English version

Гибкое решение

Проект реконструкции здания кинотеатра «Гавана» под «Планету КВН» не только чутко реагирует на городское окружение и на «вечно молодой» образ популярной программы, он еще и проявил незаурядную гибкость при выборе технического решения.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
Россия, Москва, Ул. Шереметьевская, д. 2

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Генадий Надточий, Александр Малыгин, Петр Алимов, Юрий Фролов, Иван Хрипков, Алексей Науменко, Юлия Зыкова

1.2012 — 8.2012 / 6.2012 — 2013

Заказчик: правительство Москвы
Проект Веры Бутко и Антона Надточего победил в архитектурном конкурсе на реконструкцию фасадов кинотеатра «Гавана» для  размещения «Московского молодежного центра «Планета КВН» (внутренней реконструкцией занимается компания «Стройпроект»). Конкурс состоялся в начале этого года, через два месяца после того как перед телекамерами Путин «подарил» здание КВН-у. О проектах, участвовавших в конкурсе, мы уже писали весной, теперь расскажем подробнее о проекте-победителе, реализация которого сейчас идет полным ходом. Ее планируется завершить весной.
Архитекторы «Атриума» предложили задрапировать здание двумя гигантскими лентами легких текучих (или даже летящих) очертаний, закрепив их на металлической конструкции, местами сильно отступающей от стен. Надо признать, что этот прием должен изменить коробку бывшего кинотеатра до неузнаваемости: гибкая динамичная оболочка, подобно карнавальной маске, не скрывает полностью даже стен здания. Но меняет его образ, то самое мимолетное ощущение, которое возникает при невнимательном взгляде: водителя из проносящейся машины или увлеченного разговором пешехода. Словом, эти полосы, напоминающие то ли готический вымпел, то ли полет гимнастической ленточки, изменили главный аккорд. Прежняя «Гавана» была спокойным представителем позднего модернизма с характерной для своего времени нотой классики, с размеренным взглядом на проспект. Теперь – вихрь, поток, пластично обвивающий, осеняющий, и уж ни в коем случае не статичный.

«Одной из наших задач было переосмыслить градостроительное значение этого здания в современной ситуации, – рассказывает Вера Бутко. – Раньше кинотеатр «смотрел» фронтально на Сущевский вал, мы же переориентировали его на  перекресток, который в наше время стал оживленной  площадью.  Не так давно здесь появился выход из станции метро «Марьина роща». То есть мы сделали угловую точку зрения главной – в ответ советскому жилому дому, стоящему напротив по диагонали».

Действительно, здание кинотеатра «Гавана» построенное в 1980-е годы смотрело не на перегруженную иномарками трассу, а скорее на спокойный и размеренный советский проспект. Построено оно было по проекту, разработанному архитектором Геннадием Надточим, отцом Антона Надточего, который принимает активное творческое участие также и в работе над новым проектом (тот проект был типовым «проектом повторного применения», по нему строились кинотеатры в разных городах, в Москве построили на Сущевском валу). Геометризованный легкий портик-лоджия тогдашнего здания перекликался с парком напротив, а может быть даже и с едва видной за его деревьями ротондой церкви. То здание искало в городе отзвуки утраченных усадеб, а в типологии кинотеатра – классический подход к общественному зданию (отсюда портик; это почти дворец культуры). Девяностые его не пощадили, в здании разместилось казино, отметив свое присутствие крупным порталом с иллюминацией в духе Лас-Вегаса, асимметрично прилепленным к лоджии. Затем изменился Сущевский вал и здание бывшего кинотеатра обращено уже вовсе не к проспекту, а к второстепенному дублеру городской магистрали, уходящей на этом месте в туннель.
Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
© ATRIUM
zooming
Здание кинотеатра «Гаваны» вскоре после постройки. Фотография с сайта бюро Геннадия Надточего atrium-ptm.ru

Итак, новый фасад Веры Бутко и Антона Надточего отреагировал на изменившуюся градостроительную ситуацию. Но не только на нее: архитекторы предложили сделать здание современным с помощью современных материалов. Две текучие ленты сначала предполагалось исполнить из архитектурной ткани. «Из этой ткани были сделаны фасады павильона Германии на всемирной ЭКСПО 2010 в Шанхае» – рассказывает Вера Бутко. Можно добавить, что тканевая архитектура вообще сейчас популярна в мире, особенно после кризиса, так как она позволяет создавать недорогие, но прочные и эффектные сооружения – архитектурный текстиль был использован во многих постройках летней лондонской олимпиады. Из прочного, гибкого и легкого текстиля делают натяжные купола, козырьки, выставочные павильоны, а Крис Босс из бюро LAVA, например, в 2009 году предложил завернуть в ткань целую башню в Сиднее, решив, что ткань будет собирать дождевую воду и выполнять множество других функций, то есть станет почти что интерактивной материей. Так что инновационный порыв «Планеты КВН» был более чем в русле мировых тенденций.
Вид ночью, первый вариант. Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
© ATRIUM

Однако, так как большого опыта работы с этим материалом в нашей стране нет, от идеи его использования заказчик отказался еще весной. Затем, в течение нескольких месяцев, авторы изучили несколько вариантов других технических решений, которые могли бы обеспечить им реализацию замысла: в частности, рассматривался вариант применения ПВХ и ETFE мембран. В конечном счете, ближе к лету, остановились на решении, относительно простом с технической точки зрения: ленты будут исполнены из перфорированных алюминиевых листов – это тоже сетка, но ее отверстия крупнее, а эксплуатационные характеристики более предсказуемы. Сейчас на фасады бывшей «Гаваны» монтируют конструкции, которые будут нести перфорированный металл. Тем временем стены покрывают разноцветными панелями, образующими асимметричный пиксельный рисунок.
Схема монтажа фасадной конструкции. Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
© ATRIUM

С самого начала архитекторы решили, что фасад будет мультимедийным. Ночью изображения планируется показывать с помощью лазерных проекторов, а для светлого времени суток в металл криволинейных поверхностей будет вмонтирован светодиодный экран. Это, пожалуй, первый значительный опыт применения лазерных проекционных систем для изменения облика здания; особенно приятно, что делается это российскими компаниями и по российским технологиям.


Попутно, в течение года, архитекторы сделали еще несколько проектов для «Планеты КВН». Интерьер из гнущихся белых поверхностей, часть которых также служила бы экранами для видеопроекцией, мог стать логичным продолжением фасадной «волны», тем более что лоджия главного входа будет расчищена и станет цельным прозрачным витражом. Если внешняя конструкция визуально почти не прикасается к прямоугольной коробке здания, а «левитирует» перед ней (хотя, конечно же, она будет прочно закреплена) – то и интерьер в проекте Бутко и Надточего решен как открытый разомкнутый «чехол», нанизанный на тонкие опоры здания, не касаясь ни этих опор, ни стен.
Проект интерьеров. Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
© ATRIUM

Позднее заказчики попросили архитекторов подумать над эскизным проектом реконструкции самой площади, после строительства метро заставленной тяжеловесными коробами вентиляции. Бутко и Надточий предложили часть «коробок» облицевать разноцветными панелями, а самую крупную из них, также как и выход из метро – прикрыть вторящими фасаду изогнутыми козырьками.


Если бы все эти планы удалось реализовать, площадь вокруг бывшей «Гаваны» превратилась бы в нешуточный заповедник нелинейной архитектуры, цельный и свежий, какого в Москве еще не было. Но, к сожалению, сейчас пока в полной мере реализуется только проект фасада. Несмотря на это, все мы находимся в предвкушении инновационной реализации.
Эскизный проект благоустройства площади. Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
© ATRIUM
Макет (изговтовлен макетной мастерской Дома на Брестской). Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
© ATRIUM
Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
© ATRIUM
Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
© ATRIUM
zooming
Интерьер: развертка. Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
© ATRIUM
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Реконструкция фасадов для Московского молодежного центра «Планета КВН»
Россия, Москва, Ул. Шереметьевская, д. 2

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Генадий Надточий, Александр Малыгин, Петр Алимов, Юрий Фролов, Иван Хрипков, Алексей Науменко, Юлия Зыкова

1.2012 — 8.2012 / 6.2012 — 2013

Заказчик: правительство Москвы

23 Октября 2012

ATRIUM: другие проекты
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Похожие статьи
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.