21.08.2014

Значение незначимого

В серии Studia urbanica издательства НЛО вышел сборник «Микроурбанизм. Город в деталях».

информация:

открыть большое изображение



Сборник статей «Микроурбанизм. Город в деталях» под ред. Ольги Бредниковой и Оксаны Запорожец, выпущенный без особой шумихи издательством «Новое литературное обозрение», является во многих отношениях удивительным артефактом. Во-первых, это одно из редких изданий, посвященное городским исследованиям и рассчитанное на широкую публику: едва ли не единственное со времен замечательной книги Елены Трубиной «Город в теории», увидевшей свет в 2011-м в том же издательстве НЛО. Во-вторых, выход сборника доказывает наличие городских исследователей от науки. В то время, как у всех на слуху лишь некие «урбанисты», под которыми чаще всего понимаются популяризаторы-любители вроде «Городских проектов», ощущается серьезная нехватка развитой на Западе практики академических исследований города (urban studies), с междисциплинарными научными журналами, посвященными всевозможным городским вопросам.
 
Необычна и концепция издания: вопреки привычной в исследовательской среде генерализации всего и вся, составители намеренно избегают глобальных подходов и видят сборник как «коллекцию текстов, в которых авторы пытаются уловить жизнь города через анализ переживания и проживания его мест, через выявление и описание мелких и незначимых (в рамках больших теорий) деталей».
 
Формат изложения ряда статей вполне в традиции психогеографии британского образца. Отличие британской версии от ее прародительницы французской – литературный, описательный подход к исследованию городских ландшафтов. Для составителей сборника важен поиск нового языка, описывающего город: «Не хватает не только аналитических средств, но и языка создания “картинок” городской жизни, что, конечно же, является также средством анализа и концептуализации». Личная рефлексия исследователя чередуется с научными методами, такими, как интервьюирование и включенное наблюдение. Описательно-личный метод может показаться субъективным, но это уже вопрос качества исследования, глубины выводов и убедительности голоса автора.
 
Психогеографическая карта Лондона
Психогеографическая карта Лондона



Интерес составителей и авторов сборника к повседневному в городской среде поддержан верой в то, что нюансы могут быть использованы для анализа более масштабных социальных явлений, а материальность деталей, в свою очередь, позволит воспринять город как нечто близкое, не отчужденное теорией: что-то, к чему можно прикоснуться. Антропологический подход обуславливает выбор тем – из текстов, включенных в сборник, можно узнать, чем детей привлекают маргинальные зоны города, почему туристы, фотографируясь на фоне достопримечательностей, принимают ту или иную позу, и каковы причины особой «хореографии» пассажиров с ручной кладью.
 
Современные городские исследователи, вслед за публицистами, часто используют тактики ситуационистов – например, рассеянное блуждание по городу (derive): Иэн Синклер меряет шагами лондонскую кольцевую автодорогу, музыкант Дэвид Бирн колесит по миру на велосипеде, а автор одного из текстов сборника, Полина Могилина, исследует город, передвигаясь на трамвае. Обязательное условие – изложение происходящего в виде текста, и сочетание субъективности и объективного знания. Степень лиричности либо наукообразия тона остается на усмотрение автора. В тексте Анны Желниной, исследующей закрытый заполярный городок, инструментами служат как научные факты, так и эмоционально насыщенное переживание пространства. В какой-то момент город наделяется антропоморфными чертами: «Ковдор – это травмированный город. Город, который сложно манипулирует собственной памятью, “забывая” лагерное прошлое, снова и снова напоминая себе об ушедшем “золотом веке”». Завершающая сборник статья Натальи Самутиной посвящена граффитчику-одиночке, изменившему восприятие всего города. В тексте описывается процесс превращения мифа в реальность, отдельных незначимых объектов – в городскую ткань. Автор мастерски оперирует масштабами, то приближая фокус внимания к мелким деталям, то удаляясь, чтобы включить в поле зрения общегородской контекст.
 
В целом, выход сборника «Микроурбанизм» можно считать шагом к началу разговора о городе, «схватыванию» его сложно переплетенного пространства, формированию новых смысловых полей. При этом разнообразие тем, фокус на повседневном и доступность изложения делает книгу привлекательной для широкого читателя.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Зайченко
  • Николай Миловидов
  • Роман Леонидов
  • Александра Кузьмина
  • Станислав Белых
  • Владимир Плоткин
  • Василий Крапивин
  • Юлия Тряскина
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Александр Скокан
  • Антон Яр-Скрябин
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Сенкевич
  • Илья Уткин
  • Евгений Герасимов
  • Арсений Леонович
  • Сергей Скуратов
  • Наталья Сидорова
  • Александр Бровкин
  • Игорь Шварцман
  • Никита Токарев
  • Александр Попов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Бирюков
  • Олег Карлсон
  • Левон Айрапетов
  • Полина Воеводина
  • Вера Бутко
  • Никита Явейн
  • Рустам Керимов
  • Илья Машков
  • Андрей Асадов
  • Наталия Шилова
  • Юрий Сафронов
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Ликин
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Антон Надточий
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Чобан
  • Сергей Орешкин
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Валерий Лукомский
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Дмитрий Васильев
  • Марк Сафронов
  • Карен Сапричян
  • Екатерина Кузнецова
  • Павел Андреев
  • Константин Ходнев
  • Олег Мединский
  • Иван Кожин
  • Михаил Канунников
  • Антон Барклянский
  • Александр Асадов
  • Зураб Басария
  • Антон Бондаренко
  • Анатолий Столярчук
  • Даниил Лоренц
  • Валерия Преображенская

Постройки и проекты (новые записи):

  • Сценография «Волшебной флейты» в театре «Геликон-опера»
  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»
  • «Квартал Квартет»
  • Офис креативного коммуникационного агентства DPG
  • Многофункциональный комплекс на Софийской

Технологии:

15.11.2018

HI-MACS® в концертном зале «Зарядье»

Бесшовный, изготавливаемый по индивидуальному проекту, негорючий искусственный камень HI-MACS® использован для самых ярких решений в фойе концертного зала. И еще его можно подсвечивать изнутри.
LG Hausys
09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
другие статьи