Вначале появился Друмск (ДРУгая МоСКва) – виртуальный город, собранный из 170 зданий, построенных в Москве после 1991 года и карты – путеводитель по современной архитектуре Москвы. Кроме шуток позволяющий водить по ней экскурсии и подробно объясняющий, что, где и как. На каждый дом там заведено досье – фотографии, авторское описание и подборка прессы. И что совсем редко встречается – аналогии архитектурных форм, похожие дома и источники вдохновения, чего по отношению к старой архитектуре – пруд пруди, а по отношению к новой раньше делать было не принято. Следовательно, Друмск – это и путеводитель, и исследование, и виртуальный город – во всяком случае так кажется, когда путешествуешь по карте – что это не Москва, а ее двойник в параллельном мире. Виртуальная реальность, город Друмск.
Затем этот город ожил. Ожил его форум, где можно узнать много интересного, и уж совсем невероятные вещи стали происходить, когда было объявлено голосование за дом года. Некоторые объекты вырвались вперед со скоростью «взлета ракеты», и разработчикам пришлось сделать процедуру голосования более строгой – но об этом уже было написано, и главное – то, что в конце концов определенная степень объективности была достигнута, определилась десятка фаворитов и «дом 2006 года», которым стал дом «Авангард» Сергея Киселева, весной получивший «Золотое сечение», а теперь еще и народное признание.
Также были названы 15 лидеров голосования, которым также вручили памятные скульптурки (полный список можно увидеть здесь http://drumsk.ru/vote/2006.php). В пятерку домов, вырвавшихся вперед с большим отрывом, вошли «Аврора-II» (Олег Попов), «Северное сияние» (Сергей Ткаченко), «Перфоратор» (Дмитрий Александров) и еще один дом Сергея Киселева – «Эрмитаж-плаза».
Затем появился журнал. И если Друмск обещает врастать в историю, интересуясь кроме прочего лучшими домами 1980-х и далее, то журнал устремлен в будущее, а его название прямо утверждает, что его там (в будущем) собственно и делают. Чему отчасти даже верится, потому что только в будущем возможно вместить столько информации в не очень толстый журнал. Сейчас чаще случается наоборот, а тут – небольшая (сравнительно) книжка, а сколько всего внутри.
Главная особенность журнала состоит в том, что на каждой его странице архитектура подана по-разному: самые незабываемые фрагменты из обсуждения на форуме – это раз, архитектура глазами детей – это два. Три – это иностранная звезда Сантьяго Калатрава глазами российских звезд, отвечающих на вопросы редакции, заданные в формате университетского теста «выберите правильный ответ»: новаторство или позерство, тиражирование или стиль – разумеется, известные люди, вместо того, чтобы поставить галочку, что-то говорят – в итоге получается такая многомерная дискуссия, где на одной оси координат Калатрава, на другой – участники интервью, на третьей – редакция.
Дом Сергея Киселева на Саввинской набережной «нарисован» в виде комикса с рассказом о процессе строительства. Новшеств еще несколько, кажется, что по одному на пункт оглавления не считая веселого «интернетовского» дизайна – все вместе оставляет впечатление динамичного поиска. В то же время надо признать, что динамика не лишена аналитичности и даже основательности подходов, отчего журнал оказывается полигоном для испытания новых технологий в деле пристального рассматривания и изучения современной архитектуры. Что и есть самый надежный способ попадания в будущее.
Излишне говорить, что новый журнал непохож на все известные у нас профессиональные издания. Но видимо надо сказать, что несмотря на заверения в популярности он профессионален в хорошем смысле – то есть не скучный, но много знает и понятно рассказывает.