой ситуации – после долгого периода существования под началом одних и тех же руководителей, им предстоит сделать выбор, с далеко идущими последствиями. И если в Москве все как-то проще, то на всероссийском уровне не исключены столкновения региональных интересов и активная борьба за сферы влияния. Так что весенняя сумятица в московском отделении Союза может рассматриваться как прелюдия к грядущим осенним баталиям. Тем более что небольшой временной промежуток между событиями дает возможность провести реформы в двух ключевых организациях практически одновременно.

По неофициальным данным, такая «революцию» планируется и один из кандидатов на пост главы СМА – Павел Андреев является единомышленником основного претендента в президенты российского союза – Алексея Воронцова и вероятным соратником в деле обновления Союза.

Необходимость проведения реформ стала особенно актуальна в связи с принятием Государственной думой РФ федерального закона «О саморегулируемых организациях» N 315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. Этот документ отнюдь не отражает все проблемы и нужды существующих общественных организаций, особенно таких специфических, каким является союз архитекторов России, объединяющий профессионалов из очень многих областей: архитекторов-проектировщиков, ландшафтных дизайнеров и дизайнеров интерьеров, преподавателей, теоретиков, руководителей проектных организаций (коммерческих и бюджетных) и пенсионеров. К принятому закону есть множество претензий, кроме того, не ясна технология перехода к новой форме существования, более того, непонятны цели и задачи будущей организации. Как и что она будет делать, чьи интересы защищать, каким образом она сможет встроиться в существующие реалии архитектурно-строительной практики и адаптироваться к новым условиям после вступления России в ВТО? Все эти вопросы неизбежно встанут перед новыми руководителями головного и регионального подразделения союза, от продуманности и согласованности их действий будет зависеть будущее организации, просуществовавшей почти 80 лет, если брать за точку отсчета 1932 год - дату создания Союза советских архитекторов.

Эта задача несоразмерно сложнее всех тех, что пришлось решать руководителям Союза в течение последних десятилетий. Глобальные кризисные процессы в стране и в отрасли заставили их сосредоточиться на поддержании организации в более или менее стабильном положении. Нынешняя ситуация требует сверх-усилий, чтобы перевести состояние стагнации в эволюционный процесс. Готовы ли кандидаты к таким усилиям, видят ли они цель и способы приложения этих усилий, мы узнаем только во время конференции.

Не все оказались готовы изложить свои программы во время «круглого стола», но даже в кратких конспектах их программных речей, как нам кажется, отражены мотивы и основные «зоны внимания» кандидатов. Мы будем давать цитаты из выступлений участников встречи в том же порядке, как они следовали на «круглом столе».

Павел Андреев. Руководитель Мастерской №14 Моспректа-2 им. М. В. Посохина. Вице-президент Союза архитекторов России. 54 года.
«Мы за последнее время были свидетелями двух выборных процессов, в обоих из которых избрание президента стало некой итоговой, кульминационной точкой. Наши выборы – наоборот, начало процесса, начало перемен, достаточно важных для внутренней и внешней политики Союза. На протяжении последних четырех лет я выполнял обязанности вице-президента Союза архитекторов России, где познакомился с Союзной проблематикой и сформировал свое видение нашей общественной деятельности.

Со мной её разделяет та небольшая команда, которую собрал в президиуме союза архитекторов России Алексей Воронцов. Это люди, с которыми я учился приблизительно в одно время, с которыми я дружу и с которыми меня объединяет сходный образ жизни, сформировавший нас как активных членов общества, которые имеют опыт и силы для реализации задуманного. Самое главное в нашей программе: союз архитекторов был и остается организацией, объединяющей всех архитекторов России, а реформирование союза архитекторов в саморегулируемую организацию – это долгий путь к юридической форме, которая позволит нам адекватно ответить на меняющуюся ситуацию в стране. Как это сделать?

Нам всем это предстоит понять. Впереди консультации с юристами, также неоднозначно оценивающих принятый закон и консультации, я не хочу ничего здесь замалчивать, с авторитетными и властными структурами, чтобы понять, насколько они готовы сотрудничать с нами в претворении наших решений в жизнь. Реформирование пройдет не только за счет активно работающей части союза, составляющей примерно треть его членов. Это, как говорили в пору нашей молодости – передовой отряд нашего цеха и именно они зарабатывают так необходимые всем деньги.

Остальные же: студенты, недавние выпускники и, конечно, люди, в силу возраста уже отошедшие от практики, способные и желающие послужить общему делу, не могут быть исключены из процесса обновления. Мы должны выстроить систему, способную регулировать деятельность всех членов союза и реализовывать их потенциал. Это поможет установить правила игры, которые сделают этот союз действительно необходимым всем входящим в него группам, объединенным по принципу отраслевых интересов.

Это должен быть единый союз, который может расширить свои рамки за счет регистрации абсолютно всех дипломированных архитекторов и, в качестве основных функций, обеспечивать соблюдение профессиональных интересов своих членов и осуществлять контроль качества услуг (например, при помощи аттестации), предоставляемых потребителям, главным из которых является общество и государство. Мы не только переживаем процессы внутреннего роста, но и трудности вхождения в глобальную систему экономических взаимоотношений. Существуют международные стандарты, есть большое число наших коллег из других стран, с которыми мы так или иначе будем взаимодействовать.

Поэтому проблема защиты рынка, что бы мы с вами, наши дети и молодые коллеги не остались без работы и не послужили только «local architects», должна стать одной из приоритетных. Свою работу нужно защищать. Еще раз повторяю, что, на мой взгляд, у конференции будет сегодня не столько выбор конкретного кандидата, сколько выбор пути.»

Сергей Киселев
Генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры». 54 года.

«Это будет не программа, а, если хотите, честная исповедь.
Надо сказать, что в детстве и юности я был совершенно асоциальным типом. Но из-за нерастраченного потенциала по общественной работе, я занялся молодежными проблемами, сначала в ГИПРОНИИ, а потом в Комиссии по работе с молодыми архитекторами при Союзе московских архитекторов. Со временем я стал членом Президиума СМА, а потом и Вице-президентом.

На долгое время «тусовка» в московском Союзе стала для меня привычным занятием. Но когда Дмитрий Лукаев перед своей смертью, совершенно неожиданно для меня, попросил меня взять Союз, я был ошарашен. Я совершенно не соразмерял себя и Союз и не смог воспринять эту просьбу всерьез. Только, когда сам Виктор Николаевич Логвинов, которого я считал наиболее достойным этой должности, сам попросил меня выдвинуть мою кандидатуру, я сломался. До сих пор помню ужас трех дней прожитых с мыслью о том, что я возглавлю эту организацию. В результате я успел «самокатапультироваться».
Виктор Николаевич взял бразды в свои руки, а я стал вице-президентом и каждый четверг ходил на заседания. Эти заседания остались в моей памяти как время, как бы сказать, не обидев никого, недостаточно плодотворно проведенное. Перспектива провести так еще 4 года заставила нас с Евгением Викторовичем Ассом на ближайшем же пленуме правления СМА попросить вывести нас из членов Президиума. И позиция «убежденного отказника» закрепилась за мной твердо.

В результате, к сегодняшнему моменту у меня выработалось достаточно несерьезное отношение к Союзу архитекторов. Я многое перестал понимать и, прежде всего, свою роль в Союзе. Зачем я Союзу, более или менее понятно, а вот зачем мне Союз? Я не хочу сказать, что я перерос и смотрю на эту организацию сверху вниз, а не снизу вверх, как я смотрел 8 лет назад. Дело не в этом. Я и так разрываюсь, делая плохо, то, что я делаю на работе. Просто не успеваю. А тут еще Союз. Ну, зачем еще одно дело делать плохо? В ответ я часто слышу такие реплики: «Тебе Союз помог в свое время. Работая с молодежью, ты рос за счет Союза. Эти поездки в Америку с Платоновым. Без Союза, ты бы туда не поехал. И как бы тогда сложилась твоя карьера? Надо возвращать долги».
И в какой-то солнечный день я подумал, что может встряхнуть жизнь? Мне уже 54. Вроде бы все есть: есть мастерская, есть работа, даже вилла. Ничего не надо. Может настало время «вернуть долги»?

К этому моменту начались разговоры о том, что моя кандидатура, не относящаяся ни к одной из двух групп, всех бы устроила, обеспечив целостность Союза, так важную для нас. Ведь нас так мало, а задач много. Кто будет их решать?

Когда команда Воронцова  изъявила желание работать, это было такое облегчение для меня. Нашлись люди, которые согласились взять на себя эту неподъемную ношу, браться за которую, мне совершенно не стоит. Сейчас, мне гораздо важнее сосредоточиться на творческой работе.

Считайте, что это публичный самоотвод. Я не буду баллотироваться, хотя, признаюсь, в какой-то момент почувствовал, что мог бы. Если я буду нужен, я готов вернуть «свои долги».

Виктор Логвинов.
Президент Союза московских архитекторов. 59 лет.

«Я полностью согласен со словами Павла Андреева о необходимости преемственности Союза. Я вспоминаю тезис, высказанный Дмитрием Лукаевым, который стал для меня руководящим на посту президента союза московских архитекторов: «союз должен быть нужным для всех». Я считаю, что мы не на йоту не отступили от этого принципа.
Это можно сказать и про ветеранов, которым мы оказываем, и будем оказывать помощь. И о молодежи, которая сейчас просто валом валит в союз. Молодежные акции проводятся в огромном количестве: акции, фестивали «Города», конкурсы, вечера; и все они создаются вокруг союза.

Если вспомнить, 8 лет назад союз был в гораздо более тяжелом состоянии. И финансово и организационно. А сейчас союз стабилен, благополучен и достаточно авторитетен.
Все это результат не слов, а конкретных дел, которыми еженедельно занималось Правление. Решали проблемы, скучно, неинтересно, со спорами.

Быть президентом союза – это неблагодарный труд. Каждый день приходить сюда и разбирать жалобы, помогать тем, кто просит помощи, изыскивать резервы, решать хозяйственные вопросы, я бы, честно говоря, не пожелал бы никому. В союзе нет власти, нет денег. И мне несколько непонятно неимоверное стремление моих коллег занять это место. Если бы была возможность, то я бы давным-давно избавился от этой ноши. И передал бы тому же Сергею Киселеву или еще нескольким порядочным людям, которым я мог бы доверить этот пост для сохранения преемственности.

Меня очень пугает безоглядное стремление вступить в саморегулирование, нарушить ту хрупкую стабильность, которая сложилась в Союзе, нарушить хрупкий баланс сил и человеческих отношений, нарушить даже экономическую систему обеспечения союза. Это очень опасно. Сейчас союз живет на 70-80% за счет своей хозяйственной деятельности, которая в саморегулируемой организации должна быть ликвидирована. Кроме того, мы большие надежды возлагаем в плане социальной помощи ветеранам и молодежи на те организации, которые учредил Союз и которые при саморегулировании также нужно будет исключить из Союза.

Именно поэтому, я решил снова баллотироваться. Я не могу сейчас сдать Союз, пока не буду спокоен. Пусть это будет через год или два. Но сейчас подвергнуть Союз действительной угрозе, связанной с переходом на саморегулирование, я не могу.
Я чувствую со стороны моих оппонентов непонимание опасностей, заложенных, как  мина замедленного действия в Законе о саморегулируемых организациях.

Создание СРО из юридических лиц – это вещь абсолютно решенная. Для того, что бы убедиться в этом, нужно прочитать принятый ГосДумой в первом чтении Закон об изменениях в градкодекс, в котором говориться об обязательности для всех юрлиц, занимающихся архитектурно-строительным проектированием, быть членом одной из саморегулируемых организаций. Как бы мы не возмущались этим, как бы мы не говорили, что это приведет к разделению Союза на две части, это все равно остается свершившимся фактом. Возможны лишь небольшие корректировки в части создания саморегулируемых организация из физических лиц или введения квалификационных аттестаций. У нас есть только две возможности: либо мы отталкиваем от Союза саморегулируемые организации из юрлиц, которые образованы из наших же мастерских, либо мы возглавляем это движение и стараемся заинтересовать их, притянуть в Союз. И где же здесь какая-то раскольничья деятельность, в которой меня все время пытаются упрекнуть?»

Евгений Ольшанский
Директор Центрального Дома архитектора. 70 лет
«Мое выступление не будет связано с темой саморегулируемых организаций. Я занимаюсь Центральным Домом архитекторов и буду говорить о нем. Мы находимся здесь благодаря решению Правительства Москвы от 1999 года, которое дало нам возможность жить в этом здании до 2014 года. Что будет потом, я не знаю.

В раешении Правительства Москвы записано, что это здание передается нам в безвозмездное пользование (без арендной платы) с правом сдачи в субаренду и с правом использования этих средств на содержание здания (текущий и капитальный ремонт и т.п.), без согласования с Москомимуществом. Мы пользуемся чужой собственностью, мы её эксплуатируем и отвечаем перед собственником за её сохранность.

Пока нынешнее Московское Правительство на месте, нас никто не тронет. Если Лужков перестанет быть мэром – в худшем случае, нас просто выгонят, в лучшем - дадут возможность взять в аренду это помещение. Но в последнем случае, нам придется платить арендную плату и не маленькую. Давайте посчитаем. Общая площадь Дома составляет 6 600 кв.м. Если мы возьмем среднюю арендную плату по центру Москвы, например, 100 долларов за метр квадратный, то в месяц нам придется платить около 1, 5 млн. рублей. Мы сегодня не имеем таких сумм. Все деньги уходят на содержание Дома, а еще есть текущий и капитальный ремонт. За чей счет делаются они? За счет Союза? Нет. За последние 8 лет Дом получил от Москвы порядка 800 тысяч долларов на текущий ремонт. Кто давал такие деньги? Давали мои друзья: Главмосстрой, Главинжстрой и другие организации, которых сегодня уже нет.
Мое резюме довольно короткое: для того, что бы решить проблемы, которые возникнут через 6-7 лет, мы уже сейчас должны создать сильную команду, которая могла бы в будущем отстоять интересы Союза и его Дома.»

Андрей Таранов.
Вице-президент Союза московских архитекторов. 67 лет
«Я много времени не займу, потому что все, что было возможно сказать на эту тему, уже сказали предыдущие выступающие.

Постольку в течение последних 10 лет, я работаю в команде Виктора Николаевича Логвинова, я проповедую абсолютно ту же самую точку зрения, позицию в отношении Союза, о которой он сейчас говорил. Повторять, я думаю, смысла не имеет.

Единственное, что мне хотелось бы добавить, что в случае избрания меня Президентом Союза московских архитекторов, я  бы значительно больше уделил внимания проблемам взаимоотношений с Центральным Домом архитектора. Мне кажется, они вышли из-под контроля, в силу ряда обстоятельств и то, ущелье, которое постоянно разрастается между двумя самыми близкими соседями, это неправильно. Я считаю, что нужно приложить максимальные усилия к тому, что бы Дом вернулся в лоно Союза, как это было первоначально задумано, как это просто было. Потому что сделать из Дома архитекторов клуб с большими членскими взносами, как это предлагает Евгений Ольшанский, не есть решение проблемы. Таких клубов по Москве  пруд пруди. Что же будет тогда с остальными тысячами архитекторов, не способными заплатить большие членские взносы. Дом должен принадлежать не богатой элите, а всем. И мне кажется, что для того, что бы дом существовал таким, каким я его вижу, он должен вернуться в Союз.»

Эпилог
Мы сознательно не комментируем выступления кандидатов. Во-первых, потому, что не считаем себя вправе оказывать воздействие на потенциальных избирателей, а во-вторых, потому что, на наш взгляд, сами выступления достаточно красноречивы и прозрачны. Все что нужно, что бы оценить ситуацию, сложившуюся в Союзе московских архитекторов и около Союза, в них есть. Остальное решит завтрашний день, когда оставшиеся четыре кандидата выступят перед участниками XVI отчетно-выборной конференции СМА со своими развернутыми программами, на основании которых и пройдет голосование.

Надеемся, что столь драматичная завязка увенчается достойным финалом и уже завтра вечером мы сможем представить вашему вниманию очередного Президента Союза московских архитекторов.

Импровизированная встреча с избирателями кандидатов в Президенты Союза московских архитекторов. 8 апреля 2008 года. ЦДА. Фото предоставлено газетой «Строительство. Архитектура. Недвижимость»
Павел Андреев
Сергей Киселев (1954-2010)
Однокашники, коллеги и бывшие соперники по предвыборной борьбе. Сергей Киселев и Павел Андреев. Фото предоставлено газетой «Строительство. Архитектура. Недвижимость»
Виктор Николаевич Логвинов. Президент Союза московских архитекторов. Фото предоставлено газетой «Строительство. Архитектура. Недвижимость»
zooming
Евгений Александрович Ольшанский. Директор Центрального Дома Архитектора
zooming
Андрей Иванович Таранов. Вице-президент Союза московских архитекторов
Сергей Киселев, Павел Андреев, Андрей Таранов, Виктор Логвинов. Фото предоставлено газетой «Строительство. Архитектура. Недвижимость»

15 Апреля 2008

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.