Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.08.2014

Значение незначимого

Анна Шевченко

В серии Studia urbanica издательства НЛО вышел сборник «Микроурбанизм. Город в деталях».




Сборник статей «Микроурбанизм. Город в деталях» под ред. Ольги Бредниковой и Оксаны Запорожец, выпущенный без особой шумихи издательством «Новое литературное обозрение», является во многих отношениях удивительным артефактом. Во-первых, это одно из редких изданий, посвященное городским исследованиям и рассчитанное на широкую публику: едва ли не единственное со времен замечательной книги Елены Трубиной «Город в теории», увидевшей свет в 2011-м в том же издательстве НЛО. Во-вторых, выход сборника доказывает наличие городских исследователей от науки. В то время, как у всех на слуху лишь некие «урбанисты», под которыми чаще всего понимаются популяризаторы-любители вроде «Городских проектов», ощущается серьезная нехватка развитой на Западе практики академических исследований города (urban studies), с междисциплинарными научными журналами, посвященными всевозможным городским вопросам.
 
Необычна и концепция издания: вопреки привычной в исследовательской среде генерализации всего и вся, составители намеренно избегают глобальных подходов и видят сборник как «коллекцию текстов, в которых авторы пытаются уловить жизнь города через анализ переживания и проживания его мест, через выявление и описание мелких и незначимых (в рамках больших теорий) деталей».
 
Формат изложения ряда статей вполне в традиции психогеографии британского образца. Отличие британской версии от ее прародительницы французской – литературный, описательный подход к исследованию городских ландшафтов. Для составителей сборника важен поиск нового языка, описывающего город: «Не хватает не только аналитических средств, но и языка создания “картинок” городской жизни, что, конечно же, является также средством анализа и концептуализации». Личная рефлексия исследователя чередуется с научными методами, такими, как интервьюирование и включенное наблюдение. Описательно-личный метод может показаться субъективным, но это уже вопрос качества исследования, глубины выводов и убедительности голоса автора.
 
Психогеографическая карта Лондона
Психогеографическая карта Лондона



Интерес составителей и авторов сборника к повседневному в городской среде поддержан верой в то, что нюансы могут быть использованы для анализа более масштабных социальных явлений, а материальность деталей, в свою очередь, позволит воспринять город как нечто близкое, не отчужденное теорией: что-то, к чему можно прикоснуться. Антропологический подход обуславливает выбор тем – из текстов, включенных в сборник, можно узнать, чем детей привлекают маргинальные зоны города, почему туристы, фотографируясь на фоне достопримечательностей, принимают ту или иную позу, и каковы причины особой «хореографии» пассажиров с ручной кладью.
 
Современные городские исследователи, вслед за публицистами, часто используют тактики ситуационистов – например, рассеянное блуждание по городу (derive): Иэн Синклер меряет шагами лондонскую кольцевую автодорогу, музыкант Дэвид Бирн колесит по миру на велосипеде, а автор одного из текстов сборника, Полина Могилина, исследует город, передвигаясь на трамвае. Обязательное условие – изложение происходящего в виде текста, и сочетание субъективности и объективного знания. Степень лиричности либо наукообразия тона остается на усмотрение автора. В тексте Анны Желниной, исследующей закрытый заполярный городок, инструментами служат как научные факты, так и эмоционально насыщенное переживание пространства. В какой-то момент город наделяется антропоморфными чертами: «Ковдор – это травмированный город. Город, который сложно манипулирует собственной памятью, “забывая” лагерное прошлое, снова и снова напоминая себе об ушедшем “золотом веке”». Завершающая сборник статья Натальи Самутиной посвящена граффитчику-одиночке, изменившему восприятие всего города. В тексте описывается процесс превращения мифа в реальность, отдельных незначимых объектов – в городскую ткань. Автор мастерски оперирует масштабами, то приближая фокус внимания к мелким деталям, то удаляясь, чтобы включить в поле зрения общегородской контекст.
 
В целом, выход сборника «Микроурбанизм» можно считать шагом к началу разговора о городе, «схватыванию» его сложно переплетенного пространства, формированию новых смысловых полей. При этом разнообразие тем, фокус на повседневном и доступность изложения делает книгу привлекательной для широкого читателя.