Динамичные решения

В конкурсе на разработку концепции парка «Динамо» сразу два победителя – проект бюро «Практика» и проект Александра Константинова и Ильи Заливухина.

mainImg
25 июня в Москве были подведены итоги закрытого конкурса на разработку концепции парка «Динамо», который из запущенного транзитного сквера должен превратиться в благоустроенный оазис со спортивными и рекреационными уголками. Организатором состязания выступило ЗАО «ВТБ Арена», занимающееся реконструкцией одноименного стадиона, куратором стал архитектор Илья Мукосей, а к участию были приглашены пять команд – бюро Wowhaus, «Практика», «Поле-Дизайн», Buromoscow и Илья Заливухин (архитектурно-градостроительная компания «Яузапроект») в партнерстве с архитектором и художником Александром Константиновым.
Общественное обсуждение конкурсных проектов парка «Динамо». Фотография Александра Остроухова
Григорий Гурьянов. Фотография Александра Остроухова

Экспертный совет конкурса, в состав которого вошли государственный эксперт по охране культурного наследия Татьяна Кудрявцева, москвовеоды Михаил Коробко и Денис Ромодин, архитекторы Юлий Борисов и Константин Ходнев, архитектурные критики Елена Гонсалес, Алексей Муратов и Егор Коробейников, выбрал сразу два лучших проекта – один из них разработан бюро «Практика», второй архитекторами Александром Константиновым и Ильей Заливухиным. Официальному подведению итогов конкурса предшествовало общественное обсуждение всех пяти проектов, состоявшееся 19 июня в павильоне «Школа» парка «Музеон», в ходе которого проект бюро «Практика» также был назван лучшим.

Ниже публикуем все проекты участников и полную стенограмму их обсуждения.

«Динамо-машина». Архитектурное бюро «Практика»

Генеральный план. «Динамо-машина». Архитектурное бюро «Практика»

Григорий Гурьянов:
История парка «Динамо» – это история его постепенного уменьшения. Исторические материалы показывают, как от него постепенно отрезались разные куски и в конце концов остался небольшой треугольный фрагмент зелени, который сейчас нам предлагается преобразовать. И своей главной задачей мы видели поиск решения, которое смогло бы остановить эту тенденцию убывающего парка. Отсюда родилась идея создания не маленького парка при стадионе, а стадиона в большом и зеленом парке. 

Для того чтобы реализовать эту концепцию, мы предложили стратегию из нескольких последовательных шагов, где первый и самый главный – это введение кольцевого элемента, вело-бегового кольца. Это маршрут для спорта и прогулок протяженностью 2 км, который охватывает существующий парк вместе со стадионом. Это кольцо должно стать главной артерией, энергетическим каналом, который будет питать всю территорию парка своей спортивной энергией, он будет объединять и склеивать в одно целое парк и прилегающие к нему территории.
Пешеходный мост. «Динамо-машина». Архитектурное бюро «Практика»

Кольцо поделено на двухполосную беговую дорожку, велосипедную дорожку и достаточно широкую прогулочную благоустроенную зону, где могут неспешно прогуливаться все те, кто не хочет заниматься спортом. Если бежать по кольцу в среднем темпе, то это займет около десяти минут, и это вполне нормальный маршрут для занятий оздоровительным спортом. У вело-бегового кольца есть симпатичные извилистые ответвления, которые позволяют увеличить и разнообразить маршрут. На площади между павильонами метро можно очень удобно организовать старт, проводить там всевозможные массовые мероприятия для жителей. Также там можно сделать мощение и посадить газоны, чтобы и этим прилегающим территориям придать парковое качество.

Создание непрерывного закольцованного маршрута потребовало некоторой переработки транспортной схемы. Мы предложили перенести один из въездов в подземную автостоянку для того, чтобы избежать пересечения автомобильных и вело-беговых потоков. Кроме того, мы предложили убрать автомобильное движение с дублера Ленинградского проспекта.
Вело-беговое кольцо. «Динамо-машина». Архитектурное бюро «Практика»

Второй важный структурный элемент проекта – это организация транзита пешеходов через парк. Заказчик хотел, чтобы парк можно было полностью перекрывать во время массовых мероприятий. Что в этом случае делать с транзитными потоками? Эту задачу мы решили с помощью сквозного синего моста. Мост состоит из типовых элементов, которые живописно составляются в одну пиксельную линию. Спуститься с моста в парк можно по нескольким лестницам и пандусам. Под мостом возникает парковая инфраструктура, зоны прокатов, кафе и т.д. И самое важное – мост позволяет отделить парк от стадиона в момент проведения матчей: он оснащен раздвижными, работающими по принципу ножниц ограждениями, которые в нужный момент могут полностью блокировать доступ из одной части парка в другую, при этом транзит жителей по мосту не прерывается. Мы рассматривали этот мост еще и как аттракцион, узнаваемый и запоминающийся элемент парка, который, возможно, станет новым символом этого места.
Фрагмент мощения. «Динамо-машина». Архитектурное бюро «Практика»

Следующий вопрос, на который нас просили ответить заказчики: что такое парк физкультуры и спорта в современном понимании? В нашем понимании это место, где горожане занимаются физкультурой и спортом. Поэтому вокруг парка появилось вело-беговое кольцо, а внутри парка все свободные от деревьев зоны, согласно с проектом, превращены в спортивные площадки. В южной части расположен целый спортивный кластер, интегрированный в извилистые ответвления бегового кольца. 
zooming
Фрагмент вело-бегового кольца. «Динамо-машина». Архитектурное бюро «Практика»

В сам парк, в виду существующих ограничений, нельзя было вводить новые элементы. По сути, для работы нам оставили только поверхность дорожек. Инструменты, которые мы выбрали, – это мощение и малые архитектурные формы. Все парковое мощение навеяно динамовской тематикой, поэтому здесь доминируют синий цвет и энергичные треугольники. Также мы разработали специальную линейку малых архитектурных форм, которые назвали «пьедесталом почета». Это разнообразные объекты из белого бетона, которые, сохраняя и развивая форму пьедестала, становятся то парковой скамьей с клумбой, то скамьей со столиком, то питьевым фонтанчиком со ступенькой для детей, то контейнерами для раздельного сбора мусора, то игровым элементом на детской площадке, а то и составной частью скейт-парка. Если посмотреть на схему расположения этих элементов в парке, то она выглядит очень живописно – как будто все «пьедесталы» взяли и рассыпали, создав дополнительный слой общественного пространства.Особое внимание мы уделили озеленению всех прилегающих территорий. На самом деле они парком не являются, но вполне можно создать ощущение, что они принадлежат к цельной парковой структуре.
Аллея героев спорта. «Динамо-машина». Архитектурное бюро «Практика»

А на аллее Героев спорта пьедесталы – это монументы с именами знаменитых динамовцев. Аллея занимает две разные части парка, и одна ее часть воспевает героев прошлого, а более короткая зарезервирована для новых молодых звезд футбола.
zooming
Александр Константинов. Фотография Александра Остроухова

Из всех этих элементов складывается наш генеральный план, иллюстрирующий идею стадиона в парке. И мне хочется обратить внимание на еще один очень важный момент – здание Академии спорта. Наверное, его появление в этом месте необходимо, но то, что оно должно быть именно таким, – большой вопрос. Это огромное здание, длина фасада которого около 200 метров. Если бы при сохранении функции и назначения здания можно было бы разбить его на несколько отдельных объемов, то все они очень живописно и аккуратно интегрировались бы в парк. Это была бы максимальная реализация нашей концепции, а парк вернулся бы к своим прежним и естественным габаритам. 



«Движение и воздух». Александр Константинов и Илья Заливухин
Генеральный план. «Движение и воздух». Александр Константинов и Илья Заливухин

Александр Константинов:
Когда мы ознакомились с техзаданием конкурса и осмотрели сам парк, то сразу поняли, что ТЗ таит в себе некоторые противоречия. Наш проект под девизом «Движение и воздух» стремится снять эти противоречия, не игнорируя при этом пожелания заказчика. Не столь важно, что будет построено на территории парка, куда важнее очистить его от мусора – это первое, что нужно сделать. Главная цель всех преобразований – свободное передвижение посетителей в чистом и благоустроенном пространстве.

Та территория парка, которая отведена для проектирования, на наш взгляд, является неотделимой частью пространства вокруг стадиона «Динамо». Связи парка с городом – очевидные и многочисленные. Невозможно проектировать парк без оглядки на окружение, так же как невозможно и разделять эти территории забором. В этом состоит суть нашего предложения.
Совмещение нового проекта с планом Чериковера. «Движение и воздух». Александр Константинов и Илья Заливухин

Парк находится в очень плотном кольце окружающей застройки, состоящем из жилых комплексов, спортивных сооружений и автодорог. Строить здесь еще что-либо, пусть даже временные павильоны, и заполонять ими и без того небольшое зеленое пространство, по меньшей мере неразумно. Поэтому в нашем проекте не предполагается вообще никакого строительства, за исключением 2-3 раздевалок для спортсменов. Все свое внимание мы сосредоточили на самом парке. А парк – это в первую очередь воздух, зелень и маршруты движения. В прошлом у нас уже был опыт работы с парками – например, мы делали проекты для «Сокольников» и парка «Фили». Тогда мы анализировали, каким образом можно преобразовать территорию парка при минимальном вмешательстве в природную среду. В результате этого анализа мы поняли, что если архитектор не хочет навредить парку, то все, что он должен сделать – это предусмотреть мощение дорожек и продумать дендрологию. 
Озеро. «Движение и воздух». Александр Константинов и Илья Заливухин

В своем проекте для парка «Динамо» мы сконцентрировались на создании удобных маршрутов движения. Есть всего лишь два типа движения: по прямой – по траектории цели, и по плавной кривой – по траектории прогулки. По-другому человек никогда не двигается. Этот принцип был неплохо проработан в 1930-е гг. архитектором Лазарем Чериковером. Его проект для «Динамо» состоял только из прямых и плавных линий, и сравнив его с существующим положением, мы выяснили, что многие элементы сохранилось до наших дней. Не уцелело озеро и многие крупные объекты, но очертания планировочной схемы видны вполне отчетливо. Таким образом, наш проект базируется на плане Чериковера, у нас много совпадений и прямых цитат, новый принцип движения по плавным дугам и прямолинейным маршрутам наложен на исторический план. 
Прямые и плавные парковые дорожки. «Движение и воздух». Александр Константинов и Илья Заливухин

Прямые дорожки сохранились не полностью, все они, как и главная аллея, идут ниоткуда и приходят в никуда. В связи с этим родилась идея создания аллей, которые возникают из воздуха, а потом в нем же и растворяются. Все это иллюстрируется за счет мощения, переходящего в зеленый газон. Так решены все прямые маршруты, которые образуют довольно густую сеть. Всякий раз, когда пешеход попадает на перекресток, он видит, что его тропа вдруг обрывается, но при этом у него всегда есть возможность продолжить движение по другой, пересекающейся с его маршрутом траектории. Кроме прямых, существует еще сеть криволинейных дорог. Все входы в парк обозначенные только мощением. Ограждения и ворота полностью отсутствуют. Мощение же является сигнальной системой, позволяющей уже на входе выбрать свой маршрут и свою стратегию поведения в парке. 

Парк обладает очень плавным перепадом рельефа, что в Москве большая редкость. Этот элемент ландшафта мы также стараемся сохранить и подчеркнуть. Так как вся территория в нашем проекте рассматривается как единая, то мы позволили себе сместить существующую баскетбольную площадку, а на ее месте процитировать озеро Чериковера. Благодаря рельефу такое озеро будет видно из любой точки парка. К тому же оно оправдает наличие центральной аллеи и станет ее логическим завершением. Памятник Льву Яшину нужно перенести ближе к стенам стадиона. И, конечно, надо убрать некрасивое зеленое пластиковое покрытие, имитирующее траву. Единственное свободное от деревьев пространство, согласно проекту, станет большой зеленой поляной. Когда я был маленьким, полян в московских парках было очень много, но потом открытых пространств почти не осталось, приоритет стал отдаваться зеленым насаждениям. И для того, чтобы полежать на газоне, москвичам сегодня надо лететь в нью-йоркский Central Park. 

На рассматриваемой территории существуют сложившиеся транзитные маршруты. Их наличие – это большой подарок. Большая часть посетителей парка – это транзитные пешеходы, которые направляются от станции метро к дому. Вокруг много жилых районов, но для транзита используется одна единственная дорога, по которой постоянно движется невероятное количество людей. Наша идея состоит в том, чтобы распределить пешеходные потоки таким образом, чтобы каждый мог выбрать наиболее удобный для себя путь, пролегающий через парк. После нескольких таких сквозных проходо, людям непременно захочется прийти уже специально в парк.
Владимир Кузьмин. Фотография Александра Остроухова

Из новых объектов мы предполагаем устройство только лишь детских и небольших спортивных площадок с гимнастическими снарядами. Что же касается инфраструктурных объектов, то все они прекрасно разместятся в уже существующих на территории сооружениях.

В заключение еще раз подчеркну, что мы категорически против забора. Единственное возможное решение – оградить всю территорию парка по периметру, включая МФК и стадион. И, конечно, это не должно быть трехметровое ограждение. Строительство забора и его обслуживание стоит гораздо дороже, чем хорошая охрана на много лет вперед.



«Горизонты движения». Студия «Поле-дизайн»
Генеральный план. «Горизонты движения». Студия «Поле-дизайн»

Владимир Кузьмин:
Наш проект в каком-то смысле полемизирует с предыдущим. Но дело в том, что мы достаточно ответственно отнеслись к техническому заданию конкурса, и рассматривали его как данность, не допуская, что оно требует каких-либо корректировок. Забор был одним из условий заказчика. И нам кажется, что установление границ, в любом смысле – философском, пластическом, пространственном, дизайнерском – это скорее благо. В данном конкретном случае это еще и возможность оформить некую буферную зону между городом и парком. И возможность эта имеет особую ценность, учитывая, что внутри парка мы практически ничего не можем делать. Существует масса ограничений, не позволяющих привнести туда хоть что-нибудь новое. И мы совсем не против того, чтобы сохранить историю «Динамо», вспомнить о Чериковере. Но в то же время мы не видим ничего плохого в том, чтобы поработать с ограждением парка, сделав его зоной связи, а не преграды. 
Детская площадка и павильоны. «Горизонты движения». Студия «Поле-дизайн»

Проект «Горизонты движения» предлагает сосредоточить всю активность именно на пограничной зоне. Существующий парк зажат в мощные тиски города, и это, по сути, лишает его возможности нормально функционировать. Парк нуждается в защите, и мы разработали систему защиты парка от внешних негативных воздействий. Внутри же необходимо сохранить природную, историческую и функциональную ткань без каких-либо серьезных дизайнерских и уж тем более архитектурных внедрений.
«Горизонты движения». Студия «Поле-дизайн»

Система оград представляет собой двухуровневый маршрут движения по периметру парка, что возвращает пограничную зону, измеряемую сотнями метров и в настоящее время никак не использующуюся, в систему физической активности, так недостающей парку. Это модульные элементы, из которых собирается длинная галерея синего цвета, образующая навес над маршрутом в уровне земли, а также формирующая прогулочное пространство на втором уровне, на высоте 2,4 метра, общей протяженностью более полутора километров. Вся конструкция собирается из 373 типовых модулей. Соответственно, эта же конструкция выступает физическим ограждением парка. Для подъема на мост-ограждение разработана целая система пандусов и лестниц, которые расположены на значительном, но вполне досягаемом расстоянии друг от друга для того, чтобы обеспечить комфортный подъем всех слоев населения, в том числе людей пожилого возраста и маломобильных групп. Также по пандусам на мост смогут подняться велосипедисты или роллеры. 
Варианты оформления фонтана. «Горизонты движения». Студия «Поле-дизайн»

Мы старались не заступать на территорию восстанавливаемого парка, хотя к самой идее восстановления относимся довольно скептически. Те незначительные интервенции на территорию парка, которые мы себе позволили, являются естественными элементами инфраструктуры и функционально дополняют имеющиеся спортивные объекты. Это раздевалки, зоны хранения спортивного инвентаря, точки проката и др. Все эти функции будут располагаться под галереей. На месте существующей парковки и большого забетонированного пустыря предлагается создать несколько открытых площадок, эстраду с амфитеатром, площадки для волейбола или футбола, а также бассейн в летнее время и каток зимой. На участке, где сейчас расположен въезд в подземный паркинг, мы предлагаем разместить самые активные и шумные спортивные зоны – дорожки для велосипедистов и роллеров, воркаут, паркур и т.д. Локализация спортивных активностей на отдельно взятом участке позволит не допустить конфликта между спортсменами и гуляющими в парке жителями.
Вариант оформления фонтана в виде павильона. «Горизонты движения». Студия «Поле-дизайн»

Единственной точкой, для которой мы разработали собственное архитектурное решение, стала зона фонтана. Здесь когда-то были восхитительные мозаики, которые, на наш взгляд, обязательно должны быть восстановлены, потому что это живая смальта, ручная работа и невероятной красоты декор. Их воссоздание является куда более важной и нужной задачей, чем восстановление партерной композиции на месте выросших за это время деревьев. Идеологическая направленность мозаик особого значения не имеет. В этой связи мы осмелились предложить три варианта развития фонтанной зоны. Первый вариант под название «Агора» предполагает подлинное восстановление фонтана. В этом случае будет полностью сохранена его композиция, но сам фонтан будет окружен скамьей, а также будет сформирован маршрут, соединяющий его с амфитеатром. Следующий вариант – «Динамовская горка». Здесь фонтан предлагается мемориализовать, построив над ним что-то вроде мавзолея. Сверху будут высажены бело-голубые цветы, не требующие особого ухода. А под конструкцией клумбы останутся мозаики, которые можно будет увидеть сквозь специальные проемы. Последний вариант предполагает возведение на этом месте павильона, принимающего на себя представительские функции парка. Павильон частично накроет фонтан, и тогда мозаики станут частью его интерьера.
Вход в парк. «Горизонты движения». Студия «Поле-дизайн»

Пешеходный транзит по парку проходит в трех основных направлениях. Мы сохраняем и развиваем транзитные маршруты с учетом того, что уже разрабатывается проект восстановления партерной композиции и всех исторически существующих дорожек. Также сохраняются входы в парк. Постепенно внутреннее пространство парка будет раскрываться навстречу городу. Для этого мы предусмотрели несколько сценариев организации дополнительных входов – например, ворота могут быть устроены со стороны будущего торгово-развлекательного и спортивного центра с выходом на главную аллею или в северо-восточной части парка.
Вход в парк. «Горизонты движения». Студия «Поле-дизайн»

Павильоны, которые мы обозначили в своем проекте, лишь показывают некоторую возможную перспективу развития, подчеркивая определенное зонирование парка. Все они также собираются из модульных элементов, которые удобно компонуются между собой, могут формировать различные композиции, а также служить оформлением для мероприятий неспортивного плана. Структурно это типовые модули из металлических конструкций, произведенные на российских заводах и не требующие тяжелых архитектурных фундаментов. 
Анастасия Рычкова. Фотография Александра Остроухова

Реализация проекта возможна уже через год и четыре месяца. Через три года ограждение зарастет диким виноградом, а через десять лет синий цвет сойдет и металлоконструкции покроются ржавчиной, что будет роднить «Динамо» с английскими, датскими или голландскими парками. 

«Физкультура». Бюро Wowhaus
Генплан. «Физкультура». Бюро Wowhaus

Анастасия Рычкова:
Парк «Динамо» – на самом деле совсем небольшой, камерный. Наша главная задача состояла в том, чтобы сделать как можно меньше и не навредить существующему природному ландшафту. В своем проекте мы выявили три основных сценария существования парка. Во-первых, надо сказать, что это не общегородской парк, а место отдыха для жителей района и нового жилого комплекса. Кроме того, это основная транзитная зона для пешеходов, следующих от станции метро «Динамо» к жилым домам. И, наконец, парк – это буферное пространство вокруг стадиона во время массовых мероприятий. В разработанном нами генплане мы отдельно выделили транзитную зону, зоны отдыха и спортивные площадки. На случай массовых мероприятий предусматривается ограждение парка по периметру. В остальное время парк должен быть открыт и свободен для доступа посетителей.
Цветник. «Физкультура». Бюро Wowhaus

В транзитной зоне запроектировано два новых объекта: на входе расположен небольшой киоск, а на центральной площади – кафе. Оба эти сооружения являются временными, некапитальными. Все транзитные маршруты в ночное время будут хорошо освещены.
Разрез. «Физкультура». Бюро Wowhaus

Места отдыха располагаются в наиболее озелененных частях парка. Они представляют собой большие цветники, окруженные кольцами-лавками, и различаются между собой по размеру и цвету. Всего предусмотрено три круглых цветника – красный, желтый и синий. Все они формируются специально подобранными цветами и растениями контрастных оттенков и существуют как зоны непрерывного цветения в теплое время года. Внутри цветников также сохраняются существующие деревья, поэтому необходимо подобрать такие цветы, которые выживают в условиях затененности. Цветники являются главными точками притяжения в парке. А лавки-кольца предложены как альтернатива обычным парковым скамейкам. В холодное время года они будут ярко подсвечиваться, а на месте спортивных площадок зимой возможно создание катка и горок.
Схема зонирования. «Физкультура». Бюро Wowhaus

Особое внимание мы обратили на участок парка, примыкающий непосредственно к Ленинградскому проспекту. Парк крайне мал, зимой он просматривается насквозь, и, находясь в его дальнем конце, можно отчетливо видеть и слышать, как автомобили движутся по проспекту. В связи с этим нам показалось очень важным отделить пространство парка от шумной автомагистрали. Главным звукопоглащающим элементом здесь стал забор-аттракцион с подсвеченными изнутри фигурами спортсменов. Этот забор и дал название всему проекту – «Физкультура». Его основной функцией станет звукозащита. Кроме того, он сформирует дополнительную аллею, по которой можно будет безопасно и спокойно прогуляться. 
Забор. «Физкультура». Бюро Wowhaus
Ольга Алексакова и Юлия Бурдова. Фотография Александра Остроухова

Важно помнить, что парк имеет местное значение. Думать, что он по примеру Сокольников станет притягивать людей со всего города, специально приезжающих из других районов, довольно абсурдно. Этот парк даже после реконструкции останется парком, обслуживающим локальные интересы проживающих возле него жителей и пользующихся им как транзитной зоной. Этим объясняется наше решение минимизировать новое архитектурное присутствие, сократить количество функций, восстановить историческую, а главное – обеспечить безопасный и комфортный транзит и отдых для местных жителей.


«Второе дыхание». Архитектурно-градостроительная компания Buromoscow
Генеральный план. «Второе дыхание». Архитектурно-градостроительная компания Buromoscow

Ольга Алексакова:
В своем проекте мы тоже будем рассказывать про забор. Сложно что-то добавить к речи Владимира Кузьмина, который очень подробно рассказал, почему забор в этом парке необходим. Наши проекты получились похожими, потому что мы исходили из условий технического задания конкурса, согласно которому нужно было закрыть периметр парка. Помимо забора характер нашего проекта определила идея, прозвучавшая в одной из статей журнала «Большой город», о том, что любое благоустройство негативно воздействует на парки. Поэтому мы решили все дополнительные функции включить в забор, а из парка с благоустройством совсем уйти, сохранив его экосистему, в которой падают и перегнивают листья, живут насекомые, белки и птицы. Забор у нас выполняет функции то главной аллеи, то прогулочного променада, то укрепительного земляного вала. Со сменой функции меняется и форма ограждения. 

Юлия Бурдова:
Также мы предложили расширить площадь перед стадионом, чтобы позволить жителям проходить от станции метро к жилым районам в обход парка, таким образом направив основные транзитные потоки вдоль внешней его границы. Но уменьшив парк с одной стороны, мы увеличили его с другой, присоединив сквер вдоль Ленинградского проспекта с помощью «уха»-перехода, которое в виде большого пандуса поднимается над проезжей частью и спускается обратно в сквер. 
«Второе дыхание». Архитектурно-градостроительная компания Buromoscow

Внимательно проанализировав существующие входы в парк, мы увидели, что они формируют достаточно логичную и сложившуюся схему. Поэтому все их решено было сохранить на прежних местах. Однако были предусмотрены дополнительные входы, позволяющие подняться на наш мост. Два новых входа предусмотрены около метро, два – в задней части парка, возле старого теннисного корта, и еще один пандус ведет на то самое «ухо», о котором я говорила выше. Мы подумали и о других участниках движения, например, о велосипедистах. Организовывать велосипедные дорожки вдоль парка нет никакого смысла, потому что там либо стройными рядами идут пешеходы из метро, либо гуляют бабушки и мамы с колясками. Поэтому мы предложили велосипедистам подняться на аллею-мост. Ее ширина составляет пять метров, и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить комфортное движение и пешеходам, и велосипедистам.
Пешеходная аллея. «Второе дыхание». Архитектурно-градостроительная компания Buromoscow

Для возведения моста предполагается использовать максимально легкие металлические конструкции. Сам мост насыщен различными функциями – где-то это кафе, где-то спортивные площадки, где-то зоны отдыха, где-то помещения проката инвентаря. Также он может служить навесом над парковыми скамейками. Помимо второго уровня, где можно гулять вокруг парка между кронами деревьев, создана отдельная зона, подчеркивающая центральный наземный маршрут. Я говорю о центральной аллее, вдоль которой мы расставляем лавочки, а в ее конце организуем небольшое кафе. Летом парк работает в обычном режиме. Зимой «ухо» застилается айс-матами и превращается в каток, а часть ограждения используется как зона ледяных горок.
Горки. «Второе дыхание». Архитектурно-градостроительная компания Buromoscow

Важно отметить, что в проекте сохраняется исторически существующий забор вдоль Ленинградского шоссе. Это основной опознавательный знак парка со стороны дороги, и мы решили сохранять его как памятник. В этой зоне новое ограждение поднимается и отходит от старого забора. Наш мост предлагает довольно гибкие и пластичные решения, с одной стороны он закрывает парк, а с другой – открывает его городу. Чтобы парк был хорошо виден с ТТК и с Ленинградки, предлагается выдвинуть его как можно ближе к дороге.
Смотровая площадка, выходящая на Ленинградский проспект. «Второе дыхание». Архитектурно-градостроительная компания Buromoscow
Общественное обсуждение конкурсных проектов парка «Динамо». Фотография Александра Остроухова

Ольга Алексакова:
Благодаря предложенному нами новому маршруту длина дорожек прирастает на 1,4 км, а площадь парка увеличивается на 15%. Мы ничего не реставрируем и не воссоздаем, но новый элемент в виде моста-ограждения дает парку второе дыхание.

Общественное обсуждение конкурсных проектов парка «Динамо». Фотография Александра Остроухова

Вопрос из зала:
Как решается вопрос подъема на второй ярус людей с ограниченными возможностями?

Илья Мукосей, куратор конкурса:
В половине проектов нет второго яруса. А там, где есть мосты, во всех случаях предусмотрены пандусы, по которым наверх могут подняться как велосипедисты и роллеры, так и маломобильные группы населения и мамы с колясками.

Григорий Гурьянов:
Наш мост – исключительно пешеходный, велосипедное движение по нему не предусмотрено. Но пандусы с пятипроцентным нормативным уклоном запроектированы.

Илья Мукосей:
Григорий, а не вредно ли для здоровья бегать по вашему кольцу, учитывая окружение?

Григорий Гурьянов:
Москва – это вообще вредный город. Но посмотрите, какое количество людей ездит на велосипедах по улицам, немало не смущаясь. Например, в Нью-Йорке по знаменитой манхеттенской сетке люди бегают в огромном количестве. Поэтому никаких проблем в этом мы не видим.

Илья Мукосей:
Чем обусловлена такая трассировка мостика случайная?

Григорий Гурьянов:
Она предполагает гибкость в том смысле, что при детальном и конкретном проектировании моста  придется учитывать и обходить существующие в парке деревья. Именно поэтому была разработана система, которая способна подстраиваться под определенные условия. 

Илья Мукосей:
Вопрос авторам «Второго дыхания»: не будет ли слишком мрачно, холодно и сыро под вашим мостом?

Ольга Алексакова:
Я думаю, нет, потому что мы предусмотрели даже отверстия для деревьев, чтобы их кроны проходили сквозь мост.

Илья Мукосей:
Александр, а к вам был вопрос в фейсбуке. Один пользователь написал, что уже почти проголосовал за ваш с Ильей проект, но потом увидел, что вы не предусмотрели ни одной лавки. Почему?

Александр Константинов:
Мы специально не рассматривали никакие МАФы, потому что считаем, что это предмет отдельного проектирования. Нам показалось это излишним, это лишь производная от общего проекта. Если наш проект будет принят к реализации, то в нем появятся и малые архитектурные формы. Принципиально, чтобы все они были разработаны специально для этого парка.
Куратор конкурса Илья Мукосей. Фотография Александра Остроухова

Вопрос из зала:
У всех авторов было довольно негативное отношение к исторической части парка, которое я, наверное, тоже разделяю. Насколько я правильно понял – реконструировать там нечего, а парк в первозданном виде уже потерян. Или я не прав?

Владимир Кузьмин:
Мне кажется, что восстановление – это одна из возможных систем развития парка. Нам в задании обозначили, что такой проект готовится. Мне кажется, что в качестве одного из элементов аттракциона в парке можно восстановить аллею со статуями спортсменов времен 1930-х гг. – это забавно. Но я категорически против полного восстановления парка в целом.

Александр Константинов:
Большинство наших дорожек цитируют или следуют тому, что сохранилось от прежних времен. Но восстанавливать парк в полном объеме и делать очередной новодел, на мой взгляд, бессмысленно.

Анастасия Рычкова:
Можно что-то восстановить, но не до фанатизма. Нас вполне устраивает сохранившаяся дорожная сеть, и мы не хотим привносить в парк дополнительные трассы. Чем их меньше, тем больше зелени.

Ольга Алексакова:
Негативного отношения нет, есть просто следование заданию. 

Григорий Гурьянов:
На наш взгляд, в парке нечего сохранять. То, что осталось – это осколки, по которым никак не считывается ранее существовавшая цельность. Хотя парковые дорожки мы вообще не трогаем.

Вопрос из зала:
Исторически на территории парка существовал пруд, но в большинстве проектов это никак не учитывается.

Илья Мукосей:
Да, в 1936 году парк имел другие размеры и в нем, действительно, был пруд, который постепенно уменьшался. В начале 1950-х гг. построили новую Башиловку, и южный берег пруда вместо естественно извилистого стал прямым. В 1970-е гг., после того как прошли другие стройки, пруд и вовсе обрел прямоугольные очертания. А к московской Олимпиаде пруд исчез вообще, да и вся эта территория перестала относиться к парку. Несколько проектов нашего конкурса обыгрывают тему воды. Например, в проекте «Движение и воздух» предлагается сделать пруд, а в «Горизонтах движения» появляются небольшой водоем и фонтаны. 

Вопрос из зала:
Вопрос к авторам «Динамо-машины». Из каких материалов сделаны конструкции моста и как обеспечивается движение в местах его поворотов и смещений?

Григорий Гурьянов:
Мы предполагаем использовать деревянные, легковозводимые конструкции. Что касается поворотов, то принцип тот же, на котором построена любая пиксельная графика. Прямоугольные модули поставлены со смещением, множество смещений в результате дает одну плавную линию. Минимальная ширина прохода в точках поворота составляет 2,5 метра.

Вопрос из зала:
Учитывая соседство со стадионом, возникает вопрос, насколько все объекты и малые формы вандалоустойчивы? 

Юлия Бурдова:
На этот случай у нас предусмотрен  земляной вал.

Владимир Кузьмин:
А в нашем проекте используется довольно прочный металл и соответствующие усиления в необходимых местах вплоть до тотальной защиты. 

Григорий Гурьянов:
У нас предусмотрены специальные мероприятия по отделению парка от зоны стадиона с помощью достаточно крепкого раздвижного забора. А малые архитектурные формы выполнены из бетона, с ними вообще ничего нельзя сделать.

Илья Мукосей:
В заключение я попрошу каждого из участников назвать наиболее понравившийся ему конкурсный проект, исключая свой собственный. 

Юлия Бурдова:
Нам нравятся все проекты, которые без забора.

Владимир Кузьмин:
При всей моей любви к авторам «Второго дыхания», я все же отдал бы предпочтение проекту «Динамо-машина», потому что он прекрасно дополняет наше решение. 

Григорий Гурьянов:
Мы нашим бюро, которое здесь присутствует почти в полном составе, проголосовали и в результате четыре голоса было отдано за проект студии «Поле-дизайн», а сам я проголосовал за проект Александра Константинова и Ильи Заливухина.

Александр Константинов:

Мы выбирали между проектами, которые не предусматривают постоянного ограждения парка, а это концепции бюро Wowhaus и бюро «Практика». Но «Динамо-машина» нам больше по вкусу.


Анастасия Рычкова:
Меня подкупила спортивная составляющая, поэтому мы тоже за  «Динамо-машину».

Илья Мукосей:
Что же, по итогам нашего импровизированного голосования получилось, что победил проект бюро «Практика». 

26 Июня 2013

Похожие статьи
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Динамичные решения
В конкурсе на разработку концепции парка «Динамо» сразу два победителя – проект бюро «Практика» и проект Александра Константинова и Ильи Заливухина.
Пресса: Парку «Динамо» выбрали концепцию
В конкурсе на разработку концепции Парка Физкультуры и Спорта «Динамо» победили два проекта: «Движение и воздух» Александра Константинова и Ильи Заливухина и «Динамо-машина» бюро «Практика». Итоги конкурса объявил сегодня Андрей Перегудов, гендиректор УК «Динамо», председатель совета директоров ЗАО ВТБ «Арена».
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.