English version

Роман Соркин: «Мы хотим, чтобы здесь работали наши дети и внуки»

Интервью с президентом компании Homeland Group Романом Соркиным.

mainImg
Мастерская:
Homeland Group http://homeland-group.ru
Архи.ру:
– Расскажите о Ваших первых шагах в профессии. Как Вы начинали?

Роман Соркин:
– Знакомство с архитектурой у меня состоялось еще в советское время в Кишиневе, где я учился на архитектурном факультете политехнического института. По окончании школы я выбирал между медициной, театральной режиссурой и архитектурой. И в итоге склонился в пользу последней. Но доучиться не успел, потому что в 1990-е гг. вместе с семьей репатриировался в Израиль. Там я продолжил свое образование, правда, выбрал совсем другое направление, поступив на экономический факультет университета Бар Илан. Но и на этом мое обучение не закончилось. Отслужив в войсках Гивати израильской армии обороны, я поступил на отделение театральной режиссуры тель-авивского университета. Я попробовал себя в разных сферах деятельности, но в тот момент решил, что самое интересное для меня – это собственный бизнес, причем поначалу он никак не был связан с архитектурой, скорее с дизайном продукта. Начали мы с того, что разрабатывали дизайн европейских духов, которые потом поставляли на продажу в Москву. За довольно короткий срок мы с моими коллегами создали двенадцать наименований продукта со своим уникальным дизайном и ароматом. Мы были очень молодыми, а времена – тяжелыми, поэтому наш бизнес долго не просуществовал. Однако этот первый опыт многому меня научил, в том числе – умению правильно выстроить логистический процесс.

Следующим шагом стал частный клуб Fetish в Тель-Авиве. Это был 1997 год. Вместе со своим приятелем мы нашли подходящее место, привезли хороших дизайнеров из Петербурга и буквально через четыре месяца состоялось открытие. Я принимал самое активное участие в создании проекта интерьера и атмосферы этого места. По сути, это был мой первый архитектурный проект. И без лишней скромности могу сказать, что опыт удался. Сначала горожане отнеслись к идее создания  клуба с подозрением, но уже через полгода клуб стал самым модным местом города, вся тель-авивская богема стояла в очереди. Может быть, слишком мощный старт и невероятная успешность проекта стали причиной того, что спустя некоторое время клуб сожгли. Нам пришлось отстраивать здание с нуля. Это был мой второй архитектурный опыт, совершенно непохожий на предыдущий, но, как мне кажется, не менее удачный. 

Еще спустя некоторое время мы решили открыть в городе ресторан. И почему-то мне пришла в голову мысль решить его интерьер в стиле арт-нуво. Здесь надо сказать, что Тель-Авив – город очень модерновый, самые древние постройки в этом городе относятся к временам Баухауза. Поэтому моя идея многим показалась чистой воды безумием, что, однако, меня ничуть не смутило. С огромным энтузиазмом и увлечением я подбирал колористические решения, разыскивал обои и мебель тех времен, стеклянные витражи и аутентичные материалы. Я обошел все антикварные магазины Парижа и Праги. Каждая мелочь в интерьере была выверена и имела свое значение. В конечном итоге получилось действительно очень близко к арт-нуво. Публика Тель-Авива приняла этот проект на ура, ресторан был полон посетителей с утра и до утра.

– Насколько мне известно, Вы успели поработать и в других странах, например, в Чехии.

– Да. Несмотря на успешную деятельность в Израиле, я постоянно стремился к чему-то новому. Наверное, с этим было связано мое решение уехать в Прагу. Там я продолжил заниматься ресторанным бизнесом и довольно быстро открыл два замечательных заведения. Концепция сэндвич-бара родилась в моей голове после того, как я увидел «Танцующий дом» Фрэнка Гери, поэтому внутреннее пространство этого места было решено в стиле деконструктвизма. Затем последовал интересный опыт реконструкции здания начала XX века, внутри которого был создан роскошный интерьер арт-деко. Это было потрясающее здание с громадными витражами и невероятно высокими потолками – около 9 метров. Работая над проектом, я изучил все сохранившиеся материалы, собрал фотографии здания 1930-х гг., когда его помещения занимали сотрудники СС. В результате мы провели полную реконструкцию. Работать было очень сложно, учитывая, что муниципалитет Праги – это весьма неповоротливый бюрократический механизм. Чтобы просто вбить гвоздь в границах старого города, нужно получить специальное разрешение. И так во всем. Но, несмотря на многочисленные трудности, проект получился, причем реализовать его удалось в рекордные сроки. Для самих подрядчиков и строителей это стало большим удивлением. Владелец строительной организации, занимавшейся реализацией проекта, был настолько поражен моими способностями четко и грамотно выстроить рабочий процесс, когда работа не прекращалась ни на минуту, строители трудились по сменам, а сам я находился на площадке практически круглосуточно, что предложил мне стать партнером его компании XP-constructions. Я согласился и проработал там еще два года. Я помог правильно выстроить систему управления внутри организации, занимался маркетингом и продвижением компании. Все это способствовало тому, что многие интересные заказы в городе приходили к нам. Помимо современных зданий, мы участвовали в проектах реконструкции построек XVII–XVIII веков.

– Когда и почему Вы решили приехать в Россию?

– Сначала судьба привела меня в Грузию. Мне казалось, что там, в связи с происходящими демократическими реформами, возможен всплеск строительства. К этому времени я уже имел хороший архитектурный и дизайнерский опыт, успел поработать в строительной отрасли и пришел к девелопменту. Я создал собственную финансовую группу, но серьезного развития не последовало. Грузия – довольно небольшая страна и рынок там невелик. Я не увидел перспектив. Возвращаться в Европу тоже было бессмысленно, ведь все ниши были давно заняты: кризис в области строительства там начался задолго до мирового финансового кризиса. Поэтому единственным верным направлением для меня была Россия.

Я и раньше бывал в России, здесь было много друзей и знакомых. Но Россия 1990-х годов казалась мне враждебной и недостаточно комфортной для жизни. Я не желал становится бандитом и не хотел иметь с ними никаких дел. А в то время по-другому добиться успеха в Москве было почти невозможно. Когда же я, спустя годы, снова приехал в Москву, то не узнал этот город. Ситуация коренным образом изменилась. Изменился уровень жизни, появилась бытовая инфраструктура, я увидел совсем других людей и другие взаимоотношения между ними, я увидел развитие и колоссальные перспективы города. Москва мне улыбнулась, и было приятное ощущение, что я приехал домой. 

– Как создавалась компания Homeland Group? Вы сразу решили, что в Москве будете заниматься архитектурой?

– Да, сразу. Вместе с братом мы решили организовать архитектурное бюро и пригласили из Израиля Юлию Подольскую, которая, помимо того, что была моим хорошим другом, серьезно занималась архитектурой и вела несколько крупных проектов в Москве и в странах СНГ.

Поначалу я участвовал в девелоперских проектах, например, курировал сделку по покупке участка под строительство жилого микрорайона в Ростовской области. И совершенно неожиданно инвестор этого проекта предложил нам с Юлией разработать для него концепцию планировки и застройки. Это был первый крупный заказ нашей молодой компании, за ним последовал торговый центр в Таганроге и другие проекты. Мы открыли офис на Арбате, стали набирать штат. И все было бы хорошо, но в этот момент пришел кризис. Чтобы выжить в условиях кризиса, мы начали тщательно анализировать рынок госзаказа, стали участвовать в тендерах и выигрывать их. В то время основной объем нашей деятельности составляли градостроительные проекты. Мы работали над схемами территориального планирования округов, над генпланами городских и сельских поселений, разрабатывали ПЗЗ и т.д. Специалистов в этой области было немного, разве что в профильных институтах. А мы разыскивали профессиональных урбанистов по всей стране и не только, специально привозили их в Москву, набирали команду буквально по человеку, что сразу научило нас с большим уважением относиться к своему персоналу. 

– Когда Вы поняли, что компания Homeland Group превратилась в нечто большее, чем архитектурное бюро?

– Постепенно мы приобретали все больше уверенности в своих силах и в какой-то момент поняли, что формат архитектурного бюро не вполне соответствует нашим амбициям. Тот охват работ, которые мы готовы были выполнять, подсказал, что компания должна быть комплексной, многопрофильной, предлагающей не только архитектурные и градостроительные услуги, но полный цикл, включая инженерию, транспорт и даже функции технического заказчика. Совершенно естественным образом, поскольку изначально никакой схемы построения компании у нас не было, стали формироваться специализированные отделы, о которых в своем интервью очень подробно рассказывала Юлия Подольская. Но как люди, обладающие определенным профессиональным опытом, в том числе – опытом управления, мы понимали, как следует все это правильно организовать и структурировать. Конечно, вместе с ростом компании менялась и бизнес-структура; процесс никогда не останавливается. Мы  стремимся достичь наибольшей эффективности. Это задача каждого управленца.

Временами было сложно, даже конфликтно, что, впрочем, было вполне оправданно. Сегодня сформирована настоящая сильная команда единомышленников, которые заинтересованы в процессе и получают от него удовольствие. У нас в штате трудится более 300 специалистов, и мы предлагаем такой спектр профессиональных услуг, который, пусть это и прозвучит с моей стороны несколько самонадеянно, но на российском рынке мало кто сможет предложить. Такое количество грамотных специалистов внутри одной компании – большая редкость. 

– Влияет ли четкое структурирование, управление и многопрофильность компании на качество конечного продукта?

– Дело в том, что связка заказчика и архитектора, как правило, работает неэффективно именно потому, что архитектору для каждого проекта приходится привлекать специалистов со стороны – нанимать подрядные организации, строительные бригады и т.д. И нет никаких гарантий, что он найдет хороших и квалифицированных специалистов. Как следствие – отсутствие гарантий качества. Мы же приходим на участок одной большой и сработавшейся командой, в которой каждый винтик на своем месте, которая сразу просчитывает все возможные варианты, учитывает все детали, тщательным образом анализирует проблематику проекта на самых ранних стадиях его развития. Все это вместе гарантирует стабильно хороший и неизменно качественный результат.

Очень часто нам приходится начинать проект с чистого листа. Мы приходим на участок, создаем рабочую группу, в которую входят специалисты из разных отделов, назначаем руководителя. Затем группа проводит изыскания и анализ территории, собирает исходные данные, получает всю разрешительную документацию. Дальше вступает градостроительный отдел и разрабатывает концепцию планировки, транспортный – делает транспортную схему, подключаются сетевики, экологи и другие специалисты, которые вместе с проектировщиками, инженерами и конструкторами формируют единую концепцию. На выходе получается очень сбалансированный продукт. Это практически ювелирная работа. Я не говорю про архитектурный вкус, поскольку у всех он разный, но техника исполнения у нас сродни работе ювелира. 

Что же касается управления, то внутри компании создан проектный офис – команда, которая занимается исключительно управлением. В ее состав входят бывшие ГИПы и ГАПы, обученные правильно руководить всеми рабочими процессами. Разумеется, проектный офис – это не ноу-хау, но, поверьте, это очень помогает нам эффективно работать и с заказчиками, и непосредственно над проектами, а также способствует формированию дружного коллектива. Два года назад мы вместе со своими топ-менеджерами и руководителями отделов даже пошли учиться в Высшую Школу Экономики на курсы, обучающие правильному прохождению всего проектного цикла и классическому управлению проектом. Мы вообще уделяем много внимания самообразованию и повышению квалификации и всегда стремимся к тому, чтобы компания не уступала своим западным аналогам.

– К чему в идеале вы стремитесь?

– Наш главный стимул и наше motto – создавать продукт для людей, формировать комфортное пространство для жизни. Мы любим и умеем это делать. И это то, что нами движет в первую очередь – не стремление получить прибыль или построить успешный бизнес, но стремление созидать.

– А какое место в этом вы отводите собственно архитектуре?

– Для меня это всегда на первом месте, это мой драйв. Но еще раз подчеркну, без четко отлаженного механизма не будет и качественной архитектуры. Любой процесс должен быть грамотно структурирован, и особенно это касается проектной работы. Только так можно добиться успехов и на архитектурном поприще. Самые лучшие архитекторы мира – это не просто художники и креативщики, а в первую очередь практики с опытом управления, менеджмента, пониманием технологий и конструкций. Это люди, которые могут совместить гениальную идею с четкой практикой ее реализации.

– А могли бы Вы назвать поименно таких «лучших в мире» архитекторов? На кого Вы ориентируетесь в своей практике?

– В современном мире много талантливых и успешных архитекторов. Но мне трудно выделить кого-то конкретно. Я сам по натуре лидер и не могу принять что-либо как совершенство, потому что уверен, что всегда можно сделать лучше. Это как в кино. Разве можно ответить, кто лучше Тарковский или, скажем, Джон Кассаветис? Они абсолютно разные, и каждый по-своему гениален.

– Какие принципы проектирования Вы ставите во главу угла? Что лежит в основе каждого проекта Homeland Group?  

– Я не задумываясь могу ответить, что главное для нас – это экологичность, причем в самом широком, философском смысле этого слова. В России существует масса проблем с экологией. И я говорю сейчас не только о заводах, машинах и нерациональном использовании природных ресурсов. Неэкологичность проявляется даже в отношении людей к своему дому, родине и друг другу. Все это легко объяснить. Потому что мы – советское поколение с тяжелыми остаточными явлениями. Советскому человеку ничего не принадлежало, он привык быть частью социума и ни за что не нести личной ответственности. Детали не воспринимались им как нечто важное. Это отношение формировалось годами и до сих пор сохранилось у большинства российских жителей. Нам важно, что происходит в нашей маленькой квартирке, а что там за ее порогом – наплевать. 

Мы стремимся формировать среду – целостную, комфортную и безопасную. Мы всегда пытаемся убедить инвестора, что благоустроить двор или построить детский сад – это жизненная необходимость и наша личная ответственность перед городом. Людям нужны парковочные места, они должны без труда и опаски попадать в свой двор и подъезд, спокойно передвигаться по городу. И я думаю, что начинать нужно именно с таких элементарных понятий, а уж потом заботиться об экологичных материалах и технологиях строительства. 

Человек любит вещи интуитивно, он не всегда понимает, почему ему что-то нравится больше, а что-то меньше, он просто это чувствует. Мы как профессионалы, проектируя здания или планируя застройку, должны предугадывать его желания и потребности. Мы должны заботиться о каждой детали. И это наш главный принцип. 

– Как бы Вы охарактеризовали архитектурный стиль и почерк компании? Существуют ли у Вас какие-либо стилевые предпочтения?

– Разумеется, у нас есть свой особенный стиль и почерк. Но, наверное, проекты компании нельзя назвать узнаваемыми. И я объясню, почему. Во-первых, мы еще довольно молодая компания, нам, в отличие от тех мастерских, которые практикуют здесь уже много лет, постоянно приходится самоутверждаться, искать себя, доказывать свое право работать на этом рынке. Во-вторых, в России, как и вообще в мире, функционируют небольшие архитектурные бюро, за которыми, как правило, стоит один конкретный архитектор. Именно он определяет характер архитектуры. Отсюда – узнаваемая стилистика. Люди, работающие вместе с ним – это, по сути, подмастерья, исполнители, и они всегда остаются в тени. У нас, и это наше осознанное стратегическое решение, каждый стоящий архитектор имеет право голоса. Конечно, Юлия Подольская плотно работает со всеми архитекторами компании, но при этом мы не стараемся причесать все под одну гребенку. Мы даем возможность высказаться своим ГАПам, креативщикам, молодым архитекторам. Мы не развиваем бренд Юлии Подольской, мы стоим за брендом Homeland Group, а этот бренд подразумевает коллективное мышление. Как правило, над каждым проектом работают 3–4 группы, каждая предлагает свою концепцию, затем все предложения обсуждаются на общих совещаниях, мы взвешиваем все плюсы и минусы и постепенно приходим к какому-то единому мнению. Мы не скрываем, кто стоит за каждым проектом, и открыто представляем наших авторов, но их много, поэтому есть некоторая разноликость проектов.

Стиль одного архитектора – это явление временное. Сегодня один архитектор считается модным, завтра – другой. Но очень немногие из них становятся мировыми светочами. Исходя из этих соображений, мы сделали ставку на качество.

– Роман, а какая архитектура нравится лично Вам?

– Если Вы побываете в моем доме, то сразу это поймете. Там пространство наполняют самые разные предметы, из разных эпох и стилей.

– Эклектика?

– Да! Это то, что мне нравится. А еще я очень ценю все новое, индивидуальное, ни на что не похожее. И здесь неважно, каким способом этого удалось достичь. Это может быть работа с формой, со структурой, с материалами, но также и с технологиями строительства. 

– Как распределяются роли внутри компании? Какая у вас специализация?

– Между мной и Юлией роли распределяются как между мужчиной и женщиной, истина рождается в спорах и трениях. Мужское начало противостоит женскому. Наши сотрудники даже зовут нас Ромео и Джульетта, а на ресепшне стоит клетка с двумя попугайчиками по имени Ромка и Юлька. А если говорить по сути вопроса, то я занимаюсь стратегическим управлением компании, формирую тоннельное мышление, определяю основное направление движения. А Юля занимается настоящим управлением, прописывает бизнес-процессы внутри связок, руководит всеми технологическими вопросами. Если есть необходимость, я всегда прихожу ей на помощь. 

– Вы рассказали, что ваша деятельность охватывает самые разные направления. А есть ли среди них  приоритетные? Что на сегодняшний день вызывает у вас наибольший интерес?

– Все направления для нас одинаковы интересны, но в особенности те, где мы можем полностью самореализоваться, то есть пройти весь проектный цикл. Неважно, торговый ли это центр, жилье или поселок. Это может быть любая гражданская архитектура. Профильные объекты, как, например, электростанции или дамбы, мы сегодня не рассматриваем, потому что стремимся стать лучшими в уже выбранной сфере деятельности. Хотя вполне возможно, что если завтра нас очень попросят построить электростанцию, то и это мы сможем сделать, учитывая навыки правильно организовать работу. Раньше мы брались за такие заказы, как газификация или инженерия. Сегодня мы такие проекты больше не берем. Нам интересно решать комплексные задачи.

– Как вы выстраиваете диалог с заказчиком? Всегда ли удается найти с ним общий язык, даже если ваши позиции принципиально расходятся?

– Отношения между заказчиком и архитектором ломаются зачастую из-за излишних амбиций и самолюбия архитектора. Архитектор, как любой творческий человек, очень часто слишком высоко ставит свое эго. Но с такими людьми сложно разговаривать. Некоторые шеф-повары, например, уверены, что их блюда самые лучшие. И когда к ним приходит клиент и говорит, что он не ест сладкое, потому что у него сахарный диабет, разве может повар заставить его съесть свое блюдо, каким бы вкусным оно не было? Если он адекватный человек, то, разумеется, предложит похожий вариант, но без сахара. То же самое и в строительном бизнесе. Не нужно спорить с заказчиком на пустом месте и доказывать ему с пеной у рта, что твоя идея самая лучшая в мире, а стало быть, обсуждению не подлежит. Наша задача объяснить заказчику, что хорошо для его проекта и помочь ему выбрать правильную концепцию.

Мы не идем против правил и регламентов. Но каждый инвестор вкладывает в проект свои деньги с целью получить прибыль. Мы это хорошо понимаем. Мы тоже практичные люди и можем поставить себя на его место. Общий язык и компромиссное решение можно найти почти всегда.

– Вы начинали работать до кризиса, успели поработать в кризисные годы и вполне уверенно остались на плаву. Как изменились условия труда сегодня?

– Мы вышли из кризисных подвалов, как люберецкие ребята конца 1980-х в клетчатых штанах. Я шучу, конечно. Но во время кризиса мы многому научились. У нас не было дорогих и грандиозных проектов, мы очень много работали, мы привыкли экономить деньги – свои и заказчика, привыкли жить рационально и по средствам. В кризис мы становились на ноги. Кризис – это наше привычное состояние. Сегодня у нас огромный штат сотрудников. И в какой-то степени мы опасаемся этого роста, потому что за каждого сотрудника несем персональную ответственность. В таких условиях мы обязаны быть практичными, не экономя на специалистах и их зарплатах и премиях, но и не страдая гигантоманией.

– Юлия в своем интервью упоминала, что у вас в штате почти нет москвичей. С чем это связано?

– Мы не делим людей на москвичей и немосквичей. В компании работают специалисты самых разных конфессий и национальностей. Есть ребята из Белоруссии, Украины, Узбекистана и других стран. Я сам родился в Кишиневе, жил в Израиле, в Чехии, в Грузии. Мы все – люди мира, и нам абсолютно неважно, откуда человек, главное, чтобы он умел работать и любил то, что он делает.

Корпоративный дух в Homeland Group – это не просто термин, о котором мы узнали в книжках. Этот стиль общения. Я являюсь президентом компании и по возрасту старше 70% наших сотрудников, однако большинство из них называют меня по имени и обращаются на «ты». Это не говорит об отсутствии уважения, мы преднамеренно создали такую атмосферу, когда каждый человек в нашем коллективе без стеснения и напрямую может выразить свое мнение. У нас нет никаких барьеров.

Что же касается московских архитекторов, то это, как мне кажется, проблема всех мегаполисов. В больших городах люди хотят зарабатывать деньги легко и сразу. Человеку, который родился и вырос в Москве, не нужно думать о том, как встать на ноги, как самореализоваться. У него меньше стремлений и меньше активности. Я думаю, что причина в этом. Хотя, конечно, я не говорю обо всех молодых московских архитекторах. Многие из них безусловно талантливые и трудолюбивые и перед ними я снимаю шляпу.

– В заключение нашей беседы, хотелось бы спросить, связываете ли вы свое будущее с Москвой и с Россией?

– Несомненно связываем. Мы любим Россию, как и весь мир, считаем себя абсолютно русскими людьми, которые учились в советских школах и росли на книгах Пушкина, Толстого и Достоевского. Мы не пришли в Россию, как многие инвесторы, для того, чтобы заработать денег и исчезнуть. Мы не пришли сюда случайно, мы вернулись домой. Нам очень важно то, что мы делаем. Мы надеемся, что наше дело будет существовать еще сто лет, а может и дольше. Наша стратегия рассчитана на многие-многие годы вперед. Мы хотим, чтобы здесь работали наши дети и наши внуки. Атмосфера, созданная внутри компании, уже очень напоминает семейный бизнес, потому что наша команда – это одна большая семья. 

Кроме того, Россия сегодня дает нам уникальный опыт. Здесь еще недостаточно развита инфраструктура, поэтому есть возможность участвовать в самых интересных и знаковых проектах, которые в Европе давно реализованы. При этом все сотрудники компании учат английский язык, ведь в далекой перспективе мы планируем выйти и на мировой уровень. В советское время страна могла предложить миру нечто такое, чего никто другой не умел, например, в области атомной энергетики. Я амбициозно надеюсь, что когда-нибудь наш комплексный подход, который даже для Штатов и Европы большая редкость, будет востребован и за пределами России. Я верю, что и в Африке мы тоже будем строить. 
Роман Соркин, президент группы компаний Homeland Group. Фотография предоставлена компанией Homeland Group
Мастерская:
Homeland Group http://homeland-group.ru

26 Ноября 2013

Похожие статьи
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.