21.06.2012

Попытка реализации утопии

В музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась постоянная экспозиция отреставрированных частей модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова, созданной под его руководством в 1769-72 гг. – самой большой и, возможно, самой удивительной архитектурной модели в мире.

информация:

Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Постоянной экспозиции в музее архитектуры не было двадцать лет – с тех пор как Донской монастырь, где размещался его филиал, был передан церкви и все хранившиеся там фонды спешным порядком перевезли на Воздвиженку. До этого, в советское время, экспозиция в Донском монастыре рассказывала о мировой и, главным образом, отечественной архитектуре до XIX века, а в основном здании – доме Талызиных на Воздвиженке – о современных архитектурных процессах. Один из хранителей музея Алексей Леонидович Карпун рассказывает, что история архитектуры представлена в фондах интереснейшей коллекцией макетов и моделей, начиная с коллекции античных памятников, купленной Екатериной II для своих внуков. Большая часть макетов относится к XX веку – многочисленные утраченные объекты: Сухарева башня, дворец Алексея Михайловича в Коломенском, собрание деревянных церквей разных типов, появившееся здесь в 70-80-е годы благодаря Александру Викторовичу Ополовникову. Есть удивительные исторические экспонаты, например, макет Успенского собора Московского Кремля, созданный в годы Великой Отечественной войны. Есть и подлинные авторские модели, например, модель Казанского собора Андрея Воронихина. Но главная жемчужина коллекции – это модель Большого Кремлевского дворца. В советское время она была доступна для обозрения в Большом соборе Донского монастыря, а последние двадцать лет пролежала разобранной на третьем этаже городской усадьбы Талызиных.

Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева

Судьба модели с самого начала складывалась непросто – как и судьба ее автора, отвергнутого гения русской архитектуры Василия Баженова. В первый раз ее серьезно повредили, когда возили в 1773-74 годах в Петербург для утверждения проекта у императрицы. Большую часть XIX века она в разобранном виде путешествовала по разным музеям и хранилищам Москвы. Впервые после Баженова ее собрали в 1906 году, но уже в 1929 снова разобрали. С тех пор она еще дважды реставрировалась и собиралась, но уже фрагментарно. Однако сейчас реставрация модели продолжается. Заведующий отделом реставрации музея Андрей Львович Моисеев не уверен, что ее удастся восстановить целиком, для этого нет и площади достаточных размеров, ведь общая длина модели 17 метров, но он поражен ее качеством. Удивительно, во-первых, состояние древесины – оно отличное. Считается, что дерево для модели, а это главным образом лиственница, было взято от разобранного как раз в то время дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Во-вторых, поражает качество исполнения – не только высокая проработка архитектурных и декоративных деталей, но и тщательная обработка тех частей модели, которые никогда не откроются взору зрителей. Впрочем, Василий Баженов поражал качеством исполнения моделей еще своих профессоров в Париже и Риме. Кроме того в процессе проектирования он отводил модели основную роль, для него она была «уже половиной практики», именно на ней он отрабатывал тектонику и зрительное равновесие будущей постройки, поэтому новая экспозиция музея демонстрирует публике два варианта решения центральной части дворца, выходящей к Москве-реке.

Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева

Большой Кремлевский дворец должен был стать не просто постройкой – он мыслился как новое лицо Москвы, превращение ее культурного и политического центра из средневековой крепости в оплот Просвещения. Идея Москвы как третьего Рима должна была обрести в этой постройке материальность. Неслучайно центральная площадь дворца – овальная – рождает ассоциации с площадью перед собором Святого Петра в Риме. Ясность и регулярность плана дворца соответствовала амбициям Екатерины создать столь же регулярное идеальное государство. Проект, как мы знаем, не был реализован, но модель Баженова еще при его жизни обрела ценность самостоятельного произведения, она стала школой классицизма для русской архитектуры. Модель демонстрировалась в специально построенном макетном доме в Кремле, была открыта для обозрения публики в Петербурге, Карамзин в 1817 году назвал ее одной из московских достопримечательностей, в начале ХХ века она была в экспозиции Политехнического музея. Материальное свидетельство одной из самых блестящих эпох российской истории теперь доступно и нам. А материя, как сказал Пьер Тейяр де Шарден, обладает изначальным свойством духовности.
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Василий Крапивин
  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Александр Попов
  • Александр Порошкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Васильев
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Гинзбург
  • Наталья Сидорова
  • Всеволод Медведев
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталия Шилова
  • Юлий Борисов
  • Игорь Шварцман
  • Кристина Павлова
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Реутт
  • Рустам Керимов
  • Павел Андреев
  • Сергей Чобан
  • Вероника Дубовик
  • Антон Надточий
  • Катерина Грень
  • Наталия Порошкина
  • Владимир Плоткин
  • Александр Бровкин
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Асадов
  • Никита Токарев
  • Константин Ходнев
  • Даниил Лоренц
  • Вера Бутко
  • Никита Явейн
  • Наталия Зайченко
  • Юрий Сафронов
  • Роман Леонидов
  • Андрей Гнездилов
  • Олег Шапиро
  • Андрей Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Полина Воеводина
  • Иван Кожин
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Николай Миловидов
  • Иван Рубежанский
  • Марк Сафронов
  • Станислав Белых
  • Сергей Кузнецов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Подгорнов
  • Антон Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Арсений Леонович
  • Илья Уткин
  • Олег Мединский
  • Андрей Романов
  • Александр Скокан
  • Олег Карлсон
  • Карен Сапричян
  • Михаил Канунников
  • Юлия Тряскина
  • Валерия Преображенская

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов
  • Жилой дом “Esper Club”
  • Жилой комплекс «Привилегия»

Технологии:

08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
03.07.2019

Дом для КНАУФ

Новый офис КНАУФ не только объединил под одной крышей подразделения компании, занимающиеся маркетингом и сбытом в России, но и стал местом, где материалы и технологии демонстрируются в действии.
КНАУФ (KNAUF)
28.06.2019

KMEW без «носика Пестрицкого»

Фасадные панели KMEW на подконструкции Hilti успешно прошли испытания на огнестойкость строительных конструкций в ИКБС МГСУ.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
другие статьи