Попытка реализации утопии

В музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась постоянная экспозиция отреставрированных частей модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова, созданной под его руководством в 1769-72 гг. – самой большой и, возможно, самой удивительной архитектурной модели в мире.

Автор текста:
Татьяна Шовская

mainImg
Постоянной экспозиции в музее архитектуры не было двадцать лет – с тех пор как Донской монастырь, где размещался его филиал, был передан церкви и все хранившиеся там фонды спешным порядком перевезли на Воздвиженку. До этого, в советское время, экспозиция в Донском монастыре рассказывала о мировой и, главным образом, отечественной архитектуре до XIX века, а в основном здании – доме Талызиных на Воздвиженке – о современных архитектурных процессах. Один из хранителей музея Алексей Леонидович Карпун рассказывает, что история архитектуры представлена в фондах интереснейшей коллекцией макетов и моделей, начиная с коллекции античных памятников, купленной Екатериной II для своих внуков. Большая часть макетов относится к XX веку – многочисленные утраченные объекты: Сухарева башня, дворец Алексея Михайловича в Коломенском, собрание деревянных церквей разных типов, появившееся здесь в 70-80-е годы благодаря Александру Викторовичу Ополовникову. Есть удивительные исторические экспонаты, например, макет Успенского собора Московского Кремля, созданный в годы Великой Отечественной войны. Есть и подлинные авторские модели, например, модель Казанского собора Андрея Воронихина. Но главная жемчужина коллекции – это модель Большого Кремлевского дворца. В советское время она была доступна для обозрения в Большом соборе Донского монастыря, а последние двадцать лет пролежала разобранной на третьем этаже городской усадьбы Талызиных.

Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева

Судьба модели с самого начала складывалась непросто – как и судьба ее автора, отвергнутого гения русской архитектуры Василия Баженова. В первый раз ее серьезно повредили, когда возили в 1773-74 годах в Петербург для утверждения проекта у императрицы. Большую часть XIX века она в разобранном виде путешествовала по разным музеям и хранилищам Москвы. Впервые после Баженова ее собрали в 1906 году, но уже в 1929 снова разобрали. С тех пор она еще дважды реставрировалась и собиралась, но уже фрагментарно. Однако сейчас реставрация модели продолжается. Заведующий отделом реставрации музея Андрей Львович Моисеев не уверен, что ее удастся восстановить целиком, для этого нет и площади достаточных размеров, ведь общая длина модели 17 метров, но он поражен ее качеством. Удивительно, во-первых, состояние древесины – оно отличное. Считается, что дерево для модели, а это главным образом лиственница, было взято от разобранного как раз в то время дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Во-вторых, поражает качество исполнения – не только высокая проработка архитектурных и декоративных деталей, но и тщательная обработка тех частей модели, которые никогда не откроются взору зрителей. Впрочем, Василий Баженов поражал качеством исполнения моделей еще своих профессоров в Париже и Риме. Кроме того в процессе проектирования он отводил модели основную роль, для него она была «уже половиной практики», именно на ней он отрабатывал тектонику и зрительное равновесие будущей постройки, поэтому новая экспозиция музея демонстрирует публике два варианта решения центральной части дворца, выходящей к Москве-реке.

Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева

Большой Кремлевский дворец должен был стать не просто постройкой – он мыслился как новое лицо Москвы, превращение ее культурного и политического центра из средневековой крепости в оплот Просвещения. Идея Москвы как третьего Рима должна была обрести в этой постройке материальность. Неслучайно центральная площадь дворца – овальная – рождает ассоциации с площадью перед собором Святого Петра в Риме. Ясность и регулярность плана дворца соответствовала амбициям Екатерины создать столь же регулярное идеальное государство. Проект, как мы знаем, не был реализован, но модель Баженова еще при его жизни обрела ценность самостоятельного произведения, она стала школой классицизма для русской архитектуры. Модель демонстрировалась в специально построенном макетном доме в Кремле, была открыта для обозрения публики в Петербурге, Карамзин в 1817 году назвал ее одной из московских достопримечательностей, в начале ХХ века она была в экспозиции Политехнического музея. Материальное свидетельство одной из самых блестящих эпох российской истории теперь доступно и нам. А материя, как сказал Пьер Тейяр де Шарден, обладает изначальным свойством духовности.
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева
Фото предоставлено Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В.Щусева


0

21 Июня 2012

Автор текста:

Татьяна Шовская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Каркас по донцу
Проект-победитель конкурса Малых городов для Городца: комплексная программа обновления общественных пространств с углубленным анализом истории и культурных кодов места.
Зеркальная иллюзия на работе
Атриум офисного здания в центре Сеула превращен архитекторами OBBA в визуальный аттракцион, чтобы спасти сотрудников от рутины. При этом эффективность использования площадей достигает максимума, разрешенного СНиПами.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.